содержание Фра Анжелико
Иллюстрации к книгам, рисунки

Менеджер Данных
предыдущая Псалтырь II / Миссал 530
( 1450. Монастырь Сан Марко, Флоренция)
следующая

Псалтырь из музея Сан Марко под инвентарным номером 530 содержит стихи, гимны и антифоны (антифон - это рефрен, исполняющийся до и после псалма или евангельских песней) в соответствии с ритуалами Доминиканского ордена.

Она написана, вероятно, монахами монастыря и содержит инициалы (прописные буквы), выполненные флорентийскими каллиграфами и иллюстрированные миниатюрами. Всего в псалтыри 8 миниатюр, выполненных Фра Анжелико и его помощниками (Заноби Строцци?). Рядом с каждой миниатюрой указан номер псалма, к которой она относится.

Псалтыри использовались для хорового пения. При этом все участники хора пользовались одной книгой - она устанавливалась перед ними на подставке, а исполнители располагались вокруг нее так, чтобы каждый участник мог видеть текст. В соответствии с этим текст и ноты были написаны крупным хорошо различимым шрифтом, в одну колонку на странице.

Псалтырь состоит из 300 пергаментных листов размером 33,8 x 26,8 см.

Служебник Миссал 530. Переплет

Переплет Миссала 530 заменен в первой половине девятнадцатого века


Служебник Миссал 530, Лист 43
Ок. 1450. Темпера на пергаменте. 47,5 x 35 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Служебник Фра Анжелико и помощники (Заноби Строцци?). Бог Отец Благославляющий Давида
Миссал 530, Лист 43. Музей Сан Марко, Флоренция

В верхней части инициала на синем фоне изображена поясная фигура Бога Отца в розовой тунике с золотой окантовкой и синем плаще. За его головой нимб, в левой руке он держит открытую книгу, в которой начертаны буквы "альфа" и "омега". Правая его рука поднята в благославляющем жесте. В нижней части инициала представлен Давид, играющий на лире, но изображение почти стерто, так что лицо центральная часть фигуры выглядят неразборчиво. Однако видно, что Давид одет в синюю тунику и зеленый плащ, у него на голове корона и что он играет на лире.


Служебник Миссал 530, Лист 70, обратная сторона
Ок. 1450. Темпера на пергаменте. 47,5 x 35 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Служебник Фра Анжелико и помощники (Заноби Строцци?). Давид молящийся
Миссал 530, Лист 70, обратная сторона. Музей Сан Марко, Флоренция

Эта миниатюра иллюстрирует Псалом 26.

На синем фоне представлена трехчетверная фигурой Давида. Его руки сложены для молитвы, глаза смотрят в сторону лучей света, исходящих из правого верхнего угла миниатюры. На его голове корона и золотая шапка, волосы длинные и волнистые. Давид одет красную тунику деликатного сиреневого цвета, и зеленую накидку с сиреневой подкладкой.



Служебник Миссал 530, Лист 86, обратная сторона
Ок. 1450. Темпера на пергаменте. 47,5 x 35 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Служебник Фра Анжелико и помощники (Заноби Строцци?). Давид
Миссал 530, Лист 86, обратная сторона. Музей Сан Марко, Флоренция

Миниатюра иллюстрирует Псалом 38.

На синем фоне изображен Давид с дринными светлыми волосами до плеч, который подносит палец левой руки ко рту, как бы призывая себя быть сдержаннее в словах. Он одет в красную тунику и зеленый плащ, на его голове золотая корона и золотая конусообразная шапка.



Служебник Миссал 530, Лист 100, обратная сторона
Ок. 1450. Темпера на пергаменте. 47,5 x 35 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Служебник Фра Анжелико и помощники (Заноби Строцци?). Безбожник
Миссал 530, Лист 100, обратная сторона. Музей Сан Марко, Флоренция

Миниатюра иллюстрирует Псалом 52: "Сказал безумный в сердце своём: "Нет Бога!" Они развратились и стали гнусны в беззакониях; нет делающего благое..."

Изображенный на синем местами поврежденном фоне молодой человек с короткими каштановыми волосами держит на левой руке сокола, нога которого привязана белым шнурком. Другая его рука поднята вверх, взгляд направлен на сокола. лицо и вся его поза выражает размышление. Он одет в зеленый палантин с меховым воротником. Талия затянута кожаным ремешком с рядами заклепок.


Служебник Миссал 530, Лист 116
Ок. 1450. Темпера на пергаменте. 47,5 x 35 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Служебник Фра Анжелико и помощники (Заноби Строцци?). Тонущий Давид, взывающий к Богу о помощи
Миссал 530, Лист 116. Музей Сан Марко, Флоренция

Картина иллюстрирует Псалом 68.

Поле инициала разделено на две овальные области, в которых расположены части композиции. В верхней части изображен появляющийся из облака Бог Отец книгой в руках, на которой начертаны знаки "Альфа" и "Омега". Другая Его рука поднята в благославляющем жесте. Он взирает на Давида, погружающегося в бурные зеленоватые воды волнующегося моря. Руки Давида сложены в мольбе, он смотрит в небо, обращаясь к Богу и моля о спасении.

Давид изображен в профиль, у него длинные каштановые волосы до плеч и длинная борода, На его голове красная шапка и корона. Он одет в красную тунику с золотой оторочкой.


Служебник Миссал 530, Лист 135, обратная сторона
Ок. 1450. Темпера на пергаменте. 47,5 x 35 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Служебник Фра Анжелико и помощники (Заноби Строцци?). Давид с лирой
Миссал 530, Лист 135, обратная сторона. Музей Сан Марко, Флоренция

Эта миниатюра иллюстрирует Псалом 80.

На синем, несколко поврежденном фоне расположено изображение Давида, играющего на лире. На голове Давида корона и золотая шапка, он одет в белый плащ и зеленый хитон с золотой оторочкой, затянутый золотым поясом. У него каштановые волосы до плеч и борода, разделенная на две пряди.


Служебник Миссал 530, Лист 153, обратная сторона
Ок. 1450. Темпера на пергаменте. 47,5 x 35 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Служебник Фра Анжелико и помощники (Заноби Строцци?). Два монаха, поющих хором
Миссал 530, Лист 153, обратная сторона. Музей Сан Марко, Флоренция

Миниатюра иллюстрирует Псалом 97.

На синем, местами поврежденном фоне инициала изображены два монаха-доминиканца намеревающихся петь перед большой открытой книгой с нотами и текстом на розовой мраморной подставке.


Служебник Миссал 530, Лист 172, обратная сторона
Ок. 1450. Темпера на пергаменте. 47,5 x 35 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Служебник Фра Анжелико. Давид с лирой
Миссал 530, Лист 172, обратная сторона. Музей Сан Марко, Флоренция

Эта миниатюра, иллюстрирующая Псалом 109, единственная в этой книге, приписываемая непосредственно Фра Анжелико.

На синем фоне, окруженном волнистым зеленым бордюром, сидит Давид на высоком сидении, покрытом красной с золотым узором тканью. Он играет на лире, стоящей у него на коленях. Это молодой еще человек с длинными светлыми волосами до плеч. Он без бороды, что, очевидно, подчеркивает его молодой возраст.

Его глаза устремлены к небу, на лбу - язык пламени, что, видимо, символизирует сошествие на него Святого Духа. Давид одет в хитон деликатного сиреневого цвета и желтый плащ с зеленой подкладкой.

Мягкие розовые щеки персонажа, драпировка из шелковистой шерсти, спадающие тонкие складки, собирающиеся на стыке двух ребер - указывают на руку мастера, внимательного к окружающей его реальности, элегантный и, в то же время, простой художественныйо стиль, который присущ только Фра Анжелико.


содержание




следующая предыдущая


c-rover
2009 - 2016