содержание
Все сайты C-Rover

Результатом сотрудничества Фра Анджелико со скульптором Лоренцо Гиберти стало создание триптиха Линайуоли, хранящегося ныне в музее Сан-Марко во Флоренции. Он был заказан Фра Анджелико цехом льнопрядильщиков (Arte dei Linaiuoli) для их резиденции на Пьяцца Сант Андреа. Это единственный в карьере Анджелико заказ на монументальную работу для публичного здания, отличного от церкви, монастыря или часовни. Контракт на исполнение живописи алтаря, включавший условие, чтобы "на внутренних и внешних сторонах его использовались золото, синяя краска и серебро, самые красивые и наилучшего качества", был предложен Анджелико в 1433 году. Мраморные элементы триптиха были выполнены скульптором Симоне ди Нанни да Фьезоле под проекту Лоренцо Гиберти. Есть мнение, что мраморное обрамление было изначально сделано под другую картину, которая потом была заменена на работу Фра Анджелико. Пределла датируется 1433-35 годами.

Триптих Линайуоли (это, скорее, дарохранительница, табернакль) имеет довольно большой размер, сравнимый разве что с картиной Джованни Чимабуэ "Санта Тринита Маэстра" из церкви Святой Троицы во Флоренции или "Мадонной Ручеллаи" сиенца Дуччо ди Буонинсенья (сейчас в галерее Уффицы). Есть предположение, что размер триптиха выбран в соответствии с размерами статуй в нишах флорентийской церкви Орсанмикеле (главном храме флорентийских гильдий).

В 1777 году, вместе сдругими работами, выполненыими по заказу городских гильдий, триптих Линайуоли был перенесен в Палаццо делла Борса, а потом, в этом же году - в галерею Уффицы. В 1924 году он был перемещен на свое нынешнее место, в музей Сан Марко (музей Сан-Марко создан на базе доминиканского монастыря XV века, в котором Анджелико долго жил). В 2010 году табернакль был отреставрирован.

Линайуольская дарохранительница
Линайольская дарохранительница (створки закрыты)
Ок. 1433. Темпера, дерево. 260 x 330 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Композиция триптиха состоит из центральной панели с изображением Мадонны на троне и двух подвижных боковых крыльев. На внешней стороне крыльев триптиха (видимой, когда триптих закрыт) – фигуры святых Петра и Марка, на внутренней их стороне (видимой, когда триптих раскрыт) - фигуры Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста. Внизу, на пределле изображены два эпизода из легенд о Петре и Марке. Святой Марк, ученик и спутник Петра, считался покровителем цеха льнопрядильщиков, по чьему заказу был выполнен этот алтарь. Он изображен на внешней стороне левой створки.

Апостол Петр с ключем и книгой в руках, изображен на правой створке алтаря. Петр родился в Вифсаиде в семье простого рыбака Ионы. Первоначальное имя его было Симон, имя Пётр ему дал Иисус. Он был женат и работал рыбаком вместе со своим братом Андреем. Встретив Петра и Андрея, Иисус сказал: «Идите за Мной, и Я вас сделаю ловцами человеков». Став апостолом Иисуса Христа, Петр сопутствовал ему во всех путях его земной жизни. Он был одним из любимых учеников Иисуса, названным им первым из апостолов, основателем церкви и хранителем ключей Царства Небесного. По характеру Пётр был очень живой и вспыльчивый: именно Петр пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу и именно он отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду при аресте Иисуса. В ночь после ареста Пётр, как и предсказывал учитель, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрёкся от него. Но позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом. Вместе с Иаковом и Иоанном он присутствовал на горе Фавор, когда совершилось преображение Иисуса. Пётр является автором двух Соборных посланий, вошедших в Новый Завет.

На левой створке алтаря изображен святой Марк Евангелист, он считался покровителем гильдии льнопрядильщиков. Его житию посвящены также и две панели пределлы.

Линайуольская дарохранительница
Линайольская дарохранительница (створки открыты)
Ок. 1433. Темпера, дерево. 260 x 330 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Линайуольская дарохранительница

Линайольская дарохранительница
Фото 1890 года
Галерея Уффицы

Святые Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист на внутренней стороне створок хоть и написаны на золотом фоне, но изображены с видимой трехмерностью.

Линайуольская дарохранительница Линайуольская дарохранительница

Святые Иоанн Креститель и Иоанн Богослов
Створки Линайуольской дарохранительницы

Правая рука Иоанна Крестителя согнута в локте и поднята вверх к груди, верхняя часть его креста скрыта от зрителя. Правая нога слегка выставлена вперед. Вытянутая рука святого Иоанна Евангелиста справа от фигуры Марии направляют взор к пространству, занятому ее фигурой.

Иоанн Евангелист (Иоанн Богослов) был, согласно церковному преданию, сыном Зеведея и Саломии — дочери святого Иосифа, обручника Девы Марии. Иоанн вместе со своим братом Иаковом был призван Иисусом Христом, и оба брата тут же последовали за ним. Апостол Иоанн был особенно любим Иисусом Христом. Вместе с Иаковом и апостолом Петром святой Иоанн был свидетелем Преображения Иисуса Христа. Он присутствовал и во время крестных страданий Господа. Перед своей смертью Иисус Христос поручил Иоанну заботиться о своей матери, которой апостол служил вплоть до ее Успения, не отлучаясь из Иерусалима. После Успения Богородицы апостол Иоанн направился в малоазийский город Ефес, проповедовать в котором ему выпало по жребию. Во времена гонения императора Нерона святой Иоанн был приговорен к ссылке на остров Патмос в Эгейском море, где им было написано “Откровение” (Апокалипсис), в котором раскрыты тайны судеб мира. По возвращению в Ефес святой Иоанн написал Евангелие. Умер он около 105 года.


Главная панель алтаря

Линайуольская дарохранительница
Мадонна с младенцем. Центральная панель

На центральной створке изображена Мадонна на троне с младенцем Иисусом, вокруг них – двенадцать ангелов, играющих на музыкальных инструментах. Это сцена празднования славы Марии. В отличие от других алтарей, здесь ангелы не образуют кольца, определяющего пространство вокруг Мадонны. Их фигуры размещены в рамке вокруг центральной панели. Реализм объёмности достигается за счет трансформации традиционного золотого фона в тщательно проработанную золотую завесу, окаймляющую Марию. Таким образом создается обрамление, перекликающееся с нарисованной вокруг аркой.

Фигура Марии обладает той же проработанностью и трехмерностью, как и изображения святых на створках. Мадонна сидит на подушке, лежащей на покрытом дамасской тканью сиденьи. На ее левой ноге стоит Младенец с белокурыми локонами и красным нимбом за головой. Он облачен в темно-зеленые одежды, одна Его рука поднята в благословляющем жесте, а в другой у Него земной шар. Богоматерь внимательно следит за движениями ребенка, ее глаза словно гравированы золотом. Над её головой, на фоне усеянного звездами и золотыми лучами прямоугольнике неба, летит Голубь Святого Духа в обрамлении золотой парчи штор, которые, как кажется, только что были подняты.

Линайуольская дарохранительница
Линайольская дарохранительница. Фрагмент

Линайуольская дарохранительница
Линайольская дарохранительница. Фрагмент

Линайуольская дарохранительница Линайуольская дарохранительница

Линайольская дарохранительница. Фрагменты
Ок. 1433. Темпера, дерево. Ширина 20 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Линайуольская дарохранительница
Линайольская дарохранительница. Фрагмент

Играющие на музыкальных инструментах ангелы вокруг центральной панели изображены на ленте шириной 20 см. Эта лента видна только если створки алтаря открыты. Изображения этих ангелов – одни из наиболее знаменитых и популярных картин Фра Анджелико, они стали иконами в народном воображении: с девятнадцатого века во Флоренции в качестве сувениров продавалось неисчислимое количество рисованных или фотомеханических их репродукций.


Пределла

Линайуольская дарохранительница
Пределла (1): Святой Петр проповедует в присутствии святого Марка
Ок. 1433. Темпера, дерево. 39 х 56 см. Музей Сан Марко, Флоренция

В первой из сцен пределлы Анджелико изобразил "Святого Петра, диктующего Евангелие Святому Марку". В центре композиции - Петр, проповедующий с деревянной восьмигранной кафедры, слева - изображен в профиль сидящий Марк, который записывает его слова, а также коленопреклоненный последователь Марка с чернильницей в руках и два писца, держащие уже законченный манускрипт. Согласно Папию Иерапольскому, раннему отцу Церкви, "Марк был переводчиком Петра". Отсюда возникло распространенное мнение, что он записал слова своего Евангелия под диктовку Петра.

Евангелист Марк не был учеником Иисуса. Считается, что в то время он был еще подростком (по преданию, в доме его родителей происходила тайная вечеря). Марк стал последователем и спутником апостола Петра, своими трудами помогая апостолу в распространении евангельской проповеди. Многие отцы церкви первых веков утверждают, что именно о нем говорит апостол Петр в своем Первом Послании: "Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой". Святой апостол Петр, во время пребывания своего в Италии, посылал многих своих учеников проповедовать Евангелие в разные страны; в том числе он послал и Святого Марка в Египет около 49 года от Р.Х. и поставил его епископом Александрийским. Здесь святой Марк обратил множество язычников, отсюда его Евангелие распространилось в Ливии и провинциях Египта.

Три сцены пределлы, особенно центральная, "Поклонение волхвов" — обнаруживают в своем исполнении руку ассистента, которого современные исследователи идентифицируют как Заноби Строцци, который был не обычным учеником или подмастерьем мастера, а его временным сотрудником. Его вмешательство в картины Анджелико, по-видимому, было спорадическим, а не постоянным, и с разной степенью ответственности. Так, если вмешательство Заноби Строцци и можно обнаружить на панели "Проповедь святого Петра", то оно ограничено некоторыми механическими деталями фона. И даже в этих пассажах — если они действительно принадлежат ему — он, должно быть, скрупулезно следовал подробному рисунку Фра Анджелико, ибо организация пространства и постановка повествования выполнены явно мастером, о чем говорят натурализм фигуры святого Марка, сидящего на трехногом табурете со скрещенными ногами и пишущего под диктовку, и пажа, стоящего на коленях позади него и держащего чернильницу. Такие детали, как коса, тщательно обернутая вокруг головы сидящей женщины, показанной со спины на переднем плане композиции; прозрачный головной убор сидящей женщины впереди и чуть правее нее; тщательно выполненные шляпок гвоздей на кафедре Святого Петра или в тяжелой деревянной двери позади него слева - все это выдает глубокое понимание мелочей повседневного существования, которое наполняет все творчество Анджелико и не имеет аналогов в творчестве современных ему флорентийских художников.

Линайуольская дарохранительница
Пределла (2): Поклонение волхвов
Ок. 1433. Темпера, дерево. 39 х 56 см. Музей Сан Марко, Флоренция

В западноевропейской традиции волхвы называются «волшебниками» (magi) и часто изображаются царями. Впервые назвал волхвов царями св. Кесарий Арльский. Апокрифические евангелия дали им имена — Каспар, Мельхиор и Бальтазар. Они считаются покровителями путешественников и поэтому их имена часто входили в названия гостиниц. В Евангелии их имена и царский сан не упоминаются, традиция возникла в средневековье. Православная церковь не считает их царями, не подсчитывала их число, не давала им имена и не вписывала их в доктрину.

Линайуольская дарохранительница
Пределла (3): Мученичество святого Марка
Ок. 1433. Темпера, дерево. 39 х 56 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Будучи епископом александрийским Марк укреплял верующих, противодействуя язычникам, что возбудило их ненависть. Вскоре язычники напали на него во время богослужения, избили, проволокли его по улицам города и бросили в темницу. Ночью ему явился Спаситель и воодушевил его. Наутро толпа язычников снова варварски повлекла апостола Марка в судилище, но по дороге святой евангелист скончался со словами: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой». Язычники хотели сжечь его тело, но когда они развели костер, началась буря, раздался гром, и произошло землетрясение. Убийцы в ужасе разбежались, а ученики и последователи унесли тело и схоронили в каменной гробнице. Было это 25 апреля 68 года.



предыдущая следующая
c-rover
2009 - 2022
содержание