содержание
Все сайты C-Rover

Четвертая часть презентации посвящена фрескам южного коридора, написанных в кельях послушников ("Распятия" в кельях 15-21), а также фрескам на стенах восточного коридора, ведущего к этим кельям - "Распятие со святым Домиником" на северном торце восточного коридора, и "Мадонна теней" на западной его стене.

* №№15-21 - Распятия со Св. Домиником в кельях послушников

* B - Распятие со Святым Домиником в коридоре 2 этажа

* C - Мадонна с Младенцем и святыми ("Мадонна теней")

Южный корпус монашеского общежития в Сан-Марко был построен в 1441-42 годах. Кельи в нем предназначались для проживания не полноправных монахов, а послушников, молодых людей, которые готовились к вступлению в Доминиканский орден. Эти кельи (кельи с 15 по 21) распологались на одной, северной стороне коридора, и по своим размерам были больше келий клириков. Фра Анджелико разместил в них однотипные фрески с изображением распятия и поклоняющимся ему Святым Домиником, которые должны были помочь формированию сознания молодых людей в доминиканском духе.

Стилистическим и композиционным прототипом для фресок в кельях послушников служила фреска "Святой Доминик, охватывающий Крест", расположенная на северном торцевой стене восточного коридора.

Фреска "Sacra Conversazione" (Святая Беседа) расположенная на западной стене восточного коридора служила, видимо, местом совместных молитв послушников и клириков. Эту фреску называют также "Мадонна Теней" (Madonna delle Ombre), поскольку на ней очень ярко выражена игра света и тени. Она, скорее всего, целиком исполнена Фра Анджелико где-то между 1440 годом и возвращением художника из поездки в Рим в 1450 году, это одна из последних работ Анджелико в этом доминиканском монастыре. "Мадонна Теней" - не вполне настоящая фреска, как остальные - она была дописана темперой поверх уже высохшей штукатурки.


к.15-21 - Распятия со Св. Домиником

В ходе работ по оформлению келий монахов непосредственное участие Фра Анджелико в исполнении фресок, по-видимому, уменьшалось, а доля участия Беноццо Гоццоли и других его помощников увеличилась. Это особенно очевидно в изображениях Распятия со святым Домиником в кельях послушников в южном коридоре (кельи с 15 по 21), строительство которых началось в 1441 году.

Фрески Сан Марко
Оформление келий с 15 по 21

Фрески были выполнены очень быстро - работа над каждой из фресок завершалась всего за два дня. Все они, вероятно, почти полностью были написаны либо Беноццо Гоццоли, либо каким-то другим помощником Анджелико, но не самим мастером - это видно по линейному изображению идеализированной фигуры Христа, особенно его грудной клетки, а также по плоскому, упрощенному моделированию хабита святого Доминика.

Фрески Сан Марко
Келья 15
Фрески Сан Марко
Келья 16

Фрески Сан Марко
Келья 17
Фрески Сан Марко
Келья 18

Фрески Сан Марко
Келья 19
Фрески Сан Марко
Келья 20

Фрески Сан Марко
Келья 21

Распятия с молящимся святым Домиником
1440-41. Фрески. 155 x 80 см. Кельи 15-21, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Эти кельи, самые большие жилые кельи в монастыре, предназначались для послушников - новых братьев, недавно принятых в монастырь. В каждой из этих келий была фреска на одну и ту же тему - Распятие с молящимся святым Домиником. Стилистическим и композиционным прототипом для них служила фреска "Святой Доминик, охватывающий Крест" в начале Коридора Клириков (2-й этаж (B) ). Однако, каждая из этих семи фресок изображает Святого Доминика в различных позах, соответствующим различным способам моления, которые практиковал и рекомендовал своим ученикам Святой Доминик.

Изображение Иисуса на этих фресках довольно натуралистично, приближающееся к изображению мирского человека. Доминик показан в профиль, в строгой одежде, без лишних эмоций, но его глубокое отношение к Христу ясно проявляется через его позу и набожные жесты. Сцена Распятия здесь вырвана из контекста и не ставит цели показать некоторое реальное событие. Она представлена на плоском белом фоне так, словно это книжная миниатюра. На страницу иллюстрированной книги также намекает и рамка вокруг фрески (в келье 15 сохранилась оригинальная рамка). Присутствие Святых в библейских сценах на фресках Сан Марко было отправной точкой для медитации монаха, помогавшей ему изучать священные тексты и готовиться к проповедованию. Жесты доминиканских Святых во фресках составляют некий дидактический иллюстрированный язык, на котором эти картины "говорят" зрителю, как подражать модели.

Дело в том, что существовало полное иллюстрированное руководство, называемое "De modo orandi" (Девять способов молитвы святого Доминика), написанное анонимным автором, вероятно, в Болонье, где-то между 1260 и 1288 годами. Источником его информации была сестра Цецилия из монастыря св. Агнессы в Болонье (которая получила хабит от св. Доминика) и другие, которые были в контакте со Святым Основателем. Этот почтенный документ повествует о выдающейся святости Доминика, рассказывая кое-что о его личной жизни и о сильной его любви к Богу. Ранние рукописные сочинения сопровождались миниатюрными рисунками, иллюстрирующими различные позы, которые принимал святой Доминик во время молитвы. «De modo orandi» иногда печатались как приложение к «Жизни святого Доминика» Теодориха Апольдийского, хотя они не являются частью этой работы. Причина этого восходит к визиту Конрада из Требензее, провинциала из Германии, в Болонью в 1288 г., когда он был в Италии, чтобы присутствовать на генеральном капитуле. Там он нашел «Девять способов молитвы» и другие документы, относящиеся к святому Доминику и увез их обратно в Германию для Теодориха, который в то время начал работать над своей биографией святого.

В этом руководстве каждый жест и поза молящегося доминиканского монаха связывалась с конкретным образом или способом молитвы. De modo orandi основывался на убеждении, что конкретное состояние мистического сознания может достигаться принятием конкретного физического положения. Таким образом художник изобразил жесты или действия для вызова девяти внутренних состояний:

* Почитание - с глубоким поклоном от талии

* Изнеможение - поза смирения (к.18)

* Бичевание - раскаяние (к.20)

* Сострадание - повторяющееся коленопреклонение

* Размышление - стоя вертикально, руки перед грудью (к.17)

* Просящий Бога - стоя, раскинув руки (к.21)

* Экстаз - руки, поднятые вверх (к.16)

* Воспоминание - читающий (к.19)

* Энтузиазм к проповеди

Шесть из них изображены на фресках в кельях 15-21.

Общая типология фресок в кельях послушников изображает святого Доминика перед Распятием. На этих фресках главным героем является святой Доминик, а не Христос. Эти фрески лишь косвенно связаны с библейским событием, потому что на них изображено не Распятие-событие, а Распятие-символ (Крест), поэтому святой Доминик не столько свидетель действия, сколько реагирует на этот религиозный объект. Фра Анджелико связывает с фресками келий послушников как действующее лицо именно святого Доминика. Строгое соответствие "сюжета" от кельи к келье наводит на мысль, что фра Анджелико решил, что разнообразие должно проявляться в деталях, а не в более широком вопросе композиции. В "Святом Доминике перед распятием" кельи 20 Доминик обнажен по пояс и бичует себя, как описано в третьем способе. В камере 15 святой Доминик смотрит на Распятие и поднимает к нему руки, соединив ладони – жест, призванный привести к экстазу.

Бросается в глаза, что изображения Христа на кресте в кельях послушников особенно “кровавые” по сравнению не только с другими фресками Фра Анджелико в Сан-Марко, но и со всей живописью позднего средневековья в центральной Италии. Кровь падает толстыми каплями с рук Христа, она выступает из раны в боку с заметной силой, а из его ног стекает по основанию креста драматическими ручейками, которые текут по земле. В какой-то степени это напоминает более ранние итальянские изображения Христа на кресте, на которых Христос истекает такой же обильной кровью. Этому есть объяснение - в эпоху позднего средневековья, с ростом популярности "кровавых" реликвий точная природа крови Христа была предметом большого внимания в доминиканском богословии. Проблема стала еще более актуальной для доминиканцев в Кватроченто, когда усилились их споры с францисканцами на этот предмет - в это время ряд членов Ордена проповедников написали трактаты о божественности крови Страстей Христовых. Фрески Сан-Марко были созданы в теологической атмосфере, в которой все большее внимание уделялось божественности крови, пролитой Христом во время Страстей.

Эти фрески были размещены в кельях послушников, то есть были обращены к молодым людям, вступающим в Доминиканский орден, которые готовились стать полноправными монахами. Постоянство, с которым кровь Христа подчеркивается в кельях послушников, подчеркивает важность этого образа в подготовке посвященных в Доминиканский орден. Хотя в некоторых кельях мирян и монахов изображены распятия, они не так заметно "кровавые", как в кельях послушников. Эти окровавленные изображения в кельях послушников были созданы для того, чтобы помочь их обитателям в первоначальном усвоении доминиканской верований и теологических ценностей. Послушникам, которые занимали эти кельи, было около шестнадцати лет, и перед принятием их в клирики Ордена они проходили год обучения с целью подготовить их к проповеди. Когда послушники не обучались искусству молитвы и литургического чтения, ожидалось, что они будут постоянно занимать свой ум изучением и созерцанием изображений в своих кельях.

Фрески в кельях послушников визуально "пустые", они лишены геопространственных деталей, фон изображений состоит из совершенно простого белого интонако (подготовительного слоя штукатурки), что еще больше фокусирует внимание зрителя на крови Христа. Единственными фигурами на этих фресках являются святой Доминик и Христос; это контрастирует с более повествовательными и многофигурными сценами в кельях монахов и братьев-мирян, на которых изображены различные эпизоды из жизни Христа, от Благовещения до Noli me tangere (‘Не прикасайся ко мне’). И даже распятия в них, по сравнению с кельями послушников, иные - так, в двадцать пятой келье есть сцена Распятия с тремя сопутствующими фигурами: Девы Марии и Марии Магдалины у основания креста и Святого Доминика. Христос на кресте здесь изображен на фоне темного, почти черного неба, и поэтому падающая кровь не так бросается в глаза, как в кельях послушников.

Важность пустой, бесплодной среды для духовного назидания была распространенной темой в доминиканском дискурсе. Краска, используемая для изображения капель и потоков крови, была изготовлена с использованием пигмента гематита, минерала, который сам по себе считался "кровеподобным" по своей природе. В первом веке нашей эры Плиний Старший заявил, что этот камень воспроизводит цвет красного свинца, и что настоящий гематит при растирании должен выделять кроваво-красное пятно. Послушники, возможно, знали о том факте, что изображенная кровь на фресках была изображена с помощью "кровавого камня", что заставляло их еще более напряженно созерцать нарисованную кровь Христа.

Расположение этих фресок также побуждало к ее созерцанию - сочетание белизны стен и наличия на фреске большого количеством белого, усиливает видимость непрерывности между фреской и стеной и дает общее визуальное впечатление, что кровь из ран Христа нанесена прямо на стену кельи. Контраст краски и стены, красного и белого вызывает в памяти слова приора доминиканской церкви Санта-Мария-Новелла времен Треченто Якопо Пассаванти (ум. 1357) - “Его кровь кричит и предлагает милосердие и жалость”. Визуальная пустота кельи и простота фрески позволяют красным следам нарисованной крови заявить о себе, в визуальных терминах - “кричать”.

Возможно, что фрески в кельях также приучало послушников к самому виду крови - в доминиканских общинах практиковалось регулярные кровопускания (для братьев ордена они выполнялись 4 раза в год). А это во времена средневековья было впечатляющим зрелищем: человека усаживали на скамью, давали в руку палку, которую тот должен был сжимать, оголяли руку до плеча, перетягивали ее выше локтя и цирюльник делал вдоль вены надрез, в результате чего кровь сильной струей начинала вытекать в подставленный таз. Главной трудностью для производящего эту операцию было успокоить взволнованного зрелищем крови пациента, особенно если это человек молодой и не привыкший к такой операции.


B - Распятие со Святым Домиником

Фреска "Распятие со святым Домиником" находится в коридоре второго этажа, в торце коридора клириков, так что постоянно была в поле зрения идущих по коридору монахов и послушников.

Фрески Сан Марко
Коридор 2-го этажа, Монастырь Сан Марко

На большинстве фресок келий изображен по крайней мере один узнаваемый персонаж из истории монастыря - святой Доминик, Святой Фома Аквинский, или Петр Мученик. Вместе они представляют собой основные ценности, которые отличали доминиканцев. Святой Доминик олицетворял святую жизнь, посвященную бедности, проповеди и монашескому созерцанию; святой Фома Аквинский олицетворял целеустремленную преданность первенству учения; Петр Мученик олицетворял готовность принять мученическую смерть ради православия. Жесты моделей указывают на стремление Фра Анджелико напомнить монахам о необходимости нравственного преображения посредством строгого, хотя и молитвенного изучения Священного Писания, необходимости следовать процессу внутреннего преображения, пережитого Основателем. Результатом этого преобразования должна была стать их готовность к проповеди.

Фрески Сан Марко
Распятие со святым Домиником
1440-41. Фреска. 239 х 177 см.
Северный коридор 2-го этажа, Монастырь Сан Марко, Флоренция

В "Святом Доминике перед распятием" Анджелико представил натуралистичный образ Иисуса, высшую силу, более близкую к образу мирского человека. Тело Христа изображено с достаточным реализмом, но с почтительностью. Внимание зрителя привлекают места, где сочится кровь. Тема крови в Искуплении мира привлекала внимание многих теологов. Хотя эта фреска является самой большой фреской в монастыре на втором этаже, она проста и очень похожа на жизнь набожных доминиканских монахов. Священник изображен в профиль без особых эмоций в строгом одеянии, но его глубокое отношение ко Христу ясно видно по его набожным жестам и позе.


C - Мадонна с Младенцем и святыми

Фреску "Sacra Conversazione" (Святая Беседа) расположенную в коридоре, куда открывались двери келий братии, называют также "Мадонна Теней" (Madonna delle Ombre). Она, скорее всего, почти целиком исполнена Фра Анджелико. Написана она была где-то между 1440 годом и возвращением художника из поездки в Рим в 1450 году, это одна из последних работ Анджелико в этом доминиканском монастыре. Это не вполне настоящая фреска, как остальные - она была дописана поверх уже высохшей штукатурки краской (темперой).

Фрески Сан Марко
Sacra Conversazione. Мадонна Теней
1450. Фреска. 195 х 273 см.
Коридор 2-го этажа, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Фреска находится на втором этаже монастыря, на внутренней стене восточного коридора, между кельями 25 и 26, где священнослужители и послушники собирались для утренних молитв. Она разделена на две равные части. Верхняя часть, "Мадонна теней", изображает Мадонну с Младенцем в окружении святых. Нижняя часть фрески состоит из четырех мраморных панелей, а точнее - искусных изображений мраморных панелей.

Фрески Сан Марко
Sacra Conversazione. Мадонна Теней
1450. Фреска. 195 х 273 см.
Коридор 2-го этажа, Монастырь Сан Марко, Флоренция

"Мадонна теней" - религиозная сцена типа "Святая Беседа", в котором представлена Мадонна с Младенцем, сидящая на углубленном в нишу стены троне, окруженная двумя симметричными группами святых (всего их восемь), которые свободно расположены в поле картины в непринужденных и естественных позах, взаимодействуя друг с другом жестами и взглядами так, словно они разговаривают между собой. Мадонна находится на троне, поднятом на ступеньку и обрамленном золотой нишей на стене. Изображенные святые тесно связаны с Медичи и доминиканским орденом, поэтому можно предположить наличие прямого поручения Козимо Старшего автору фрески.

Слева стоят:

- Святой Доминик, основатель ордена доминиканцев, со свойственной ему доминиканской красной звездой на голове, лилией и открытой книгой, в которой он указывает пальцем на псалом;

- Святые Косьма и Дамиан, покровители Медичи Козимо, которых можно узнать по их одежде и характерным шапкам, в руках у них пальмовая ветвь (символ мученичества) и позолоченный ларец, возможно, с их медицинскими инструментами;

- Святой Марк евангелист, покровитель церкви, узнаваемый по перу и Евангелию, а также по зеленому цвету одежды;

Справа находятся:

- Святой Иоанн Богослов, покровитель Джованни ди Биччи, отца Козимо, также узнаваемый по перу и Евангелию, и по розовому цвету одежды;

- Святой Фома Аквинский, доминиканский богослов, он узнается по золотой звезде возложенной на грудь; его фигура закрыта другими святыми и виден только его бюст;

- Святой Лоренцо, покровитель Лоренцо Старшего (брата Козимо), он узнается по символу своего мученичества, решетке, пальмовой ветви в руке, и далматике (литургическому облачению, состоящему из длинной туники с широкими рукавами, доходящей до колен, одежде дьяконов);

- Доминиканский святой Петр Мученик, узнаваемый по пальме мученичества и кровоточащей ране на голове, покровитель Пьеро Медичи, сына Козимо (Пьеро ди Козимо де Медичи — правитель Флоренции с 1464 по 1469 год, отец Лоренцо Великолепного; Из-за болезни имел прозвище il Gottoso - Подагрик).

Фреска вызывает почти физические ощущения остановленных жестов, глубоких пристальных взглядов, сильных и смелых цветовых решений. Эти ощущения поддерживаются силой бокового освещения, которое, в свою очередь, усиливается тенями от капителей. Эта фреска – свидетельство достижения художником синтеза его мистического вдохновения и эффективного применения последних прорывов художественного творчества Ренесанса.

Фрески Сан Марко
Мадонна теней. Фрагмент. Иоанн Евангелист, Фома Аквинский, мученик Лаврентий

Исследование света - наиболее важный аспект фрески. Свет пронизывает всю сцену, эффектно отображая как гармонично подобранные цвета, так и тени, подчеркивающие форму предметов и фигур, оттеняя эффектный блеск позолоты ореолов и ниши. Самым необычным элементом является тени, которые капители пилястр отбрасывают на стену - длинные и тонкие - в соответствии с естественным источником света, выходящим на площадь окном на южной стороне коридора.

Фрески Сан Марко
Мадонна теней. Фрагмент. Святой Лаврентий

В глазах Мученика Лаврентия, справа, можно видеть отражение окна в конце коридора, из которого струится свет.

Эксперименты со светом были начаты Анджелико, но не доведены до конца: нет теней святых, которые должны были бы произвести аналогичный разделяющий эффект, также в размещении фигур на полу обнаруживается некоторая неопределенность, как в ногах Святого Марка - вероятно, этому способствовало участие в работе учеников Анджелико, что подтверждается документами того времени.

Чтобы получить эти оригинальные световые эффекты, Анджелико широко использовал темперу, которая позволила показать больше эффектов изменения света.

Фрески Сан Марко
Мадонна теней. Фрагмент. Мария

В этом смысле можно предположить приближение художника к фламандской световой тонкости, хотя для Анджелико свет был, скорее, средством получения ясных и отчетливых изображений (в соответствии с религиозным назначением фрески). Тем не менее, световые эффекты этой картины являются одними из лучших примеров живописи такого рода в пятнадцатом веке, так что, возможно, именно именно они явились источниками венецианской живописи Джованни Беллини и фламандцев. Ни у кого не возникает вопроса почему эта работа называется "Мадонна теней".

Нижняя половина фрески, ранее считавшаяся просто декоративным элементом работы, по мнению некоторых исследователей, является символическим изображением гробницы Христа. Изображение раскрашенных мраморных панелей находится на уровне глаз зрителя и визуально выдвигается вперед из плоскости изображения. Когда монахи собирались здесь, чтобы помолиться, нарисованный мрамор играл роль гробницы под алтарем, действуя как характерный для флорентийского Ренессанса символ "memento mori" (см. "Троицу" Мазаччо).

Четыре последовательные мраморные панели, возможно, также служили для представления четырехчастного метода толкования Священного Писания (аллегория, типология, тропология и аналогия), были еще одним полезным монахам инструментом для медитации. Примечательно, что изображение мрамора, также как и основная картина, для точности передачи частично нарисовано краской, нанесенной художником после высыхания поверхности фрески.



предыдущая следующая
c-rover
2009 - 2022
содержание