содержание
Все сайты C-Rover

Алтарь святого Петра Мученика - одно из самых ранних датированных произведений Фра Анджелико. Его главная панель находится в музее Сан Марко во Флоренции, а пределла - в Галерее института Курто в Лондоне. Эта работа была одной из первых в череде заказов, которые молодой художник стал получать от своих Доминиканских покровителей после своего вступления в монастырь Сан-Доменико и успешного выполнения Высокого алтаря для него. Она, видимо, была выполнена около 1421 года.

Алтарь Петра Мученика
Алтарь святого Петра Мученика. Реконструкция
Около 1421

Существует мнение, что небольшие живописные сцены проповеди и смерти Святого Петра Мученика в пазухах рамы алтаря могли быть добавлены позже, возможно в 1440-х годах, и принадлежат руке Беноццо Гоццоли. В этом случае, возможно, алтарь Фра Анджелико изначально имел более готический вид и выглядел несколько иначе. Никаких подтверждений этому мнению, однако, нет, так что вряд ли оно соответствует действительности.

Алтарь Петра Мученика
Алтарь святого Петра Мученика. Реконструкция 2
Около 1421

Эта табула (панель) упомянута в квитанции об остаточном платеже, выданной настоятелю монастыря Сан-Доменико в марте 1429 года, поэтому обычно считают, что он был установлен в церкви в 1429 году, а закончен за год до этого. На самом деле она была написана значительно раньше, вероятно вскоре после 1421 года, когда первые монахини переселились в новый монастырь.

Главным препятствием к признанию 1421 или 1422 года датой завершения алтаря Святого Петра Мученика было убеждение в том, что массивное моделирование фигур и единый пространственный план его основных панелей являются реакцией молодого художника на новаторские работы Мазаччо, и, следовательно, не может предшествовать 1424 году. Тем не менее весь ряд более ранних работ Анджелико демонстрирует интерес художника к пространственной и осязательной иллюзии задолго до появления Мазаччо. Первый очевидный ответ Анджелико на изобразительные нововведения Мазаччо появляется только после алтаря Благовещение из Сан-Доменико (сейчас в музее Прадо), около 1425 года. Триптих Святого Петра Мученика - значительно менее зрелая работа, чем этот алтарь, что проявляется в преувеличенном наклоне его живописного мраморного тротуара, непропорционально больших и несовершенных ракурсах ног стоящих святых и небольших несоответствиях в расположении этих фигур по глубине относительно друг друга. В этом отношении алтарь Святого Петра Мученика напоминает высокий алтарь Сан-Доменико, включая детали типов фигур. Вероятно, Анджелико поручили написать триптих Святого Петра Мученика сразу же после заказа ему высокого алтаря Сан Доменико и он начал работу над ним, вероятно, вскоре после 1421 года.

В 1557 году Алтарь святого Петра Мученика был перенесен в церковь Святой Фелиции (там его, кстати, видел и описал Вазари). В начале 19 века был передан в палаццо Питти, а в декабре 1924 года - в музей Сан Марко.

На центральной панели этого алтаря, находящегося сейчас в музее Сан Марко, в центре расположена Богородица с Младенцем. Слева представлены святой Доминик и Иоанн Креститель, справа – святые Петр Мученик и Фома Аквинский. В верхней части алтаря представлены сцены из жизни святого Петра Мученика.

Алтарь Петра Мученика
Алтарь святого Петра Мученика
1427-28. Темпера, дерево. 137 x 168 см. Музей Сан Марко, Флоренция

В центральной части триптиха Мадонна представлена восседающей на крытом златотканой парчой троне, на ее коленях стоит Младенец. Она изображена не фронтально, но в легком повороте, так что правое ее колено выступает вперед, обозначая центр композиции. Ниспадающий тяжелыми драпировками плащ Марии освещен слева, свет падает также на сферу в левой руке Христа и на его поднятую правую руку. Декоративные детали почти отсутствуют, исключение составляют расшитая золотом завеса, ножки трона в виде львиных лап и мелкие складки каймы плаща Мадонны.

Хотя в основе композиции лежит идея триптиха, эта икона скорее представляет собой пространственное целое, поскольку ступень, на которой стоит трон, переходит из центральной части в боковые, а изображенный на них мраморный пол — в центральную. Продуманную связь целого подтверждает расстановка четырех святых. Как обычно в триптихе, их головы расположены на единой горизонтали, но крайние фигуры слегка выдвинуты вперед по отношению к стоящим ближе к трону. Фигуры Иоанна Крестителя слева и Фомы Аквинского — крайнего справа — трактованы даже с большей пластической объемностью, чем центральная группа.

Алтарь Петра Мученика Алтарь Петра Мученика
Алтарь святого Петра Мученика. Фрагменты

Заполнение повествовательными мотивами пространства наверху между фронтонами обрамления необычно, но оно соответствует композиционной идее объединения всей картины в единое целое. Слева изображена проповедь Петра Мученика, справа — его смерть; обе сцены объединены линией, образованной кронами деревьев. Четкий рисунок кафедры и примыкающих к ней построек в сцене Проповеди Петра Мученика, треугольные силуэты палача и его жертвы в парной сцене предвосхищают язык алтарных пределл Анджелико 1430-х годов. Изображение пустынного леса справа и слева от боковых фронтонов предвещает ту роль, какую будет играть в его творчестве природа.

Петр Мученик (Петр Веронский) (1206-1252) - католический монах, доминиканский проповедник, инквизитор Ломбардии. Родился в Вероне, родители Петра были превеженцами катаров (христианское религиозное движение, распространённое на юге Франции в VI – XIV веках). Окончил Болонский университет, монашеский постриг принял от самого святого Доминика. Пётр был ревностным католиком, боролся с ересями. Он был убит в лесу под Барлассино по дороге из Комо в Милан Петром Бальзамоне по прозванию Карино, нанятым еретиками-заговорщиками. Кстати сказать, именно Петр Веронский как популярный атрибут молитвы ввёл чётки или Розарио (а не Святой Доменик, как часто ошибочно считают). «Изобретение» Петра, чётки во время молитвы, использовали во всех братствах, созданных им, и розарио быстро распространилось не только среди домениканцев, но и среди всех верующих.


Пределлу алтаря Святого Петра Мученика составляли панели с небольшими изображениями фигур святых "Муж Скорбей со святыми", находящиеся сейчас в Галерее института Курто в Лондоне. В прошлом считали, что это была пределла к потерянному алтарю Джерардо Старнина в церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции. Но в 1940 году ее аттрибутировали как работу Фра Анджелико. В 1970 году появилось мнение, что эти панели составляли пределлу алтаря Святого Петра Мученика, и сейчас это почти не подвергается сомнению.

Впервые эта пределла упоминается в девятнадцатом веке в коллекции Вудбурна. В 1863 году она была куплена Томасом Гамбиером Парри (1816-88), а в 1966 году перешла Лондонскому университету по завещанию его сына.

Муж Скорбей со святыми
Муж Скорбей со святыми
1420-29. Темпера, золото, дерево. 21 х 55,2 см. Галерея института Курто, Лондон (Courtauld Gallery)

В центре пределлы находится Imago Pietatis (Христос Страстотерпец) - изображение Христа, восставшего из могилы. Рядом с Иисусом изображены орудия Страстей - копье и губка. Слева изображена Мария Магдалина, справа - святой Иоанн (апостол, любимый ученик Христа). Эти святые традиционно изображаются рядом с распятым Христом.

Интересно, что все остальные святые на этой пределле - женщины. Это легко объяснимо, поскольку алтарь Святого Петра Мученика предназначался монахиням женской общины Святого Петра Мученика. Выбор святых для пределлы был, видимо, продиктован присутствием в этом монастыре реликвий, подаренных ему, вероятно, монахами монастыря Санта-Мария-Новелла. Все изображенные здесь фигуры встречаются также в пределле к реликварию Благовещение и Поклонение Волхвов, ныне находящемуся в Музее Сан-Марко - одному из четырех табернаклей, заказанных для Санта-Мария-Новелла фра Джованни Мази.

Муж Скорбей со святыми
Муж Скорбей со святыми (левая часть)
1420-29. Темпера, золото, дерево. 20,6 х 50 см. Галерея института Курто, Лондон (Courtauld Gallery)

Слева изображена святая святая Екатерина Сиенская. Справа изображена святая Сецилия (а не Дороти, как часто ошибочно указывается).

Муж Скорбей со святыми
Муж Скорбей со святыми (правая часть)
1420-29. Темпера, золото, дерево. 21 х 51,3 см. Галерея института Курто, Лондон (Courtauld Gallery)

Слева изображена святая Екатерина Александрийская, справа - святая Агнесса.

Подробнее о панелях пределлы и их идентификации можно прочесть в статье Лоуренса Кантера в Каталоге выставки работ Фра Анджелико в Нью-Йорке в 2005 году.



предыдущая следующая
c-rover
2009 - 2022
содержание