Каталог выставки


Музей Искусств Метрополитен
Нью-Йорк, 2005



содержание
Все сайты C-Rover

Предисловие

Здесь представлена один из разделов шестой главы каталога, сопровождавшего выставку работ художника эпохи Возрождения Фра Анджелико (15 век) в Музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке в 2005 году. Каталог составлен кураторами этой выставки Лоуренсом Кантером и Пиа Палладино.

Лоуренс Кантер
Кат. 35. Фра Анджелико: Мадонна с Младенцем

Бернская Богоматерь с младенцем, хотя и мало упоминается в литературе о Фра Анджелико, является одним из самых красивых и трогательных поздних творений художника. Интимность образа подчеркивается отсутствием каких-либо иератических (богословских) жестов благословения или намеков на бенедиктинскую принадлежность: Младенец показан поднимающим голову и левую руку, чтобы высвободиться из объятий матери. Он медленно поворачивается к зрителю, о присутствии которого он, как кажется, только что узнал, в то время как внимание его матери все еще полностью сосредоточено на сыне. Чувство привилегированного доступа зрителя к этой очень частной сцене еще больше подчеркивается форматом и масштабом картины: торс Богородицы заполняет всю ширину поля картины, дуга ее нимба касается верхней лепнины (теперь отсутствующей) окружающей рамы, а левая нога ребенка тянется к нижнему молдингу. Ограниченная, сильно контрастирующая палитра синего и красного, теплый скользящий свет, падающий на изображение слева, и очень пластичная лепка форм завершают воздействие этой обманчиво простой композиции.

Фра Анджелико. Мадонна с Младенцем
Кат. 35. Фра Анджелико. Мадонна с Младенцем

Темпера, дерево
46,6 x 35,1 см (18 3/8 x 13 7/8 дюймов)
Кунстмузеум, Берн. Дар Адольфа Штурлера, 1881

Среди немногих современных ученых, которые обсуждали Бернскую Богоматерь с Младенцем, большинство описывали ее как продукт мастерской Фра Анджелико или работу его последователя(*1). Для Дайан Коул Аль ни одно из трех сохранившихся поясных изображений Богоматери с Младенцем работы Фра Анджелико — картина из Берна, сильно переписаная панель из коллекции Нортона Саймона в Пасадене, а также поврежденная и восстановленная картина с Мадонной в Художественном музее Фогга в Гарвардском университете (кат. 14) — не является автографом, хотя, возможно, каждая из них представляет собой высококачественную реплику соответствующего утраченного изображения мастера(*2). Джон Спайк, с другой стороны, допустил возможность атрибуции Анджелико Бернской Богоматери с Младенцем, которую он знал только по фотографии, и предложил датировать картину вблизи от 1432 года, что примерно совпадает с алтарем Снятие с Креста из церкви Святой Троицы, находящимся сейчас в Музее Сан-Марко(*3). Гауденц Фройлер правильно заметил, что одна только сложность композиции картины уже оправдывает ее прямое приписывание Фра Анджелико как его автографа, и далее заметил, что колористика и качество световых эффектов указывают на то, что она датируется поздним периодом карьера художника. Для Фройлера дата этой работы относится, вероятно, к 1450 году, исходя из предположения, что алтарь Гуидалотти из Перуджи (кат. 30) был завершен всего несколькими годами ранее и что Бернская Богоматерь с Младенцем представляет собой шаг вперед по сравнению с достижениями этой величественной работы(*4). Однако алтарный образ Гуидалотти, вероятно, датируется 1437 годом, а не второй половиной 1440-х годов; поэтому дата Бернской панели остается предметом обсуждения.

Ближайшая точка отсчета для типов фигур на бернской картине и их эмоционального состояния может быть найдена в центральной панели высокого алтаря Сан-Марко (кат. 34), вероятно, выполненного между 1440 и 1442 годами, но формальность и сдержанность позы Богоматери и жест Младенца на этом алтаре полностью противоречат интимности и непосредственности бернской картины. Это различие, вероятно, связано не столько с хронологией, сколько с функцией, и может быть объяснено литургическими требованиями, предъявляемыми к алтарю, в отличие от частной религиозной цели, которой служит меньшая панель. Центральная группа Богоматери с Младенцем на алтаре Боско аи Фрати в Сан-Марко (рис. 78), обычно (и разумно) датируемом между 1449 и 1452 годами, более точно повторяет композицию бернской картины, но она также отображает уступки его литургическому контексту: взгляд Богоматери обращен непосредственно на зрителя, а Младенец Христос держит в правой руке гранат, символ Воскресения. Хотя композиции картины из Берна и алтаря Боско аи Фрати могут показаться на первый взгляд достаточно похожими, чтобы предположить одновременность их написания, алтарь своей размеренной отстраненностью и задумчивым монументальным спокойствием отражает окончательное развитие Анджеликовского стиля фигур, впервые выраженного на стенах Капеллы Никколина в Ватикане, и уточненного в лучших сценах Серебряного шкафа Аннунциаты. Панель из Берна, напротив, все еще благоухает эмоциональной настойчивостью, кульминацией которой стала работа Анджелико над пределлой высокого алтаря Сан-Марко. В целом представляется предпочтительнее датировать Бернскую Богоматери с Младенцем незадолго до отъезда Анджелико из Флоренции в Рим в 1445 году, а не вскоре после его возвращения в 1448 году, хотя работ этого периода так мало, что точные суждения в этом отношении должны оставаться предроложительными

Л.К.


Сноски:

(*1). Беренсон 1963, том I, стр II; Поуп-Хеннесси 1974, стр. 221; Балдини 1970, стр. 116, ном. 119.

(*2). Коле 1977, том. II, стр. 487-88.

(*3). Спайк 1996, стр. 258.

(*4). Г. Фройлер, в Фейлманн и Фройлер 2001, стр. 124-29. Г. Бонсанти (1998, стр. 138-39) также принимает статус картины как автографа и ее связь с алтарем Гуидалотти, но на этом основании датирует ее примерно 1437 годом.



предыдущая следующая
c-rover
2018 - 2023
содержание