Каталог выставки


Музей Искусств Метрополитен
Нью-Йорк, 2005



содержание
Все сайты C-Rover

Предисловие

Здесь представлена один из разделов четвертой главы каталога, сопровождавшего выставку работ художника эпохи Возрождения Фра Анджелико (15 век) в Музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке в 2005 году. Каталог составлен кураторами этой выставки Лоуренсом Кантером и Пиа Палладино.

Пиа Палладино
Кат. 23. Фра Анджелико: Правосудие

На этом рисунке, типичном для эскизов сидящей фигуры Правосудия, встречающихся в учебных книгах средневековья и раннего Ренессанса, изображена аллегорическая фигура Правосудия с короной на голове и двумя ее традиционными атрибутами: мечом, символом силы, и глобусом, символом ее всеобъемлющей власти. Композиция обрамлена тонко нарисованной черной линией, описанной Коллоби-Раджанти как след обрамления, использовавщегося Вазари для оформления рисунков в его знаменитой Книге рисунков (Libro de' disegni)(*1). На оборотной стороне листа находится выполненный на скорую руку набросок - завернутый в детские пелена ребёнок, поддерживаемый рукой, и выше - неясные архитектурные фрагменты.

Фра Анджелико. Правосудие
Кат. 23. Фра Анджелико. Правосудие

Бумага, перо и коричневые чернила, кисть и коричневая акварель, бумага.
19,3 х 17 см. (7 5/8 x 6 3/4 дюймов)
Музей Искусств Метрополитен, Нью-Йорк
Коллекция Роберта Лемана, 1975 (1975.1.264)

Впервые опубликованный Беренсоном как работа анонимного последователя Анджелико, этот рисунок из коллекции Лемана был впоследствии каталогизирован Дегенхартом и Шмиттом как «Флорентийский около 1500 года», а другие исследователи приписали его Пезеллино и Доменико ди Мичелино. В недавнем каталоге рисунков коллекции Лемана(*2) Анна Форлани Темпести признала деликатную обработку и монументальное качество позы и драпировок фигуры, которые она сравнила с работами, единодушно приписываемыми Анджелико, такими как Царь Давид, играющий на гуслях из Британского музея (кат. 26). В то же время, Форлани Темпести сочла мягкое моделирование фигуры несовместимым с видением художника и, вернувшись к первоначальной оценке Беренсона, приписала этот эскиз последователю Анджелико, датировав его около 1440 года. С тех пор единственным автором, обсуждавшим этот рисунок в прямой связи с Фра Анджелико был Джон Спайк(*3), который говорил о нем как о «возможном» автографе мастера, связанном, вероятно, с (утерянными) фресками, написанными художником в Риме между 1446 и 1449 годами.

При обсуждении авторства Анджелико для Лемановского Правосудия важным обстоятельством является сходство его бумажной основы и близость техники его исполнения к рисунку Христос на кресте из коллекции Альбертина (кат. 22), приписываемому этому художнику большинством исследователей и, возможно, вырезанного из той же самой книги эскизов. Несмотря на то, что данный рисунок в некоторых своих частях не имеет законченности, свойственной листу из коллекции Альбертина, он отличается такими же изысканными линиями и тонкими эффектами света и тени, мягко моделирующими форму изображенной фигуры, и подчеркивающими глубоко вырезанные объемные скульптурные складки ее драпировок. Столь же сравнимо с рисунком Христос на Кресте и тщательное внимание художника к натуралистическим деталям, усиливающим визуальное воздействие изображения, начиная от подробно выписанного лица Правосудия до реалистично изображенной сморщенности и растянутости ткани вокруг застегнутых пуговиц ее платья. Символом рационального подхода Анджелико является уверенно представленный ракурс короны Правосудия, изображенной не менее грамотно, чем корона на голове Давида на рисунке из Британского музея. Наконец, выдающееся качество, присущее рисунку из коллекции Альбертина, также проявляется и здесь - наиболее оно заметно в вычурном рисунке замысловатых геометрических узоров и тонкой нитке жемчуга, украшающей рукава и декольте элегантного, изысканного наряда Правосудия.

Однако, пожалуй, самым убедительным доказательством приписывания Лемановского Правосудия Анджелико является его стилистическое и формальное соответствие картинам художника, относящимся ко второй половине 1420-х годов. Эти работы, как правило, рассматриваются как отражение восприимчивости художника в тот период к изящной, позднеготической монументальной идиоме Джентиле да Фабриано, а также к более строгому, классическому словарю Мазаччо. Наиболее подходящим сравнением для этого рисунка является Мадонна смирения (кат. 21 A) из Национальной Галереи Пармы, датируемая примерно 1427-28 годом, которая настолько сильно напоминает Лемановское Правосудие по облику Мадонны и мягкому моделированию ее головы и черт лица, что для него можно предложить практически ту же самую датировку. Общим для рисунка и этой живописной работы является гармоничное сопоставление (выведенное, в конечном счете, из образца Джентиле да Фабриано) твердых, скульптурно задуманных фигур и драпировок с утонченной декоративной чувствительностью и непревзойденной тонкостью исполнения.

П.П.


Сноски:

(*1). Коллоби-Раджанти 1974, том. II, стр. 78.

(*2). Форлани Темпести 1991, ном. 64, стр. 178-81 (с ранней библиографией).

(*3). Спайк 1996, стр. 257.



предыдущая следующая
c-rover
2018 - 2023
содержание