содержание
Все сайты C-Rover

Монахи около башни дракона
Музей Метрополитен, Нью Йорк


Служебник
Доминиканский монах со спутником около башни дракона
Ок. 1417-20. Перо и коричневые чернила на пергаменте. 18,3 x 13,7 см. Музей искусств Метрополитен, Нью Йорк

Рука молодого Анджелико узнается в этом фрагменте из пилигримского свитка, состоящего из пяти фрагментов, хранящихся в различных коллекциях (ещё 3 фрагмента находятся в библиотеке Гарвардского университета, и ещё один - в Художественной галерее Олбрайт-Нокс, Нью-Йорк). Этот свиток - своего рода духовное руководство и напутствие путешественнику, иллюстрирующее путешествие в Святую Землю, которое в 1417 году предпринял доминиканский мирской брат Петрус де Крус. Если авторство других фрагментов относят к мастерской Лоренцо Монако, то в этом фрагменте четкое моделирование фигур и его пространственная организация указывают на продвижение автора за пределы позднеготического стиля и техники Лоренцо Монако и позволяют отнести его руке молодого Анджелико.

Эта сцена, основные элементы которой представляют собой быстрые наброски, относится к реальному или воображаемому путешествию Петруса де Круса по пути пилигримов между Дамаском и Бейрутом и изображает святую гору, близ которой Ной построил свой ковчег, и место, где святой Георгий победил дракона, пожиравшего местную молодежь. На каменистом пригорке слева наверху находится деревянное сооружение с одним окном, представляющее Ноев ковчег. На переднем плане Петрус де Крус изображен стоящим у подножья башни рядом с неизвестным с пилигримскими вещами в руках, указывающим на дракона. Видимо, это башня, в которой жертвы дракона ожидали своей участи.

К Пилигримскому свитку этот фрагмент был впервые отнесен в 1961 году Беренсоном в итальянском издании 1961 года «Рисунки флорентийских художников» (в то время этот фрагмент находился в коллекции Юлиуса Болера в Мюнхене). Авторство молодого Фра Анджелико для этого фрагмента и родственного ему рисунка из бывшей коллекции Ф.Кенигса (см. ниже) обосновывается Кантером и Палладино в публикации 2005 года

Тем не менее, в каталоге музея Метрополитен в настоящее время указано, что автором этой работы является неизвестный Тосканский художник первой половины 16 века. Рисунок завещан музею Уолтером Бейкером в 1971 году.


Петрус де Крус на горе Синай
Музей им Пушкина, Москва


Служебник
Петрус де Крус (?) на горе Синай
Ок. 1417-20. Перо и чернила на пергаменте. Государственный музей искусств им Пушкина, Москва
(из бывшей коллекции Ф.Кенигса - Koenigs I.102)

Этот рисунок происходит из первой коллекции Франца Вильгельма Кенигса (1881-1941) - немецкого банкира и коллекционера, имевшего также и голландское гражданство. Эта коллекция в 1931 году была заложена им в одном из голландских банков и, в конечном итоге, была куплена Гитлером в свою личную коллекцию. Она хранилась в одном хранилище с экспонатами Дрезденской галереи и после войны часть рисунков (около 300) оказалась в Пушкинском музее в Москве. В 1989 году свои претензии на эти рисунки выдвинули Нидерланды, однако российская сторона оспаривает правомерность этих претензий.

Данный рисунок (незаконченная миниатюра) близок по своей тематике упомянутому выше пилигримскому свитку, фрагменты которого хранятся в различных коллекциях (3 фрагмента - в библиотеке Гарвардского университета, и ещё два - в Художественной галерее Олбрайт-Нокс и Музее искусств Метрополитен, Нью Йорк). Этот свиток посвящен путешествию в Святую Землю в 1417 году доминиканца Петруса де Круса и является своего рода путеводителем и наставлением для путешественников.

Рука Анджелико узнается в этом рисунке по своей пространственной организации и моделированию фигур. Убедительным доказательством его авторства является также сравнение фигуры старика с палкой на этом рисунке с фрагментом картины Фра Анджелико "Фиваиды" из галереи Уфиццы, представленным ниже.


Служебник
Фиваиды. Фрагмент
Ок. 1420. Галерея Уфиццы, Флоренция

В Пушкинском музее также хранится ещё один рисунок из бывшей коллекции Ф.Кенигса на тему путешествия Петруса де Круса, но он написан другой рукой и аттрибутируется как типичная работа школы Лоренцо Монако.


Правосудие
Музей Метрополитен, Нью Йорк


Служебник
Правосудие
Ок. 1427-28. Перо и коричневые чернила, кисть и коричневая промывка на бумаге. 19,3 x 17 см. Музей искусств Метрополитен, Нью Йорк

На этом типичном для средневековья и раннего Ренессанса примере эскиза сидящей Добродетели, который можно было встретить в учебных книгах эскизов того времени, изображена аллегория Правосудия, в виде женской фигуры с короной на голове с традиционными аттрибутами в руках - мечом, символом силы, и глобусом, символизирующим её всеобъемлющую власть. На оборотной стороне листа находится выполненный на скорую руку набросок - завернутый в детские пелена ребёнок, поддерживаемый рукой, и выше - неясные архитектурные фрагменты.

Скорее всего, этот рисунок из коллекции Роберта Лемана был частью книги эскизов, использовавшейся в мастерской Анджелико. Он демонстрирует пристальное внимание художника к натуралистическим деталям, таким, например, как складки вокруг скрепленных пуговицами частей одежды. Для средневековых художников и художников Раннего Возрождения книги эскизов, содержащие набор подготовительных материалов, давали возможность показать стиль и технику мастера его ученикам.

По краю листа заметна рамка, обрамляющая рисунок. Это может быть свидетельством того, что этот лист когда-то принадлежал Джорджио Вазари - знаменитому биографу и художнику 16 века. Вазари оформлял таким образом листы своего знаменитого альбома рисунков.

Эта работа была получена музеем Метрополитен из коллекции Роберта Лемана в 1975 году. В каталоге музея указано, что автором этой работы является последователь Фра Анджелико, ок 1440. Однако, стилистическое сходство этого рисунка с другими работами Анджелико 20-х годов, а также гармоничное единство скульптурной трактовки фигуры и драпировки с одной стороны, и утонченной декоративной чувственностью и совершенной деликатностью исполнения - с другой, позволяет сделать вывод о непосредственном участии Анджелико в работе над этим рисунком.


Распятие
Коллекция Альбертина, Вена


Служебник
Христос на кресте
Ок. 1430. Перо, коричневые чернила, красная акварель, бумага. 29,3 х 19 см. Коллекция графики Альбертина, Вена

Этот вполне законченный тщательно выполненный рисунок вырезан из какого-то бОльшего куска бумаги, изначальное назначение которого неизвестно. На его левой стороне видны следы точно прорисованной архитектурной структуры, возможно, дверного проёма или окна с половинкой пилястра, увенчанного капителью с лиственным орнаментом.

Всё пространство занимает монументальный крест, показанный стоящему перед ним зрителю при взгляде снизу. Едва различимый контраст света и тени делает видимым каждый мускул, каждую кость и сухожилие худощавого тела Христа, обозначенного четкими уверенными линиями. Короткие, точно выверенные следы пера в мельчайших деталях рисуют особенности лица и фигуры - отдельные пряди волос бороды и вьющиеся локоны на голове, и даже складки кожи на шее. Подчеркивая натурализм и пафос изображения на рисунок наложены яркие красные чернила, обозначающие ручейки крови, стекающей по его телу из ран - и несколько капель, как бы замерших в своем падении через ничем не заполненный фон.

Этот рисунок был идентифицирован как работа Фра Анджелико в конце 19 - начале 20 века первыми каталогизаторами коллекции Альбертина Францем Викхоком и Джозефом Медером. Несмотря на сомнения отдельных специалистов эта аттрибуция была принята последующими исследователями. Было высказано предположение, что это был один из подготовительных рисунков к фреске Распятие в Сан Марко (1445-1450 год), однако затем было замечено, что более классический способ моделирования фигуры Христа на фреске Сан Марко соответствует уже другому, более позднему этапу развития художественного стиля художника, и, видимо, этот рисунок много лучше соотносится с Распятием на навершии Кортонского Триптиха (около 1430-1438 года). Ну а стилистические заимствования в этом рисунке у ряда выполненных художником в предшествовавшем десятилетии работ, представляющих Распятие как отдельное произведение (а не как часть более крупной работы), делает возможной его датировку временем еще ранее 1430 года.

Также заслуживает внимания и версия, что этот рисунок мог быть частью книги эскизов, использовавшейся в мастерской Анджелико, например, той же самой, в которую входил рисунок "Правосудие" - они практически идентичны по основе, на которой они нарисованы, и по технике исполнения.


Царь Давид
Британский музей, Лондон


Служебник
Царь Давид играющий на псалтерионе
Ок. 1430. Перо и коричневые чернила и фиолетовая промывка на тонком пергаменте. 19,7 x 17,9 см. Британский музей, Лондон

Самый известный американский историк искусств и художественный критик российского происхождения, при жизни считавшийся крупнейшим в США авторитетом в области живописи итальянского Ренессанса, Бернард Беренсон (1865-1959), впервые описавший этот рисунок, говорит о нём как о "единственном рисунке Фра Анджелико, не оставляющем никаких поводов для сомнений". Эта аттрибуция без оговорок принята всеми специалистами. На специально подготовленном кремово-белом пергаменте изображена изысканно элегантная фигура пророка царя Давида, одетого в царские доспехи. Его лицо обращено ввысь, к Богу, а его руки проворно перебирают струны псалтериона (древнего струнного музыкального инструмента). Он сидит в несколько неловкой позе на украшенном затейливой резьбой каменном сидении, стоящем на возвышении. Рядом с фигурой - поясняющая надпись на латыни: "Пророк Давид", видимо, добавленная уже познее. Деликатно наложенная фиолетовая промывка, сейчас частично утраченная, оттеняет волосы пророка и глубокие складки его мантии, а также выделяет отдельные элементы каменного сидения.

Изображение царя Давида по стилю связано с миниатюрами миссала 558. Рисунок цоколя, панельная обшивка, антаблемент архитектурного сооружения, на котором он сидит, позволяют предположить, что это как раз тот период, когда создавался миссал из Сан Марко, однако нет никаких свидетельств, что это эскиз или предварительный набросок миниатюры для него.

Фра Анджелико. Оборотная сторона
Оборотная сторона рисунка Царь Давид

Полностраничные миниатюры, изображающие сидящего музицирующего пророка типичны для предваряющих страниц средневековых Псалтырей. Скорее всего, как и предполагал Беренсон, этот рисунок вырезан из Псалтыри или какой-то Книги Псалмов - его оборотная сторона представляет собой часть правой страницы некоего фолианта, содержащую часть его оглавления с фрагментом списка гимнов и псалмов, исполняемых в определённый день. За ним следует инципит (заголовок): «In Christi nomine amen. Incipit psalterium secundum morem et consuetudimen romane curiae» («Во имя Христа. Аминь. Здесь начинается псалтирь в соответствии с правилами и обычаями римской курии»). Тот факт, что эта богослужебная книга была написана в соответствии с Римским обычаем, как указано в инципите, делает несостоятельным предположение о её монастырском происхождении. Эта книга, подобно частным Часословам, функцию которых иногда заменяла Псалтырь, могла быть заказана могущественным священнослужителем или флорентийским аристократом, возможно, связанным с доминиканским орденом


Мертвый Христос
Музей Фицвиллиама, Великобритания


Служебник
Мертвый Христос
Ок. 1432. Перо, коричневые чернила, красная акварель, бумага. 35,5 х 27,4 см.
Художественный музей Фицвиллиама, Кебриджский университет, Великобритания

С какой целью сделан этот рисунок – не ясно. Возможно, что это эскиз фигуры Христа к сцене Снятия с креста алтаря капеллы Строцци в церкви Санта Тринита (сейчас в музее Сан Марко), а, может быть, это поздняя копия, сделанная с этого алтаря. В то же время, характер этого рисунка дает основания предположить, что он был выполнен для использования как самостоятельный религиозный образ, в соответствии с бытовавшей тогда религиозной практикой, при которой созерцатель как бы приглашается к участию, сопереживанию страданиям Христа.

Этот рисунок куплен музеем Фицвиллиама (Fitzwilliam Museum) в 2003 году. Ранее находился в коллекции Нормана Колвилла.


Монахи в монастырском саду
Государственный музей, Берлин


Служебник
Святой монах читает братьям в монастырском саду
Ок. 1440. Перо, кисть, коричневые чернила, пергамент. 24,3 x 18,9 см. Государственный музей, Берлин

Рисунок интересен естественным, почти повседневным описанием благочестивого собрания. Вначале он был частью рукописи, которая находилась, согласно надписи, в монастыре Сан Джакоб де Рипполи во Флоренции. В Берлинском каталоге 1910 монах в центре идентифицирован как св. Йоханнес Гуалбертас. Его роль композиционно подчеркнута высоким деревом. Рисунок был позже раскрашен, появляются зеленые вершины деревьев и луг у ног читающих. Быстро уменьшающийся фасад церкви слева и уменьшение верхушек деревьев справа намекают на пространственную глубину. Следовательно, открытая только незадолго до этого центральная перспектива была известна рисовальщику, принадлежавшему школе Фра Анджелико.


Призвание Петра и Андрея
Лувр, Париж


Служебник
Призвание святых Петра и Андрея. Лист RF 430, лицевая сторона
Ок. 1447. Перо и коричневые чернила. 13,5 x 18 см. Лувр, Париж

Из коллекции Джузеппе Валларди. Эскиз для росписи сценами из жизни Христа капеллы Святого Причастия (не сохранилась) на втором этаже Ватиканского дворца. Рим, 1447. Рисунок выполнен на окрашенной бумаге пером и интенсивной белой промывкой на складках одежд.

В настоящее время находится в отделе Графического Искусства Лувра.


Служебник
Эскизы перспективы. Лист RF 430, оборотная сторона
Перо и коричневые чернила. 13,5 x 18 см. Лувр, Париж

Пример интереса художника к определению перспективы в соответствии с теорией Брунеллески. Салми (1958) рассматривал это скорее как школьные занятия. Из коллекции Джузеппе Валларди.


Голова Клерика
Королевская библиотека, Виндзор


Служебник
Голова Клерика
Ок 1448. Перо по покрытой охрой поверхности. 18,9 x 17,3 см. Королевская библиотека, Виндзор

Этот эскиз очень высокого качества является, возможно, рисунком Фра Анджелико, который мастер дал своим ученикам в качестве модели. Существует также мнение, что это работа самого известного ученика Анджелико в то время, Беноццо Гоццоли (такая аттрибуция этого рисунка, например, была указана в каталоге выставки, проходившей в музее Метрополитен). Этот рисунок, по-видимому, был связан с капеллой Никколина во дворце папа в Ватикане - он, вероятно, представляет собой эскиз для фигуры святого Лаврентия, появляющейся на двух фресках - Святой Лаврентий, раздающий церковные блага и Святой Лаврентий перед Децием.

Служебник
Обратная сторона рисунка "Голова Клерика"

На оборотной стороне рисунка изображена группа фигур, также непосредственно связанных с фресками для этой капеллы папы Николая V. Эти фрески выполнены Фра Анджелико и его мастерской в 1447-48 годах.


3 сцены из Armadio degli Argenti
Музей Эрнст Эбер, Париж


Служебник
3 сцены из различных групп Armadio degli Argenti
Графит, белая бумага. 29 х 21,5 см. Музей Эрнст Эбер, Париж


Сцена со львом
Картинная галерея, Дрезден


Служебник
Сцена со львом
Перо, бумага. 19,1 x 11,2 см. Картинная галерея, Дрезден


Архангел Михаил
Картинная галерея, Дрезден


Служебник
Архангел Михаил
Перо, бумага. 25,3 x 15 см. Картинная галерея, Дрезден


Человек верхом на лошади
Британский музей, Лондон


Служебник
Человек верхом на лошади. Эскиз
Перо, бумага. Британский музей, Лондон


Святой в нише
Британский музей, Лондон


Служебник
Святой в нише. Эскиз
Перо, бумага. Британский музей, Лондон


Ангел
Галерея Уффици, Флоренция


Служебник
Ангел
Перо, бумага. Кабинет рисунков и гравюр, Галерея Уффици, Флоренция


Мадонна с Младенцем
Галерея Уффици, Флоренция


Служебник
Мадонна с Младенцем
Перо, бумага. Кабинет рисунков и гравюр, Галерея Уффици, Флоренция


Мадонна
Галерея Уффици, Флоренция


Служебник
Мадонна
Перо, бумага. Кабинет рисунков и гравюр, Галерея Уффици, Флоренция



предыдущая следующая
c-rover
2009 - 2023
содержание