На сайт "Все работы Фра Анджелико" Все сайты C-Rover
Каталог выставки
Фра Анджéлико
содержание
музей Искусств Метрополитен
Нью-Йорк, 2005



Предисловие

Здесь представлена один из разделов четвертой главы каталога, сопровождавшего выставку работ художника эпохи Возрождения Фра Анджелико (15 век) в Музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке в 2005 году. Каталог составлен кураторами этой выставки Лоуренсом Кантером и Пиа Палладино.

Лоуренс Кантер
Кат. 15. Фра Анджелико: Коронация Богоматери (Музей Искусств Кливленд)

Хоть ряд авторов и признаёт эту удивительно сложную панель ранним произведением Фра Анджелико (*1), в большей части литературы, касающейся художника, она игнорируется (*2), частично из-за очень неровного состояния её сохранности. Большая часть поверхности этой панели сильно истёрта, и это привело к потере моделирующей глазури, первоначально смягчавшей контраст между бликами и зонами тени, а лица обеих главных фигур стерлись до уровня зеленой грунтовки и потеряли почти весь свой индивидуальный характер. Более того, оттенки голубого в мантиях Христа и Богородицы бедны и преувеличенно насыщены по тону, так что драпировки в значительной степени утратили ощущение объема, когда-то передаваемого узорами их складок.

Фра Анджелико. Коронация Богоматери
Кат. 15. Коронация Богоматери

Темпера на дереве, Полный размер 28,3 х 38,4 см (11 1/9 х 15 1/8 дюймов)
поверхность картины 27 х 37,2 см (10 5/8 х 14 5/8 дюймов)
Музей Искусств Кливленд
Коллекция Элизабет Северанс Прентисс, 1944
(1944.79)

Но во многих её деталях проявляется непревзойденное техническое мастерство автора - в гравировке золотого фона, который имитирует висящую ткань, растянутую по всей ширине сцены сзади, в драпированных золотой тканью тронах Христа и Богородицы (последний из них виден спереди, а первый - в повороте в три четверти), в позолоченной подушке, на которую Богородица преклоняет колени для принятия короны от своего сына. Одних этих деталей было бы достаточно, чтобы продемонстрировать для этой панели авторство Анджелико, но в сочетании с деликатностью, с которой написаны драпировки всех трех фигур, и амбициозной пространственной концепцией композиции, эта атрибуция становится почти очевидной. Датирование картины - задача не из легких, учитывая ее нынешнее состояние. Тем не менее, несомненная связь единственной хорошо сохранившейся фигуры - ангела слева - с фигурами ангелов на панели Страшный Суд Санта-Мария-дельи-Анджели и в доминиканском миссале (миссал 558) в Музее Сан-Марко указывает на вероятную дату этой панели - она, вероятно, выполнена до 1424 года.

Фра Анджелико. Страшный Суд
Рис 50. Фра Анджелико. Страшный Суд. Деталь

Около 1424.
Музей Сан Марко, Флоренция

Не менее сложно с уверенностью определить и первоначальную функцию этой панели или природу более крупного комплекса, в который она могла входить. Сохранившиеся зазубрины по всем четырем краям поверхности красочного слоя доказывают, что ни размер, ни формат этой композиции не изменялся, а горизонтальное зерно её деревянной основы указывает на то, что эта панель могла быть когда-то частью пределлы. Тема Коронации Богоматери, однако, очень необычна для пределл, также нет и известных панелей Фра Анджелико, которые могли бы сопровождать данную панель в связной повествовательной последовательности. Если всё же эта панель действительно происходит из пределлы, то неясно, была ли она единственной сценой в необычайно высокой пределле под табернаклем Мадонна с Младенцем, или же она была окружена другими, ныне утраченными сценами из жития Богородицы или жития одного или нескольких святых и принадлежала какому-то неизвестному пока алтарю.

Фра Анджелико. Святой Франциск
Рис. 56. Святой Франциск

Около 1422-25
Коллекция Ф. м. Перкинс, Ассиси

Подтверждением первой гипотезы является небольшая панель Фра Анджелико, представляющая Святого Франциска (Коллекция Перкинса, Ассизи; рис. 56) (*3), которая не сильно отличается по стилю от Кливлендской Коронации Богоматери и вполне могла находиться в основании пилястра табернакля, рядом с состоящей из этой одной композиции пределлой. Первоначальную высоту панели со Святым Франциском восстановить сложно - хоть она и сохранила свою первоначальную ширину, но как сверху, так и снизу, была сильно уменьшена, и, кроме того, трудно представить себе этого святого, изображенного смотрящим немного вниз, сбоку от этой сцены Коронации.

Истонченные слои краски Кливлендской Коронации Богоматери сделали видимыми невооруженным глазом некоторые из очень свободных и уверенных линий подготовительных рисунков Фра Анджелико, особенно это заметно на мантии Христа, справа. Они показывают ряд изменений в дизайне этой фигуры, которая сначала должна была быть показана в профиль, смотрящей влево, замыкая всю композицию симметричным ответом фигуре ангела-служителя на противоположной стороне панели. В итоге Анджелико развернул фигуру Христа в пространстве так, чтобы образовать прямой угол (если смотреть сверху) со стоящей перед ним на коленях фигурой Богородицы для создания эффекта реального движения по глубине назад и вперед, больше соответствующего процессуальной природе этой композиции, эффекта, отступающего от традиционного статичного изображения сцены Коронации, на котором Богородица представлена сидящей рядом со своим Сыном. Анджелико возвращается к этой более иконографической формуле в трех своих более поздних версиях сцены Коронации: панели Реликвария (рис. 81) из Санта-Мария-Новелла (сейчас в музее Сан-Марко, Флоренция), написанной где-то около 1427 или 1428 года; алтаре (рис. 74) из Сан-Доменико, Фьезоле (сейчас находится в Лувре, Париж), написанном между 1432 и 1434 годами; и другом, меньшем алтаре (рис. 75) из Санта-Мария-Нуова (сейчас в Галерее Уффицы, Флоренция), написанном после 1434 года.

Л.К.


Сноски:

(*1). Лонги, в своём письменном мнении, 1924; Босковиц 1976a, стр. 38; Босанти 1998, стр. 115; Спайк 1996, стр. 259 ("но этот вопрос остаётся открытым").

(*2). Поуп-Хеннесси (1952, стр. 197) приптсывает эту картину художнику, близкому к Арканджело ди Кола да Камерино, и она каталогизирована Э. де Фернандес-Хименесом, в Кливлендском музее искусств 1974, стр. 39-40, как «работа Мастерской Фра Анджелико». Она игнорируется в большинстве биографий художника, опубликованных после открытия этой панели в 1924 году.

(*3). Л. Кантер и П. Палладино, в Морелло и Кантер 1999, стр. 108-9.



содержание
c-rover
2018 - 2020
предыдущая
следующая