содержание
Все сайты C-Rover

Этот алтарь в оригинальной раме происходит из церкви Святого Доминика в Кортоне. Вероятным заказчиком этой работы был Джованни ди Кола ди Чекко, Кортонский торговец, который построил в церкви капеллу Благовещения с правой стороны кровельного экрана - перегородки, отделявшей неф от алтарной части церкви. Эта работа Фра Анджелико не документирована, но, исходя из стилистических соображений, она была, вероятно, выполнена около 1430 или 1431 года (на четыре года ранее указываемой в каталоге музея).

Кортонский алтарь
Благовещение
Ок. 1433-34. Темпера, дерево. 175 х 180 см. Музей Диочезано, Кортона (Епархиальный музей Кортоны)

Эта работа - повторение главной панели Алтаря Прадо, написанного пятью годами ранее, с более утонченной архитектурной планировкой. Утонченность и изощренность Благовещения из музея Прадо в этой работе ещё усиливается и становится более выразительной и ярко выраженной в результате влияния Мазаччо, восприятия и переосмысления художником его новаторского художественного стиля. Дева Мария и архангел Гавриил не просто принимают позы, соответствующие повествованию, в которое они вовлечены, но как бы притягиваются друг к другу, полностью осознавая свою роль в развёртывающейся Истории Спасения, что символизируется небольшой сценой Изгнания из Рая в левом верхнем углу картины. Сконцентрировавшись на духовной энергии своих главных героев, при изображении ландшафта и архитектурного окружения Анджелико в этой работе старается уменьшить степень отвлечения внимания зрителя поверхностными деталями, которые так заметно присутствовали в алтаре из музея Прадо; в то же время, здесь также присутствует тщательнейщая проработка декоративных деталей в гравировке и травленом золочении - особенно очевидная на крыльях ангела и одеждах - которое Анджелико всё ещё использует.

Однако, несмотря на техническую виртуозность её исполнения, эта картина обнаруживает и первые заметные следы зависимости Анджелико от работы его помощников, которая все чаще становится особенностью организации работы его мастерской в 1430-х годах. Нечеткае проработка перспективы вложенных эллипсов в основаниях колонн портика, в котором происходят события сцены Благовещения, явно не могут быть ошибкой самого Анджелико, а семь сцен на панелях пределлы и пилястрах алтаря в значительной степени являются, очевидно, плодом усилий его помощника (по видимому, молодого Заноби Строцци). Вполне вероятно, что при исполнении этой картины Анджелико уступил столь важную роль своей студии потому, что эта работа не была предназначена для местного, флорентийского его покровителя.

Кортонский алтарь
Благовещение. Центральная панель

В целом, Благовещение из Кортоны — первый абсолютно бесспорный шедевр Анджелико и одно из величайших достижений флорентийского кватроченто. Сцена происходит в лоджии, ограниченной с двух сторон изящными колоннами, а сзади — стеной с глухой аркадой. Склонившийся ангел, подняв указательный палец, призывает к вниманию, тогда как уста его произносят весть: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя». Справа Мария со скрещенными на груди руками, чуть подавшись вперед, вслушивается в слова Евангелия от Луки, которые золотыми буквами начертаны на поверхности картины: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Золотой голубь парит над головой Мадонны. Изображенный в профиль ангел занимает большую часть полотна. Его богато написанные крылья выходят за край колоннады, их верхние концы отмечают центр картины. За ними пространство картины расширяется в комнату Марии и далее в намек на предкроватный занавес, служащий также фоном для нимба святого Гавриила.

Над колонной портика, разделяющей архангела и Деву Марию, из медальона в пазухе свода взирает предсказавший рождение Богоматери пророк Исаия, изображенный в виде поясного скульптурного портрета. Слева — огражденный сад с символической пальмой. В глубине, там, куда глаз зрителя уводит розовый карниз здания, видна сцена изгнания Адама и Евы из Рая. Прародители, изгнанные из Эдема, в отчаянии отправляются навстречу новым страданиям, ожидающим искупления, который совершит Мария, «новая Ева».

В фактурном отношении манера исполнения фигур богаче, чем в какой-либо из ранних работ художника: например, трактовка рук Марии и крылья ангела — их движение наделено чудесным величием. Алтарь из Кортоны с его ощущением таинства, нежным колористическим сиянием и покоряющей серьезностью стал предметом многочисленных подражаний и вариаций.

Кортонский алтарь
Благовещение. Фрагмент

Этот фрагмент изображает архангела Гавриила, одетого в драгоценные одежды, вышитые золотом. Обращает на себя внимание жест ангела, который существенно отличает эту работу от двух других версий. Гавриил обращается к Деве почти безапелляционно, а не набожно, указывая указательным пальцем правой руки на Марию и поднимая левую в знак предупреждения.

Кортонский алтарь
Благовещение. Фрагмент

Кортонский алтарь
Благовещение. Фрагмент


Пределла

На пределле в нижней части алтаря представлены семь сцен из жизни Богоматери.

Кортонский алтарь
Благовещение. Пределла

Около крайних углов размещены две сцены - левая представляет рождение Марии, крайняя правая – Мария передает хабит (монашеское одеяние) святому Доминику. Между ними расположены пять сцен из жизни Марии, одна за другой, без разделения, а именно Обручение Марии, Посещение Елизаветы, Поклонение волхвов, Принесение во храм, Успение.

Иногда исполнение картин пределлы приписывают помощникам Фра Анджелико или молодому Заноби Строцци.

Кортонский алтарь
Пределла (левая крайняя часть). Рождество Богоматери
Темпера, дерево. 23 х 14 см

Согласно преданию, у немолодой пары – Иоакима и Анны - не было детей, за что Иоаким был изгнан из храма и ушёл в горы к пастухам. Там ему явился архангел и предрёк рождение Марии. Иоаким и Анна дали обет, что если Господь даст им дитя, то они посвятят его Богу, и, как было тогда в обычае, отдадут его в храм для служения до совершеннолетия. И действительно через год, 8 сентября, у них родилась дочь. Существует предание, что по исполнении Марии шестимесячного возраста Анна поставила ее на землю, чтобы посмотреть, может ли она стоять. Дитя сделало семь шагов, потом пошло обратно в руки матери. Анна решила, что Дочь ее не будет ходить по земле, пока она ее не введет в храм Господень.

Кортонский алтарь
Пределла (1). Обручение Марии
Темпера, дерево. 23 х 37 см

Мария обучалась в храме с трех лет, однако по достижении совершеннолетия она не могла остаться при храме, и для неё был избран супруг, охраняющий её и уважавший её обет целомудрия — престарелый Иосиф Обручник. Иосиф был избран из числа прочих женихов, так как его посох чудесным образом расцвёл.

Кортонский алтарь
Пределла (2). Встреча Марии и Елизаветы
Темпера, дерево. 23 х 37 см

Елизавета была двоюродной сестрой Марии – мать Марии Анна была младшей дочерью священника Матфана, у которого было три дочери: Мария, София и Анна. Елизавета была дочерью Софии и священника Захарии.

Приведенный выше фрагмент изображает встречу Марии и Елизаветы. Это событие описано в Евангелии от Луки. Сразу же после Благовещения Мария «с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин; и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елизавету». Мария и Елизавета обнялись, прямые складки их одежд выглядят простыми и чужеродными криволинейным тенденциям, проповедуемым некоторыми учителями современниками Анджелико. Елизавета, находящаяся на шестом месяце беременности Иоанном Крестителем, одета в более широкие одежды, чем Мария. Город Иудин изображен в виде ряда простых геометрических форм, прямо освещенных, но несколько слабых и неуклюжих.

Кортонский алтарь
Встреча Марии и Елизаветы. Фрагмент

Женщина держит путь вверх по холму по тропе в тени. За ней небо и земля смыкаются в дымке тосканского лета. Это первый пейзаж, идентифицированный в Итальянском искусстве. Посреди пути – озеро Тразименто, которого сейчас уже нет; вдали – город Флорентийская Кастигниола, и дальше – замок Монтерчи.

Кортонский алтарь
Пределла (3). Поклонение Волхвов
Темпера, дерево. 23 х 37 см

Еще Иосиф и Мария с младенцем Иисусом оставались в Вифлееме, как из далекой страны с востока пришли волхвы (ученые люди, занимавшиеся наблюдением и изучением звезд), которые увидели на небе новую звезду. Волхвы вошли в дом и увидели Младенца Иисуса с Матерью Его. Они поклонились Ему до земли и поднесли Ему дары: золото, ладан и смирну (драгоценное благовонное масло). Золото они принесли Ему, как Царю (в виде дани или подати), ладан, как Богу (потому что ладан употребляется при богослужении), а смирну, как Человеку, который должен умереть (в то время умерших помазывали маслами, смешанными с благовонной смирной).

Кортонский алтарь
Пределла (4). Принесение Христа во храм
Темпера, дерево. 23 х 37 см

Картина рассказывает о принесении младенца Иисуса во храм для очистительного обряда на сороковой день после его рождения. Марию и Иосифа встретили святой Симеон, которому сказано было, что он не умрет, пока не увидит Христа, и старица Анна, обитавшая при храме. Увидев младенца Иисуса, Симеон взял его на руки и произнес: «Ныне отпускаешь раба твоего». В этой сцене Иосиф, Мария, священник и святая Анна стоят на переднем плане, неф уходящих колонн расширяет второй план за ними. Намек на внешнее пространство сделан дверью слева, круглым окном в апсиде, верхним светом высоко над нефом, и освещением извне.

Кортонский алтарь
Пределла (5). Успение Богоматери
Темпера, дерево. 23 х 37 см

Считается, что Мария умерла в Эфесе спустя 12 лет после вознесения Христа, в 48 году. К смертному одру Богоматери со всех концов света успели съехаться апостолы, за исключением апостола Фомы, который прибыл на три дня позже и не застал Богородицу в живых. По его просьбе её гробница была открыта, но там были только благоухающие пелены. За смертью Марии последовали её Вознесение (по православной традиции на третий день), а за её душой в момент смерти явился сам Иисус Христос с сонмом небесных сил. Католики считают, что после вознесения Девы Марии совершилась её коронация.

Кортонский алтарь
Пределла (правая часть). Богородица вручает святому Доминику хабит монахов Доминиканского ордена
Темпера, дерево. 23 х 14 см



предыдущая следующая
c-rover
2009 - 2022
содержание