содержание
Все сайты C-Rover

В разделе 2 представлены открытые для посетителей фрески коридора и дворика первого этажа, включая "Распятие" под арочной крышей Зала Капитула, а также две фрески второго этажа - "Благовещение" на стене северного коридора и фреска "Noli me tangere" в келье 1.

* 1 - Люнет Петр Мученик

* 2 - Распятие со Святым Домиником (в галерее дворика)

* 3 - Люнет-синопия Святой Доминик

* 4 - Распятие и святые (в зале Капитула)

* 5 - Люнет Пьета

* 6 - Люнет Христос в образе Пилигрима

* 7 - Люнет Святой Фома Аквинский

* A - Благовещение

* №01 - Явление Христа Марии Магдалине

Известно, что строительство Зала Капитула (включая фреску Анджелико в нем) было завершено в августе 1442 года. Эта дата С этой датой совпадает и датировка других фресок на первом этаже, а также дата написания фресок "Благовещение" и "Noli me tangere" этажом выше.

Фрески первого этажа были написаны в расчете на светскую публику, паломников и мирян, посещавших монастырь.


Расположение фресок в помещениях первого этажа монастыря Сан Марко

Келья 1 конструктивно входит в тот же строительный блок, что и северный коридор, и видимо, была написана Анджелико одновременно с "Распятием" Зала Капитула, также как и фреска "Благовещение". Все они сходны по стилю и, как мы здесь считаем, были выполнены как самостоятельный этап работы, организационно отличный от работ по украшению фресками остальных келий северного коридора, которые, как кажется, были написаны несколько позже.


Расположение фресок в помещениях второго этажа монастыря Сан Марко

Для фресок Сан-Марко типичен подход, при котором разные джорнаты (части фрески, изготавливаемые за один рабочий день по еще сырой штукатурке) могли выполняться разными исполнителями - ответственные участки фресок писал мастер, а исполнение менее второстепенных джорнат поручались сотрудникам. Тем не менее, фрески "Благовещение" на стене северного коридора и "Noli me tangere" в келье № 1, по общему мнению, принадлежит руке самого Анджелико. Общепризнано также существенное присутствие руки мастера и на "Распятиях" в Зале Капитула и в галерее дворика на первом этаже.

Анджелико был ответственен за концепцию всей серии и контролировал изготовление всех фресок, но специалисты усматривают участие в работе нескольких - четырех или пяти - разных художников, в том числе Беноццо Гоццоли и Заноби Строцци.


1 - Петр Мученик

Фрески Сан Марко
Петр Мученик предписывает молчание
Фреска. 108 х 145 см. Люнет в галерее дворика, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Фигура Святого Петра Мученика четко вырисовывается на не до конца обработанном фоне (не содержащем лазуритового пигмента). Его голова окровавлена, из спины торчит нож. В руке у него пальмовая ветвь (символ победы жизни над смертью и грехом, знак мученичества, знак принадлежности к Царству Небесному) и книга. Выразительность изображения обеспечивается в высшей степени пластичной, хорошо смоделированной фигурой святого, приданной его рукам пространственной перспективой, нимбом, изображенным поверх обрамляющей люнет рамки, а также нарисованными тенями от рамки, которые до сих пор видны на тонком верхнем слое штукатурки.

Этот люнет, как и другие фрески над дверями помещений монастыря, играли роль своеобразных средневековых "знаков дорожного движения" для посетителей монастыря. Образы на люнетах использовались, чтобы контролировать поведение тех, кто проходит через дверные проемы. Петр Мученик не только призывает хранить молчание, но и предупреждает о дисциплинарном наказании за нарушение этого требования: в другой его руке - перо и книга, он не только призывает сохранять тишину, но и предупреждает о потенциальных последствиях для нарушителя.


2 - Распятие со Святым Домиником

Фрески Сан Марко
Святой Доминик, преклоняющийся распятию
1450. Фреска. 340 х 155 см. Галерея дворика 1-го этажа, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Это самая большая фреска галереи дворика, она расположена сразу рядом со входом и изображает Распятие с поклоняющимся ему Святым Домиником. Развивая мотив фрески из Фьезоле (теперь в Лувре), Святой Доминик здесь так же представлен в профиль, но его отношение к фигуре на кресте выражено менее эмоционально. Композиция определяет лейтмотив росписей верхнего и нижнего этажей монастыря: олицетворяемое основателем доминиканского ордена мистическое соучастие его членов в жизни и страданиях Христа. Тело Христа моделировано более объемно, чем в композиции из Фьезоле, использованы также отдельные приемы натуралистической передачи форм. Правильный прямоугольный формат фрески был нарушен в XVII веке добавлением мраморного обрамления.


Фрески Сан Марко
Лицо Христа. Фрагмент фрески "Святой Доминик, преклоняющийся распятию"

Изображение Христа написано Анджелико, оно плотного, очень человеческого типа, далекого от стиля мастера десятилетней давности, отражавшего тогда влияние Лоренцо Монако. Ясно наблюдаемый натурализм этой фрески - кульминации понимания значения света в работе Анджелико в этот период, результат дальнейшей эволюции его искусства, в которой, безусловно, сыграло роль распространение во Флоренции нидерландских картин.


Фрески Сан Марко
Святой Доминик, преклоняющийся распятию. Фрагмент

Согласно легенде, лицо изображенного здесь святого – автопортрет Фра Анджелико. Это предположение, однако, не имеет какого-либо документального подтверждения. Некоторые исследователи, однако, замечают присутствие руки Беноццо Гоццоли в фигуре святого Доминика.

Нижняя часть фрески сохранилась хуже.


3 - Святой Доминик

Фрески Сан Марко
Святой Доминик с Уставом ордена Доминиканцев

В галерее дворика над входом в зал Капитула находилась фреска-люнет "Святой Доминик с Уставом ордена Доминиканцев". Она очень плохо сохранилось - была сильно испорчена. Ныне она удалена со своего исторического места и перемещена внутрь помещения вместе со своей синопией (подготовительным рисунком). Изображенный на этой фреске Святой Доминик держит в одной руке Правила (Устав ордена), а в другой руке - жезл, символ дисциплины.


4 - Распятие и Святые

Особо значительна большая фреска-люнет "Распятие" в Зале Капитула (зале собраний монастырского Совета) на первом этаже. Замкнутая архитектурной аркой фреска занимает всю северную стену помещения.

Фрески Сан Марко
Распятие и Святые
1441-42. Фреска. 550 х 950 см. Зал капитула первого этажа, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Вазари изложил ее программу в своем жизнеописании Анджелико, рассказав, что Козимо Медичи поручил художнику «написать на стене Залы капитула Страсти Христовы. С одной стороны у подножия креста изображены в скорби и слезах все святые, которые были главами или основателями религиозных орденов, с другой — Святой Марк Евангелист, мать Сына Божьего, лишившаяся чувств при виде распятого Спасителя мира; ее поддерживают три Марии, рядом с ними, в левой части картины, святые Косьма и Дамиан — говорят, что в образе первого художник изобразил своего друга Нани д'Антонио ди Банко, скульптора. Под этим произведением он представил в виде фриза над спинкой скамьи дерево, у основания его Святой Доминик, а в медальонах между ветвей — все папы, кардиналы, епископы, святые и магистры богословия, которые до того времени входили в орден братьев проповедников. В этом произведении он написал с натуры многих братьев, помощью которых пользовался...».

"Распятие" в Зале капитула играет важную роль в датировке цикла фресок Сан-Марко, фактически это краеугольный камень в датировке всего декоративного цикла, единственная фреска, о которой определённо известно, что Анджелико работал над ней в 1441-1442 гг. Действительно, из нотариального акта от 22 августа 1441 г. мы знаем, что в этот день капитул монастыря, в котором также участвовал и Анджелико, собирался в новой ризнице, потому что Зал Капитула еще не был готов; а из документа от 25 августа 1442 г. известно, что собрание Капитула проходило уже в этом зале. Так что считается, что фреска выполнена в 1442 году. Говорят, что при её написании фра Анджелико был настолько полон религиозного чувства, что плакал, рисуя ее.

В 2011-2014 годах были проведены научные исследования и дополнительное вмешательство в эту фрески с целью ликвидации серьёзного риска возобновления её сульфатации.

Данная фреска представляет новаторскую иконографию - вместо обычно присутствующих на Голгофе персонажей на ней изображен целый ряд святых, живших в самых разных местах и эпохах, согласно сложной аллегорической системе. Как и "Оплакивание Христа" для братства Санта Мария делла Кроча аль Темпио, фреска монастыря Сан Марко воплощает мистический образ Распятия, а не повествовательную сцену. Фреска кажется родственной пьесам о морали 14-го века (Morality play - средневековый драматический жанр), призывавших к отрешению от мирской суеты и спасению только через Христа.

В этой работе фра Анджелико представил концепцию, которая в его ранних алтарных изображениях не встречалась. Картина представляет три типичных распятия, с Иисусом между «хорошим разбойником» Дисмасом и нераскаявшимся разбойником, который, якобы, умер с открытым ртом, произнося последнее богохульство. В дополнение к трем распятым фигурам на фоне неба, Анджелико написал несколько ритмично расположенных групп фигур, с мучениками, основателями религиозных орденов, отшельниками и святыми покровителями доминиканского ордена (чье генеалогическое древо изображено под этой сценой), а также святыми покровителями семьи Медичи. Эти святые окружают Богородицу, что свидетельствует о центральной роли Богородицы во флорентийской гражданской жизни, сосредоточенной на соборе Санта-Мария-дель-Фьоре.

Фигуры распятого Христа, женщин у креста, предстоящих святых расположены на переднем плане параллельно плоскости фрески. Единственный намек на глубину дают повернутые в ракурсе и уходящие в темное пространство кресты, на которых распяты разбойники. Вертикальная ось центрального креста делит композицию на две равные части, возвышаясь до ее вершины. Иисус изображен, как и на большинстве Распятий 15-го века - его глаза закрыты, он мертв, руки провисают по весом его тела. Типичными элементами здесь также являются череп Адама (образ потерянного человечества) у основания Креста, как напоминание о смерти, и табличка на кресте Христа с большой надписью на иврите - на этой огромной фреске художник смог разместить на доске полный текст приказа Пилата.

Изначально цвет фона фрески был голубым. Оставшийся сегодня красный цвет акцентирует одиночество фигур, стоящих вокруг креста в драматических позах.

Фрески Сан Марко
Распятие и Святые. Фрагмент

В центре у креста изображена почти лишившаяся чувств Богородица, которую поддерживают под руки Мария Клеопова (её родственница) и святой Иоанн (святой-покровитель Джованни, младшего сына Козимо Медичи). Перед ней на коленях, спиной к зрителю - Мария Магдалина.

Фрески Сан Марко
Распятие и Святые. Фрагмент

Слева от центральной группы изображены святые-покровители семьи Медичи, финансировавшей реконструкцию и украшение монастыря Сан-Марко. Это святые Косьма и Дамиан (покровители Дома Медичи и, в частности, Козимо Медичи Старшего - они тезки Козимо и его близнеца, который умер молодым), святой Лаврентий (покровитель Лоренцо Старшего), святой Марк (ему посвящен монастырь и церковь при нем) и Иоанн Креститель, покровитель Флоренции. Интересно, что эти святые одеты в красочные одежды, в отличие от святых по другую сторону креста, одетых в белое, синее и коричневое.


Распятие и Святые. Фрагмент. Святой Косьма

Итальянский историк и публицист Позднего Ренессанса Пьетро Аретино, который подробно описал эту фреску, отметил, что в образе святого Косьмы Анджелико изобразил своего друга, скульптора Нанни Ди Банко.

Фрески Сан Марко
Распятие и Святые. Фрагмент

Справа изображена группа святых-основателей религиозных орденов - коленопреклоненные святой Доминик, у подножия креста (основатель Ордена Доминиканцев), святой Иероним (узнаваемый по брошенной на землю шляпе кардинала, основатель иеронимитов - Орден Иеронимитов из Фьезоле был основан 1360 г), святой Франциск (узнаваемый по стигматам, основатель Ордена Францисканцев), святой Бернард из Кьяравалле (с книгой в руках, основатель цистерцианцев - "белых монахов", ответвления бенедиктинского ордена), святой Иоанн Гуальберто (основатель валломброзан, другого ответвления бенедиктинского ордена), святой Петр Мученик (доминиканец, покровитель Пьеро, старшего сына Козимо Медичи).

За ними стоят святой Зенобий (первый епископ Флоренции), святой Августин (основатель Ордена Августинцев), святой Бенедикт (основатель Ордена Бенедиктинцев), святой Ромуальд (основатель Ордена Камальдолийцев) и святой Фома Аквинский (доминиканец, богослов, Учитель Церкви).

Контрастные цвета их одежд демонстрируют объединение города (мирского) и монастыря (священного) вокруг коллективного акта почитания Христа.

Фрески Сан Марко
Распятие и Святые. Фрагмент. Святой Бенедикт

Святой Бенедикт был реформатором западноевропейского монашества, основавшим первый в Европе монастырский орден (529 год) со строгим уставом. Изображается с розгами в руках - орудием изгнания бесов и наказания монахов. Орден Бенедиктинцев получил широкое распространение в Западной Европе. Святой Бенедикт считается небесным покровителем Европы.

Фрески Сан Марко
Распятие и Святые. Фрагмент. Святой Ромуальд

Святой Ромуальд - дворянин из Ровенны, вел сначала беспечную жизнь, но потом стал монахом, отшельником. В 1012 году Ромуальд был в Ареццо, где некоему Мальдолу было видение монахов в белых одеяниях восходящих на Небеса, и он дал Ромуальду землю, известную как Кампус Мальдоли, или Камальдоли. Святой Ромуальд построил на этой земле кельи для отшельников, и потом рядом с ними вырос монастырь, давший начало конгрегации камальдолийцев.


Распятие и Святые. Фрагмент. Святой Фома Аквинский

Фома Аквинский - доминиканец, крупный теолог и христианский философ, учитель Церкви (почётное звание, даваемое католической церковью заслуженным богословам - всего их 36 человек), основатель томизма (учения о способах постижения догматов веры посредством разума, изложенного им в трактате «Сумма теологии»). Известен тем, что сформулировал пять доказательств бытия Бога.


Самой примечательной особенностью фрески является дугообразный бордюр, окружающий картину. В Евангелиях повторяется тема того, что смерть и воскресение Христа были предсказаны пророками. Соответственно, художник помещает на этот бордюр портреты восьми ветхозаветных пророков и патриархов, и двух язычников, которые, по легенде, чувствовали, что что-то должно произойти. Эта тема обозначена в надписях на свитках в руказ персонажей, чьими фигурами декорирован бордюр вокруг фрески. Эти цитаты о смерти и воскресении Христа были хорошо знакомы монахам по требникам и молитвенникам.


Распятие и Святые. Фрагмент. Псевдо Дионисий Ареопагит

Первый свиток слева, удерживаемый единственным портретом без сопроводительного имени, гласит: «Deus nature patitur» («Бог природы страдает»), слова, приписываемые Дионисию Ареопагиту, афинскому судье и, возможно, первому епископу Афин - он был обращен в христианство проповедью и молитвой апостола Павла. Предположительно, когда Дионисий стал свидетелем затмения, последовавшего за смертью Христа, он провозгласил: «Aut deus naturae patitur aut mundi machina dissolvitur» («Либо бог природы пострадает, либо двигатель мира растворится»).

После безымянного портрета слева направо следуют портреты: Даниила, Захарии, Иакова, Давида. Наверху в центре - изображение пеликана, кормящего своих детенышей (образ пеликана, кормящего своих детенышей собственной кровью, ассоциировался с искуплением). Затем от центра направо вниз следуют портреты Исайи, Иеремии, Иезекииля, Иова и Эритрейской Сивиллы.

Даниил (на иврите означает "Бог судит") один из четырех еврейских "великих пророков", жившим во время вавилонского плена. Даниил обладал даром понимать и толковать сны. На свитке Даниила начертано: "Post edomades VII et LXII occidet XPS", Это сокращение выдержки из Книги Даниила: “Et post hebdomades sexaginta duas occidetur Christus” ("И через шестьдесят две недели Христос будет убит").


Распятие и Святые. Фрагмент. Пророк Захария

Захария - один из двенадцати ветхозаветных малых пророков. Родившись во время вавилонского плена, он пережил его и по возвращении из плена много содействовал нравственному возрождению народа, им написана Книга пророка Захарии. На его свитке написано: "His palgatus sum" - это сокращение выдержки из его книги: “Et dicetur ei quid sunt plagae istae in medio manuum tuarum et dicet his plagatus sum in domo eorum qui diligebant me” ("И скажут ему: что это за раны на руках твоих? Тогда он ответит: Те, которыми мучили меня в доме тех, кто любил меня").


Распятие и Святые. Фрагмент. Иаков

Иаков был согласно Библии одним из отцов иудаизма и героем народа Израиля. Его имя происходит от "агеб" или «пятка»; он был назван так потому, что «в момент рождения он держал рукой пятку своего брата-близнеца Исава, который родился первым и, следовательно, получил первородство», которое затем Иаков оспаривал, и в итоге (обманом) получил отцовское благословение на первородство вместо брата. От его сыновей произошло 12 колен еврейского народа. На свитке Иакова надпись: "Addredan descendisti fili mi / Dormens accubuisti ut leo" ("Спускайся к добыче, сын мой! Господь наклонился и лег, как лев") - это отсылка к Книге Бытия: "Catulus leonis luda a praeda fili mi ascendisti requiescens accubuisti ut leo et quasi leaena quis suscitabit eum." ("Иуда — щенок льва: от добычи, мой сын, ты поднялся: он наклонился, он лежал как лев, и как старый лев; кто поднимет его?")

Давид (на иврите означает "возлюбленный"), сын Иессея, был вторым царем Израиля в первой половине 10 века до нашей эры, объединил Израиль и Иудею, сделал Иерусалим столицей и перенес туда Ковчег Завета. Надпись на свитке Давида: "In siti mea potaveru[n]t me aceto" ("В жажде моей они заставили меня пить уксус") - это отсылка к Псалму 69: “Et dederunt in escam meam fel et in siti mea potaverunt me aceto” ("Они дали мне желчь в пищу; и в жажде моей напоили меня уксусом").


Распятие и Святые. Фрагмент. Пророк Исаия

Исаия был первым из четырех еврейских "великих пророков". Примечателен, в первую очередь, своими пророчествами о Мессии. На свитке Исайи надпись: "Vere languores nostros ipse tulit et dolores nostros" ("Воистину он понес наши слабости и наши печали") - это цитата из Книги Исайи.


Распятие и Святые. Фрагмент. Пророк Иеремия

Иеремия, второй из четырёх великих пророков Ветхого Завета, считается автором Книги Иеремии и Книги плача Иеремии. Предсказал падение Иерусалима. На свитке Иеремии - цитата из его "Книги плача Иеремии": "O Vos omnes qui transite per viam attendite et videte si est dolo sicut dolor meus" ("О, вы все, идущие по дороге, услышьте и узрите есть ли какая печаль, подобная печали, постигшей меня")

Иезекииль - один из четырёх ветхозаветных «великих пророков», автор книги Иезекииля. Известен своим видением славы Божией в виде колесницы, в которую запряжены четыре крылатых существа — тетраморфа. Видение Иезекииля представлено Анджелико на Заглавной картине створок шкафа для серебряной утвари, поднесенной Мадонне Аннунциате (Armadio degli Argenti). На свитке в его руках написано: "Exaltavi lignum h[um]ile" ("Я возвысил низкое древо") - это отсылка к фрагменту Книги Иезекииля “Et scient omnia ligna regionis quia ego Dominus humiliavi lignum sublime et exaltavi lignum humile et siccavi lignum viride et frondere feci lignum aridum ego Dominus locutus sum et feci” ("И узнают все дерева в поле, что Я, Господь, высокое дерево ниспроверг, низкое дерево возвысил, зеленеющее дерево иссушил, а сухое дерево сделал цветущим: Я, Господь, сказал и сделал Это").

Иов - идумейский патриарх, главный герой книги Иова (книги Кетувимов еврейской Библии, включенной христианами в число книг Ветхого Завета). Праведника Иова Бог разрешил сатане испытать всеми несчастиями, что тот и перенес, не отступив от своей веры. На свитке Иова: "Quis det de carnibus eius ut saturemur" ("Кто даст от тела его, чтобы мы насытились") - это часть цитаты из Книги Иова: “Si non dixerunt viri tabernaculi mei quis det de carnibus eius ut saturemur” ("Если бы мужи шатра Моего не сказали: Кто даст от тела его, чтобы мы насытились").

Эритрейская Сивилла была пророчицей классической древности, которая руководила оракулом Аполлона в Эритре, городе в Ионии напротив Хиоса. Легенда гласит, что она была дочерью нимфы и пастуха (Теодоро) с горы Ида. Слово Сивилла означает "пророчица". Сивиллы давали ответы, ценность которых зависела от того, как был задан вопрос. В древнем мире было много сивилл, но эта, по преданию, предсказала божественное происхождение Александра Македонского. На ее свитке написано: "Morte morietur tribus diebus sonno subscepto et tunc ab inferis regressus ad lucem veniet primus" ("Он умрёт и проведет в глубоком сне три дня, и будет первым, кто вернётся из преисподней на свет").


На нижней границе фрески была изображена Доминиканская генеалогия с шестнадцатью папами, кардиналами, епископами, святыми и блаженными ордена в клипеях. 17-й центральный медальон представляет Святого Доминика. Согласно Вазари, благодаря помощи многочисленных собратьев, которые посетили этих персонажей и их места происхождения, многие из этих портретов были бы выполнены "с натуры".

Фрески Сан Марко
Распятие и Святые. Фрагмент

Буонинсенья Чиччапорчи
Мученик, жестоко убит в Антиохии - распилен по центру головы (поэтому в левой руке он держит пилу, а в правой - пальмовую ветвь, символ мученичества).

Ремиджио Джиролами
Преемник Фомы Аквинского в Парижском университете, где господствовало аристотелизм. В двух его трактатах, "De Bono Communi" и "De Bono Pacis", подчеркивалась необходимость подавления личных амбиций как средства достижения гражданского мира.

Фрески Сан Марко
Распятие и Святые. Фрагмент

Николай Палийский
Служил третьим приором провинции Римской провинции. По легенде, Николай присоединился к Ордену после того, как услышал проповедь святого Доминика в Болонье.

Иордания Саксонский
Второй генеральный магистр ордена после святого Доминика.

Фрески Сан Марко
Распятие и Святые. Фрагмент

Святой Антонин
В конце пятнадцатого века этот медальон был переписан - голова Блаженного Кавальканти была заменена головой Антонино Пьероцци, флорентийского архиепископа, который жил в Сан-Марко одновременно с Анжелико.

Павел Флорентийский
Служил патриархом Градо (патриархат Градо был включен в состав архиепископства Венеции в 15 веке).

Фрески Сан Марко
Распятие и Святые. Фрагмент

Хью де Сен-Шер
Первый доминиканский кардинал.

Папа Иннокентий V
Первый папа-доминиканец.

Фрески Сан Марко
Распятие и Святые. Фрагмент

Святой Доминик, основатель Доминиканского Ордена.
Изображенный на центральном медальоне святой Доминик держит в руках основание виноградной лозы, символизирующей "христианское древо".

Фрески Сан Марко
Распятие и Святые. Фрагмент

Любопытно, что Фра Анджелико разместил на лозе скрытое изображение Распятия, видимое только при внимательном рассмотрении. Под этим изображением сидели монахи во время собраний, при этом глава монастыря сидел в центре, прямо под тондо со Святым Домиником, под скрытым Распятием. В таком прочтении Святой Доминик - это тот, кто осуществляет мистическую связь, соединяющую братьев ордена с Христом, символ того, что эта лоза, её ствол, её ветви и плоды, этот мистический союз доминиканцев с Христом продолжают расти и развиваться.

Фрески Сан Марко
Распятие и Святые. Фрагмент

Папа Бенедикт XI
Был магистром ордена, потом стал кардиналом, затем Папой.

Кардинал Иоанн Доминики Флорентийский
Папа Григорий XII выбрал Иоанна, чтобы тот представлял его на Констанцском соборе, положившему конец западному расколу.

Фрески Сан Марко
Распятие и Святые. Фрагмент

Пьетро делла Палуде (он же Питер Палуданус)
Был Иерусалимским Патриархом.

Альберт Великий
Был епископом Ратисбона, преподавал и дружил со святым Фомой Аквинским и сделал изучение природы признанной наукой в рамках христианской традиции. Он является святым покровителем тех, кто изучает естественные науки.

Фрески Сан Марко
Распятие и Святые. Фрагмент

Раймонд Пенафорт
Известен кодификацией канонического права, обнародованной в 1234 году. Канонизирован в 1601 году.

Кьярито да Сесто
Был первым приором Римской провинции.

Фрески Сан Марко
Распятие и Святые. Фрагмент

Винсент Феррер из Валенсии
Помог положить конец западному расколу, убедив короля Фердинанда I Арагонского отказаться от поддержки Бенедикта XIII. Он также хорошо известен своим обращением испанских евреев в христианство, хотя существуют противоречивые сведения (некоторые из них довольно суровые) относительно средств, которые он использовал для этого. Он был канонизирован в 1455 году.

Бернар Флорентийский
Мученик, о чем говорит пальмовая ветвь в его руке.


Критики сходятся во мнении, что данная фреска - в основном автограф Анджелико, с весьма ограниченным участием сотрудников (под его непосредственным руководством). Исключение составляет стоящая в стороне гипотеза о том, что при отъезде Анджелико в Рим в 1455 году эта фреска осталась незавершенной и была потом дописана его сотрудниками. В любом случае, непосредственное участие Анджелико в исполнении "Распятия со Святыми" в Зале Капитула распространяется на бо́льшую его часть, если не на всю фреску.

Фигуры в этой картине характеризуются медленными, ритмичными движениями и жестами, которые считаются постоянным свойством стиля Анджелико. Их драпировки ниспадают мягкими складками, определяемыми бликами, которые еще больше подчеркивают и без того бледную полупрозрачную палитру. Искусно вылепленные лица, в которых каждая отдельная черта и плоскость определяются тонкой штриховкой и световыми эффектами, созданными путем выявления основного тона, а не добавления белого.

Фрески Сан Марко
Распятие и Святые. Фрагмент. Богородица

Эти лица оживлены новой выразительной интенсивностью и пронзительным натурализмом. В работе Анджелико в этот период важное значение приобретает свет, как результат дальнейшей эволюции его искусства, в которой, безусловно, сыграло роль распространение нидерландских картин, несомненно возросшее благодаря присутствию на Флорентийском соборе 1439 года иностранцев.

Утонченный подход Анджелико можно различить также и в исполнении многих фигур, написанных отдельными джорнатами (участками штукатурки, наложенными с расчетом росписи их художником в течение одного рабочего дня) в шестиугольниках декоративного пояса вокруг Распятия: в частности, Захарии, Исаии, Иакова, Иеремии, Псевдо-Дионисия Ареопагита и, возможно, также Иова и Иезекииля, чьи линейные, но выразительные черты напоминают некоторые фигуры на фресках в верхних кельях.

Образы Давида и Даниила могут быть приписаны анонимному сотруднику с поверхностным стилем, тогда как рука Беноццо Гоццоли — возможно, автора только Эритрейской Сивиллы — может быть идентифицирована во многих реалистических лицах выдающихся деятелей Доминиканского ордена, нарисованных в медальонах под Распятием. Декоративную ленту вокруг фрески писал также не Анджелико, а его помощники.


Представленные выше фрески 2, 3 и 4 подчеркивают особую, фундаментальную роль святого Доминика как основателя и духовного руководителя Доминиканского Ордена.


5 - Пьета

Над дверью комнаты хосписа, где паломников встречали скромно (в отличие от некоторых из гостей, проживающих в гостевом доме), находится люнет с изображением Христа - образ Христос Страстотерпец (Imago Pietatis).

Фрески Сан Марко
Христос Страстотерпец
Современное фото

Фреска на этом люнете была удалена и теперь там осталась только синопия (подготовительный рисунок).

Фрески Сан Марко
Христос Страстотерпец
Ок. 1442. Фреска. Люнет, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Христос представлен поднимающимся из открытой могилы и показывающим свои раны.


6 - Христос в образе Пилигрима

Две следующие фрески-люнеты находятся на южной стороне галереи, окружающей внутренний дворик, над дверями, ведущими в помещения. Они одинаковы по размеру, но совершенно различны по эмоциональной насыщенности.

Фрески Сан Марко
Два доминиканца принимают Христа в образе паломника
1442. Фреска. Галерея дворика, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Фреска над восточной дверью насыщена эмоциями - любовью и милосердием.


7 - Святой Фома Аквинский

Фрески Сан Марко
Святой Фома Аквинский
Фреска. Люнет, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Фреска над западной дверью, в противоположность предыдущей, выглядит слегка устаревшей по стилю. В своем умело выстроенном пространстве она похожа на икону. Эта фреска изображает Святого Фому Аквинского, высший авторитет доминиканской доктрины.


А - Благовещение

Фреска "Благовещение" расположена на стене северного коридора верхнего этажа напротив лестницы.

Фрески Сан Марко
Северный коридор 2-го этажа, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Она была написана Фра Анджелико в 1450 году после его возвращения из Рима, то есть несколькими годами позже остальных фресок Сан Марко. По своему стилю она находится между разреженностью фрески Благовещения в келье 3 и богатством Кортоновского алтаря. В отличие от алтаря Кортоны, сад виден сквозь ряд колонн, уменьшающихся в размерах к точке схождения, находящейся в центре картины.

Фрески Сан Марко
Благовещение
1450. Фреска. 230 х 321 см. Монастырь Сан Марко, Флоренция

Под арками, между коринфскими колоннами располагаются стройные фигуры Мадонны и ангела в благочестивой беседе; на фоне, слева – поля с тосканскими кипарисами; крылья архангела Гавриила изогнуты как радуга. Освещение сцены нелогично – интерьер лоджии освещен равномерно несмотря на то, что яркий свет падает слева.

Фрески Сан Марко
Благовещение. Фрагмент

Важной характеристикой является монументальность фигур, находящихся в лоджии. В этот момент Мария осознает бремя, которое ей предстоит принять, она мягко сгибается и подчиняется воле Божьей. ("Да будет мне по Слову Твоему")

Благовещение Благовещение
Благовещение. Фрагменты


к.01 - Явление Христа Марии Магдалине

Фрески Сан Марко
Noli me tangere (Не прикасайся ко мне)
1440-41. Фреска. 180 x 146 см.
Келья 1, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Келья 1 входит в тот же строительный блок, что и северный коридор второго этажа. Фреска в ней относится к фазе работы, которая включала фрески первого этажа и расположенную радом с кельей 1 фреску "Благовещение" на стене северного коридора. Фреска "Noli me tangere" (He прикасайся ко мне), по общему признанию - работа самого Анджелико. Обе эти картины обогащены обработкой света, который заливает картины сияющим сиянием — особенно тонко смоделированными телесными тонами — и придает блеск и сияние нимбам, а пейзаж и архитектурная обстановка приобретают дополнительное значение вместе с фигурами.

На этой фреске представлено Явление Христа Марии Магдалине, первое после Его Воскресения. Этот сюжет восходит к Евангелию от Иоанна (20:14-18). По Воскресении первым, кому явился Иисус Христос была Мария Магдалина, рыдающая подле пустого гроба. Сначала она не узнала Его, пока Иисус не обратился к Магдалине по имени, узнав же, ринулась ко Христу. "Иисус говорит ей: Мария! Она обратившись говорит Ему: Раввуни! — что значит: „Учитель!“ Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему" (Ин. 20:16-17). Затем Иисус велел Марии отправиться к ученикам и сообщить, что он теперь воскрес.

Слева открытая гробница, высеченная в скале. На картине только две фигуры, позы обоих персонажей указывают на прерванное движение: Магдалина, коленопреклоненная или устремлённая вперёд; Иисус Христос, изображенный почти летящим, мягко уклоняется от её простертых рук и останавливает Магдалину предостерегающим жестом, одновременно мягким и величественным, означающим, что он больше не принадлежит царству живых. Сцена построена на том же композиционном принципе, что и Благовещение в келье номер 3. Зрительный эффект здесь определяется соотношением этих двух как бы застывших фигур. Голова главного персонажа также выделена на уплощенном фоне, образованном в данном случае деревянным частоколом.

Цветы и травы на переднем плане и деревья в глубине наблюдены и переданы любовно и тщательно. Среди росписей келий это единственная, где проявился интерес к природе. Этим, видимо, объясняется то, что эту сцену иногда называют Христос-Садовник - на плече Христа мотыга, это отсылка к ремарке Иоанна о том, что Магдалина поначалу приняла Христа за садовника.

Фрески Сан Марко
Noli me tangere (Не прикасайся ко мне). Деталь

Если присмотреться к нижней части картины, то можно увидеть стигматы на ногах Христа. Красные цветы, видимые издалека между Марией Магдалиной и Иисусом, на самом деле являются не чем иным, как повторением этих стигматов на листьях растений. В 15 веке Красный цвет также символизировал грех. В то время мнение о Марии Магдалине было довольно сложным, ее путали с Марией из Вифании, имевшей неоднозначную репутацию. У ног Марии Магдалины нарисованы три маленьких красных Креста. Они символизируют Страсти Христовы, то есть предшествовавшие его смерти на кресте страдания, и Троицу (христианский догмат, согласно которому существует единый Бог в трех Лицах: Отец, Сын и Святой Дух).

Сияние раннего утро достаточно реалистично, но искрящийся свет, плывущая, скорее чем идущая фигура Христа, изобилие естественных деталей сада преследуют религиозные цели и предназначены помочь медитации монаха, живущего в этой келье. Обработка света, который заливает картины сияющим сиянием — особенно тонко смоделированы телесные тона — придает блеск и сияние нимбам, а пейзаж и архитектурная обстановка приобретают дополнительное значение вместе с фигурами.

На фреске нет технических усовершенствований (подкрасок) темперой. Но Фра Анджелико удается создать шедевр. Элегантность персонажей, их спокойное величие, цветовое мастерство, сочетающее холодные цвета растительности и теплые краски цветов, платье Марии Магдалины и частокол, придают композиции мощное эмоциональное измерение. Монахи монастыря Сан-Марко, которые были хорошо знакомы с этим библейским эпизодом, не могли не укрепиться в своей вере благодаря благодати, исходящей от такой картины.



предыдущая следующая
c-rover
2009 - 2022
содержание