содержание
Все сайты C-Rover

Миссал (Служебник) из музея Сан Марко под инвентарным номером 533 написан, вероятно, монахами монастыря в 1450 году и содержит инициалы (прописные буквы), выполненные флорентийскими каллиграфами и иллюстрированные миниатюрами. Всего в миссале 12 миниатюр, приписываемых школе Фра Анджелико и , возможно, Заноби Строцци.

Степень личного участия Фра Анджелико в работе над миниатюрами неизвестна, тем не менее, миниатюры данного миссала обычно всегда включают в перечень его наследия.

Миссал 533 состоит из 312 пергаментных листов размером 37,1 x 26,8 см. Современный переплет выполнен во время реставрации в начале 19 века.


Миссал 533, Лист 1


Служебник
Миссал 533, Лист 1
Ок. 1450. Темпера на пергаменте. 37,1 x 26,8 см. Музей Сан Марко, Флоренция

В центре нижнего поля страницы, в круглой золотой раме находится композиция Муж Страстей, на которой изображен поднимающийся из мраморного саркофага Христос со склоненной к правому плечу головой, и символы Страстей Христовых - черная губка, смоченная в уксусе, и копье.

Служебник
Сотрудник Фра Анджелико (Заноби Строцци?). Бог Отец, благославляющий групппу святых
Миссал 533, Лист 1. Музей Сан Марко, Флоренция

В верхней части инициала находится поясное изображение Бога Отца Благославляющего, появляющегося из фиолетового облака. Внизу - коленопреклоненные фигуры нескольких святых. Как обычно, можно определить их личности по их аттрибутам и символам их мученичества. Так, слева изображен Святой Петр Веронский (Петр Мученик) - его голова в крови. Далее, по доспехам и короне можно узнать царя Давида. В глубине, с белой бородой и волосами, в зеленом хитоне - Святой Петр, а на переднем плане, со звездой на лбу - Святой Доминик. Напротив него, справа, словно его отражение - Святой Фома Аквинский со звездой на груди. За спиной Святого Фомы, крайний справа - основатель другого ордена, Святой Франциск. В глубине, в красном хитоне - Святой Павел, а перед ним - Святой Стефан с символом его мученичества, с камнем, над головой.


Миссал 533, Лист 13


Служебник
Миссал 533, Лист 13
Ок. 1450. Темпера на пергаменте. 37,1 x 26,8 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Служебник
Сотрудник Фра Анджелико. Рождество Иисуса
Миссал 533, Лист 13. Музей Сан Марко, Флоренция

Сцена, представленная внутри инициала, кажется происходящей на открытом пространстве благодаря кустам, изображенным на заднем плане. Ребенок, окруженный лучами света, лежит на земле, ему поклоняются коленопреклоненные Богородица со скрещенными у груди руками и Святой Иосиф. На задем плане видны головы вола и осла, жующих сено в яслях.


Миссал 533, Лист 128


Служебник
Миссал 533, Лист 128
Ок. 1450. Темпера на пергаменте. 37,1 x 26,8 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Служебник
Сотрудник Фра Анджелико. Воскресение Христово с Марией
Миссал 533, Лист 128. Музей Сан Марко, Флоренция

Контур розовой буквы обведен изнутри желтым бордюром, который ограничивает изображенную внутри него композицию. Эта композиция представляет два известных эпизода Евангелия - сцену Воскресения Христова. В мандорле наверху - поясное изображение воскресшего Христа, который, окруженный лучами света, поднимается из облаков. Внизу изображены две из трех Марий, пришедших ко гробу и не обнаруживших тела. Ангел возвещает им, что Иисус воскрес.

Гробница изображена среди скалистого пейзажа, земля покрыта зеленым ковром травы и растений с красными ягодами.

Одна из Марий (одетая в зеленый хитон) держит в руках сосуд с маслом для помазания.


Миссал 533, Лист 142


Служебник
Миссал 533, Лист 142
Ок. 1450. Темпера на пергаменте. 37,1 x 26,8 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Служебник
Сотрудник Фра Анджелико. Вознесение Христа
Миссал 533, Лист 142. Музей Сан Марко, Флоренция

В изображенной в инициале композиции, представляющей сцену Вознесения, видны только головы некоторых из апостолов и стоящую в их окружении Деву Марию в голубом хитоне. Богоматерь и Апостолы смотрят вверх, где видна часть туники возносящегося в небо Христа в окружении мандорлы света.


Миссал 533, Лист 147, обратная сторона


Служебник
Миссал 533, Лист 147, обратная сторона
Ок. 1450. Темпера на пергаменте. 37,1 x 26,8 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Служебник
Сотрудник Фра Анджелико. Сошествие Святого Духа
Миссал 533, Лист 147, обратная сторона. Музей Сан Марко, Флоренция

Несмотря на то, что розовый контур буквы делит изображение на две части, оно представляет собой единую композицию. В ее центре находится фигура Богоматери, возвышающаяся над толпой апостолов. Все взоры устремлены наверх, к голубю, представляющему Святой Дух. Пространство заполнено белыми лучами света. Над головами аопостолов поднимаются языки пламени.


Миссал 533, Лист 156


Служебник
Миссал 533, Лист 156
Ок. 1450. Темпера на пергаменте. 37,1 x 26,8 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Служебник
Сотрудник Фра Анджелико. Троица
Миссал 533, Лист 156. Музей Сан Марко, Флоренция

Все внутренне пространство инициала занимает фигура распятого Христа, изображенная без креста, в мандорле света. Над головой Христа - голубь, символизирующий Святого Духа.

Из-за малого размера изображения здесь Бога Отца, видимо, символизирует мандорла из лучей света, внутри которой изображен Христос.


Миссал 533, Лист 213


Служебник
Миссал 533, Лист 213
Ок. 1450. Темпера на пергаменте. 37,1 x 26,8 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Служебник
Сотрудник Фра Анджелико. Святой Марк Евангелист
Миссал 533, Лист 213. Музей Сан Марко, Флоренция

Святой Марк изображен сидящим, с книгой, которую он держит на согнутом правом колене. Очевидно, что это его Евангелие, которое он пишет - в своей правой руке он держит перо. Фигура Святого Марка окружена лучами света. Он одет в оранжевую тунику и широкий красный плащ.

Сбоку, за Святым Марком изображена голова льва с нимбом, символ этого Евангелиста.


Миссал 533, Лист 214


Служебник
Миссал 533, Лист 214
Ок. 1450. Темпера на пергаменте. 37,1 x 26,8 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Служебник
Сотрудник Фра Анджелико. Мученичество Петра из Вероны
Миссал 533, Лист 214. Музей Сан Марко, Флоренция

Святой Петр Мученик, одетый в доминиканский хабит (плащ), истово молится, стоя на коленях посреди пустынного каменистого пейзажа. А в голове у него, между тем, застрял огромный нож, которым, видимо, его и зарезали. Кровь струится по его голове, но святого ничего не отвлекает от его занятия.


Миссал 533, Лист 226, обратная сторона


Служебник
Миссал 533, Лист 226, обратная сторона
Ок. 1450. Темпера на пергаменте. 37,1 x 26,8 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Служебник
Сотрудник Фра Анджелико. Иоанн Креститель
Миссал 533, Лист 226, обратная сторона. Музей Сан Марко, Флоренция

На синем фоне внутри инициала изображена фигура Иоанна Крестителя (ноги ниже колена не видны). Указательный палец его правой руки он указывает на посох-крест, который он держит в другой руке. Под его красным плащем видна одежда из меха, напоминающая нам о его уединении в пустыне.


Миссал 533, Лист 244


Служебник
Миссал 533, Лист 244
Ок. 1450. Темпера на пергаменте. 37,1 x 26,8 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Служебник
Сотрудник Фра Анджелико. Святой Доминик
Миссал 533, Лист 244. Музей Сан Марко, Флоренция

Вертикальный контур буквы расширяется в середине, образуя своего рода медальон, в котором изображена поясная фигура Святого Доминика. Он стоит за мраморной баллюстрадой в окружении мандролы света. Над его головой - звезда, правая рука застыла в благославляющем жесте. В левой руке Святой Доминик держит лилию, символ чистоты, и открытую книгу с начертанным на ее страницах текстом.


Миссал 533, Лист 248


Служебник
Миссал 533, Лист 248
Ок. 1450. Темпера на пергаменте. 37,1 x 26,8 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Служебник
Сотрудник Фра Анджелико. Богоматерь
Миссал 533, Лист 248. Музей Сан Марко, Флоренция

В синем плаще, на небольшом облаке сидит Богоматерь. Ее руки сложены в молитвенном жесте. Вогруг ее фигуры разноцветные лучи света образуют мандролу.


Миссал 533, Лист 252, обратная сторона


Служебник
Миссал 533, Лист 252, обратная сторона
Ок. 1450. Темпера на пергаменте. 37,1 x 26,8 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Служебник
Сотрудник Фра Анджелико. Рождество Богородицы
Миссал 533, Лист 252, обратная сторона. Музей Сан Марко, Флоренция

Внутри инициала изображена сцена Рождества Богородицы, представленная в типичной обстановке комнаты времен ренессанса. На переднем плане изображены маленькая Мария с горничной, а на заднем плане - большая кровать с лежащей на ней Святой Анной, ее матерью. Стоящая на высокой деревянной раме кровать закрыта зелеными занавесками, которые сейчас слегка раздвинуты.



предыдущая следующая
c-rover
2009 - 2023
содержание