Каталог выставки


Музей Искусств Метрополитен
Нью-Йорк, 2005



содержание
Все сайты C-Rover

Предисловие

Здесь представлена один из разделов четвертой главы каталога, сопровождавшего выставку работ художника эпохи Возрождения Фра Анджелико (15 век) в Музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке в 2005 году. Каталог составлен кураторами этой выставки Лоуренсом Кантером и Пиа Палладино.

Пиа Палладино
Кат. 22. Фра Анджелико: Христос на Кресте

Названный одним исследователем «идеальным аналогом картин Беато Анджелико»(*1) этот совешенно законченный, тщательно выполненный рисунок был вырезан из большого листа бумаги, первоначальное назначение которого остается неизвестным. По левому краю видна часть точно прорисованного архитектурного сооружения, возможно, дверной рамы или окна с половинкой пилястра, увенчанного лиственными капителями. Всю высоту листа занимает монументальный крест, видимый в прямом ракурсе, снизу. Тонкие контрасты света и тени выделяют каждую кость, мышцу и сухожилие худощавого тела Христа, нарисованного четкими, уверенными линиями. Короткие, аккуратно нанесенные штрихи пера в мельчайших подробностях описывают все нюансы и тонкие черты лица Христа, отдельные пряди волос бороды, вьющиеся пряди на голове и даже складки кожи на коленях. Натурализм и пафос образа подчеркивается яркой красной промывкой, нанесенной поверх рисунка для изображения потока крови из ран, несколько капель которой кажутся драматически подвешенными в воздухе на пустом фоне.

Фра Анджелико. Христос на Кресте
Кат. 22. Фра Анджелико. Христос на Кресте

Бумага, перо и коричневые чернила, красная акварель, бумага.
29,3 х 19 см. (11 1/2 x 7 1/2 дюймов)
Коллекция графики Альбертина, Вена (SR30)

Этот рисунок был идентифицирован как работа Фра Анджелико самыми первыми каталогизаторами коллекции Альбертина, Францем Викхоффом и Йозефом Медером(*2). За исключением сомнений, высказанных Беренсоном и Поупом-Хеннесси(*3), эта атрибуция была принята всеми последующими учеными(*4). Лэнгтон Дуглас(*5) был первым, кто рассмотрел рисунок в связи с конкретной картиной Анджелико, предполагая, что это может быть подготовительный набросок для фрески Христос на Кресте в верхнем коридоре монастыря Сан-Марко. Отношение рисунка к фрескам Сан-Марко было подтверждено Отто Бенешем, а затем Дегенхартом и Шмиттом(*6), которые интерпретировали архитектурную структуру слева как указание на пространство, которое должно было быть занято этим Распятием, и предположил, что рисунок послужил образцом мастерской для различных версий Распятия, выполненных Анджелико и его сотрудниками в Сан-Марко в период между 1438 и 1445 годами(*7).

Конрад Оберхубер(*8), с другой стороны, правильно заметил, что все сцены Распятия, написанные в Сан-Марко самим Анджелико «или под его руководством», по-видимому, отражают другую фазу развития художника, отмеченную более монументальным, классическим подход к человеческому облику, который несовместим с хрупкой, аскетически выглядящей фигурой Христа на рисунке из коллекции Альбертина. По словам Оберхубера, ближайший аналог этой фигуры можно найти в более ранней работе Анджелико, которая представлена, в частности, небольшим Распятием на вершине Кортонского триптиха (рис. 64). За исключением незначительных расхождений в положении тернового венца на голове Христа и в складках набедренной повязки, изображение Христа на Кресте на этой картине, похоже, близко по своему моделированию к рисунку коллекции Альбертина во всех других отношениях, с теми же пропорциями тела Христа, с той же круглой головой, наклоненной вперед, сходными заостренными чертами лица и таким же подходом к изображению потоков крови, вытекающей из ран.

Фра Анджелико. Деталь Кортонского триптиха
Рис. 64. Помощник Фра Анджелико (Беноццо Гоццоли?). Христос на Кресте (деталь рис. 143)

Около 1440-45
Музей Диочезано, Кортона

Датировка Кортонского триптиха (который мы здесь приписывам сотруднику Анджелико, работавшего по дизайну мастера (см. стр. 160 ном. II)) варьируется от 1430 до 1438 года(*9). Однако, стилистические заимствования рисунка коллекции Альбертина у ряда выполненных художником в предшествовавшем десятилетии работ, представляющих Распятие как отдельное произведение, предполагает его датировку временем еще ранее 1430 года. Самым ранней среди таких работ является вырезанный маленький крест из частной коллекции в Милане, который Босковиц(*10) определил как результат сотрудничества Анджелико и Лоренцо Монако. Именно в этой работе можно найти корни как для фигуры Христа на рисунке коллекции Альбертина, так и для использованных в нём поздне-готических декоративных художественных приёмов - что особенно заметно в закрученных складках набедренной повязки - и изысканного качества исполнения этого рисунка, которое побудило Беренсона к его отклонению как "слишком прелестного" для Анджелико. Те же унаследованные у Лоренцо Монако элементы, фактически, очевидны также на панели Распятие из частной коллекции (рис. 46) и в более позднем Распятии из ризницы братства Сан Николло дель Сеппо, которые мы здесь датируем временем около 1421 и около 1430 года соответственно. Рисунок из коллекции Альбертина, по-видимому, занимает среднее положение между этими двумя работами - он не так готичен, как панель из частной коллекции, но и не такой Мазаччевский по пропорциям тела Христа, как Распятие Сан-Никколо аль-Сеппо.

Хотя до сих пор, как правило, полагали, что рисунок коллекции Альбертина был создан как эскиз для конкретного художественного произведения, стоит рассмотреть и возможность того, что он мог быть страницей в ныне утерянной книге рисунков, по типу и содержанию похожей на так называемую «Книгу эскизов» Беноццо Гоццоли и его мастерской, теперь разделенной между Роттердамом и другими коллекциями(*11). В эту же книгу эскизов мог входить также и рисунок Правосудие из коллекции Роберта Лемана (кат. 23), приписываемый нами руке Фра Анджелико, поскольку он практически идентичен по своей основе и по технике исполнения рисунку из коллекции Альбертина.

П.П.


Сноски:

(*1). Бенеш 1967, стр. 320.

(*2). Виддлоф 1892, стр. CLXXXII S.R. 30; Шонбрунер и Медер 1896-1908, том. VI, стр. 702.

(*3). Беренсон 1903, стр. 5 (как работа неизвестного имитатора); Беренсон 1938, стр. 5, 19 (как, возможно, работа Доменико де Мичелино); Поуп-Хеннесси 1952, стр. 205; Поуп-Хеннесси 1974, стр. 236 (как работа "мастера после Фра Анджелико").

(*4). Бирке и Керте. 1995, стр. 1, 679 (с более ранней библиографией). Бонсанти (1998, стр. 160) приводит Христа на Кресте из коллекции Альбертина в качестве единственного другого рисунка, отличного от Давида, играющего на псалтыри из Британского музея (кат. 26), который можно было бы также с уверенностью отнести руке мастера.

(*5). Дуглас 1900, стр. 199.

(*6). Бенеш 1967; Дегенхарт и Шмидт 1968, стр. 448.

(*7). Дегенхарт и Шмидт датировали этот рисунок между 1438 и 1446. Большинство исследователей сегодня согласны , что эти фрески были выполнены между 1438 and 1443 — или, самое позднее, 1445. См. Скудиери 2004, стр. 18-21.

(*8). К. Оберхубер, в Кошатский, Оберхубер, и Кнаб 1971, ном. 10, стр. 33.

(*9). См. Спайк 1996, стр. 196-97 (с ранней библиографией); Бонсанти 1998, стр. 137. Не связывая его ни с какой конкретной картиной, Бонсанти (стр. 160) датирует этот рисунок "возможно, несколькими годами после 1430"

(*10). Босковиц 1994. стр. 349-51, рис. 247.

(*11). Об альбоме Беноццо Гоццоли см Элен 1995, стр. 222-26; Шеллер 1995, стр. 369-80; Мелли 2002, стр. 117-29.



предыдущая следующая
c-rover
2018 - 2023
содержание