содержание
Все сайты C-Rover

Конклавы, избравшие Евгения IV и Николая V папами, проходили в доминиканском монастыре Санта Мария сопра Минерва, базилика которого была главным римским храмом доминиканских обсервантов. В этом монастыре Анджелико жил, когда был в Риме, там же, в церкви он был и похоронен после своей смерти в 1458 году. Самым выдающимся членом этого монастыря был испанский кардинал Хуан де Торквемада (1388-1488), доминиканский церковный деятель, один из самых известных теологов своего времени, бывшим главным советника папы Евгения IV по всем религиозным вопросам. Он сохранял свое влияние и при папе Николае V. В 1450-х годах, кардинал Торквемада заказал Анджелико монастырские фрески, для которых кардинал написал иллюстрированный цикл "Размышления", опубликованный в 1467 году. Цикл фресок в аркаде церкви Санта Мария сопра Минерва не сохранился - монастырь перестраивался в 1570-х годах, когда в нем был основан колледж Святого Фомы Аквинского, будущий Папский университет.

Кардинал Хуан де Торквемада, который, как и Фра Джованни, проживал в этом доминиканском монастыре, принимал широкое участие в программе восстановления и реформы монастыря Санта Мария сопра Минерва, начавшейся в начале 1450-х годов при папе Николае V. Составленный Торквемадой цикл Meditationes ("Размышления" или "Медитации") стал, по мнению ряда исследователей, основой для выполнения Анджелико фресок на стенах монастыря. Он представлял собой совмещенные тексты и изображения: 34 медитации на столько же эпизодов книги Бытия и Нового Завета, прежде всего, жизни Христа, от Сотворения Мира до Страшного Суда, которые предназначались для братии как руководство к молитве и созерцанию.

Фрески Анджелико, к сожалению, были утеряны, но "Медитации" Хуана де Торквемада дошли до наших дней благодаря рукописным и печатным копиям, которые кардинал продвигал через несколько лет. Среди рукописей, для восстановления внешнего вида картин наиболее полезен украшенный акварельными рисунками манускрипт, хранящийся в библиотеке Ватикана - латинский Ватиканский кодекс 973, подписанный автором именем "Episcopus Sabinensis" ("епископ Сабины"), это титул, который кардинал получил в 1463 году. Как полагают, он изначально принадлежал самому Торквемаде. Представляют интерес и две рукописи с описаниями утерянных фресок, вставленные в текст Meditationes в Библиотеке Марциана, Венеция (Ms. Marciano Lat. III. 167 (2782)) и Муниципальной библиотеке Лиона (Ms. 651 (566)). Кроме того, среди четырех самых старых инкунабул (первых произведениям книгопечатания), датированных 1467 годом, "Медитации" Хуана де Торквемада составляют самую старую иллюстрированную книгу, напечатанную в Италии, работу немецкого типографа Ульриха Хана. Её единственный экземпляр находится в Нюрнберге и включает гравюры на дереве, раскрашенные вручную после печати.

Судя по этим материалам, историки посчитали, что каждая фреска росписи включала в себя повествовательную картину в верхнем части и большую рамку для текста молитвы, цитируемой из «Размышлений» Торквемады в нижней части, где также был изображен сидящий и медитирующий монах, указывающий на картину и текст (предполагают, что монах, изображенный в нижней части фресок - сам кардинал Торквемада). Один из исследователей назвал эти фрески, напоминающие книгу, «огромной иллюстрированной рукописью» (un grande codice miniato).

Иллюстрации из указанных источников, приведенные ниже в данном разделе, разумеется, не могут сколь-нибудь адекватно проиллюстрировать фрески Анджелико в Санта Мария сопра Минерва и как-то отразить их качество и художественные достоинства, но позволяют получить представление об их тематике и общей идее цикла.


Гравюры на дереве из инкунабулы типографа Ульриха Хана
1467, Государственная библиотека, Норимберга (Нюрберг)
Хуан де Торквемада, «Размышления», Рим

Монастырь Санта Мария сопра Минерва был украшен фресками с зеленой землей (terra verde), как и многие клуатры монастырей того времени, начиная с самого известного из всех, Зеленого клуатра (внутреннего двора) монастыря Санта Мария Новелла, самые известные фрески которого принадлежат Паоло Уччелло. С древних времен зеленый цвет считался подходящим для чтения и созерцания, он также использовался для штукатурки в самых старых публичных библиотеках. Представление об этом дают раскрашенные гравюры на дереве в инкунабуле типографа Ульриха Хана. Эти гравюры довольно грубые и имеют черты, присущие произведениям северных художников.


Бегство в Египет
1467, Norimberga, Stadtbibliothek, Inc. 4. 2°


Искушение Христа
1467, Norimberga, Stadtbibliothek, Inc. 4. 2°


Иллюстрации из манускрипта Vat. Lat. 973
ок. 1463; Апостольская библиотека Ватикана
Хуан де Торквемада, «Размышления», Рим

Рисунки рукописи Ватикана - это, безусловно, работа центрально-итальянского автора, обновленного новинками раннего тосканского Возрождения. Эти рисунки, однако, в значительной степени заимствованы из утерянных фресок и дают ценные подсказки для их "восстановления". Сравнивая одну за другой отдельные сцены с работами Анжелико, особенно работамии его позднего периода творчества, можно заметить много совпадений, причем так много, что сомнений в общем авторстве не остается, не смотря на отсутствие документального подтверждения этого.



Сотворение мира
Vat. Lat. 973, c. 1r
ок. 1463, Апостольская библиотека Ватикана



Сотворение Адама
Vat. Lat. 973, c. 2r
ок. 1463, Апостольская библиотека Ватикана



Грехопадение Адама и Евы
Vat. Lat. 973, c. 3r
ок. 1463, Апостольская библиотека Ватикана



Благовещение
Vat. Lat. 973, c. 4v
ок. 1463, Апостольская библиотека Ватикана

Аналоги этому "Благовещению" среди работ Фра Анджелико можно найти на Кортонском алтаре и фресках в монастыре Сан Марко.



Рождество
Vat. Lat. 973, c. 5v
ок. 1463, Апостольская библиотека Ватикана

Аналоги этой темы среди работ Фра Анджелико можно найти среди картин Шкафа для серебряной посуды Аннунциата.



Обрезание Господне
Vat. Lat. 973, c. 6r
ок. 1463, Апостольская библиотека Ватикана



Поклонение Волхвов
Vat. Lat. 973, c. 7r
ок. 1463, Апостольская библиотека Ватикана

Аналогии для этой картины среди работ Фра Анджелико можно обнаружить на фреске "Поклонение Волхвов" в монастыре Сан Марко.



Принесение во храм (Сретение)
Vat. Lat. 973, c. 8r
ок. 1463, Апостольская библиотека Ватикана



Бегство в Египет
Vat. Lat. 973, c. 9r
ок. 1463, Апостольская библиотека Ватикана

Аналог этой картины среди работ Фра Анджелико можно найти среди картин Шкафа для серебряной посуды Аннунциата.



Иисус и учителя
Vat. Lat. 973, c. 10v
ок. 1463, Апостольская библиотека Ватикана



Крещение Христа
Vat. Lat. 973, c. 11v
ок. 1463, Апостольская библиотека Ватикана

Аналог этой картины среди работ Фра Анджелико можно найти среди картин Шкафа для серебряной посуды Аннунциата.



Искушение Христа
Vat. Lat. 973, c. 12v
ок. 1463, Апостольская библиотека Ватикана

Аналогии для этой картины среди работ Фра Анджелико можно обнаружить на фреске "Искушение Христа" в монастыре Сан Марко.



Вручение ключей апостолу Петру
Vat. Lat. 973, c. 13r
ок. 1463, Апостольская библиотека Ватикана



Преображение Христа
Vat. Lat. 973, c. 14v
ок. 1463, Апостольская библиотека Ватикана

Аналогии для этой картины среди работ Фра Анджелико можно обнаружить на фреске в монастыре Сан Марко.



Омовение ног ученикам
Vat. Lat. 973, c. 15v
ок. 1463, Апостольская библиотека Ватикана

Аналог этой картины среди работ Фра Анджелико можно найти среди картин Шкафа для серебряной посуды Аннунциата.



Тайная вечеря
Vat. Lat. 973, c. 16r
ок. 1463, Апостольская библиотека Ватикана

Аналог этой картины среди работ Фра Анджелико можно найти среди картин Шкафа для серебряной посуды Аннунциата.



Поцелуй Иуды
Vat. Lat. 973, c. 17v
ок. 1463, Апостольская библиотека Ватикана

Аналог этой картины среди работ Фра Анджелико можно найти среди картин Шкафа для серебряной посуды Аннунциата. Фигуры солдата имеют аналоги на пределле алтаря Сан-Марко.



Суд Пилата
Vat. Lat. 973, c. 18v
ок. 1463, Апостольская библиотека Ватикана

Отдельные фигуры здесь имеют аналоги на фресках Сан-Марко и капеллы Никколина.



Распятие Христа
Vat. Lat. 973, c. 19r
ок. 1463, Апостольская библиотека Ватикана



Семь скорбей Пресвятой Девы Марии
Vat. Lat. 973, c. 20v
ок. 1463, Апостольская библиотека Ватикана



Сошествие Христа в ад
Vat. Lat. 973, c. 21v
ок. 1463, Апостольская библиотека Ватикана

Аналогии для этой картины среди работ Фра Анджелико можно обнаружить на фреске в монастыре Сан Марко.



Воскресение Христа
Vat. Lat. 973, c. 22v
ок. 1463, Апостольская библиотека Ватикана

Аналогии для этой картины среди работ Фра Анджелико можно обнаружить на фреске в монастыре Сан Марко.



Христос пастырь
Vat. Lat. 973, c. 23v
ок. 1463, Апостольская библиотека Ватикана



Вознесение Христа
Vat. Lat. 973, c. 24v
ок. 1463, Апостольская библиотека Ватикана

В этой картине имеются явные аналогии с крылом Триптиха «Страшный Суд» из Палаццо Корсини.



Сошествие Святого Духа на Апостолов
Vat. Lat. 973, c. 25v
ок. 1463, Апостольская библиотека Ватикана

В этой картине имеются явные аналогии с крылом Триптиха «Страшный Суд» из Палаццо Корсини.




Vat. Lat. 973, c. 26r
ок. 1463, Апостольская библиотека Ватикана




Vat. Lat. 973, c. 26v
ок. 1463, Апостольская библиотека Ватикана



Древо Доминиканского ордена
Vat. Lat. 973, c. 28r
ок. 1463, Апостольская библиотека Ватикана



Святой Сикст и кардинал Торквемада
Vat. Lat. 973, c. 29r
ок. 1463, Апостольская библиотека Ватикана



Коронование Богоматери
Vat. Lat. 973, c. 29v
ок. 1463, Апостольская библиотека Ватикана



"Я есмь Альфа и Омега"
Vat. Lat. 973, c. 30r
ок. 1463, Апостольская библиотека Ватикана

В этой картине имеются явные аналогии с Триптихом «Страшный Суд» из Палаццо Корсини.



Христос во Славе среди святых
Vat. Lat. 973, c. 31r
ок. 1463, Апостольская библиотека Ватикана



О душах умерших
Vat. Lat. 973, c. 32r
ок. 1463, Апостольская библиотека Ватикана



Страшный суд
Vat. Lat. 973, c. 33r
ок. 1463, Апостольская библиотека Ватикана



предыдущая следующая
c-rover
2009 - 2023
содержание