содержание
Все сайты C-Rover

Для Евгения IV (Римский папа с марта 1431 по февраль 1447 года) Фра Анджелико в 1446-47 годах выполнил фрески в Часовне Святого Причастия в Ватиканском дворце. Евгений IV - первый папа-покровитель Анджелико, он встречался с художником во Флоренции, где папа жил с перерывами с 1434 по 1443 год. В начале своего последнего года пребывания там Евгений IV провел ночь Богоявления (6 января) в келье доминиканском монастыре обсервантов Сан Марко, который Анджелико и его свита только что закончили расписывать. Этот опыт заставил, вероятно, папу оценить не только талант Анджелико как художника, но и его навыки менеджера. За короткое время его высокодисциплинированная команда написала фрески в монастыре, включавшем сорок пять келий, дом капитула и клуатр, а также алтарь в церкви. Евгений IV должен был понять, что только такая команда могла справиться с проектами масштаба того, что он планировал осуществить в Риме. Анджелико, однако, не перевел всю свою флорентийскую команду в Рим. Он привел с собой своего племянника Джованни д'Антонио, а после января 1447 года, если не раньше, к ним присоединился Беноццо Гоццоли. Три дополнительных помощника, упомянутые в римских и орвиетских документах, не были флорентийцами, это были Пьетро Джакомо из Форли в Романье, Карло ди сер Ладзаро из Нарни в Умбрии и Якопо д`Антонио из Поли, городка недалеко от Рима. То есть Анджелико фактически организовал новую команду, когда переехал в Рим.

Дату росписи этой часовни, которой больше не существует, можно установить из двух задокументированных событий: в мае 1446 года прошла информация, что Анджелико может скоро появиться в Риме, а автор другого документа, рассказывая о похоронах Евгения IV в феврале 1447 г., упомянул, что часовня была заново расписана. Возможно, однако, что работа продолжалась и при следующем папстве, поскольку Джорджио Вазари отметил, что фрески содержали портреты современных ему людей и что у коллекционера Паоло Джовио (1483–1532) были копии, сделанные с изображений Николая V, а также германского Фридриха III, коронованного императором Священной Римской империи в 1452 году. Так что основная работа должна была быть завершена до 1447 года, а некоторые портреты были обновлены или добавлены позже (что было общей практикой).

Часовня Святого Причастия была разрушена во время правления Папы Павла III (1534-49), чтобы сделать вестибюль Сикстинской капеллы. Темой фресок этой часовни была жизнь Христа. В одном из ранних флорентийских источников (Anonimo magliabechiano) часовня Святого Причастия описывалась как настоящий «рай» — это ссылка на ее красоту, но, возможно, также и на главную сцену, изображающую Страшный суд с представлением Христа Судии в окружении небесного воинства. Как известно из различных поздних копий, самой отличительной чертой утерянного Страшного суда Анджелико в Часовне Святого Причастия в Ватикане было изображение Христа с поднятой правой рукой в осуждение проклятых. Микеланджело превосходно использовал этот жест в Страшном суде Сикстинской капеллы. Анджелико повторил это же изображение Христа в соборе Орвието, вероятно, потому, что там меценаты желали чего-то похожего на новые ватиканские фрески. В 1460-х годах Филиппо де Медичи, архиепископ Пизы, получил портретную медаль, сделанную Бертольдо, на реверсе которой изображен Христос, жестикулирующий как на картинах Анджелико.

Не исключено также, что изображения Пятидесятницы и Вознесения, изображенные на створках триптиха «Страшный Суд» 1447-48 из Национальной галереи (Палаццо Корсини), Рим, также являются редукциями фресок часовни Святого Причастия. Еще одна возможная отсылка к этим фрескам - это рисунок в Лувре Христос, призывающий апостолов Петра и Павла. Также есть вероятность того, что некоторые сцены этих фресок отражены в группе небольших рисунков Заноби Строцци Сцены из жизни Христа, разделенных между Музеем Бойманса Ван Бёнингена (Роттердам), и Художественным музеем Фогга (Кембридж, Массачусетс). Хотя их композиции обычно связывают со шкафом для серебряной утвари, заказанным Пьеро Медичи для Сантиссима Аннунциата во Флоренции, но хотя между ними и есть много общего, композиции не одинаковы, что указывает на то, что они были основаны на другой модели. Возможно, что они составили презентационные чертежи для часовни Ватикана, и это объясняет качество отделки и ценность основы, на которой они выполнены - пурпурными обычно были дорогие византийские иллюминированные Библии.

Когда часовня Святого Причастия была разрушена, коллекционеры смогли получить фрагменты её фресок. Так, Микеланджело, почитатель Анджелико, дорожил фрагментом фрески с изображением Богоматери (теперь утраченным), которым он владел много лет. Таким же сувениром является и отделенная от стены фреска с изображением головы молодого Христа из Национального музея Палаццо Венеция в Риме.

Фрагмент фрески с Ликом Христа
Фрагмент фрески с Ликом Христа
1446-47. Фреска. 37 х 29 см. Национальный музей Дворец Венеции, Рим

Небольшой фрагмент фрески с Ликом Христа, хранящийся в музее дворца Венеции в Риме, долгое время аттрибутировался как работа Беноццо Гоццоли, однако последние исследования показали, что это работа Фра Анджелико. Возможно, что это фрагмент из сцены Крещения, поскольку Христос изображен с обнаженным торсом (видна грудь и плечо) и довольно молодо выглядит. Эта фреска поступила из монастыря Санта Клара в Пиперно (сейчас - Приверно), где она была обнаружена в 1920 году Роберто Папини.



предыдущая следующая
c-rover
2009 - 2023
содержание