Каталог выставки


Музей Искусств Метрополитен
Нью-Йорк, 2005



содержание
Все сайты C-Rover

Предисловие

Здесь представлена один из разделов четвертой главы каталога, сопровождавшего выставку работ художника эпохи Возрождения Фра Анджелико (15 век) в Музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке в 2005 году. Каталог составлен кураторами этой выставки Лоуренсом Кантером и Пиа Палладино.

Лоуренс Кантер
Кат. 14. Фра Анджелико: Мадонна с Младенцем

Эта красивая, но редко обсуждаемая панель, впервые упоминается в коллекции Элии Вольпи как работа Мазолино. Беренсон говорил о ней как о работе неизвестного флорентийского художника, близкого к Мазолино (*1). Эверетт Фахи сначала признал эту панель ранней работой Фра Анджелико, но позже отозвал это предложение в пользу её аттрибуции Заноби Строцци, предложенной Лицией Коллоби-Раджанти (*2).

Фра Анджелико. Мадонна с Младенцем
Кат. 14. Мадонна с Младенцем

Темпера на дереве, переведенная на орголит
40,4 х 30,8 см (15 7/8 х 12 1/8 дюймов)
Музей Искусств Фогга, Музей Искусств Гарвардского Университета, Кембридж, Массачусетс
Завещан музею Люси Валлас Портер
(1962.277)

Тщательное изучение этой панели, чье состояние было нарушено переносом со своей первоначальной основы на другую, показывает, что её идентификация как автографа Фра Анджелико на самом деле правильна. Поверхность картины была сплющена в процессе ее переноса, драпировки обеих фигур повреждены, и некоторая грубость черт лиц персонажей во многом является следствием неудачной реставрации. И всё-таки, впечатляющий пространственный эффект удлиненных рук Мадонны, охватывающих Младенца, по-прежнему полностью разборчив, а утонченное моделирование лиц и рук фигур и скользящие блики на прозрачной вуали под накидкой на голове мадонны и свисающей далее с её правой руки (все еще видимые, несмотря на истирание) указывают на первоначальную тонкость рисунка. Кроме того, сложный цветочный узор на золотом основании панели напоминает - хотя здесь он и более сложен - узоры парчовых драпировок Пизанской Мадонны и Мадонны с Младенцем из Музея Бойманса-ван Бёнингена в Роттердаме (кат. 6). В изощренном натурализме своих мотивов этот узор очень похож на выполненные пером и чернилами обводки инициалов, принадлежащие, вероятно, руке молодого Ажелико, в незаконченной книге хорала, над которой он работал в студии Лоренцо Монако (кат. 1).

Джорджо Вазари в своей биографии Фра Анджелико признался в своем изумлении, что один человек смог нарисовать так много замечательных картин для своих флорентийских соотечественников: «Этот инок создал столько произведений, рассеянных по домам флорентинских граждан, что подчас диву даешься, как один человек, хотя бы в течение многих лет, мог столь безукоризненно справиться с такой работой.» ("Lavoro tante cose questo Padre che sono per le case de'cittadini di Firenze, che io resto qualche volta maravigliato, come tanto e tanto bene potesse, eziandio in molti anni, condurre pedettamente un uomo solo") (*3). Он выделил, просто как пример, три картины из коллекции Бартоломео Гонди: «две картины, большая и маленькая, а также распятие» («un quadro grande, un piccolo, ed una croce»), и одну из коллекции «Преподобного Дона Винченцо Боргини, настоятеля Воспитательного дома, который владеет маленькой великолепнейшей Богоматерью» («il molto reverendo Don Vincenzo Borghini, spedalingo degl'Innocenti, una Nostra Donna piccola, bellissima») (*4). Большинство изображений Мадонны с Младенцем, написанных Анджелико для частного использования, являются относительно большими табернаклями (см. кат. 6, 11, 18, 31), но он также написал некоторое число небольших панелей на эту тему, одной из которых могла бы быть и картина, принадлежавшая Винченцо Боргини. Самые маленькие из них представляют Мадонну с Младенцем на Троне, с ангелами: сохранились три таких картины, все они написаны до 1440 года (см. Кат. 20). На трех других панелях, по размеру несколько больших этих, но близких по размеру между собой, находится только полуфигурное изображение Мадонны с Младенцем, и их исполнение растянулось, как кажется, почти на всю карьеру художника. По форме, размеру и составу эти панели представляют тип иконы, который с тринадцатого века обычно встречается в качестве левого или, реже, правого крыла диптиха, но ни одна из этих панелей Фра Анджелико не может быть сопоставлена с подходящей сопутствующей ей сценой, и ни одна не содержит каких-то следов удаления петель, которые указали бы на такую её функцию.

Фра Анджелико. Мадонна с Младенцем
Рис. 55. Мадонна с Младенцем, с двенадцатью ангелами

Около 1421
40,4 х 30,8 см (15 7/8 х 12 1/8 дюймов)
Государственная галерея, Франкфурт

Самым ранним экспериментом Фра Анджелико в этом жанре, безусловно, является Мадонна с Младенцем на Троне, с Двенадцатью ангелами, ныне во Франкфурте (рис. 55) - панель, написанная, как кажется, когда художник работал над высоким алтарем для Сан Доменико в Фьезоле (кат. 10). Должно быть, через не очень большой промежуток времени за ней последовала панель Мадонна с Младенцем из Музея Искусств Фогга, которая по своему стилю фигуры и манеры рендеринга похожа на триптих Святого Петра Мученика (кат. 13), но, как кажется, предает первый, неуверенный интерес Анджелико к усилиям Мазолино и молодого Мазаччо, имевшим место в то время. В следующем сразу за этой работой Страшном Суде из Санта-Мария-дельи-Анджели (около 1424 г.) и в пределле к алтарю Благовещение из музея Прадо (около 1425 г.) художник применяет уже гораздо более компактную и классическую фигуру канона. Наряду с триптихом Святого Петра Мученика, Мадонна с Младенцем из Музея Искусств Фогга, вероятно, датируется 1422 или 1423 годами.

Л.К.


Сноски:

(*1). Продана Галереями Американской Ассоциации Искусств, Нью Йорк, Ноябрь 27, 1916, лот 991; Беренсон 1963, том I, стр. 217.

(*2). Коллоби-Раджанти 1955 b, стр. 43. Первоначальная аттрибуция Фахи приведена в Поуп-Хеннесси 1974, стр. 222, а его последующее мнение , в Боурон 1990, стр. 130.

(*3). Вазари (Миланское изд.) 1878-85, том II, стр. 512.

(*4). Там же.



предыдущая следующая
c-rover
2018 - 2023
содержание