содержание
Все сайты C-Rover

Монастырь Сан Марко находится во Флоренции, он стоит на месте, на котором с 12 века находился сначала монастырь монашеской конгрегации валломброзианов, затем перешедший монахам конгрегации сильвестрианцев (последователям отшельника Сильвестра Гоззолини) - обе конгрегации относятся к ордену святого Бенедикта. В 1418 году сильвестрианские монахи, будучи обвиненными в несоблюдении Правил, были принуждены покинуть монастыпь, а в 1436 году, благодаря булле Папы Евгения IV и поддержке Козимо и Лоренцо Медичи, Сан-Марко был передан доминиканским обсервантам Фьезоле. Монастырь находился в разоренном состоянии, однако, монахам пришлось ждать - начало работ было отложено до слушания исхода петиции, поданной Сильвестринами перед Базельским советом; решение собора в пользу доминиканцев было принято только в конце 1437 г.

В 1437 году Козимо деи Медичи – правитель Флоренции, один из старейших представителей могущественного рода тосканских герцогов, богатейший банкир, взявший на себя финансирование перестройки Сан-Марко - приказал архитектору Микелоццо реконструировать старый монастырь. Над трапезной было построено первое общежитие для монахов с двадцатью кельями (сейчас это восточный коридор). Украшение монастыря фресками было поручено Фра Беато Анджелико и его мастерской - это включало кельи, коридоры и другие помещения монастыря. Кельи и трапезная, где Анджелико написал Распятие (разрушено в XVI в.), были готовы к фрескам в первые месяцы 1438 г., а роспись, включая техническую подготовку, была выполнена к концу 1438 года.

В 1438 году работы в монастыре были приостановлены - Медичи начали перестройку церкви монастыря, для которой Анджелико был заказан новый алтарь. Затем они приступили к сооружению нового амвона (кафедры для чтения Священного Писания). Интересно, что написанная Анджелико между 1438 и 1439 годами панель пределлы этого алтаря "Погребение святых Косьмы и Дамиана и их братьев", изображает монастырь Сан Марко в тогдашнем его состоянии - события на этой панели происходит на площади перед этим монастырем.

Работы в монастыре были возобновлены только после перестройки церкви, в 1440 году. Было построено северное крыло - строительство корпуса общежития в этом крыле, вероятно, было завершено к 1441 году. Коридор его второго этажа примыкал к монастырской библиотеке, которая стала первой публичной библиотекой Флоренции. Доступ к ней предполагался через этот коридор, поэтому кельи северного коридора частично предназначались для братьев-мирян и нерелигиозных гостей, там также находилась персональная келья Козимо Медичи - место его отдыха и его персональная молельня.

В августе 1442 г. было завершено строительство Зала Капитула (включая фреску Анджелико в нем). С датировкой "Распятия" в Зале Капитула совпадает и датировка фресок на первом этаже, а также дата написания фресок "Благовещение" на стене северного коридора и "Noli me tangere" в келье 1, которая конструктивно входит в тот же строительный блок, что и северный коридор.

Украшение келий в северном коридоре, предназначенном для мирян и нерелигиозных гостей, происходило, видимо, одновременно или вскоре после фресок на первом этаже. В этих произведениях чувствуется заметное изменение стиля: общий тон становится более описательным; пейзаж приобретает бо́льшее значение; палитра становится яснее и разнообразнее, обогащается новыми цветовыми гармониями; и техника стала более быстрой, нацеленной на общий эффект, а не на частности. Анджелико, отвечающий за композиции фресок, с одной стороны, приспособил свой изобразительный словарь к новой (нерелигиозной) аудитории, а с другой - сильно сжался из-за нехватки времени, таким образом поручая все бо́льшую и бо́льшую часть работы своим сотрудникам и ограничиваясь лишь несколькими фрагментами своих автографов. Присутствие рук ассистентов на фресках в этих кельях настолько очевидно, что не оставляет сомнений в их вмешательстве.

Относительно фресок келий южного коридора, предназначенных для послушников, можно сказать следующее. Фреска кельи 22, единственная, безошибочно отражающая стиль Беноццо Гоццоли, раскрывает более продвинутую фазу развития этого художника, отмеченную выразительной идиомой, близкой его фрескам 1460 года в капелле Медичи в Палаццо Медичи-Риккарди. Это предполагает более позднюю дату написания фрески кельи 22, и всех стилистически с нею связанных фресок южного коридора, ближе к концу цикла или даже после его завершения.

К 1443 г. монастырь, хотя и не полностью завершенный, был в основном готов к заселению (в частности, трехчастное общежитие с сорока четырьмя кельями, мастерскими и сад). 6 января 1443 папа Евгений IV, прибывший на освящение новой церкви, поселился в келье, предназначенной для Козимо Медичи, в конце северного коридора. Логично предположить, что фрески монастыря были в основном закончены к моменту освящения церкви в 1443 году, но возможно, что работы на второстепенных участках продолжалась до 1445 года.

Сан Марко Келья

Анджелико создал для монастыря Сан Марко росписи, которые ныне привлекают поклонников живописи со всего мира. Монахи жили в нем до 1808 года, когда он был конфискован Наполеоном. В 1866 году, после объединении Италии, монастырь был окончательно закрыт и с тех пор там располагается музей Беато Анджелико - крупнейший в мире монографический музей художника XV в. Многие картины Фра Анджелико свезены в этот музей из различных церквей и галерей Флоренции.

В 1976-1983 годах фрески, украшающие кельи послушников, монахов и гостей-мирян, коридоры и некоторые залы были реставрированы Дино Дини - они были очищены, а следы старых перекрашиваний удалены, что в значительной степени восстановило оригинальную яркость цветов. Эта реставрация вызвала новый всплеск интереса к аттрибуции фресок Сан-Марко, что издавна являлось трудной и пока до конца не решенной задачей.

Исторические документы - Хроника монастыря Сан-Марко 15 века - однозначно приписывают все фрески исключительно фра Джованни да Фьезоле. Того же мнения придерживался Бернард Беренсон (известный американский историк искусства и художественный критик конца 19 - первой половины 20 века). Однако, в середине 1950-х годов восприятие несоответствий в этом цикле фресок привело к появлению "ограничительных" точек зрения - так, Джон Поуп-Хеннесси считал, что вклад Анджелико был ограниченным по сравнению с вкладом других анонимных художников, работавших вместе с ним, а современный итальянский искусствовед Джорджо Бонсанти, признавая непосредственное участие Анджелико в выполнении фресок келий на внешней стороне восточного коридора, выделял существенную роль Беноццо Гоццоли как помощника номер один в выполнении этих фресок и, более того, считал, что именно Гоццоли выполнил фрески в кельях на внутренней стороне восточного коридора по дизайну Анджелико, а фрески северного и южного коридоров - в значительной степени самостоятельно.

Однако, другие специалисты - Марио Сальми, Франчини Чиаранфи, Коллоби-Раггианти, Умберто Бальдини - выступили за более всеобъемлющий подход, приписывающий мастеру разработку общей концепции и компоновки фресок также и в частях, которые были выполнены другими, так что и Бонсанти, после реставрации фресок в 1983 году, подтвердил, что постоянное и непрерывное присутствие Анджелико как человека, ответственного за придумывание, композицию и дизайн синопий, чувствуется на всех фресках монастыря — также как и руководство работой своих сотрудников. Современный венгерский историк искусства Миклош Босковитц также признавал существенное авторство Анджелико во всех фресках.

Проявившаяся после реставрации фресок яркая палитра с преобладанием голубого цвета, почти средневековое простодушие и чистота явно обнаруживают кисть великого доминиканца. Сейчас среди критиков существует общее согласие, что Анджелико был ответственен за концепцию всей серии и контролировал изготовление всех фресок. Но большинство специалистов усматривают участие в работе нескольких - возможно, четырех или пяти - его помощников, в том числе молодого Беноццо Гоццоли (1420—1497), а также Заноби Строцци (1412-1468).

Т.к. во время работы над фресками Сан-Марко Анджелико кроме монастыря был одновременно занят в церквях Сан-Марко, Сан-Доменико в Кортоне (в 1438 г.), и Сан-Доменико в Перудже — для завершения работы к 1443 году, его сотрудничество с другими художниками, как кажется, было совершенно необходимым. Вмешательство ассистентов заметно, хотя и в разной степени, на протяжении всего цикла Сан-Марко, даже во фресках келий по внешней стене восточного коридора, где, по общему признанию, преобладает рука Анджелико.


Большая часть фресок расположена в коридорах и кельях второго этажа музея Сан Марко. План второго этажа представлен ниже.


На первом этаже Анджелико и его сотрудниками написаны фрески, расположенные в Зале Капитула, коридорах и галерее внутреннего дворика первого этажа. План первого этажа представлен ниже.


Расположение фресок в помещениях первого этажа монастыря Сан Марко

У каждого резидента общежития была своя комната для молитв и медитаций со своей фреской. Доминиканцы были первыми и единственными, кто в такой степени использовал изображения для этих целей. По отношению к помещениям, где они написаны, большинство сцен в кельях (прежде всего так или иначе связанных с участием Анджелико) довольно крупномасштабны. Изображения находятся напротив входа на стене с окном, в результате чего в стене словно появляются два проема, один — ведущий в физический мир, а другой — в духовный. Фигуры всюду доминируют над простым, почти лишенном деталей окружением, ибо назначение композиций — не декорирование интерьера, но помощь в медитации; представленные в них религиозные таинства через посредство зрения должны постоянно занимать мысли братьев.

Фрески в кельях монастыря Сан-Марко не только являются вехой в искусстве эпохи Возрождения, но и являются самыми известными и ценными работами Беато Анджелико. Они ознаменовали новый этап его искусства, характеризующийся абсолютной гармонией и простотой в композициях и формальной строгостью, никогда ранее не использовавшейся, результатом достижения выразительной зрелости художника.

Не будучи ограниченным желаниями влиятельных клиентов и требованиями, предъявляемыми к живописным панно, Фра Анджелико смог здесь выразить своё глубокое почтение к своему Богу, свое знание и любовь к человечеству. Фрески в кельях являются ярким свидетельством благочестия человека, который их создал. Предназначенные для помощи в медитации, они носят успокаивающий характер. Эти фрески скромны, они написаны в простых цветах. Там больше розовато-лилового, чем красного, а блестящий и дорогой синий почти полностью отсутствует. Вместо него используется уныло зеленый и скромный черно-белый в доминиканских одеждах. В этих фресках нет ничего яркого, ничего, что отвлекало бы от духовных переживаний простых людей, которые изображены на них. Каждая фреска как бы выносит некоторое событие из жизни Христа в келью к молящемуся.

Фрески пишутся по сырой штукатурке, поэтому она накладывается частями, соответствующими возможности их отрисовки художником за один рабочий день - джорнатами. Разные джорнаты могут выполняться разными исполнителями - ответственные участки фресок пишет сам мастер, поручая исполнение менее второстепенных джорнат своим сотрудникам. Этот подход типичен для фресок Сан-Марко, где в среднем фреска состоит из 5-6 джорнат, анализ которых может помочь в установлении авторства фресок и их частей.

Среди специалистов существует общее согласие, что фрески "Noli me tangere" в келье № 1, "Благовещение" в келье № 3, "Преображение" в келье № 6, "Осмеяние Христа" в келье № 7, "Коронование Марии" в келье № 9, "Введение во храм в келье №" 10 принадлежат руке самого Анджелико. Это утверждение справедливо, но, в то же время, на некоторых джорнатах фресок келий 3, 7 и 10 обнаруживается вмешательство его помощников. Фрески в кельях внешней стороны коридора - 2, 4, 5, 8 и 11, а также в кельях внутренней стороны коридора - 24, 25, 26 и 27 часто считались специалистам работой одного и того же помощника Анджелико, так называемого Мастера кельи № 2, работавшего под его руководством. Считалось, что для внешних келий коридора Анджелико подготовил небольшие рисунки для отдельных групп в композициях. А в исполнении фресок келий, расположенных с внутренней его стороны, Мастер кельи 2, как предполагалось, проявил бо́льшую самостоятельность, что объясняет их значительно более низкое художественное качество, чем качество фресок келий, расположенных с внешней стороны коридора. Однако, проведенный после очистки и реставрации фресок анализ джорнат показывает, что Анджелико принимал непосредственное участие в работе над всеми фресками восточного коридора, за исключением, быть может, келий 22, 27 и 29, где фрески, видимо, были выполнены его помощниками. Почти на всех фресках присутствуют джорнаты, с большой вероятностью выполненные рукой мастера.

Фреска в келье 22 - единственная фреска Сан Марко, безошибочно отражающая стиль Беноццо Гоццоли. Фреска "Распятие" в келье № 29 принадлежит, как кажется, руке Баттисты ди Бьяджо Сангвини.

В кельях от № 15 до № 21 южного коридора изображено Распятие с поклоняющимся ему Святым Домиником, принадлежащее, как кажется, одному и тому же художнику, сотруднику Анджелико. Стилистическим и композиционным прототипом для них служила фреска "Святой Доминик, охватывающий Крест" в северном торце восточного коридора.

Кельи северного коридора выполнены Анджелико с участием его сотрудников, причем степень вовлечения самого Анджелико в исполнение фресок варьируется. Так фрески келий 33, 36, 37 и 42 если не уровнем исполнения, то манерой и общей настроенностью приближаются к искусству самого мастера. В кельях 32, 34, 35, 38, 39 исследователи усматривают руку Беноццо Гоццоли. В небольшом сохранившемся фрагменте фрески кельи 33а как исполнитель узнается Заноби Строцци.

Для удобства просмотра мы разделили все фрески музея Сан Марко на несколько групп, представив каждую в отдельной части нашей презентации. Эти группы упорядочены в соответствии с предполагаемой последовательностью их написания. Также они, в целом, отражают назначение помещений и фресок, а также зрительских аудиторий, для которых эти фрески написаны.


Часть 1: Фрески в кельях клириков в Восточном коридоре

В первую часть презентации включены фрески, расположенные в восточном коридоре второго этажа. Эти фрески находятся в кельях братьев Ордена, монахов монастыря (клириков) - в корпусе (коридоре), построенном первым.

* №02 - Положение во гроб

* №03 - Благовещение

* №04 - Распятие с Богоматерью, Иоанном, Домиником и Иеронимом

* №05 - Рождество

* №06 - Преображение Господне

* №07 - Осмеяние Христа

* №08 - Воскресение Христа

* №09 - Коронование Марии

* №10 - Принесение во храм

* №11 - Мадонна с Младенцем

* №22 - Распятие с Богоматерью

* №23 - Распятие с Богоматерью и Св. Домиником

* №24 - Крещение Христа

* №25 - Распятие с Богоматерью, Марией Магдалиной и Св. Домиником

* №26 - Муж скорбей

* №27 - Бичевание Христа

* №28 - Несение креста

* №29 - Распятие с Богоматерью и Петром Мучеником

* №30 - Распятие с Богоматерью и Св. Домиником


Часть 2: Благовещение; Noli me tangere; фрески 1го этажа

Вторая часть презентации включает фреску "Распятие" в Зале Капитула, другие фрески первого этажа, открытого для посетителей, а также фрески "Благовещение" на стене северного коридора второго этажа и "Noli me tangere" в келье 1.

* 1 - Люнет Петр Мученик

* 2 - Распятие со Святым Домиником (в галерее дворика)

* 3 - Люнет-синопия Святой Доминик

* 4 - Распятие и святые (в зале Капитула)

* 5 - Люнет Пьета

* 6 - Люнет Христос в образе Пилигрима

* 7 - Люнет Святой Фома Аквинский

* A - Благовещение

* №01 - Явление Христа Марии Магдалине


Часть 3: Фрески келий паломников в Северном коридоре

В третьей части представлены фрески келий северного коридора, предназначенных для паломников, мирян и гостей.

* №31 - Сошествие во ад

* №32 - Нагорная проповедь

* №32a - Искушение Христа

* №33- Взятие Христа под стражу

* №33а- Въезд в Иерусалим

* №34 - Моление о чаше

* №35 - Установление евхаристии

* №36 - Пригвождение к кресту

* №37 - Распятие Христа и разбойников

* №38 - Распятие с Богоматерью, Иоанном, Косьмой и Петром Мучеником

* №39 - Поклонение волхвов

* №40 - Распятие с Богоматерью и центурионами

* №41 - Христос на кресте, жажда

* №42 - Распятие, укол копьём

* №43 - Распятие с Богоматерью, Иоанном, Марией Магдалиной и Св. Домиником

* №44 - Часть фрески со Св. Домиником (перед утраченным Распятием)


Часть 4: Распятия в кельях послушников и коридоре; Фреска «Мадонна теней»

Последняя, четвертая часть, посвящена фрескам южного коридора, написанных в кельях послушников, а также фрески на стенах восточного коридора, ведущего к этим кельям - "Распятие со святым Домиником" на северном торце восточного коридора, и "Мадонна теней" на западной его стене.

* №№15-21 - Распятия со Св. Домиником в кельях послушников

* B - Распятие со Святым Домиником в коридоре 2 этажа

* C - Мадонна с Младенцем и святыми ("Мадонна теней")


Список по номерам келий

Для быстрого поиска ниже приводится список фресок в кельях второго этажа, упорядоченный по номерам келий:

* №01 - Явление Христа Марии Магдалине

* №02 - Положение во гроб

* №03 - Благовещение

* №04 - Распятие с Богоматерью, Иоанном, Домиником и Иеронимом

* №05 - Рождество

* №06 - Преображение Господне

* №07 - Осмеяние Христа

* №08 - Воскресение Христа

* №09 - Коронование Марии

* №10 - Принесение во храм

* №11 - Мадонна с Младенцем

* №№15-21 - Распятия со Св. Домиником

* №22 - Распятие с Богоматерью

* №23 - Распятие с Богоматерью и Св. Домиником

* №24 - Крещение Христа

* №25 - Распятие с Богоматерью, Марией Магдалиной и Св. Домиником

* №26 - Муж скорбей

* №27 - Бичевание Христа

* №28 - Несение креста

* №29 - Распятие с Богоматерью и Петром Мучеником

* №30 - Распятие с Богоматерью и Св. Домиником

* №31 - Сошествие во ад

* №32 - Нагорная проповедь

* №32a - Искушение Христа

* №33- Взятие Христа под стражу

* №33а- Въезд в Иерусалим

* №34 - Моление о чаше

* №35 - Установление евхаристии

* №36 - Пригвождение к кресту

* №37 - Распятие Христа и разбойников

* №38 - Распятие с Богоматерью, Иоанном, Косьмой и Петром Мучеником

* №39 - Поклонение волхвов

* №40 - Распятие с Богоматерью и центурионами

* №41 - Христос на кресте, жажда

* №42 - Распятие, укол копьём

* №43 - Распятие с Богоматерью, Иоанном, Марией Магдалиной и Св. Домиником

* №44 - Часть фрески со Св. Домиником (перед утраченным Распятием)


Тематический список

Для удобства ниже мы приводим также список фресок сгруппированых по тематическом признаку - фресок с эпизодами из Евангелия. Они упорядочены в соответствии с последовательностью Евангельских событий, а не по номерам келий, в которых они находятся:

* №03 - Благовещение

* №05 - Рождество

* №39 - Поклонение волхвов

* №10 - Принесение во храм

* №11 - Мадонна с Младенцем

* №24 - Крещение Христа

* №32a - Искушение Христа

* №32 - Нагорная проповедь

* №06 - Преображение Господне

* №33а- Въезд в Иерусалим

* №34 - Моление о чаше

* №35 - Установление евхаристии

* №33- Взятие Христа под стражу

* №07 - Осмеяние Христа

* №27 - Бичевание Христа

* №28 - Несение креста

* №36 - Пригвождение к кресту

* №37 - Распятие Христа и разбойников

* №40 - Распятие с Богоматерью и центурионами

* №41 - Христос на кресте, жажда

* №42 - Распятие, укол копьём

* №26 - Муж скорбей

* №02 - Положение во гроб

* №08 - Воскресение Христа

* №01 - Явление Христа Марии Магдалине

* №31 - Сошествие во ад

* №09 - Коронование Марии



предыдущая следующая
c-rover
2009 - 2022
содержание