Каталог выставки


Музей Искусств Метрополитен
Нью-Йорк, 2005



содержание
Все сайты C-Rover

Предисловие

Здесь представлена один из разделов четвертой главы каталога, сопровождавшего выставку работ художника эпохи Возрождения Фра Анджелико (15 век) в Музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке в 2005 году. Каталог составлен кураторами этой выставки Лоуренсом Кантером и Пиа Палладино.

Пиа Палладино
Кат. 26. Фра Анджелико: Царь Давид, играющий на псалтерионе

Впервые описанный Беренсоном как «единственный рисунок Фра Анджелико, не оставляющий оснований для сомнений»(*1), Давид из Британского музея единогласно признан учеными одним из небольших шедевров художника.

Фра Анджелико. Царь Давид играющий на псалтерионе
Кат. 26. Фра Анджелико. Царь Давид, играющий на псалтерионе
(вырезка из псалтыри)

Бумага, перо и коричневые чернила, фиолетовая акварель, пергамент.
19,7 х 17,9 см. (7 3/4 x 7 дюймов)
Британский музей, Лондон (1895-9-15-437)

На кремово-белой пергаментной основе изображена изысканно-изящная фигура пророка царя Давида, облаченного в царские доспехи. Его лицо обращено вверх к Богу, а пальцы ловко передвигаются по струнам гуслей. Он восседает на впечатляющем резном каменном сидении, приподнятом на платформе. Его фигура обозначена латинской надписью, возможно, добавленной позднее: PROPHAETA DAVID (ПРОРОК ДАВИД). Аккуратно нанесенная пурпурная заливка, теперь уже частично выцветшая, подчеркивает волосы пророка и глубокие складки его мантии, а также выделяет архитектурные детали каменного сиденья.

Фра Анджелико. Оборотная сторона
Рис. 72. Оборотная сторона Кат. 26.

Хотя иногда его относят к категории рисунков из книги-сборника моделей для картин и даже, как считают Пофэм и Паунси, что он был выполнен на «куске ненужного пергамента»(*2), изображение Давида из Британского музея было правильно идентифицировано Беренсоном как вырезка из псалтыря или Книги Псалмов. На оборотной стороне изображения оригинальная лицевая сторона листа (рис. 72) является продолжением страницы Содержания отсутствующей книги(*3), включающим список гимнов и псалмов, которые следует читать в соответствующее время дня. За ним следует инципит (заголовок): «In Christi nomine amen. Incipit psalterium secundum morem et consuetudimen romane curiae» («Во имя Христа. Аминь. Здесь начинается псалтирь в соответствии с правилами и обычаями римской курии»). Под этим текстом находится рубрика: "Ad nocturnum. Psahnus David" ("В ночи. Псалом Давида"). Иллюстрация Фра Анджелико, занимающая практически все место на другой стороне листа, предположительно обращена к тексту 1-го псалма, расположенному на следующем листе той же книги. В большинстве иллюстрированных рукописей средневековья и раннего Возрождения псалом I «Beati. vir» («Благословен человек») начинается с украшенного виньетками и узорами инициала B, содержащей изображение царя Давида, который, как традиционно считается, был автором Псалмов. Одним из таких примеров, также вырезанных из псалтири, является начальная буква «B» с изображением Давида, смотрящего вверх на Бога, работы Заноби Строцци (кат. 46), представленная на настоящей выставке. Иллюстрация Фра Анджелико, с другой стороны, более типична для так называемых предварительных полностраничных миниатюр, изображающих сидящего пророка в образе музыканта, которые появляются на вводных страницах раннесредневековых псалтирей(*4).

Большинство авторов сходятся во мнении, что Давид из Британского музея датируется примерно 1430 годом или чуть позже(*5). На самом деле четко сформулированная конструкция сиденья пророка находит близкий прецедент в других работах, созданных художником в этот период, таких как замечательная серия панелей пределлы, в центре которой находится Филадельфийское Успение Богородицы, которое здесь датируются примерно 1429 годом (кат. 25 C). Как и Давид, эти панели отличаются, прежде всего, уверенной демонстрацией художником своего абсолютного мастерства одноточечной перспективы и классически вдохновленной архитектурной идиомы раннего Возрождения, разработанной Брунеллески и Мазаччо. Однако с точки зрения фигурального стиля рисунок отражает несколько более зрелый этап в карьере художника, чем эта пределла, предвосхищая формальный словарь таких изображений, как Луврское Коронование Богородицы, датируемое около 1432–1434 годов. Это ограничивает дату участия Анджелико в украшении этой псалтири периодом между 1430 и 1432 годами.

Если Давида из Британского музея рассматривать не как отдельно выполненную работу, а в контексте деятельности Фра Анджелико как иллюстратора, возможно, стоит поразмышлять о возможных обстоятельствах его заказа. Хотя было бы заманчиво связать оригинальную Псалтирь с теми же флорентийскими доминиканскими учреждениями, которые спонсировали выпуск других литургических книг, украшенных художником, тот факт, что она была написана в соответствии с Римским обычаем, как указано в инципите, делает несостоятельным такое предположение и исключает монастырское происхождение этого рисунка. Эта книга, подобно частным Часословам, функцию которых иногда заменяла Псалтырь, могла быть заказана могущественным священнослужителем или флорентийским аристократом, возможно, связанным с доминиканским орденом(*6).

П.П.


Сноски:

(*1). Беренсон 1903, стр. 4.

(*2). Пофэм и Паунси 1950, ном. 2, стр. 2.

(*3). Начиная с верхнего левого угла лицевой (обратной к рисунку) стороне читается следующим образом: "[pa]ter piissime patrique co[m]par uni / ce cum sp[irit] uparaclito regna[n]s / per omne seculu[m]. Amen. / [rub.] [...]tem seque[n]s hymnus.s. Nocte surge[n]tes [rub.] Dicit[ur] ad noct[urnum] in d[omi]ni / cis diebus ab octava[va] pentecoste[m] / usq[ue] ad Kl. octobris. hymnus. / ad nocturnum. / Nocte sugentes vigilemus / om[ne]s semper in psalimis meditem[ur] / atque viribus totis domino cana/mus dulciter hymnos. Ut pio / regi pariter canantes cu[m] suis / sanctis meramur aulam in / gredi caeli simul et beatam du / cere vitam. Prestet hoc no / bis deitas beata p[at]ris ac nati / pariterque sancti sp[iritu]s cuius ro / boat in omni gl[ori]a mundo / amen. [rub.] In prima nocturno. / de adventu. / Venite ecce. [rub.] Ps. Beatus vir / [...] / [rub.] Sub qua dominicis per usque. ad. Ps. / Conserva me. / In christi nomine amen. Incipit / psalterium s[e]c[un]d[u]m morem / et consuetudinem roma / nae curiae. / [rub.] Ad noct[untiom]. Psalmus david."

(*4). Корриган 1996, стр. 87-95.

(*5). Дегенхарт и Шмитт (1968, стр. 446–448), а затем Бонсанти (1998) предполагают дату около 1430 года. Для Поуп-Хеннесси (1974, стр. 235) «архитектура сиденья соответствует датировке около 1433 года.»

(*6). Розмари Мьюир Райт (2000, стр. 6) метко отмечает, что «некоторые из самых известных иллюминированных псалтирей были созданы для мирян с высоким статусом».



предыдущая следующая
c-rover
2018 - 2023
содержание