содержание
Все сайты C-Rover

Эта картина впервые упоминается в Риме, в собрании кардинала Нери Марии Корсини (1685–1770), племянника папы Климента XII. Центральная панель (Страшный Суд) и пара боковых панелей (Вознесение и Пятидесятница, т.е. Сошествие Святого Духа) были перечислены по отдельности в самой ранней описи коллекции Корсини, датированной 1750 годом. Примечательно, что они записаны там как имеющие разное происхождение: как подарок «барона Мантика» и как дар флорентийского кардинала Барди (1685-1765), соответственно. Ко времени следующей инвентаризации коллекции Корсини (1798-1805) «Страшный Суд» в сложной позолоченной раме был выставлен один на стене галереи первого этажа палаццо Корсини, в то время как Пятидесятница и Вознесение висели вместе на другой стороне той же комнаты. Центральная панель выглядят явно обрезанной по верхнему краю и, возможно, по бокам. Пятидесятница и Вознесение также кажутся фрагментарными, и можно предположить, что они существенно сократились по ширине - каждая сцена включает лишь часть числа фигур, обычно необходимых для надлежащей иллюстрации текстовых источников, и несколько фигур в каждой необъяснимо обрезаны по боковым краям композиции.

Триптих Страшный Суд
Триптих «Страшный Суд»
Ок. 1447-48. Темпера, дерево. Центр 55 х 38,5 см, крылья 56 х 18,5 см каждое.
Национальная галерея галерея старинного искусства, Палаццо Корсини, Рим

Описи коллекции Корсини и фрагментарный характер этих панелей предполагает возможность того, что эти три панели на самом деле не происходят из одного и того же комплекса, на что могут указывать и не только часто отмечаемые расхождения в исполнении между центральной и боковыми панелями (это, впрочем, может быть объяснено и возможным вмешательством помощников), но и, прежде всего, необычная иконографическая группировка сюжетов. Более подходящей темой для центральной панели между Вознесением и Пятидесятницей могли бы стать Распятие или Оплакивание Христа, а не тема Страшного Суда, которая не является частью цикла Страстей.

В этом контексте интерес представляет выдвинутое исследователями творчества Боттичелли предложение о том, что «Страшный Суд» из палаццо Корсини следует идентифицировать как панель, которая упоминается в завещании флорентийского купца Франческо дель Пульезе среди картин, завещанных им в 1503 г. церкви в его загородном имении в Соммайе. Упоминание это гласит: «Суд, написанный рукой Фра Джованни, с двумя крыльями по бокам, написанными рукой Сандро ди Боттичелло». Все поместье Соммайя, расположенное примерно в четырнадцати километрах к северо-западу от Флоренции, было завещано дель Пульезе доминиканцам Сан-Марко, он указал в своем завещании, что оставляет часовне и церкви Сант-Андреа в Соммайе «пять картин, написанных на доске... то есть: картина, на которой изображена голова Христа, сделанная во Фландрии, с двумя крыльями по бокам, написанных рукой Филиппо ди фра Филиппо; и картина, на которой изображен Страшный Суд, написанный рукой Фра Джованни, с двумя крыльями по бокам, написанным рукой Сандро ди Боттичелло, и еще одна картина, на которой изображен Переход святого Иеронима, написанная рукой вышеупомянутого Сандро, и еще одна небольшая картина, написанная рукой Песеллино; и еще одна большая картина, написанная рукой вышеупомянутого Филиппо, на которой изображено Рождество с Волхвами». Гипотеза о том, что «Страшный суд» из собрания Корсини — картина, принадлежащая дель Пульезе, впервые выдвинул Ч. Гамба в 1936 г., который идентифицировал в качестве его боковых панелей две картины Боттичелли, сейчас находящиеся в ГМИИ им. Пушкина, Москва - Ангела Благовещения и Мадонны Благовещения. Предложение Гамбы счел правдоподобным и Р. Лайтбаун (1978). Исследователи творчества Анджелико, однако, игнорируют этот документ дель Пульезе и, вероятно, они правы, поскольку возможная реконструкция комплекса из этих панелей неубедительна.

Что касается крыльев триптиха с изображениями "Пятидесятницы" и "Вознесения", то признается возможность того, что они могли быть частью ныне утерянного алтарного образа "Снятие с креста", написанного, по утверждению Вазари, для капеллы Николлина в Ватикане. Существует также предположение о том, что изображения Пятидесятницы и Вознесения, изображенные на створках этого триптиха, являются редукциями Анджеликовских фресок несохранившейся ватиканской капеллы Святого Причастия.

Учеными долгое время обсуждалась природа этой работы, подаренной кардиналу Лоренцо Корсини, в частности, были ли эти панели изначально изготовлены Беато Анджелико в качестве единого произведения или они были адаптированы и объединены впоследствии. Эти сомнения, возникшие из-за необычного сопоставления трех изображенных эпизодов - Вознесения, Страшного Суда, Пятидесятницы, - и, возможно ошибочной интерпретации инвентарной описи семейства Корсини привели к утверждению, что панели были созданы отдельно и позже собраны. Однако, недавние исследования противоречат этому предположению, а также и предполагаемому несоответствию трех эпизодов: эта комбинация тем встречается и в других работах, мотивированных тематическими и доктринальными связями. Этот триптих, вероятно, - работа Фра Анджелико при участии его помощников, выполненная в конце 1440-х годов. Сохраняется, впрочем, также и возможность того, что подобно нидерландской панели "Вуаль Вероники" ("Голова Христа") с крыльями работы Филиппино Липпи (ее считают триптихом Мемлинга и Филиппино Липпи, который сейчас находится в Пинакотеке Манфредиана в Венеции) «Страшный суд» Корсини мог входить в группу картин Франческо дель Пульезе, упомянутых в его завещании, и изначально был задуман как независимая панель для личного пользования, но впоследствии был "адаптирован" дель Пульезе для использования в его капелле - ссылаясь на очевидное пристрастие дель Пульезе к тому, чтобы окружать небольшие работы известных старых мастеров боковыми панелями более молодых современников, Дж. Берк в 2004 году предположил, что к этому времени картины наподобие «Страшного Суда» Анджелико могли иметь у него статус иконы, охраняемой и оформляемой как нечто священное и драгоценное.

В 2009 году триптих «Страшный Суд» был реставрирован к выставке работ Фра Анджелико в музее Капитолини в Риме. Еще одна, недавняя реставрация позволила восстановить блестящую живопись и насыщенность деталей, так характерных для работы флорентийского художника. Следует также обратить внимание на безмятежное выражение лиц персонажей, на общую геометрическую композицию сцен. Например, в "Страшном Суде" группы блаженных и проклятых размещены соответственно слева и справа от ряда отрытых в земле могил, которые вместе с фигурой Христа Судии делят панель точно на две равные части.

Центральная композиция ведет свое происхождение от Страшного суда, исполненного художником для церкви Санта Мария дельи Анджели (сейчас в музее Сан Марко). Трактовка фигур двух обнимающихся святых слева на переднем плане слегка варьирует мотив ранней картины. Однако вместо показанного там в перспективе двойного ряда раскрытых могил здесь линия могил разделяет передний план, а их удаление в глубину выражено с меньшей определенностью.

Триптих Страшный Суд
Центральная панель Триптиха «Страшный Суд», деталь

Изображение Святого Сикстуса, сидящего справа от Христа в красной мантии, идентифицируется некоторыми исследователями как портрет папы Евгения IV (годы правления 1431–1447).



предыдущая следующая
c-rover
2009 - 2023
содержание