содержание
Все сайты C-Rover

Орвьето (Орвието) - старый город примерно в 100 км к северу от Рима. Его огромный Кафедральный собор был построен в 14 веке по приказу Папы Римского Урбана IV для хранения так называемого "антиминса из Больсены" - шелкового напрестольного покрывала, на котором совершается таинство евхаристии. Это покрывало - свидетельство о чуде, случившимся в 1263 году в городке Больсена, когда, по свидетельству местного священника, лежавший на алтарном сукне хлеб начал кровоточить в доказательство того, что он действительно превращается в Тело Христово. Оно хранится в капелле Корпорале, созданной в 1357—1364 годах.

В 15 веке к южной стороне собора была пристроена капелла Сан Брицио (или Новая капелла), названная по иконе Мадонны в центре её алтаря, которая, по преданию, была оставлена Святым Брицио (397-444 гг) - проповедником и христианским просветителем. Для оформления этой капеллы в 1447 году был приглашен Фра Анджелико.

Фрески капеллы Сан Брицио
Капелла Мадонны ди Сан Брицио
15 век. Капелла Сан Брицио, Орвьето

Художественное оформление капеллы Мадонны ди Сан Брицио Кафедрального собора в Орвьето (реально Анджелико успел оформить лишь часть потолка) является, пожалуй, единственной работой Фра Анджелико, которая настолько хорошо документирована, что может быть датирована точно.

14 июня 1447 Анджелико подписал контракт на оформление всей капеллы при участии Беноццо Гоццоли, Джованни ди Антонио (племянника Фра Анджелико) и Джакомо ди Поло. Затем к ним присоединился местный художник Пьетро ди Никола Барони. Фра Анджелико согласился приезжать в Орвието каждый год на три месяца летом, пока продолжалась его работа в Риме над фресками капеллы Никколина. К 28 сентября 1447 две секции потолка были закончены, и Анджелико с тремя своими помощниками получили за это плату. Эти фрески, однако, оказались единственными, выполнеными Анджелико в Орвьето.

Фрески капеллы Сан Брицио
Потолок капеллы
1447. Фреска. Капелла Сан Брицио, Орвьето

Одна из завершенных Фра Анджелико секций потолка представляла Христа во Славе, а другая - шестнадцать пророков. Большая часть фактической изобразительной работы, по всей видимости, была сделана Беноццо Гоццоли, который не хотел, чтобы стареющий Анджелико поднимался на высокие леса (это было опасно - во время работы погиб один из каменщиков). В документах говорится, что в Риме Анджелико и Гоццоли работали вместе с правовым статусом партнеров, а не как хозяин и помощник. Поэтому неудивительно, что исследователи Анджелико озабочены попытками выделить работы Гоццоли среди фресок Капеллы Никколина или Орвието, исходя из предположения, что он участвовал в обоих контекстах больше как равноправный и независимый участник, чем как помощник.

Фрески капеллы Сан Брицио
Христос во славе
1447. Фреска. Капелла Сан Брицио, Орвьето

Одна из фресок представляет Христа Пантократора (Небесного Царя, Судию) - иконографический тип Спас Вседержитель, сидящего на троне с символами Пантократора, в окружении рядов Херувимов, Серафимов, и ангелов. В этой фреске, как полагают, непосредственно Фра Анджелико написал фигуру Христа, ныне сильно разрушенную, а также группу ангелов слева.

Фрески капеллы Сан Брицио
Христос во славе. Фрагмент

Активная поза Христа с поднятой правой рукой и держащего в другой руке державу позаимствована Анджелико (или таково было требование заказчиков) из ныне утраченной фрески Страшный Суд из ватиканской часовни Святого Причастия.


Фрески капеллы Сан Брицио
Пророки
1447. Фреска. Капелла Сан Брицио, Орвьето

Вторая фреска, написанная Фра Анджелико и его помощниками, представляет 16 фигур Ветхозаветных пророков, сидящих на облаках и изображеных на сплошном золотом фоне. В этой фреске личное участие Анджелико, предположительно, ограничилась исполнением голов некоторых из пророков.

Фрески капеллы Сан Брицио
Пророки. Фрагмент

Команде Фра Анджелико принадлежит также и оформление рёбер потолка капеллы цветочными и растительными мотивами, а также обрамление парусов потолка портретами в медальонах.

Фрески капеллы Сан Брицио
Оформление рёбер потолка. Фрагмент
1447. Фреска. Капелла Сан Брицио, Орвьето


В конце лета 1447 года Фра Анджелико был отозван Папой Николаем V в Ватикан и не больше в Орвието не вернулся. В 1449 году Беноццо Гоццоли, уже освобожденный к тому времени от своего ученичества, пытался получить работу по продолжению оформления этой капеллы. но ему было отказано. Из-за сложной политической ситуации в Орвието, возникшей после убийства Арриго Мональдески, работа над фресками остановилась почти на пятьдесят лет.

Фрески были завершены только в 1499-1500 годах Лукой Синьорелли (1445-1523), последавателем Фра Анджелико. Он закончил две секции потолка (Святые и Апостолы), а также написал 7 больших сцен на стенах капеллы на тему Апокалипсиса.

По всей видимости, тематика фресок капеллы Сан Брицио была изначально определена с учетом советов и подготовительных рисунков Фра Анджелико, который был признанным знатоком теологии в своё время.

Согласно имеющимся данным, фрески капеллы Сан Брицио послужили источниками вдохновения Микеланджело, когда тот создавал свою фреску "Страшный суд" на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане.

Фрески капеллы Сан Брицио
Лука Синьорелли. Святые
1499. Фреска. Потолок капеллы Сан Брицио, Орвьето

Фрески капеллы Сан Брицио
Лука Синьорелли. Апостолы
1499. Фреска. Потолок капеллы Сан Брицио, Орвьето


Интересно, что на одной из своих фресок в капелле Сан Брицио ( на фреске "Проповедь и деяния Антихриста" ) Лука Синьорелли разместил свой автопортрет вместе с портретом своего знаменитого предшественника, Фра Анджелико.

Фрески капеллы Сан Брицио
Лука Синьорелли. Проповедь и деяния Антихриста. Фрагмент
1499. Фреска. Капелла Сан Брицио, Орвьето

Фрески капеллы Сан Брицио реставрировались несколько раз. Последний раз капелла Сан Брицио была полностью отреставрирована в 1986-1996 годах. В ходе этой рестоврации, в частности, были восстановлены оригинальные оттенки цветов фресок.



предыдущая следующая
c-rover
2009 - 2023
содержание