Каталог выставки


Музей Искусств Метрополитен
Нью-Йорк, 2005



содержание
Все сайты C-Rover

Предисловие

Здесь представлена один из разделов четвертой главы каталога, сопровождавшего выставку работ художника эпохи Возрождения Фра Анджелико (15 век) в Музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке в 2005 году. Каталог составлен кураторами этой выставки Лоуренсом Кантером и Пиа Палладино.

Лоуренс Кантер
Кат. 20. Фра Анджелико: Мадонна с Младенцем, с четырьмя ангелами

Немногие из картин Анджелико на эту популярнейшую религиозную тему можно отности к разряду столь же выдающихся по уровню и по тонкости исполнения работам, как эта миниатюра. Художник изобразил Мадонну не как возведенную на престол Небесную Царицу или как Мадонну Смирение, а с гораздо большей натуралистической непосредственностью, сидящей на каменной скамье без каких-то украшений. В правой руке она держит прекрасно нарисованную розу на покрытой листвой ветке, а левой рукой поддерживает Младенца Христа, стоящего на её коленях. Ее голова чуть склонена к сыну, хотя глаза пристально смотрят на зрителя. Младенец же, держащий символизирующий земную власть шар, и подняв правую руку в жесте благословения, рассеянно смотрит с полотна картины влево. Один из четырех стоящих за скамьёй ангелов - слева от Мадонны, его руки соединены в жесте благоговения - кажется, следует за направлением взгляда Младенца Христа, а другой, чуть видимый за ореолом Младенца, будто бы тоже поворачивает глаза и голову к этом направлении. Ангелы по краям, слева и справа, восхищенно смотрят на Мадонну.

Фра Анджелико.  Святой Антоний Аббат
Кат. 20. Мадонна с Младенцем, с четырьмя ангелами

Темпера, дерево, 56.2 x 9.7 см (6 3/8 х 3 7/8 дюймов)
Институт Искусств, Детройт
Founders Society Purchase, Ralph Harman Booth Bequest Fund (56.32)

Первоначальное назначение детройтской Мадонны с Младенцем не известно, но она может быть половиной диптиха или частью крыла небольшого переносного триптиха; более вероятно, однако, что эта панель представляет завершенное произведение в своем нынешнем виде, за исключением потери свой первоначальной рамы. Три другие панели Фра Анджелико, изображающие Мадонну с Младенцем и ангелами, небольшие по размерам, но все же больше этой, были задуманы, как представляется, также как самостоятельные работы, а не как части более крупного комплекса. Самая ранняя из них (рис. 55), изображает Мадонну на троне под искусным мраморным навесом, окруженную кольцом из двенадцати ангелов (Государственный Музей Искусств, Франфуркт), датируется примерно временем высокого алтаря Сан-Доменико: вероятно, около 1420 или 1421 года. Как и этот алтарь, он все еще существенно позднеготический по общему содержанию, но ряд прогрессивных пространственных решений предвосхищают развитие стиля Анджелико в течение всего этого десятилетия. На более поздней панели из Пинакотеки Ватикана (рис. 91), датируемой серединой или концом 1430-х годов, резной балдахин франкфуртской картины заменен позолоченной завесой, которая простираетсячерез всю заднюю часть композиции. Фигура Богоматери выглядит более монументально по отношению к плотно окружающей её толпе ангелов с обеих сторон, а на переднем плане представлены две стоящие на коленях фигуры святых Доминика и Екатерины Александрийской. В последней панели, вероятно, написанной художником в 1447 году (Музей изобразительных искусств, Бостон; кат. 36), формат большого алтаря типа "Мадонна со Святыми" был адаптирован к уменьшенному масштабу внутреннего убранства жилого помещения. Хотя эти три работы можно рассматривать как зрелые решения той же художественной проблемы, ни одна из них не претендует на эмоциональную близость к детройтской панели, и последнюю трудно рассматривать как часть этой серии работ.

Те немногие ученые, которые писали о детройтской Мадонне с Младенцем с тех пор, как она впервые привлекла к себе внимание общественности в 1956 году, единодушно считали ее ранней работой Анджелико, предлагая даты начиная с 1420-х годов вплоть до 1432 года.(*1) Умберто Балдини стилистически связал её с триптихом Святого Петра Мученика (см. Кат. 13), который он считал одной из самых ранних картин художника.(*2) Структурная прочность фигур на детройтской панели и их сложное психологическое взаимодействие указывают, однако, на более позднюю дату - ближе к времени написания пределлы Алтаря Санта Лючия да Феликия (кат. 25), датированной здесь около 1429 или 1430 года. Также близкой по исполнению к детройтской панели кажется пределла святого Франциска (кат. 24), написаннная, возможно, годом ранее. Точные параллели стиля, поз фигур, и (хотя и в усложненном виде) пространственной структуры детройтской Мадонны можно найти в Коронавание Богоматери из церкви Санта-Мария-Новелла - второй из четырех реликвариев, которые, по словам Рича, были написаны Анджелико для Фра Джованни Мази (см. кат. 28). Панель Коронавание Богоматери также может быть датирована лишь умозрительно, но, как и детройтская панель, она должна непосредственно предшествовать пределле Францисканского алтаря и, вероятно, была выполнена около 1427 или 1428 года. Резюмируя, можно сделать вывод, что для Детройской Мадонны дата около 1427 кажется наиболее вероятной.

Л.К.


Сноски:

(*1). Ричардсон 1955-56, стр. 86-88; Берти 1963, стр. 38 ном. 102; Орланди 1964. стр. 14-15; Поуп-Хеннесси 1974, стр. 223; Босковиц 1976a, стр. 31; Босковиц 1976b, стр. 39; Бонсанти 1998, стр. 121.

(*2). Балдини 1970, стр. 86.



предыдущая следующая
c-rover
2018 - 2023
содержание