содержание Фра Анжелико
Иллюстрации к книгам, рисунки

<База Данных
предыдущая Служебник / Миссал 558
( 1430. Монастырь Сан Марко, Флоренция)
следующая

Градуал Сан Доменико - книга с песнопениями и текстами для мессы (служебник) из монастыря Сан Доменико во Фьезоле, под инвентарным номером 558, известный как Миссал 558, исполнен в период между 1424/25 и 1428/30 годами. Основной текст в нем исполнен братом Бенедиктом из Муджеро, жившим, как и Анжелико, в монастыре Сан Доменико. Брат Бенедикт, вероятно, также и декорировал его узорчатыми инициалами (прописными буквами). Все тексты в служебнике выполнены одной рукой.

В самом начале 19 века этот миссал принадлежал Пьетро Леопольдо Рикасони, священнику ордена Святого Стефана. Затем он был куплен великим князем Леопольдом II.

Служебник иллюстрирован миниатюрами с изображениями отдельных святых и групп святых, выполненными Фра Анжелико и его коллегами (вероятно, Заноби Строцци). Всего в манускрипте 29 инициалов, иллюстрированных миниатюрами, и 4 - декорированых лиственным орнаментом.

Служебник представляет собой 260 сброшюрованных пергаментных листов размером 47,5 x 35,3 см. 1, 2 и 260 листы - форзацы (листы, приклеиваемые к переплету, чтобы скрыть «изнаночную» сторону переплетной крышки).

Служебник Миссал 558. Переплет

Современный переплет выполнен во время реставрации в начале 19 века. Тогда же изготовлены металлические крепления, которые были реставрированы в 1990 году.


Служебник Миссал 558, Лист 9
Ок. 1430. Темпера на пергаменте. 47,5 x 35 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Служебник Фра Анжелико. Призвание Петра и Андрея
Миссал 558, Лист 9. Музей Сан Марко, Флоренция

Фиолетовый контур буквы украшен белыми виньетками и цветными кольцами.

Текст относится к строкам Евангелия (Матфей 4, 18-20; Марк 1, 16-18), в которых описывается встреча Христа с двумя братьями, собравшимися ловить рыбу. В нижней части буквы изображен Христос с нимбом, отмеченным крестом, и рукой, поднятой в призывающем Петра и Андрея жесте. Петр нагнулся, как бы намереваясь вытащить из воды заброшенную в озеро сеть, в то время как Андрей толкает черную как смоль лодку к берегу, упираясь длинным шестом. Действие происходит ночью, на горизонте взошла луна и зеленые воды моря начинают светиться с приближением рассвета. Христос изображен безбородым, почти в традициях раннего Христанства, и кажется, что он притягивает лодку с двумя рыбаками, которая скользит к нему по наклонной плоскости изображения.


Служебник Миссал 558, Лист 11, обратная сторона
Ок. 1430. Темпера на пергаменте. 47,5 x 35 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Служебник Фра Анжелико. Святой Стефан
Миссал 558, Лист 11, обратная сторона. Музей Сан Марко, Флоренция

Голубой контур буквы украшен белыми виньетками и цветными кольцами. Фигура святого, стоящего за контуром буквы, изображена на черном фоне, элегантно украшенном тонкими белыми виньетками. Он стоит на зеленом газоне из которого растут два цветка, похожих на каллы. Святой Стефан, которого почитают как первого мученика и первого диакона, назначенного апостолами, представлен как молодой человек, одетый в одежды диакона - широкий розовый далматин с накладками синего бархата. В одной руке он держит пальмовую ветвь, символом мученичества, в другой - книгу. С его головы стекают ручейки крови от камней, которыми он был забит до смерти и которые изображены тут же, у его головы, как его аттрибуты.


Служебник Миссал 558, Лист 13, обратная сторона
Ок. 1430. Темпера на пергаменте. 47,5 x 35 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Служебник Фра Анжелико. Иоанн Евангелист
Миссал 558, Лист 13, обратная сторона. Музей Сан Марко, Флоренция

Оранжевый контур инициала украшен желтыми виньетками.

Великолепно выполненная фигура святого следует контуру инициала, соблюдая деликатную гармонию цвета и формы. В вытянутой вперед руке Иоанн держит книгу с текстом своего Евангелия, как бы предлагая ее читателям. Стоящая на облаках фигура святого освещена так, что благодаря складкам на его длинном хитоне она напоминает рельефную колонну. Лицо Иоанна с длинной белой бородой, разделяющейся на мягкие пучки, освещено золотым светом, исходящим от Евангелия. Несмотря на то, что фигура святого отлично интегрирована в контур инициала, почти сливается с ним, она монументальна, как скульптуры Гиберти.

В этой миниатюре Иоанн, бывший в молодости возлюбленным учеником Иисуса, представлен в соответствии с традиционной иконографией, идентифицирующей его как первого евангелиста. В самом деле, в правой руке он держит перо, пишущий инструмент, сделанный из прозрачного легкого гусиного пуха, а наверху, на инициале, изображен священный черный орел, его символ. Это одно из животных из видения Иезекиля, которых ассоциируют с Евангелистами. Лирические тона, присущие написанному Иоанном Евангелию, ассоциируются с орлом, парящим высоко в небесах.


Служебник Миссал 558, Лист 16
Ок. 1430. Темпера на пергаменте. 47,5 x 35 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Служебник Фра Анжелико и помощники(?). Избиение младенцев
Миссал 558, Лист 16. Музей Сан Марко, Флоренция

Драматическая сцена, изображеннная в этом инициале, относится к истории убийства царем Иродом всех младенцев в Вифлееме (Мф. 2: 13-18). На ней изображены трупыи трех детей (один из них еще в пеленках), покрытые выступающей из ран кровью. Их головы окружены золотыми лучами, символизирующими их мученичество.


Служебник Миссал 558, Лист 19, обратная сторона
Ок. 1430. Темпера на пергаменте. 47,5 x 35 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Служебник Фра Анжелико. Святая Агнесса
Миссал 558, Лист 19, обратная сторона. Музей Сан Марко, Флоренция

Стройная фигура молодой девушки, Святой Агнессы, одетой в элегантное красное платье, накладывается на центральный контур инициала, некоторым образом заменяя его. Агнеса держит в правой руке пальмовую ветвь, символ мученичества, а в другой - свой иконографический аттрибут, мистического Агнца Божия со знаменем Воскресения.

Очевидным образом интерпретируется и иконография всего образа, всей фигуры Святой Агнессы в целом. Образ ее весьма символичен - красный цвет платья напоминает о ее мученичестве, А боковые области внутри инициала, окрашенные черным, напоминает вырастающие из ее плеч крылья, отсылая нас к древней традиции, по которой Святая Агнесса воспринималась как подобие ангела.


Служебник Миссал 558, Лист 21
Ок. 1430. Темпера на пергаменте. 47,5 x 35 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Служебник Фра Анжелико. Обращение святого Павла
Миссал 558, Лист 21, обратная сторона. Музей Сан Марко, Флоренция

Святой Павел, первоначально носивший еврейское имя Савл, родился в киликийском городе Тарсе (в Малой Азии) и имел права римского гражданина. Образование он получил в Иерусалиме, где, видимо, готовился к должности раввина, а потому сразу же после окончания своего воспитания и образования он проявил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и гонителей веры Христовой. Он стал свидетелем смерти первомученика Стефана, а затем получил власть официально преследовать христиан. Господь, усмотревший в нем "сосуд избранный Себе", чудесным образом призвал его к апостольскому служению. Во время путешествия Савла осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Из света раздался голос: "Савл, почему ты гонишь Меня?". Господь повелел Савлу идти в Дамаск, где ему будет указано, что делать дальше. Приведенный под руки в Дамаск, ослепший Савл был научен вере и на третий день крещен апостолом Ананией. В момент погружения в воду Савл прозрел.

В сцене Обращения святого Павла он представлен лежащим на земле, в довольно нереалистичной расслабленной позе, со своим спутником Дамастусом. На фоне изображена городская стена простой геометрической формы, с нечеткой перспективой. Этот пейзаж ненавязчив, чтобы не отвлекать зрителя от основных персонажей.

Бог Отец представлен молодым, он появляется из облаков в сиянии золотых лучей. Одна его рука поднята в благославляющем жесте, в другой он держит книгу с начертанными на ней буквами "Альфа" и "Омега". Его фигура наклонена в движении вперед, словно Он прогоняет двух солдат, которые спасаются бегством, потрясенные увиденным. Эта идея убегающих солдат, почерпнутая, видимо, из сцен на Римских саркофагах и фризах, является результатом начала изучения античности, открывшее эпоху Ренессанса.


Служебник Миссал 558, Лист 24, обратная сторона
Ок. 1430. Темпера на пергаменте. 47,5 x 35 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Служебник Фра Анжелико. Принесение во храм
Миссал 558, Лист 24, обратная сторона. Музей Сан Марко, Флоренция

Эта миниатюра изображена на инициале, окрывающим раздел празднования Сретения - праздника Очищения Марии и посвящения Младенца Иисуса Богу. Дева Мария передает запеленатого Иисуса священнику. Между ними - алтарь, покрытый зеленой дамасской тканью, на заднем плане - Иосиф, держащий двух голубей в корзине, которых они принесли в подарок.

Изображаемая сцена представлена происходящей за контуром инициала. Ее разделение на две части преодолевается единым подходом к использованию всего пространства изображения.


Служебник Миссал 558, Лист 31, обратная сторона
Ок. 1430. Темпера на пергаменте. 47,5 x 35 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Служебник Фра Анжелико. Святой Фома Аквинский
Миссал 558, Лист 31, обратная сторона. Музей Сан Марко, Флоренция

Зеленый фон инициала украшен тонкими перистыми виньетками. На нем представлено поясное изображение Святого Фомы в доминиканских одеждах, держащего открытую книгу. От книги исходят золотые лучи, символизирующие святость учения и преданность знанию. Взгляд святого устремлен в небеса, к Богу.


Служебник Миссал 558, Лист 33, обратная сторона
Ок. 1430. Темпера на пергаменте. 47,5 x 35 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Служебник Фра Анжелико. Благовещение
Миссал 558, Лист 33, обратная сторона. Музей Сан Марко, Флоренция

В нижней части миниатюры, фон которой сделан целиком из сусального золота, представлен Архангел Гавриил, приветствующий Пресвятую Деву. Она готова принять миссию с преданностью и послушанием, о чем рассказывает Евангелие (Лк. 1 : 26-38 ), что выражено в ее жесте - руках, скрещенных на груди.

В этой сцене Благовещения Мадонна смотрит на летящего к ней справа архангела, как если бы ее взору не препятствовал иллюминированный инициал, в то время как из верхней его половины Бог Отец, чья фигура дана в перспективном сокращении, опускает на золотой нити Святого Духа вертикально над головой Марии.

В нижней части страницы в круглой рамке изображена фигура пророка Исаии, предсказавшего рождение Христа, который направляет свой взглад и указующую руку вверх, к сцене Благовещения, направляя к ней читателя.

Нить, ускользающая из пространства круга с изображением Бога Отца, использование цветов красок, перекликающиеся с цветом пергамента, демонстрируют исключительное мастерство художника в использовании доступного пространства. Фра Анжелико хочет выйти за пределы отведенного для миниатюры пространства инициала, помещая каждый персонаж в пространство, ограниченное контуром инициала или разделяемого этим контуром.


Служебник Миссал 558, Лист 41, обратная сторона
Ок. 1430. Темпера на пергаменте. 47,5 x 35 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Эта картина представляет заглавную букву "P" страницы 41, в которую включена сцена убийства Святого Петра Мученика. С этой буквы начинается вступление к мессе посвященной Св. Петру Мученику.

Среди пышной растительности, украшающей инициал, справа внизу можно увидеть страуса с красочным оперением, который ест ягоду.

Служебник Фра Анжелико. Убийство святого Петра Мученика
Миссал 558, Лист 41, обратная сторона. Музей Сан Марко, Флоренция

Миниатюра изображает Петра, монаха из Вероны, стоящего на земле на коленях, с текущей с его головы кровью, тогда как его убийца занес над ним нож, собираясь его убить. Этот святой был первым доминиканским мучеником. Согласно легенде, перед смертью он написал на земле собственной кровью "Credo in unum Deum" ("Верю в Единого Бога"). На заднем плане - другой монах, сопровождавший Петра в поездке. Он тоже в крови - злоумышленик ранил и его. Засада была устроена на дороге из Комо в Милан, в лесах Барлоу.

Из облаков в верхней части миниатры руки Бога посылают святому три короны славы, каждая со своим собственным смыслом: первая, белая - символ чистоты , вторая, золотая - мудрости, третья, красная указывает на благотворительность. Фигуры действующих лиц расположены в виде перевернутого треугольника, свет падает на лица персонажей и вершины деревьев на заднем плане.

Иконография этой миниатюры взята из аналогичной сцены, написанной Фра Анжелико примерно в то же время - сюжете, размещенном в пространстве наверху между фронтонами обрамления алтаря (триптиха) Святого Петра Мученика ( Флоренция, Музей ди Сан-Марко ).


Служебник Миссал 558, Лист 43, обратная сторона
Ок. 1430. Темпера на пергаменте. 47,5 x 35 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Служебник Фра Анжелико. Святые Филипп и Яков
Миссал 558, Лист 43, обратная сторона. Музей Сан Марко, Флоренция

На черном фоне внутри инициала, стоящие за его контуром, изображены фигуры двух святых, узнаваемых по их атрибутам. Это Святой Яков, с темными волосами, бородой, и окровавленной головой, держащий символ своего мученичества - дубинку, которой он был убит. Другой - Святой Филипп, с белыми волосами и бородой, держащий крест, вероятно, инструмент его мученичества. Каждый держит в руке книгу - Святое Писание, которое они проповедавали.

Филипп — один из двенадцати апостолов (учеников) Иисуса Христа. Он был родом из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром, и призван за ними третьим. Филипп проповедовал Евангелие в Скифии и Фригии. За проповедническую деятельность был казнён (распят головой вниз) в 80 году, во время правления римского императора Тита, в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии. Католическая церковь празднует память святого Филиппа 3 мая.

Яков (Иаков) — один из 70 апостолов Христа, почитается как первый епископ Иерусалимский. Иакова называли "братом Господним", и это интерпретируется по-разному. Родным братом Иисуса из догматических соображений он обычно не признаётся. Наиболее распространённой в христианстве является версия, что он был двоюродным братом Иисусу (тем самым его отождествляют с Иаковом Алфеевым). По другой версии, он был сыном Иосифа, родившимся до его обручения с Девой Марией, то есть Иисусу Христу (вместе с апостолом Фаддеем) он приходится единокровным братом.

По свидетельству Евангелий (Мк. 3:21; Ин. 7:5), во время земной жизни Иисуса Иаков не признавал его Мессией. Вероятно, он обратился и стал христианином после смерти и воскресения Христа. Иаков был первым епископом Иерусалима. Его упоминает, в частности, Иосиф Флавий. Иаков принял мученическую смерть: был сброшен иудеями с крыла Иерусалимского храма и побит камнями около 62 года.

Католическая церковь празднует святого Иакова 3 мая, в тот же день, как и память святого Филиппа. Поэтому в католической традиции эти апостолы часто упоминаются и почитаются вместе.


Служебник Миссал 558, Лист 45, обратная сторона
Ок. 1430. Темпера на пергаменте. 47,5 x 35 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Служебник Фра Анжелико. Распятие
Миссал 558, Лист 45, обратная сторона. Музей Сан Марко, Флоренция

На этой миниатюре представлено распятие Христа, рядом с которым изображены копье и губка, смоченная в уксусе - инструменты, которыми Он был ранен и с помощью которых над ним издевались во время казни. В этом контексте они приобретают символическое значение в качестве объектов медитации. Вдоль тела Христа из ран льются ручейки его крови. Драматичность события подчеркивается черным фоном, который напоминает небо, потемневшее при Его смерти (Мф. 27, 32-56, Марк 15, 24-40, Луки 23, 33-49, Джон 19, 17-37).

Этот сюжет Фра Анжелико потом повторял несколько раз в своих фресках в монастыре Сан-Марко.


Служебник Миссал 558, Лист 48, обратная сторона
Ок. 1430. Темпера на пергаменте. 47,5 x 35 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Служебник Фра Анжелико. Терновый венец
Миссал 558, Лист 48, обратная сторона. Музей Сан Марко, Флоренция

Миниатюра имеет отношение к почитанию Страстей Христовых. Несмотря на отсутствие на нем людей это изображение тернового венца сделано с невероятной натурализмом. Он висит на контуре инициала. Свет, идущий справа, проработан в точном соответствии с игрой света на настоящем кусте ежевики. Черный фон подчеркивает контрасты света и тени, как если бы они были вызваны божественным светом, освещающим эту корону и приносящим весь драматизм и богословские значение представленного символа.


Служебник Миссал 558, Лист 55, обратная сторона
Ок. 1430. Темпера на пергаменте. 47,5 x 35 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Служебник Фра Анжелико (?). Иоанн Креститель
Миссал 558, Лист 55, обратная сторона. Музей Сан Марко, Флоренция

Иоанн Креститель представлен на этой миниатюре во время его скитаний в пустыне в точном соответсвии с описаниями, оставленными всеми Евангелистами (Матфея 3, 4-6, Марка 1, 6-8, Луки 3, 3-5, Иоанна 1, 23-28). Он одет в хитон из верблюжей шерсти и перепоясан узким кожаным ремнем. На заднем плане изображен скалистый пейзаж и небольшой источник, из которого течет вода - возможно, он представляет Иордан, в котором Иоанн крестил своих сторонников.

Фигура святого и луг ниже, очевидно, перерисовывались (например, крест в руке), и это снижает эффект реализма, который должен бы иметь мех на Крестителе.


Служебник Миссал 558, Лист 60, обратная сторона
Ок. 1430. Темпера на пергаменте. 47,5 x 35 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Служебник Фра Анжелико. Святой Петр
Миссал 558, Лист 60, обратная сторона. Музей Сан Марко, Флоренция

Святой Петр на этой миниатюре представлен фронтально, со светлыми волосами и бородой, одетым в синюю тунику и плащ-драпировку, цвет которой аккуратно подогнан к цвету пергамента, так что большие заны поверхности драпировки оставлены без краски. В одной руке Петр держит книгу, в другой - ключи, символизирующие те небесные ключи, которые Иисус ему обещал.

Эта фигура анфас с задумчивым лицом в своей величественности напоминает скульптуры Гиберти и Нанни ди Банко для Орсанмикеле.


Служебник Миссал 558, Лист 61, обратная сторона
Ок. 1430. Темпера на пергаменте. 47,5 x 35 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Служебник Фра Анжелико. Святой Павел
Миссал 558, Лист 61, обратная сторона. Музей Сан Марко, Флоренция

Святой Павел представлен на этой миниатюре стоящим за контуром инициала. У него темные волосы и длинная борода. В одной руке он держит книгу, видимо, это тексты енго писем первым христианским общинам. В другой руке Павел держит меч.

Святой изображен немного худым, а детали книги выполнениы довольно грубо. Возможно, это сделал ученик Фра Анжелико, помогавший ему в этой миниатюре, которая, кстати, оказалась не вполне законченной - некоторые части меча окрашены белым, без добавления лазурита, который дает металлический эффект лезвия (как в миниатюре Убийство Св. Петра Мученика).


Служебник Миссал 558, Лист 64, обратная сторона
Ок. 1430. Темпера на пергаменте. 47,5 x 35 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Служебник Фра Анжелико. Не прикасайся ко мне! (Noli Me Tangere)
Миссал 558, Лист 64, обратная сторона. Музей Сан Марко, Флоренция

На красивом лугу, полном цветов, представлена сцена встречи Христа с Марией Магдалиной, принявшей вначале Его за садовника. Мария была первой, кто увидел Христа после его Воскресения. Мария Магдалина протягивает руки к Христу, чтобы прикоснуться к нему, но он останавливает ее порыв взмахом руки, потому что Он прежде должен был подняться к Отцу (Ин. 20 , 11-18 ). Их изображения занимают всю нижнюю часть инициала, а в верхней петле - только густая листва деревьев.

Фигуры, оживляющие эту сцену, исполнены в несколько эскизном стиле, нет достаточной пластики и четкости линий одежды, моделировка фигур довольно слабая. Возможно, здесь в работе над этой миниатюрой участвовал помощник Фра Анжелико. Но повествовательный тон представленной сцены и ее масштабная композиция предвосхищают позднейшие работы Фра Анжелико на эту тему в крупных формах, как, например, фреска в келье 1 монастыря Сан Марко.


Служебник Миссал 558, Лист 67, обратная сторона
Ок. 1430. Темпера на пергаменте. 47,5 x 35 см. Музей Сан Марко, Флоренция

На великолепной странице с мотивом Глорификации Святого Доминика инициал «I» образует пять кругов — четыре заполнены пластически моделированными полуфигурами святых. Это святые, которых особенно почитали в ордене доминиканцев, поскольку именно на выработанных ими теологических основах этот орден и основывался. Здесь представлены Святой Августин, апостол Варнава, Святой Петр из Вероны (Петр Мученик), Святой Фома Аквинский и Блаженный Иоанн Салернский.

Наличие здесь блаженного Иоанна Салернского объясняется также тем, что он был основателем церкви Санта Мария Новелла, принадлежащей доминиканскому ордену. Варнава присутствует здесь потому, что это один из святых кому посвящена церковь Святого Доминика во Фьезоле (в честь богатого купца Бернабо дельи Альи, который пожертвовал деньги, недостающеие для завершения его строительства).

В пятом медальоне, расположенном внизу инициала представлена Встреча Святых Франциска и Доминика. Она изображена так, словно это уменьшенная в масштабе живопись. Два основателя орденов проповедников и на самом деле встретились в Риме в 1206 году, когда пришли к папе Гонорию III, чтобы он утвердил соответствующие ордена.

Служебник Фра Анжелико. Прославление святого Доминика. Фрагмент
Миссал 558, Лист 67, обратная сторона. Музей Сан Марко, Флоренция

В Верхней части листа изображена фигура Святого Доминика в окружении музицирующих ангелов. Святой держит в одной руке открытую книгу, а вдругой - лилии, символ целомудрия.

Ниже мандролы, справа, изображены эмблемы святого Доминика – звезда и собака с факелом в пасти. Собака приснилась матери Доминика и считалась признаком того, что ее ребенок вырастет и увлечет (воспламенит) мир своим словом. Звезда же издревле является символом мудрости.

Служебник Фра Анжелико. Прославление святого Доминика. Фрагмент
Миссал 558, Лист 67, обратная сторона. Музей Сан Марко, Флоренция

Святой Доминик представлен в окружении парящих ангелов, освещенных с той же гармонией, что и персонажи триптиха Сан Пьетро Мартире. Всего вокруг Доминика восемь музицирующих ангелов, по числу блаженств, объявленных Христом в в Нагорной проповеди.


Служебник Миссал 558, Лист 68, обратная сторона
Ок. 1430. Темпера на пергаменте. 47,5 x 35 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Служебник Фра Анжелико. Экстаз Святого Доминика
Миссал 558, Лист 68, обратная сторона. Музей Сан Марко, Флоренция

В контуре инициала изображен Святой Доминик в религиозном экстазе устремивший свой взгляд в небеса. Одновременно в нижней части инициала, в окружении лиственного орнамента мы видим поясную фигуру еще одного монаха в молитвенной позе, который с восхищением смотрит вверх, на Святого Доминика. Эта маленькая фигура, с одной стороны, является частью орнамента, украшающего инициал, но с другой - свидетельством того уважения и любви, которые были присущи монахам- доминиканцам по отношению к основателю ордена.

Оба портрета, очень высокого изобразительного качества, близки к портретам доминиканских святых на двух панелях из Национальной Галереи в Лондоне, входившим когда-то в пределлу алтаря Сан Доменико (ныне в Сан Марко, Флоренция).

На этой миниатюре заметна некоторая потеря цвета, видимо вызванная каплями воды, исползуемой для окропления монахов во время богослужения.


Служебник Миссал 558, Лист 70, обратная сторона
Ок. 1430. Темпера на пергаменте. 47,5 x 35 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Служебник Фра Анжелико. Святой Лаврентий
Миссал 558, Лист 70, обратная сторона. Музей Сан Марко, Флоренция

На миниатюре на черном фоне представлен бюст Святого Лаврентия, одетого в далматин (облачение, состоящей из длинной туники с большими рукавами, расширяющейся вблизи колен). Он держит книгу и пальмовую ветвь, символ мученичества. Внизу видна часть решетки - инструмента его мученичества (он был заживо поджарен на металлической решетке, положенной на костер).

Особый интерес представляет переплет книги - типичный для пятнадцатого века, с заклепками и пластинами, снабженный двумя пластинами-застежками.


Служебник Миссал 558, Лист 73, обратная сторона
Ок. 1430. Темпера на пергаменте. 47,5 x 35 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Служебник Фра Анжелико. Вознесение Богоматери
Миссал 558, Лист 73, обратная сторона. Музей Сан Марко, Флоренция

На небесно синем фоне в инициале представлен образ молящейся Богородицы, освещенный сзади ореолом лучей света, в мандорле, повторяющей форму контура инициала. Ее статная фигура завернута в розовую накидку, обрамляюще также и ее лицо.


Служебник Миссал 558, Лист 80, обратная сторона
Ок. 1430. Темпера на пергаменте. 47,5 x 35 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Служебник Фра Анжелико. Архангел Михаил
Миссал 558, Лист 80, обратная сторона. Музей Сан Марко, Флоренция

Архангел Михаил представлен в полный рост. Он одет в тунику, подобную диаконской рясе, освещенную так, что ее цвет меняется от оранжевого к светло-зеленому. Архангел Михаил вооружен копьем и белым щитом с красным крестом, указывающим на то, что он является главой небесного воинства, борющимся с дьяволом.


Служебник Миссал 558, Лист 85, обратная сторона
Ок. 1430. Темпера на пергаменте. 47,5 x 35 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Служебник Фра Анжелико. Пятидесятница
Миссал 558, Лист 85, обратная сторона. Музей Сан Марко, Флоренция

На этой миниатюре изображеныа группа из восьми монахов, как бы стоящих на облаках и погруженных в молитву. Их взоры обращены к небесам, а на головах у них пылают языки пламени - это символ сошествия на них Святого Духа. Каждый из них одет в особую, специфическую для него одежду. Есть среди них и доминиканский монах (на заднем плане, слева), которого можно узнать по черному доминиканскому хабиту.


Служебник Миссал 558, Лист 86, обратная сторона
Ок. 1430. Темпера на пергаменте. 47,5 x 35 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Служебник Фра Анжелико. Воскресение души от огня чистилища
Миссал 558, Лист 86, обратная сторона. Музей Сан Марко, Флоренция

Души в чистилище представлены в День поминовения усопших. Чистилище, по мнению католиков – это место, куда попадают души после смерти человека. Оно считается промежуточным этапом между отделением души от тела и попаданием его в рай или ад. Считается, что там человек готовиться к небесам и душа может быть очищена от небольших грехов.

Этот сюжет представлен на трех уровнях и порядок ее чтения - снизу вверх. Внизу души в Чистилище представлены в виде обнаженных фигур с жестами, выражающими надежду. Ангелы выбирают достойные души, спасают их из огня и облачают их в одежды. Далее видно, как двое из спасенных направляются к Вратам Рая, а в верхней части инициала в большом луче света одна из душ приближается к заветному входу.


Служебник Миссал 558, Лист 93
Ок. 1430. Темпера на пергаменте. 47,5 x 35 см. Музей Сан Марко, Флоренция

На этой странице в инициале изображен Христос, благословляющий двенадцать апостолов, поясные изображения которых размещены в рамках-четырехлистниках по краям листа. Среди них - от верхнего края - Святые Петр, Павел, Андрей. Далее, к сожалению почти утерянный в результате обрезки листа, еще один апостол, Иоанн Богослов. Затем идут три остальных Евангелиста, с перьями в руках. Затем - остальные апостолы.

Служебник Фра Анжелико. Христос благословляет Апостолов
Миссал 558, Лист 93. Музей Сан Марко, Флоренция

Фигура Христа Благословение представлена на голубом фоне в мандорле сияющих золотых лучей. В руках он держит книгу, но ее страницы пусты.


Служебник Миссал 558, Лист 100
Ок. 1430. Темпера на пергаменте. 47,5 x 35 см. Музей Сан Марко, Флоренция

На этой странице в инициале изображен Христос, благословляющий святого-мученика, изображение которого размещено в рамке в нижней части листа. Ладони мученика в крови, с небес на него сходит мученический венец.

Служебник Фра Анжелико. Христос благословляет святого мученика
Миссал 558, Лист 100. Музей Сан Марко, Флоренция

Христос, в мандорле золотых лучей света, поднял руку в благославляющем жесте. В другой руке он держит открытую книгу, на страницах которой начертаны знаки "Альфа" и "Омега". Хотя Христос и мученик изображены в разных местах страницы, они объединеняются в единую сцену своими взглядами друг на друга. Фигура Христа в инициале изображена с большой деликатностью, с выражением доброжелательности в лице и позе, и, кажется, выражает некоторое движение.


Служебник Миссал 558, Лист 109
Ок. 1430. Темпера на пергаменте. 47,5 x 35 см. Музей Сан Марко, Флоренция

На этой странице в инициале изображен Христос, благословляющий святых-мучеников, изображения которых размещены в рамках в нижней части листа. Первый мученик держит ветвь пальмы, символ мученичества. У него лицо классического ангела, которое Фра Анжелико изображал в своих работах несколько раз. У второго на руках кровь. Третий - в шлеме.

Служебник Фра Анжелико. Христос благословляет святых мучеников
Миссал 558, Лист 109. Музей Сан Марко, Флоренция

Фигура Христа наложена на продолговатоый контур инициала, почти заменяя его. Христос представлен в соответствии с обычной иконографией - поднятая в благословении рука и раскрытая книга с альфой и омегой в другой руке. Он обращает свой взгляд к мученикам внизу.


Служебник Миссал 558, Лист 124
Ок. 1430. Темпера на пергаменте. 47,5 x 35 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Служебник Фра Анжелико. Христос благославляет епископа и вручает ему пасторские аттрибуты
Миссал 558, Лист 124. Музей Сан Марко, Флоренция

На этой прекрасной миниатюре на всю высоту инициала изображены две фигуры в профиль - Христос с любовью во взгляде предлагает пасторские аттрибуты епископу и благословляет его. Лицо епископа освещается божественным светом, исходящим от Христа.

Эта сцена представлена как целое, не разделенное контуром инициала, происходящей за ним. Однако, она хорошо согласуется с формой инициала - так, движение руки Христа следует его контуру.


Служебник Миссал 558, Лист 137, обратная сторона
Ок. 1430. Темпера на пергаменте. 47,5 x 35 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Служебник Фра Анжелико. Святые девы, поющие хором
Миссал 558, Лист 137, обратная сторона. Музей Сан Марко, Флоренция

На синем фоне инициала молятся пять дев - число, символическое для доминиканцев и связанных с ними лиц. Они одеты в элегантные одежды, их головы окружены золотыми лучами. Поящие следят за текстом, глядя в раскрытую книгу на аналое, изготовленном из пальмового дерева, растущего из контура инициала.

В книге начертаны первые слова текста песни, открываемой этим инициалом.


Служебник Миссал 558, Лист 156, обратная сторона
Ок. 1430. Темпера на пергаменте. 47,5 x 35 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Служебник Фра Анжелико. Богоматерь, покровительствующая доминиканцам
Миссал 558, Лист 156, обратная сторона. Музей Сан Марко, Флоренция

В орнаменте, украшающем контур инициала, можно заметить двух рыб. Рыбы - символы Христа.

На синем фоне изображена фигура Девы Марии, защищающей группу коленопреклоненных монахов-доминиканцев, укрывшихся под ее плащем. Дева изображена в мандроле из золотых лучей, в синем с зеленой подкладкой плаще, со звездой - символом ее девственности до, во время и после родов. Ее лицо обрамляет прозрачный шарф, спускающийся к плечам.

Братья, преклонившие колени в молитве, представлены в меньшем масштабе. Фра Анжелико строит эту сцену как происходящую за контуром инициала, используя обе области внутри него. Верхняя область оставлена для бюста Богородицы в мандроле, тогда как нижняя - для молящихся монахов. Учитывая символику наличия между ними изображений рыб сцена эта приобретает особое богословское значение - Дева является как бы посредником между молитвой монахов и волей Христа.

Стилистически эта миниатюра связана с первыми миниатюрами миссала 558, выполненных Фра Анджелико.


содержание




следующая предыдущая


c-rover
2009 - 2017