Каталог выставки


Музей Искусств Метрополитен
Нью-Йорк, 2005



содержание
Все сайты C-Rover

Предисловие

Здесь представлен один из разделов первой главы каталога, сопровождавшего выставку работ художника эпохи Возрождения Фра Анджелико (15 век) в Музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке в 2005 году. Каталог составлен кураторами этой выставки Лоуренсом Кантером и Пиа Палладино.

Лоуренс Кантер
Кат. 3. Фра Анджелико: Панели Благовещение из частной коллекции

Если панель сундука кассоне из музея колледжа Боудуин (см. кат.2) была написана Фра Анджелико в то время, когда он работал в мастерской другого мастера - и это представляется весьма вероятным, - то панели, о которых сейчас пойдет речь, могут претендовать на звание самых ранних из известных самостоятельных произведений молодого художника.

Фра Анджелико. Благовещение
Кат. 3.A. Фра Анджелико. Ангел Благовещение.

Темпера, дерево, 29 X 31.2 см
Частная коллекция

Фра Анджелико. Благовещение
Кат. 3.B. Фра Анджелико. Мадонна Благовещение.

Темпера, дерево, 29.8 x 31.5 см
Частная коллекция

Эти панели представляют сцену Благовещения на двух четырехлистных медальонах. Они являются своего рода живописным эквивалентом бронзовых рельефов Гиберти на северной двери Баптистерия во Флоренции. Ранее эти панели нигде не публиковались (*1). Как уже сказано, сцена Благовещения представлена здесь на двух четырехлистных медальонах. На левом медальоне Архангел Гавриил, устремившись вперед, преклонил колена на тонко выписанном травянистом лугу. В левой руке он держит преувеличенно длинную лилию и поднимает в приветствии правую руку. Его профиль идентичен профилю ангелов в Роттердамской Мадонне (см. кат.6). У него красивые крылья - в верхней части красные и синие внизу, причем каждое перо тщательно подсвечивается или затеняется, выделяясь своими проработанными деталями. Богоматерь на правом медальоне изображена сидящей на резном табурете в покрытом травой(?) дворе, окруженном стеной, перед полуоткрытой дверью своей спальни. Ее руки скромно сложены на коленях, также на колене лежит открытая книга. В верхней левой части композиции мы видим небольшое изображение Бога-Отца с линиями золотых лучей, следующих его жесту благословения к Богородице, и голубя Святого Духа, летящему вдоль них. Именно в этой панели особенно сильна склонность Анджелико к естественному натурализму: красивые складки одеяния Богородицы, спадающего на землю вокруг нее; швы и кисти подушки, резные ручки на спинке стула; украшение-инкрустирация на кассапанке (скамье с ящиком) перед кроватью Богоматери; агрессивный ракурс края стены слева, панели двери за Девой, ножки ее стула. Детали, подобные этим, в сочетании с характерной для Анджелико манерой исполнения голов и черт лица, а также тот факт, что ореолы над головами фигур изображены точно так же, как у фигур ангелов на панели из Роттердама, не оставляют сомнений в атрибуции этих панелей. В то же время, простота и беззастенчивость готики этих двух медальонов - и их нескрываемая зависимость от моделей Гиберти - убедительно доказывают, что они относятся к даже более раннему периоду творчества Анджелико, чем такие работы, как Роттердамская Мадонна или рисунки из свитка, относящиеся к 1417 году (см. кат.5): вероятнее всего они были написаны между 1417 годом и уходом Анджелико из студии Лоренцо Монако в 1413 или 1414 году.

Исходное назначение этих панелей неясно. Обе панели расписаны также и с их обратных стороны, что может свидетельствовать о том, что панели эти являются фрагментами табернакля, крыльев реликвария или дверок шкатулки (custodia). Пока, однако, не удалось определить, является ли эта обратная роспись оригинальной, а тот факт, что, несмотря на скромность масштаба, обе панели состоят из двух досок со швами на расстоянии трех или четырех дюймов от их правых краев, может означать, что они в действительности являются фрагментами чего-то более широкого, чем крылья табернакля. Их форма и размер позволяют также предположить, что они могли быть частью пределлы алтаря - может это и случайное совпадение, но они точно такой же высоты, как и пределла из Ниццы "Похороны епископа" (рис.8), о котором мы уже говорили. Но в таком контексте очень необычно увидеть сцену Благовещения, разделенную на две панели, и еще более необычно, чтобы эти панели были с вертикальным древесным волокном. Разделение сцены на две отдельные композиции и вертикально-волокнистое основание больше типичны для сцен, украшавших вершины и своды алтарей; действительно, такие разнесенные связанные сцены у Анджелико были включены в боковые вершины триптиха Святого Петра Мученика ок. 1422-23 года (см. кат.13), Также, как считают, такие композиции находились на утерянных вершинах высокого алтаря Сан Доменико, написанного годом или двумя раньше (рис.16, см. кат.10).

Фра Анджелико. Благовещение.
Рис 16. Фра Анджелико. Благовещение

Около 1420.
Ранее в коллекции барона Фон Тучера, Вена

Следует также учитывать и возможность того, что рассматриваемые нами панели могли бы быть сохранившимися фрагментами утерянного алтаря, заказанного для часовни Джованни де Герардини в Санто-Стефано-аль-Понте в августе 1413 года, за что Гвидо ди Пьетро получил окончательный платеж (а он часто выдавался через год или более после завершения работы) в феврале 1418 года (*2). Однако, поскольку о предмете этого алтаря ничего не известно, такое предположение остаётся чисто гипотетическим.

Л.К.


Сноски:

*1. Я признателен Елене Шарновой из Москвы и Роберте Бартоли из Берлина за то, что они привлекли моё внимание к этим панелям.

*2. Кох 1956, стр.218-20. Комиссия 1413 года была присуждена Амброджио ди Бальдезе, которому, однако, было заплачено - в январе 1415 и апреле 1417 года - исключительно за исполнение фресок в часовне. Единственные другие ссылки на этот алтарь - это два платежа "Guidoni petri pictori" (Fra Angelico) в январе и феврале 1418 года, последний из которых был указан как "pro residue solutionis tebule altaris dicte cappelle quam fecit" (остаточный платеж за работу в часовне по изменению алтаря).



предыдущая следующая
c-rover
2018 - 2023
содержание