Каталог выставки


Музей Искусств Метрополитен
Нью-Йорк, 2005



содержание
Все сайты C-Rover

Предисловие

Здесь представлен один из разделов первой главы каталога, сопровождавшего выставку работ художника эпохи Возрождения Фра Анджелико (15 век) в Музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке в 2005 году. Каталог составлен кураторами этой выставки Лоуренсом Кантером и Пиа Палладино.

Лоуренс Кантер
Кат. 2. Фра Анджелико(?): Сцены из "Фьезольских Нимф" из Музея искусств колледжа Боудоин

Эта панель когда-то была передней частью сундука кассоне - сундука, который использовался во флорентийском доме для хранения парадной одежды. Такие сундуки традиционно включали в приданое невесты. На этой панели изображены сцены из поэмы Джованни Боккаччо «Il Ninfale Fiesolano» («Фьезольские Нимфы»), написанной ок. 1343 года.

В картине рассказывается о трагической любви смертного молодого человека (Африко) к одной из нимф (Менсоле) из окружения богини Дианы. История о Фьезольских Нимфах представлена в пяти эпизодах.

Фра Анджелико(?). Сцены из Фьезольских Нимф. Музей искусств колледжа Боудоин, Брансуик
Кат. 2. Фра Анджелико(?). Сцены из "Фьезольских Нимф"

Темпера, дерево: полный размер 44.5 x 142 см; поверхность картины 28.9 x 126.3 см
Музей искусств колледжа Боудоин, Брансуик, Мэн, США.
Дар Фонда Сэмюэля Х. Кресса (1961.100.001)

В первой сцене Диана держит совет в зеленом саду, предупреждая нимф о необходимости остерегаться мужчин.

Слева изображена Диана, сидящая перед скалистой пещерой. Она увещевает своих нимф, чтобы они исполняли её законы целомудрия, в то время как молодой Африко, прячась в лесу позади нее, слушает и высматривает нимфу Менсолу. Как пишет Боккаччо, Диана сияет «светом, подобным пламени, на которое нельзя было смотреть» (*1).

Фра Анджелико(?). Фра Анджелико(?). Сцены из Фьезольских Нимф. Фрагмент
Сцены из "Фьезольских Нимф". Фрагмент

Музей искусств колледжа Боудоин, Брансуик

Диана и ее нимфы одеты не в полупрозрачные льняные одежды, как это описано в поэме, вместо этого на них модные наряды из дорогостоящей ткани с высокими воротниками и длинными рукавами. Менсола стоит вдалеке справа, в группе нимф «вероятно, пятнадцатилетнего возраста. Ее золотистые светлые волосы вьются, она одета в льняные одежды. У нее было ангельское лицо, ловкие движения и такие блестящие глаза, что никто видевший их не мог быть несчастен. В руке она держала свой остроконечный дротик» (*2).

Фра Анджелико(?). Фра Анджелико(?). Сцены из Фьезольских Нимф. Фрагмент
Сцены из "Фьезольских Нимф". Фрагмент

Музей искусств колледжа Боудоин, Брансуик

Героиня рассказа, Менсола, справа, указывает на вторую сцену, в которой Венера, богиня любви, является во сне красавцу Африко.

Мы видим Африко далее, в центре панели, спящим на своей койке. Там же мы видим и его мать Алимену сидящую на земле снаружи, держа в руказ прялку и веретено. В соответствии со стихотворением, дом Африко изображен в виде простой хижины, "возведенной без раствора. Они построили свои дома из камней и дерева, и некоторые окружили их заборами из земли и прутьев" (*3). Однажды ночью во сне Африко увидел Венеру, "окруженнуе блистающим светом" (*4), которая внушила ему любовь к Менсоле; Венера призвала его не бояться Дианы и последовать за нимфой. Африко попытался это сделать, но не смог её найти, и когда он вернулся после этого домой, его встретили родители, Гирафон и Алимена, которые предупредили его, чтобы он не имел дела с Дианой и ее нимфами (эта сцена представлена в следующем эпизоде).

Фра Анджелико(?). Фра Анджелико(?). Сцены из Фьезольских Нимф. Фрагмент
Сцены из "Фьезольских Нимф". Фрагмент

Музей искусств колледжа Боудоин, Брансуик

Уважая заботу родителей, но не обратив на их предупреждение внимания, Африко возобновил поиски на следующий день и наткнулся на Менсолу в овраге.

Фра Анджелико(?). Фра Анджелико(?). Сцены из Фьезольских Нимф. Фрагмент
Сцены из "Фьезольских Нимф". Фрагмент

Музей искусств колледжа Боудоин, Брансуик

Но когда он признался ей в своей любви, нимфа убежала. "Она держала в руке свое копье и, отбежав немного, осторожно оглянулась назад. Затем, оправившись от страха, она запустила копье своей сильной и точной рукой, намереваясь нанести Африко смертельную рану ... Но услышав, как копьё свистит в воздухе, она взглянула в его влюбленное лицо и ей показалось, что он чувствует себя словно в раю. Тут она пожалела о том, что запустила копье, и, сжавшись, посмотрела на него и сказала: «Ладно, увы, будьте осторожны, но пока я не могу вам помочь!»" (*5)

Не в силах снова найти Менсолу, Африко затосковал о ней и даже заболел. Он снова помолился Венере и воззвал о помощи. Богиня посоветовала ему одеться женщиной, присоединиться к нимфам и соблазнить возлюбленную. Африко украл у матери платье и отправился на поиски нимф. Повстречавшись с ними он помог им в охоте на дикого кабана и они приняли его к себе, так что ему удалось подружиться с Менсолой.

Фра Анджелико(?). Фра Анджелико(?). Сцены из Фьезольских Нимф. Фрагмент
Сцены из "Фьезольских Нимф". Фрагмент

Музей искусств колледжа Боудоин, Брансуик

«Пройдя недалеко, они натолкнулись на двух нимф, купающихся нагими в озере ... Вскоре все они начали раздеваться, а в это время Африко и Менсола разговаривали. «Милая подруга, - сказала ему Мензола, - ты будешь купаться с нами?»... Не успел он полностью раздеться, как все нимфы зашли в воду. Сняв одежду, он пошел к ним ... бросился в воду и схватил ту, которая ему больше всех нравилась. Остальные нимфы выскочили из воды ... Однако они не стали одеваться, а сразу убежали ... оставив свои луки и стрелы они разбежались в разные стороны» (*6).

Этот сундук кассоне, ныне утраченный, возможно, дополнял эту историю заключительными сценами, в том числе сценой превращения нимфы Менсолы в одноименную реку. Возможно, панель была обрезана справа.

Автор панели из Музея колледжа Боудоин был вполне справедливо определен Ферн Руск Шепли как «художник круга Мастера "Распятия" из коллекции Григса», хотя она и не указала ссылки на авторитетные источники, на которых она основывала эту атрибуцию (*7). Шепли определила тему панели как «Сцены из легенды», ссылаясь на три различных образца историй о нарушении целомудрия спутниц Дианы, включая истории "Диана и Каллисто" и "Диана и Эндимион".

Очень похожий сюжет, представленный на панели, ранее находившейся в Академии искусств Гонолулу (рис.15) - её упоминает также и Шепли - впервые описал Пол Уотсон, как сцены из Фьезольских Нимф. При этом он признавал атрибуцию Шепли для обеих панелей как работы художника круга Мастера Распятия Григгса, под псевдонимом Джованни Тоскани (д. 1430) (*8).

Джованни Тоскани. Сцены из Фьезольских Нимф. Около 1415-20. Ранее в Академии искусств Гонолулу
Рис.15. Джованни Тоскани. Сцены из Фьезольских Нимф.

Около 1415-20.
Музей искусств колледжа Боудоин, Брансуик
(Ранее в Академии искусств Гонолулу)

Этот экс-Гонолульский сундук кассоне является типичным произведением Джованни Тоскани. Он точно следует выбору эпизодов и композиции Боудоинской панели, добавляя странную жанровую деталь - двух маленьких мальчиков на крыше дома Африко в центре картины, и заменяя сцену поимки Менсолы справа много более короткой сценой с Африко, приближающимся к трем нимфам у фонтана, чтобы спросить у них, где можно найти Менсолу.

Третий сундук кассоне, иллюстрирующий стихотворение Боккаччо, находится в Музее Боннат в Байонне. Он почти точно повторяет сцену поимки Менсолы панели из колледжа Боудоин, но все предыдущие эпизоды заменены в нем сценами охоты (*9).

Джованни Тоскани. Сцены из Фьезольских Нимф.
Рис.15a. Итальянская школа. Сцены охоты.

Музей Боннат, Байонн

Несмотря на очевидное сходство в расположении сюжетов и, в некоторых случаях, прямое повторение в них мотивов и жестов, выраженные различия в концепции между панелью из колледжа Боудоин и бывшим ранее в Гонолулу сундуком кассоне показывают, что они являются работами двух разных, четко различимых художников.

В самам деле, на более высоком поле изображения панели Джованни Тоскани, бывшей ранее в Гонолулу, фигуры пропорционально более масштабны, чем на панели колледжа Боудоин. В ней совершенно не ощущается пространственная глубина и непрерывность ландшафта, тщательно поддерживаемая в последней. Нимфы близ Дианы в левой части панели Джованни Тоскани изображены вплотную прижатыми к плоскости изображения, их головы расположены на одном уровне, как на изоэфическом фризе, в то время как ближние к Диане фигуры на панели колледжа Боудоин, образуют выраженный полукруг вокруг богини, а другие сдвинуты в пространстве по диагонали вверх и вниз тем сильнее, чем дальше они от нее.

Спящий Африко в своей хижине - самой сильно поврежденной и переписанной части панели Боудоин - расположен ближе к середине панели, на поляне, окруженной холмами, деревьями и рекой спереди. Он закрыт сзади, а из-за дома выглядываюет вторая остроконечная крыша, необычно и несколько немотивированно. Африко откинулся на кровати, покрытой тонкой тканью, ниспадающей с натуралистически изображенными складками на углах. Джованни Тоскани вместо этого изображает его спящим на тростниковой фрагментарной (или полосатой?) подстилке, под схематически изображенной крышей навеса, расположенного сразу за веретенообразными, иероглифическими деревья перед ним.

Даже в оживленных, привлекательных сценах панели Тоскани справа, художник не прилагает больших усилий для калибровки относительного размера фигур, находящихся в разных пространства точках, или для рационализации их размещения среди элементов ландшафта, которые сами по себе формируют совершенно нереалистический пейзаж. С другой стороны, на панели колледжа Боудоин озеро, в котором купаются нимфы, представляет собой замечательный пример пейзажной живописи, учитывая вероятную дату её написания, определяемую по костюмам Дианы и ее нимф слева - первого десятилетия пятнадцатого века. Также, совершенно убедительна сцена паники и неразберихи в толпе бегущих нимф, неожиданно обрезанная в правой части композиции.

Учитывая обрезанность и потертое состояние панели колледжа Боудоин - типичное следствие грубого отношения к ней, которому такие объекты обычно подвергаются - было бы опасно предлагать совершенно твердую атрибуцию ее авторства. Если панель из Гонолулу во всех отношениях соответствует другим известным панелям кассоне Джованни Тоскани, то никаких других панелей, написанных определённо той же рукой, что и панель колледжа Боудоин, не было обнаружено. Тем не менее, амбициозное отношение её автора к пространству и ландшафтным деталям, его изощренная разработка повествования свидетельствуют о сильной параллели с ранними произведениями Фра Анджелико - впечатление, усиленное определенным сходством с некоторыми из сцен из легенд об отцах-пустынниках на панели Фиваида из Галереи Уффици.

Эта предположительная атрибуция панели из колледжа Боудоин руке Фра Анджелико в период, когда он появился в студии Лоренцо Монако (около 1410-14) - скорее, в первые годы этого периода, может быть принята, пока не появятся дополнительных материалов для прояснения этого практически неизвестного периода его карьеры.

Л.К.


Сноски:

*1. Боккаччо 1960 изд., строфа 11

*2. там же, строфа 30.

*3. там же, строфа 40.

*4. там же, строфа 43.

*5. там же, строфа 110—111.

*6. там же, строфа 235-241.

*7. Шепли 1966, стр. 100.

*8. Уотсен 1971, стр. 331-33; Уотсен 1985-86, стр. 152; Каллманн 1979, стр. 75, рис. 2; Каллманн 1995, стр. 46-47 (флорентийский, около 1425). См. также Босковиц 1991, стр. 46-48, где указание Э. Фахи на Мастера "Карл Дураццо" принято и распространяется на на сундук кассоне из Байонна (см. Примечание 9 ниже). Фахи (1994, стр. 242, п. 26) позже снял это предложение в пользу аттрибуции Джованни Тоскани. Об идентификации Мастера "Распятия" Григгса с Джованни Тоскани см. Каталог 8.

*9. Уотсен 1985-86, стр. 152; Каллманн 1995, стр. 46, рис. 7.



предыдущая следующая
c-rover
2018 - 2023
содержание