Каталог выставки


Музей Искусств Метрополитен
Нью-Йорк, 2005



содержание
Все сайты C-Rover

Предисловие

Здесь представлен один из разделов первой главы каталога, сопровождавшего выставку работ художника эпохи Возрождения Фра Анджелико (15 век) в Музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке в 2005 году. Каталог составлен кураторами этой выставки Лоуренсом Кантером и Пиа Палладино.

Лоуренс Кантер
Кат. 4. Фра Анджелико: Панель Святой Иосиф(?) из коллекции Рихарда Фейгена, Нью-Йорк

Этот фрагмент с головой святого, смотрящего вниз и вправо, очевидно был вырезан из более крупной повествовательной композиции.

Фра Анджелико. Святой Иосиф (?) Коллекция Рихарда Фейгена, Нью-Йорк
Кат. 4. Фра Анджелико. Святой Иосиф (?)

Дерево, темпера, 17.8 x 16.7 см (7 x 6 дюймов)
Коллекция Рихарда Фейгена, Нью-Йорк

Судя по углу взгляда святого, страдальческого печального выражения его лица и морщинистому лбу, он мог изображать Иосифа из Аримафеи со сцены Снятия с Креста или со сцены Оплакивания Христа. Тип фигуры и слегка заметные следы фона подходят также и к фигуре Святого Иосифа со сцены Рождества или со сцены Поклонения Волхвов. Поскольку Фра Анджелико обычно использует псевдо-куфический тип декорирования гало Богородицы, видимого здесь обрезанным в нижнем левом углу панели, наиболее вероятно, что этот фрагмент когда-то был частью сцены Поклонения Волхвов. Однако, следует отметить, что у Анджелико такая композиция обычно ориентирована в другом направлении.

Ни в какой литературе, касающейся флорентийской живописи Фра Анджелико или Раннего Кватроченто, эта панель не упоминается. Она появилась на лондонском аукционе с аттрибуцией Джованни Тоскани, предложенной Эвереттом Фахи (*1). И действительно, эта фигура связана с работами Тоскани, точнее с работами, которые ранее аттрибутировались как работы Тоскани (как впоследствии стали называть Мастера Распятия Григгса), а в настоящее время широко признаны ранними произведениями Фра Анджелико. Гравированный гало над головой святого, с его крутой цветочной лозой, и псевдо-куфический шрифт на обрезанном гало перед ним согласуются с другими примерами гравировок, которые мы видим на ранних панелях Анджелико, а также с гравированными украшениями панелей Богоматерь с Младенцем из Пизы и Роттердама (см. кат.6).

Рис.12.Фра Анджелико (?) Богоматерь с Младенцем (Мадонна ди Седри). Около 1415-17. Национальный музей Сан Маттео, Пиза
Фра Анджелико. Богоматерь с Младенцем (Мадонна ди Седри). Фрагмент

Ок. 1415-17.
Национальный музей Сан Маттео, Пиза

Рис.12а.Фра Анджелико (?) Богоматерь с Младенцем, с двумя ангелами. Около 1415-20. Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам
Фра Анджелико. Богоматерь с Младенцем, с двумя ангелами. Фрагмент

Ок. 1415-20.
Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам

Вполне вероятно, что панель со Святым Иосифом(?) Фейгена хронологически должна располагаться между этими двумя картинами, относящимися ко второй половине второго десятилетия пятнадцатого века. Также вполне вероятно, что она была по размерам больше обеих этих работ, когда её композиция была еще целостной. И в таком случае эта целостная панель могла представлять собой несохранившийся алтарь с неизвестным сюжетом, написанный Фра Анджелико для часовни Герардини в Санто-Стефано-аль-Понте между 1415 и 1417 годами - работу, к которой относятся две документально подтвержденные завершающие выплаты, датированные январем и февралем 1418 года - самые ранние сохранившиеся записи о работах, связанных с Фра Анджелико (*2).

Л.К.


Сноски:

*1. Сотсби, Лондон, Октябрь 18, 1995, лот 50.

*2. Кохн изд 1956 , стр. 218-20.



предыдущая следующая
c-rover
2018 - 2023
содержание