содержание Фра Анжелико
Приложения

<База Данных
предыдущая Бернард Беренсон
Индекс работ Фра Анжелико
( Из книги "The Florentine Painters of the Renaissance", 1909 )
следующая

Бернард Бернсон (1865–1959) - американский историк искусств и художественный критик, при жизни считавшийся крупнейшим в США авторитетом в области живописи итальянского Ренессанса. Он родился в Литве, на территории Российской империи, в еврейской семье. В 1875 г. его родители эмигрировали в США. Б. Бернсон окончил Гарвардский университет, в 1887–1888 гг. работал в Париже, затем уехал в Рим.

Разбогатев на удачных атрибуциях для частных коллекционеров и музеев, Бернсон приобрел в окрестностях Флоренции, в городке Фьезоле, виллу Татти, завещав ее впоследствии Гарвардскому университету с тем, чтобы студенты разных стран имели возможность изучать классическое искусство Италии

В 1894 г. Бернсон выпустил книгу «Начала знаточества» («Rudiments of Connoisseurship»).

В 1894–1907 гг. Бернсон работал над своим главным трудом – «Итальянские живописцы Ренессанса». Его первое издание вышло в Лондоне в 1953 г. На русском языке книга была выпущена под названием «Живописцы итальянского Возрождения» (М., 1965); последующие издания на русском языке – 1967, 1999, 2006 гг

Бернард Бернсон, по его собственным словам, «исколесил на велосипеде всю Италию» и изучил огромное количество не атрибутированных в то время произведений живописи. Большая часть из них – алтарные картины, которые художники по традиции не подписывали и не датировали.

Он умер в 1959 году в возрасте девяноста четырех лет.

Целям научных исследований Бернсона способствовал созданный им огромный и тщательно разработанный научный аппарат - библиотека свыше пятидесяти тысяч томов, превосходное собрание оригиналов старой итальянской живописи и восточного искусства, подробная картотека и, наконец, уникальная фототека, содержащая сотни тысяч снимков.

Им был составлен внушительный по количеству, свыше 12000 названий, индекс-каталог, точнее, „Перечень главных итальянских художников и их произведений с указанием местонахождения“. Изданный в 1932—1936 годах „Индекс“ был вновь переиздан в 1957 году и вобрал в свои два монументальных тома свыше тысячи трехсот репродукций лишь с картин одной венецианской школы, заимствованных из бернсоновской фототеки.

Ниже приведен отрывок из книги «Итальянские живописцы Ренессанса», в котором Бернсон говорит о фра Беато Анжелико, а также перечень его работ, приведенный в „Индексе“.


Бернард Бернсон о фра Беато Анжелико

Полная уверенность в намеченной цели, глубокая набожность, абсолютная преданность искусству — вот о чем говорят произведения фра Беато Анжелико. Он был не так человечен, как Джотто, и его образы не так материальны и выразительны. Его реалистическое чувство было слабее, чем у Джотто, но проявилось в тех областях, которые последний не затрагивал.

Джотто не проявлял своего личного отношения к изображенному предмету - ему достаточно было суметь его выразить и передать в жизненно убедительных образах. У фра Беато, напротив, на первый план выступает личное отношение к действительности или, если хотите, чувствительность. В этой сфере он не знал себе равных! „Когда бог в небесах — благоденствие и мир на земле“ — это было для него аксиомой, и он так непосредственно поддавался своим благостным настроениям, что не видел вокруг себя зла, превращаясь порой в настоящего ребенка. Он не мог вообразить себе ада и населял его домовыми и привидениями; его сцены мученичества — это спектакли с игрой в палача и жертву. Чисто детское отчаяние и плач св. Иеронима почти портят впечатление от одного из самых сильных произведений фра Беато — „Распятия“ в монастыре Сан Марко во Флоренции. Но зато он щедро расточал свой талант на жизнерадостные и восторженные изображения бога, любовно заботящегося о человеческом роде. А ведь возможности фра Анжелико были не малыми! Осязательную ценность и чувство композиции, правда, уступающие джоттовским, но превосходящие других, он сочетал с очаровательными, живыми, выразительными лицами и нежной прелестью колорита. Что внушает нам большее чувство обновления, чем его „Коронование мадонны“, где столько радостных улыбок, где линии и краски, подобные цветам, счастливо сочетаются с детской и простой, но в то же время несравненно прекрасной композицией? И ко всему этому — наличие осязательной ценности, которая заставляет нас увериться в реальности райской сцены, хотя мы и не можем понять до сих пор, как фигуры могут так стоять, так сидеть и так преклонять колени? Но, по правде сказать, нам это и не важно! Как удивительно передает фра Беато вдохновлявшие его чувства, хотя повествовательный смысл события остается для нас нераскрытым.

При всей его простоте и бесхитростности он, однако, необычайно сложен, будучи типичным художником переходного времени от средневековья к Возрождению. Если его чувства связаны еще со сферой средневековых представлений, то чисто земная радость, испытываемая им, почти адекватна нашей, так же как адекватны и средства ее художественного выражения. Мы слишком склонны забывать переходный характер творчества Беато Анжелико и, ставя его в ряд с художниками Возрождения, упрекаем за неуклюжесть фигур и неловкость их движений. Но как раз в этом отношении он настолько преуспел по сравнению со своими предшественниками, что если бы Мазаччо не превзошел его, то мы могли бы относиться к фра Беато Анжелико, как к новатору. Больше того, он был первым итальянским живописцем, писавшим пейзажи, если их можно так назвать (вид Тразименского озера близ Кортоны), и первым, кто дал нам изведать радостное чувство природы. Как непосредственно ощущаем мы свежесть и весеннюю прелесть садов на его фресках „Благовещение“ и „Христос с Марией Магдалиной“ в монастыре Сан Марко во Флоренции!


Индекс работ Фра Анжелико

Agram (Croatia):

  • STROSSMAYER COLLECTION, St. Francis receiving Stigmata; Death of St. Peter Martyr.

Altenburg:

  • LINDENAU MUSEUM, 91. St. Francis before the Sultan.

Berlin:

  • 60. Madonna and Saints.

  • 60A. Last Judgment. L.

  • 61. SS. Dominic and Francis.

  • 62. Glory of St. Francis.

  • (Magazine.) Head of Saint.

Boston (U. S. A.):

  • MRS. J. L. GARDNER. Death and Assumption of Virgin.

Brant Broughton (Lincolnshire):

  • REV. ARTHUR F. SUTTON. A Bishop.

Cortona:

  • S. DOMENICO, OVER ENTRANCE. Fresco: Madonna and Saints.

GESU:

  • Annunciation. E.

  • Two Predelle. E.

  • Triptych: Madonna with four Saints, etc.

Dusseldorf:

  • AKADEMIE, 27. Head of Baptist.

Florence:

  • ACADEMY, 166. Deposition (three pinnacles by Lorenzo Monaco).

  • 227. Madonna and six Saints.

  • 234-237. Fourteen scenes from Life of Christ. 1448.

  • 105240. Madonna enthroned (but not the Trinity above).

  • 243. Story of SS. Cosmas and Damian (in part).

  • 246. Entombment.

  • 250. Crucifixion.

  • 251. Coronation of Virgin.

  • 252-254, Sixteen scenes from Life of Christ and Virgin, except the “Legge d’Amore.” 1448.

  • 258. Martyrdom of SS. Cosmas and Damian.

  • 265. Madonna with six Saints and two Angels.

  • 266. Last Judgment (not the Damned nor the Inferno).

  • 281. Madonna and eight Saints and eight Angels. 1438 (ruined).

  • 283. Predella: Pietа and Saints. L. (ruined).

  • UFFIZI, 17. Triptych: Madonna with Saints and Angels; Predella. 1433.

  • 1162. Predella to No. 1290: Birth of John.

  • 1168. Predella to No. 1290: Sposalizio.

  • 1184. Predella to No. 1290: Dormition.

  • 1290. Coronation of Virgin.

  • 1294. Tabernacle: Madonna, Saints, and Angels. 1443.

MUSEO DI SAN MARCO. Frescoes, all painted from between about 1439 to no later than 1445:

  • CLOISTER. St. Peter Martyr; St. Dominic at foot of Cross; St. Dominic (ruined); Pietа; Christ as Pilgrim 106with two Dominicans; St. Thomas Aquinas.

  • CHAPTER HOUSE. Large Crucifixion.

  • UPPER FLOOR, WALLS. Annunciation; St. Dominic at foot of Cross; Madonna with eight Saints.

  • ROOMS, NO. 1. “Noli me Tangere.”

  • 2. Entombment.

  • 3. Annunciation.

  • 4. Crucifixion.

  • 5. Nativity.

  • 6. Transfiguration.

  • 7. Ecce Homo.

  • 8. Resurrection.

  • 9. Coronation of Virgin.

  • 10. Presentation in Temple.

  • 11. Madonna and Saints.

  • 15-23. Crucifixions (some ruined).

  • 24. Baptism.

  • 25. Crucifixion.

  • 26. Pietа.

  • 28. Christ bearing Cross.

  • 31. Descent to Limbo.

  • 32. Sermon on the Mount.

  • 33. Betrayal of Judas. Panels: Small Madonna and Angels; Small Coronation.

  • 34. Agony in Garden. Panel: Small Annunciation.

  • 35. Institution of the Eucharist.

  • 36. Nailing to Cross.

  • 37. Crucifixion.

  • 38. Adoration of Magi, and Pietа.

  • 42, 43. Crucifixions.

S. DOMENICO DI FIESOLE (near Florence):

  • 107 Madonna and Saints (architecture and landscape by Lorenzo di Credi)

  • SACRISTY OF ADJOINING MONASTERY. Fresco: Crucifixion.

Frankfort a./M.:

  • HERR ADOLF SCHAEFFER. Madonna enthroned and four Angels.

London:

  • 663. Paradise.

  • MRS. J. E. TAYLOR. Small panel.

Lyons:

  • M. EDOUARD AYNARD. Madonna with SS. Peter, Paul, and George, with Angels and kneeling Donor.

Madrid:

  • PRADO, 14. Annunciation.

  • DUKE OF ALBA. Madonna and Angels.

Munich:

  • 989-991. Legends of Saints.

  • 992. Entombment.

Orvieto:

  • DUOMO, CHAPEL OF S. BRIZIO. Ceiling Frescoes: Christ as Judge; Prophets (assisted by Benozzo Gozzoli). 1447.

Paris:

  • 1290. Coronation of Virgin.

  • 1293. Martyrdom of SS. Cosmas and Damian.

  • 1294. Fresco: Crucifixion.

  • M. GEORGES CHALANDON. Meeting of Francis and Dominic.

  • M. NOEL VALOIS. Crucifixion with Cardinal (probably) John Torquemada, as Donor. L.

Parma:

  • 429. Madonna and four Saints.

Perugia:

  • SALA V, 1-18. Altarpiece in many parts.

Pisa:

  • SALA VI, 7. Salvator Mundi.

Rome:

  • CORSINI, SALA VII, 22. Pentecost.

  • 23. Last Judgment.

  • 24. Ascension.

  • COUNT GREGORI STROGANOFF. Small Tabernacle.

VATICAN, PINACOTECA:

  • Madonna; two Predelle with Legend of St. Nicholas.

  • 108. MUSEO CRISTIANO, CASE Q. V. St. Francis receiving Stigmata.

  • CHAPEL OF NICHOLAS V. Frescoes: Lives of SS. Stephen and Lawrence. 1447-1449.

St. Petersburg:

  • HERMITAGE, 1674. Fresco: Madonna with SS. Dominic and Thomas Aquinas.

Turin:

  • 103, 104. Adoring Angels.

Vienna:

  • BARON TUCHER. Annunciation (in part).


Реплика

Любопытно, что за 80 лет, прошедших со времени публикации Индекса Беренсона, количество живописных работ, аттрибутированных Фра Беато Анжелико, серьёзно увеличилось. Думается, эта тенденция сохранится и впредь, пока многократное возрастание художественной ценности и, соответственно, повышение стоимости и/или туристической привлекательности произведения искусства будет во многом определяться его удачным аттрибутированием.



содержание




следующая предыдущая


c-rover
2009 - 2018