содержание
Все сайты C-Rover

Следующим папой-покровителем Анджелико стал избранный на папский престол в 1447 году Николай V - кардинал Томмаз Парентучелли, которого Анджелико знал уже по его пребыванию во Флоренции в окружении кардинала Никколо Альбергати (наставника Парентучелли, в память о котором при вступлении на папский престол он и взял себе имя Николай). Анджелико мог встречаться с ним в 1441 году в Сан Марко, где Парентучелли, заядлому библиофилу, было поручено организовать библиотеку. Став папой, Николай V развернул масштабные строительные проекты, стремясь привнести в Рим и Ватикан свежий дух эпохи Возрождения как в интеллектуальном, так и в архитектурном плане. В его планы входило украсить город новыми памятниками, достойными столицы христианского мира.

Основное внимание Николая V было сосредоточено на упрочении Ватикана в качестве официальной резиденции Папства, заменив Латеранский дворец. Он добавил к Ватикану значительное новое крыло, включая частную часовню, устроенную им в одной из башен ватиканского дворца (в башне Иннокентия III). В 1447 году Фра Анджелико был приглашен Папой Николаем V для продолжения работы в Риме (фактически, Николай "унаследовал" Фра Анджелико от своего предшественника Евгения IV, для которого художник написал фрески в Часовне Святого Причастия Ватиканского дворца). Ему было поручено расписать эту небольшую личную капеллу (часовню) Папы.

Фрески капеллы Никколина

Анджелико также расписал находившийся рядом с капеллой кабинет Николая V, в котором, по словам Вазари, художник написал molti ritratti di naturale, di persone segnalate di que’ tempimolti ritratti di naturale, di persone segnalate di que’ tempi (много портретов с натуры, выдающихся людей тех времен). Этот кабинет до нашего времени не сохранился, но Вазари отмечает, что портреты в нем были иконографическим источником для серии портретов прославленных людей в Вилле-музее Паоло Джовио на озере Комо, ныне утерянной, но известной по копиям, опубликованным в печатной книге в 1546 году. В Риме для Николая V (хотя возможно, что эта работа была ему поручена еще папой Евгением IV перед его смертью) Анджелико выполнил также некоторые неуказанные в документах работы на кафедре собора Святого Петра, которая, по-видимому, располагалась под апсидой, где находилась восстановленная в позднее средневековье раннехристианская мозаика. Из всех этих работ во всем своем великолепии до нас дошли лишь фрески в капелле Николая V.

Капелла Секрета (Тайная капелла), которую потом стали называть капеллой Никколина, находится на третьем этаже дворца (рядом со Станцами и Лоджиями Рафаэля). Это небольшое помещение (6,6 х 4 м) и является сейчас частью Ватиканского музея. Цикл фресок в ней был создан к юбилейному 1450 году. Он являлся частью программы Николая V по смыканию христианской и классической культур. Фигуры, созданные Фра Анджелико, имеют явно «Римский» облик – они стоят торжественные и серьезные, как античные герои, на фоне театральной архитектуры, напоминающей здания древнего Рима. Целью было подчеркнуть преемственность между имперским и христианским Римом, которую папа хотел утвердить.


Фрески капеллы Никколина
Современный вид капеллы Никколина в направлении к северной стене

Фрески капеллы Никколина
Современный вид капеллы Никколина в направлении к южной стене

Вазари утверждал, что Фра Анджелико написал для Капеллы Никколина в Ватикане алтарный образ Погребение Христа. Считается, что это была фреска на южной алтарной стене, так что изначально стены капеллы сплошь были расписаны фресками. Однако позже фреска на южной алтарной стене была уничтожена. Что случилось с фреской "Погребение Христа", неизвестно. Предположительно, она была соскоблена, чтобы заменить ее более поздней работой (фреской начала 18-го века?). По-видимому то, что было на этой стене, в начале 20-го века было, в свою очередь, соскоблено в надежде найти под ним следы пропавшей фрески Фра Анджелико. Когда ничего не было найдено, сюда была поставлена бескаркасная картина «Забивание камнями святого Стефана».

Некоторое представление об этом предположении дает гравюра 18 века из альбома, прилагавшегося к Журналу о литературе и изящных искусствах, Рим (сейчас в музее Фицвиллиам, Кембридж).

Фрески капеллы Никколина
Вид на южную стену капеллы Никколина
Гравюра из альбома, прилагавшегося к Журналу о литературе и изящных искусствах
1857, Рим

Видно, что по своей композиции она близка композиции сцены Погребение Христа на 4-й панели Росписи шкафа для серебряной утвари (Armadio degli Argenti) и, в какой-то степени, композиции сцены Оплакивание Христа на написанной Фра Анджелико панели для братства Санта Мария делла Кроче аль Темпио, хранящейся ныне в музее Сан Марко, Флоренция.

Фрески капеллы Никколина
Фреска "Погребение Христа" над алтарем
Вид на южную стену капеллы Никколина. Деталь

Высказывалось также мнение, что Вазари говорит не о фреске, а о картине. Эта картина была не очень решительно отождествлена М. Салми в 1958 г с панелью Погребение Христа, которая сейчас находится в Национальной художественной галерее, Вашингтон, округ Колумбия. Далее известный специалист М. Босковиц, подтверждая приписывание Анджелико Погребения Христа из Вашингтона, признал предположение Салми о том, что флорентийское происхождение этой работы кажется более вероятным, чем римское, но добавил, что он «не исключил бы возможности, что панель было написана для часовни в Ватикане!». Тогда возможно, что фрагменты крыльев триптиха Анджелико с изображениями Пятидесятницы и Вознесения, в настоящее время установленные рядом со Страшным Судом в Национальной галерее античного искусства Палаццо Корсини в Риме, могли быть написаны как часть алтарного образа для капеллы Никколина, если описание Вазари его сюжета верно. Они дополняют друг друга в иконографии и совпадают по дате с фресками в часовне.


Расположение фресок

Три сохранившиеся стены покрыты фресками, представляющими сцены из жизни святых Лаврентия и Стефана, архидьяконов, широко почитаемых в Риме начиная с раннего средневековья.

В нижней части стен находяятся стенные секции с панельной обшивкой высотой приблизительно 2,5 метров. Они разрисованы стенной драпировкой в гранатовом цвете на красном фоне. В двух местах в окружении лавровых гирлянд изображен герб папы Николая V. В глубоких проемах двух окон размещены шести- и семи-секционные розетки, содержащие перемежающиеся изображения цветов и бюстов пророков и патриархов. Также уцелел первоначальный пол, на котором изображена эмблема Николая V, сверкающее солнце.




1 - Алтарь "Снятие с Креста" (над столом)

2 - Пилястр (арка) на стене со стороны входа

3 - Пилястр (арка) у алтаря (у южной стены)

4 - Декоративный плинтус "под гобелен"

5 - Сцены из жизни Св. Лаврентия

6 - Сцены из жизни Св. Стефана

7 - Паруса свода с четырьмя Евангелистами

8 - Фигуры святых

Расположение фресок в Капелле Никколина

Схема выше даёт представление о помещении капеллы и о расположении фресок. Подробное расположение сюжетных сцен можно видеть на следующем плане.

Фрески капеллы Никколина

Во время разграбления Рима в 1527 году Фрески капеллы Николлини были повреждены огнем и пострадали от вандализма. Также вред им нанесло и растрескивание, вызванное движением в стенах. Они реставрировались много раз - сначала в конце шестнадцатого века, затем в 1712, 1815 и 1947-51 годах. Последняя большая современная реставрация была завершена в 1997 году, когда фрески капеллы были очищены и отреставрированы. В частности, был восстановлен оригинальный синий цвет, который был утерян из-за предыдущих реставраций.

Эти фрески подводят итог всей работы Фра Анджелико. Частично утратив поэтическое очарование более ранних работ, он предугадал тот стиль, который получил дальнейшее развитие в творчестве ряда флорентийских мастеров второй половины XV века. Его картины обладают логическим реализмом перспективы, ясностью повествовательного содержания, сдержанностью силы. Их цвета просты, но достаточное использование светотени придает реализм фигурам. Непрерывность повествовательности сводится к минимуму различиями в архитектурном оформлении сцен, но нигде стремление к реализму в использовании световых эффектов не разрушает единства целого или ощущения гладкости стены. Истории представлены в богатстве цветовых и сопутствующих деталей, но они не становятся искусственными или только декоративными, но являются частью рассказа.

Стиль фресок капеллы Никколина сильно отличается от стиля фресок Сан Марко богатством деталей, тонкими цитатами и аналогиями, своей композиционной сложностью и разнообразием, богатством живописи. Однако, это различие объясняется не развитием художественного почерка Анджелико, а различным назначением этих фресок. Если фрески Сан Марко предназначались для помощи монахам в их медитации, то фрески капеллы Никколина должны были прославлять силу и широту интеллектуальных горизонтов папства, его способность восстановить великолепие древнего Рима после катастрофического упадка города во время Авиньонского пленения. Стиль фресок капеллы Никколина восходит к ярким повествованиям пределл алтаря Сан Марко и других более ранних пределл и небольших работ, в которых художник мог дать волю своему творческому воображению.

Эта ватиканская капелла тесно связана с именем Анджелико, и на протяжении веков ее украшение было его самой известной работой, но фрески, тем не менее, являются продуктом его мастерской. Большой объем работы по оформлению капеллы Анджелико мог выполнить только с помощью значительного числа помощников. Обстановка, расположение фигур и унифицированное освещение говорят об Анджелико, но большая часть исполнения, похоже, была поручена его помощникам, в первую очередь Беноццо Гоццоли. Кроме него известны также имена и других участников работ, но их индивидуальный вклад идентифицировать невозможно. Однако, стилистический анализ показывает, что сцены из жизни святого Лаврентия выполнены большей частью самим Фра Анджелико, а в росписи люнет чувствуется большой вклад его школы, особенно Беноццо Гоццоли.


Фрески капеллы Никколина представлены:
- живописным потолком, на котором изображены четыре евангелиста,
- одиночными фигурами Отцов и Учителей Церкви на внутренних поверхностях двух арок,
- росписями стен, представляющих сцены из жизни Святого Стефана и Святого Лаврентия.


Фрески потолка

Фрески потолка капеллы Никколина, в соответствии с традицией, изображают четырёх евангелистов.

Фрески капеллы Никколина
Четыре евангелиста
1447–49. Фреска. Потолок капеллы Никколина, Ватикан

Четыре Евангелиста - Матфей, Марк, Лука и Иоанн - изображены на потолке в ячейках, образованных пересекающимися ребрами жесткости на фоне звездного неба. Евангелисты изображены вместе со своими символами, сопутствующими им в традиционной иконографии. Как принято считать, символы эти заимствованы из видения Иоанна Богослова (Откр. 4:7). Символы раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Христа в изложении евангелистов.


Фреска с изображением Евангелиста Матфея расположена на южном крыле потолка, примыкающего к стене без росписей, у которой находился алтарь.

Фрески капеллы Никколина
Евангелист Матфей
1447–49. Фреска. Потолок капеллы Никколина, Ватикан

Святой апостол и евангелист Матфей, именуемый также Левием, был апостолом из двенадцати, братом апостола Иакова Алфеева. Он был мытарем (сборщиком податей для Рима) и жил в галилейском городе Капернауме. Матфей, услышав глас Иисуса Христа: "Иди за Мной", оставил свою должность и пошел за Спасителем, осознав свои грехи, возместив вчетверо тем, кого прежде обирал, и раздав остальное свое имение нищим.

После Смерти и Воскресения Христа апостол Матфей 8 лет проповедовал в Палестине. Перед уходом на проповедь в далекие страны, по просьбе иудеев, остававшихся в Иерусалиме, Матфей запечатлел в Евангелии земную жизнь Христа и Его Учение. В ряду книг Нового Завета Евангелие от Матфея стоит первым. Местом написания Евангелия называют Палестину. Евангелие написано святым Матфеем в 42-м году на современном ему еврейском языке и переведено на греческий. Еврейский текст до нас не дошел, но о нем напоминают многие лингвистические и культурно-исторические особенности греческого перевода текста.

Евангелист Матфей изображен со своим символом - ангелом, символом мессианского посланничества в мир Сына Божия, предреченного пророками. Ангел символизирует человеческая природу Христа, его воплощение.


Фреска с изображением Евангелиста Марка расположена на западном крыле потолка, над стеной с двумя окнами.

Фрески капеллы Никколина
Евангелист Марк
1447–49. Фреска. Потолок капеллы Никколина, Ватикан

Святой апостол и евангелист Марк, апостол от 70-ти, племянник апостола Варнавы, родился в Иерусалиме. Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. В ночь Крестных страданий Христа он следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов. После смерти и Вознесения Христа святой Марк был ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла и Варнавы.

Когда апостол Павел находился в узах в Риме, апостол Марк был в Эфесе. Он прибыл в Рим и там написал святое Евангелие. Затем с проповедью Евангелия Марк посетил внутренние области Африки, Ливию, Нектополь, а затем пошел в Александрию для проповеди и противодействия язычникам. Под его влиянием многие из язычников крестились, что возбудило ненависть других. Язычники напали на святого Марка, когда апостол совершал Богослужение. Его избили, волокли по улицам города и бросили в темницу, где Христос укрепил его перед страданиями. На следующий день толпа снова повлекла святого апостола по улицам города на судилище, но по дороге святой Марк скончался со словами: "В руки Твои, Господи, предаю дух мой".

Евангелист Марк изображен со своим символом - львом, в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа, действенности и господства его власти, его Воскресения из мёртвых.


Фреска с изображением Евангелиста Луки расположена на северном крыле потолка, примыкающего к стене со входом в капеллу.

Фрески капеллы Никколина
Евангелист Лука
1447–49. Фреска. Потолок капеллы Никколина, Ватикан

Святой апостол и евангелист Лука - уроженец Сирийской Антиохии, апостол из 70-ти, сподвижник святого апостола Павла, врач из просвещенной греческой среды. Услышав о Христе, Лука прибыл в Палестину и здесь горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. В числе 70-ти учеников святой Лука был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле.

Предание присваивает ему написание первых икон Божией Матери. Святой Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Евангелие написано им в 62–63 годах в Риме, под руководством апостола Павла. Примерно в то же время он также написал книгу Деяний святых апостолов.

Евангелист Лука изображен со своим символом - тельцом, который подчеркивает жертвенное, искупительное служение Спасителя (телец - традиционное библейское жертвенное животное).


Фреска с изображением Евангелиста Иоанна расположена на восточном крыле потолка, над стеной слева от входа в капеллу.

Фрески капеллы Никколина
Евангелист Иоанн
1447–49. Фреска. Потолок капеллы Никколина, Ватикан

Евангелист Иоанн (Иоанн Богослов) считался Отцами Церкви тем же человеком что и Апостол Иоанн, сын Зеведея, брат Апостола Иакова, хотя современные богословы и библеисты не имеют консенсуса относительно тождественности этих людей. Но согласно традиции большинства христианских конфессий, Апостол Иоанн — это и автор Евангелия, Книги Откровения и трёх посланий, вошедших в Новый Завет. Так что и мы будем считать, что он и есть «Возлюбленный ученик» Христа, один из Двенадцати апостолов.

После Успения Божией Матери апостол Иоанн (по выпавшему ему жребию) направился в Эфес, где проповедовал язычникам о Христе. По преданию, во время гонения на христиан апостол Иоанн был отведён в узах на суд в Рим и приговорён к смерти. Однако, выпив чашу с ядом, он остался живым и также вышел невредимым и из котла с кипящим маслом. После этого был сослан на остров Патмос, где прожил много лет и написал Евангелие (в 80—95 году) и Откровение (Апокалипсис). После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Эфес, где и умер в 100-м году, став единственным из двенадцати апостолов, умершим естественной смертью.

Апостолу традиционно приписывается авторство пяти книг Нового Завета: Евангелия от Иоанна, 1-го, 2-го и 3-го послания Иоанна и Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса). Имя Иоанн Богослов апостол получил из-за именования Иисуса Христа в Евангелии от Иоанна Словом Божьим.

Евангелист Иоанн изображен со своим символом - орлом, который символизирует высоту евангельского учения и сообщаемых в нем божественных тайн. Его также соотносят с Даром Святого Духа, носящегося над Церковью, и Вознесением Господнем.


Фрески на арках

По краям живописных сцен на западной и восточной стенах, на северной и на южной стороне капеллы имеются арки, на внутренних сторонах которых находятся узкие панели с изображениями отдельно стоящих фигур. Всего на этих арках находится восемь полноразмерных фигур святых, представляющих Отцов и Учителей Церкви.

Северная арка

Фрески капеллы Никколина
Учителя и Отцы Церкви на северной арке
1447–49. Фреска. Арка у северной стены капеллы Никколина, Ватикан

На внутренней поверхности северной арки изображены Святой Фома Аквинский, Святой Амвросий Медиоланский, Святой Августин Блаженный и Святой Иероним.


Святой Фома Аквинский
Святой Фома Аквинский
1447 – 49. Фреска. Северная арка. Капелла Никколина, Ватикан

На западной стороне северной арки в нижней её части изображен Святой Фома Аквинский (1225-1274).

Фома Аквинский (Аквинат) – средневековый философ и богослов, монах-доминиканец, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель томизма. Родился в Акуино (Италия) в семье графа Ландольфо Аквинского. Воспитывался в бенедиктинском монастыре, учился в Парижском университете, стал Доктором теологии. Преподавал в Париже, Риме, Неаполе.

Написанные им трактаты - "Сумма философии", "Сумма теологии", "О правлении государей" оказали огромное влияние не только на развитие философии и теологической науки, но и на многие другие направления научной мысли. Был канонизирован (причислен к лику святых) в 1323 году на очередном Вселенском соборе, а в 1567 признан "учителем церкви".

Теологически осмысливая аристотелевскую философию, Фома Аквинский пытался обосновать католическое вероучение, примирить веру и знание, которые, по его мнению, не противоречат друг другу. Если же выводы науки вступают в противоречие с верой, то это свидетельствует о неправильном ходе рассуждений. В то же время Фома Аквинский считал, что есть рационально постижимые догматы веры (существование Бога, бессмертие души и др. ) и рационально непостижимые (сотворенность мира, троичность Бога, первородный грех), которые сверхразумны и не постижимы наукой. Они познаваемы только верой и теологией. Философия используется теологией лишь для более доступного изложения истин откровения.

Фома Аквинский признавал значимость телесного и примат интеллекта над волей. Цель человека он видел в достижении загробного блаженства, а средством его достижения считал добродетельную жизнь. Однако достичь блаженства нельзя без божественной благодати.

Фома Аквинский считал, что все виды власти - от Бога, но отдавал предпочтение монархии, допуская возможность свержения несправедливого правителя. В то же время, церковную власть он ставил выше светской, считая, что все правители должны подчиняться папе римскому, так как он получил власть "от Христа". Основной принцип философии Фомы Аквинского - гармония веры и разума.


Фрески капеллы Никколина
Святой Амвросий Медиоланский
1447 – 49. Фреска. Северная арка. Капелла Никколина, Ватикан

На западной стороне северной арки в верхней её части изображен один из Римских Отцов Церкви Святой Амвросий Медиоланский (340-397).

Святитель Амвросий, епископ Медиоланский, родился в семье римского наместника Галлии. После смерти отца семья Амвросия переселилась в Рим, где он получил превосходное образование. Вскоре Амвросий был назначен на должность префекта северной Италии с резиденцией в Медиолане (ныне Милан) Медиолан во время наместничества Амвросия сотрясали распри между арианами и ортодоксальными христианами. В 374 г. эти распри помешали избранию нового епископа, поскольку каждая сторона хотела видеть на этом месте своего ставленника. В качестве компромисса была предложена кандидатура Амвросия, который пользовался уважением в городе.

Амвросий, который даже не был крещён (практика позднего крещения была распространена в то время даже в христианских семьях), пытался отказаться, но после поддержки его кандидатуры императором Валентинианом I, согласился. Амвросий был крещён, затем рукоположён в священники и поставлен в епископы, пройдя за 7 дней все ступени церковной иерархии. После избрания он пожертвовал Церкви всё своё огромное богатство и до смерти соблюдал обет нестяжательства, ведя скромный и строгий образ жизни.

К концу жизни епископ Амвросий пользовался всенародной любовью. Он считается покровителем Милана. Под его руководством в Милане были построены две базилики - Амвросианская и Апостольская. Почитание Амвросия как святого началось вскоре после его смерти.

Богословские труды Амвросия затрагивают проблемы, актуальные для споров с арианами, многие его работы посвящены толкованию книг Священного Писания и комментариям к ним. Известны его проповеди - они, как правило, исполнены горячей веры, обличают грехи, в первую очередь гордость и разврат. Перу св. Амвросия приписывается от 12 до 18 поэтико-музыкальных гимнов, дошедших до наших дней. Хорошее музыкальное образование и большие способности позволили св. Амвросию стать реформатором церковного пения. В частности, именно он ввёл в богослужебную практику Запада антифонное пение.


Фрески капеллы Никколина
Святой Августин Блаженный
1447 – 49. Фреска. Северная арка. Капелла Никколина, Ватикан

На восточной стороне северной арки в верхней её части изображен один из Римских Отцов Церкви Святой Августин Блаженный (354-430).

Августин родился в Африке, в городе Тагасте. Воспитывала его мать, благочестивая христианка Моника. Образование он получил в Карфагене. В качестве преподавателя риторики Августин прибыл в Медиолан (современный Милан) в период епископства святителя Амвросия. Под руководством Амвросия Августин изучил Священное Писание. Слово Божие произвело в его душе коренной перелом - он принял святое Крещение, раздал все свое имение бедным и постригся в иноки.

В 391 году епископ Иппонийский Валерий посвятил святого Августина в сан пресвитера, а в 395 году - в сан епископа и назначил викарием Иппонийской кафедры. После смерти епископа Валериана святитель Августин занял его место.

За 35 лет своего епископства блаженный Августин много усилий посвятил борьбе с ересями. Им написано множество работ (по удостоверению его ученика и жизнеописателя Поссидия, число их доходит до 1030). Блаженный Августин прежде всего заботился о том, чтобы его сочинения были понятны и назидательны. Он почитается как один из наиболее выдающихся церковных писателей.


Фрески капеллы Никколина
Святой Иероним
1447 – 49. Фреска. Северная арка. Капелла Никколина, Ватикан

На восточной стороне северной арки в нижней её части изображен один из Римских Отцов Церкви Святой Иероним (342-420).

Иероним родился в городе Стридон римской провинции Далмация. Учиться он уехал в столицу империи - Рим, где и крестился. Иероним учился у известного грамматика Элия Доната, специалиста по античной и христианской литературе. Продолжая обучение, Иероним много путешествовал. В сирийском городе Антиохия зимой 373-374 года Иероним тяжело заболел и у него было видение, заставившее его отказаться от светского обучения и посвятить себя Богу.

Иероним удалился в Халкидскую пустыню в Сирии, где начал изучать язык иудеев с целью чтения библейских текстов в оригинале. Иероним вернулся в Антиохию в 379 году, где был рукоположен в сан епископа. Позже он уезжает в Константинополь, а потом возвращается в Рим.

Здесь, в столице империи Иероним завоевал большое доверие у известных знатных женщин Рима: ровесница Иеронима Паула и её дочери Блезилла и Евстохия под влиянием Иеронима отбросили свой аристократический образ жизни и стали аскетками. Однако организм Блезиллы не выдержал резкой перемены жизни и она умерла. Весь Рим осудил Иеронима за смерть Блезиллы.

Кроме того Иероним был обвинен в плотской связи с Паулой. Согласно легенде, недоброжелатели повесили рядом с его кроватью женскую одежду, которую утром Иероним по рассеяности одел и вышел в ней в город, "доказав" тем самым свою греховную связь с Паулой. После этого Иероним был вынужден покинуть Рим и вернуться в Антиохию. Вслед за Иеронимом последовали Паула и её дочь Евстохия, которые принимали активное участие в жизни Иеронима: помогали ему с переводом и копированием текста латинской Библии. Паула на свои средства построила четыре монастыря близ Вифлеема - три женских и один мужской, в котором Иероним окончательно поселился в 388 году.

Иероним посвятил конец своей жизни созданию латинской Библии, а также другим литературным трудам. Умер он в 420 году и был похоронен рядом с могилами Паулы (умерла в 404 году) и Евстохии (умерла в 419 году). Главная заслуга святого Иеронима - перевод Ветхого завета на латинский язык и редакция латинской версии Нового завета. Латинская Библия, созданная Иеронимом и получившая название "Вульгата" является каноническим латинским текстом Библии по сей день.

Святой Иероним считается небесным покровителем всех переводчиков.


Южная арка

Фрески капеллы Никколина
Учителя и Отцы Церкви на южной арке
1447–49. Фреска. Арка у южной стены капеллы Никколина, Ватикан

На южной арке в верхнем ряду изображены папа Лев Великий и папа Григорий Великий.


Святой Амвросий Медиоланский
Святой Лев Великий
1447 – 49. Фреска. Южная арка. Капелла Никколина, Ватикан

На западной стороне южной арки в верхней её части изображен Святой Лев Великий (390-461), папа с 440 по 461 год.

Святитель Лев I Великий происходил родом из Этрурии. Получил прекрасное и разностороннее образование, которое открывало перед ним блестящую светскую карьеру. Однако, стремясь к духовной жизни, он стал архидиаконом при папе Сиксте III (432–440), и после его смерти был избран папой Римской Церкви. Лев I выдвинул идею о верховенстве римского епископа над другими христианскими патриархами и стал первым епископом Рима, принявшим титул Великого понтифика.

Это было трудное для Церкви время, когда силу набирали еретические учения. Святитель Лев умел совмещать пастырскую мягкость и доброту с несокрушимой твердостью в вопросах вероисповедания. Он также успешно защищал свое отечество от натиска варваров. В 452 году Лев I удержал от разорения Италии предводителя гуннов Аттилу, а в 455 году, когда предводитель вандалов Гензерих вторгся в Рим, он сумел убедить его не предавать город разрушению, не жечь зданий и не проливать крови.

Святитель Лев дожил до глубокой старости. Он заранее знал о своей смерти и приготовил себя молитвой и добрыми делами к переходу в вечность. Лев был первым папой, похороненным в базилике Св. Петра в Ватикане. Его литературное и Богословское наследие состоит из 96 проповедей и 143 посланий, из которых самое знаменитое – "К святителю Флавиану".


Святой Григорий Великий
Святой Григорий Великий
1447 – 49. Фреска. Южная арка. Капелла Никколина, Ватикан

На восточной стороне южной арки в верхней её части изображен один из Римских Отцов Церкви - Святой Григорий Великий (Двоеслов) (540–604), папа с 590 по 604 год.

Григорий родился в знатной и богатой римской семье. О его деятельности до восшествия на папский престол известно немногое. Известно, что он отличался большой ученостью, некоторое время он был префектом Рима, затем основал монастырь в своих владениях и стал в нем монахом.

В 579 году папа поставил его диаконом и отправил в Константинополь, чтобы просить помощи в защите Рима от лангобардов. Однако агрессия персов не дала Византии возможности оказать Риму военную помощь. В 585 году Григорий возвращается в Рим, а в 590 году, после смерти во время чумы Пелагия II, становится римским папой. Считается, что именно по его молитвам эпидемия прекратилась.

Имя папы Григория связанно с возвышением Римской Церкви, взявшей на себя бразды правления от угасавшей под ударами варваров светской администрации. Он лично возглавил оборону города от лангобардов, а подчиненное Константинополю руководство перебралась в Равенну.

Он пытался поднять авторитет Римской церкви, изрядно пошатнувшийся в то время. Церкви на Западе действовали независимо от Рима, тяжелыми были и взаимоотношения с Константинопольским патриархатом. Святой Григорий не сомневался в духовном первенстве Римской церкви, но, все же, не думал о такой жесткой церковной иерархии во главе с римским епископом, как это стало впоследствии.

Постоянные государственные заботы перемежались с его трудами по укреплению падающей римской культуры. Его толкования на Священное Писание, многочисленные проповеди и пастырские послания составили костяк нового западного богословия, которое начнет развиваться позже. Прозвище «Двоеслов» он получил свои «Диалоги», посвященные жизни святых Италии.


В нижнем ряду южной арки представлены Иоанн Златоуст (Святой Иоанн Антиохийский) и Святой Афанасий Александрийский.

Фрески капеллы Никколина
Учителя и Отцы Церкви на южной арке
1447–49. Фреска. Арка у южной стены капеллы Никколина, Ватикан


Святой Иоанн Златоуст
Иоанн Златоуст
1447 – 49. Фреска. Южная арка. Капелла Никколина, Ватикан

На западной стороне южной арки в нижней её части изображен Иоанн Златоуст (Греческий Отец Церкви Иоанн Антиохийский) (344-407).

Иоанн родился в Антиохии (современная Сирия) в семье военоначальника. Его отец умер вскоре после рождения Иоанна; мать не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию сына. Одаренный юноша учился у лучших философов и риторов. В 18-летнем возрасте он отправился в Афины, чтобы усовершенствоваться в красноречии и философии. В Антиохию он возвратился в 20-летнем возрасте.

Когда скончалась мать святого Иоанна, он раздал все свое имущество, отпустил на волю рабов и, приняв иночество, поселился в уединенной обители. Вскоре святого Иоанна сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры. Однако, он из смирения уклонился от архиерейского сана и четыре года провел в пустыне, написав ряд трудов. Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере, но телесное нездоровье, вызванное непомерным аскетизмом, заставило его вернуться в Антиохию.

Там его посвятили в дьяконы, а позже — в архиепископы Константинопольские. Святой Иоанн был блестящим проповедником, и за редкий дар Богодохновенного слова получил от паствы наименование "Златоуст". Двенадцать лет святой, при стечении толп народа, обычно дважды в неделю, а иногда - каждодневно, проповедовал в храме, глубоко потрясая сердца слушателей.

Будучи архиепископом Константирополя он приносил пожертвования неимущим, строил больницы и благотворительные учреждения. В своих проповедях обличал пороки власть имущих, чем нажил себе немало врагов. По их доносам Златоуста сослали в Армению, а потом - в Пицунду. В пути святой скончался.

Иоанн Златоуст - знаменитый христианский писатель, оставивших после себя обширное литературное наследство. Иоанну было присуще удивительно глубокое понимание и проникновение в дух Христова и апостольского учения и неподражаемая ясность изложения богодухновенных мыслей.


Святой Афанасий Александрийский Святой Афанасий Александрийский
1447 – 49. Фреска. Южная арка. Капелла Никколина, Ватикан

На восточной стороне южной арки в нижней её части изображен один из Греческих Отцов Церкви Святой Афанасий Александрийский (296-373).

Афанасий родился в городе Александрии в семье благочестивых христиан. Он получил хорошее светское образование, но еще более глубокие познания приобрел прилежным изучением Священного Писания.

Будучи диаконом в 325 году святой Афанасий сопровождал Александрийского Патриарха Александра на I Вселенский Собор в Никее, где выступил с опровержением ереси Ария. Эта речь была одобрена православными отцами Собора, а ариане - явные и скрытые - возненавидели Афанасия и на протяжении всей его жизни подвергали гонениям.

После смерти патриарха Александра Афанасий был избран его преемником. Он долго отказывался, считая себя недостойным, но по настоянию населения должен был согласиться, и в возрасте 28 лет получил сан епископа и стал во главе Александрийской Церкви.

По наветам ариан святитель Афанасий четыре раза изгонялся из Александрии, Из 45 лет своего епископства он провел в изгнании около 20 лет. О его характере еще при его жизни судили различно - он был до самой смерти ненавидим своими противниками, а приверженцами почитался за святого.

Как архипастырь он соответствовал идеалу своего времени и умел, несмотря на свою мало внушающую наружность, господствовать над умами людей. В его многочисленных сочинениях догматического и полемического характера высказывается выдающийся ум, которым он далеко превосходил своих противников, глубокое личное убеждение соединяется в них с ясностью, осмотрительностью и точностью изложения.


Фрески восточной, северной и западной стен

Центральную роль в оформлении капеллы Никколина играют фрески восточной, северной и западной стен, которые изображают жизнь двух архидьяконов - Святого Стефана и Святого Лаврентия.

В шестом веке в Рим из Иерусалима перевезли тело первомученика Святого Стефана, и он был перезахоронен в Базилике Святого Лаврентия за городской стеной (San Lorenzo fuori le Mura) рядом с останками Святого Лаврентия. Эта тема была особенно интересна Николаю V, который в августе 1447 г. инициировал официальное расследование легитимности реликвий в римской базилике Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура. По приказу папы оба захоронения были вскрыты и обнаружилось, что останки очень хорошо сохранились. Фрески стен капеллы Николая V как раз и отмечают это чудесное событие.

В работе над фресками Анджелико помогали несколько его помощников, но оперделить все имена, точную степень их участия и индивидуальный вклад каждого не представляется возможным. Стилистический анализ, однако, показывает, что сцены из жизни святого Лаврентия выполнены большей частью самим Фра Анджелико, а в росписи люнет чувствуется большой вклад его школы, особенно Беноццо Гоццоли.

Фрески капеллы Никколина Фрески капеллы Никколина Фрески капеллы Никколина
1447–49. Фрески восточной, северной и западной стен капеллы Никколина.
Дворец пап, Ватикан

Фрески расположены на двух уровнях. Верхний уровень, состоящий из трех люнет, посвящен святому Стефану. Нижний уровень, с прямоугольными поверхностями, рассказывает о святом Лаврентии, которому, таким образом, отдано предпочтение. Описание жизни святого Стефана следует Золотой Легенде (собрания христианских легенд Иакова Ворагинского 1260 года), образцом для описания жизни святого Лаврентия явился более ранний цикл фресок из римской церкви Сан Лоренцо, где находится его могила.

Оба цикла картин начинаются на западной стене, где находятся два окна. На люнете святой Петр, глава апостолов, производит святого Стефана в диаконы церкви. Справа изображена сцена раздачи святым Стефаном милостыни бедным. Внизу, на несколько меньшей по размеру картине, святой Сикст проводит обряд возведения в диаконы святого Лаврентия.

Люнет верхнего регистра делятся на два эпизода расположенной в середине композиционно обоснованной вертикальной разделительной стеной, но общая композиция и размерность двух сцен совпадает. В этой двойной сцене, например, общим является возвышение пола церкви (слева) и его крыльца (справа), на котором стоит Лаврентий. Общим является и небо. Вертикальные углы зданий на верхней сцене имеют точное соответствие с рамкой, обрамляющей сцену нижнего ряда.

На люнете северной стены святой Стефан слева изображен проповедующим, а справа – вступившим в диспут с иудеями, приведший к его осуждению. В нижнем ряду слева мы видим святого Сикста, вручающего святому Лаврентию церковные богатства, а справа – сцену раздачи святым Лаврентием милостыни бедным. И снова мы видим здесь общее небо в сценах люнета и соответствие вертикальных разделений сцен верхнего и нижнего ряда.

На восточной стене повествование идет параллельно. Слева на люнете святого Стефана ведут к месту его мученичества, а справа мы видим его забиваемого камнями. В нижнем ряду Лаврентий сначала осуждается императором Валерианом, а затем, в сцене его мученичества, его зажаривают живьем на решетке. Между этими картинами расположена промежуточная сцена, видимая через небольшое окно – обращение святого Ипполита, главного тюремщика.


Сцены из жизни святого Стефана (фрески верхнего уровня)

Предполагают, что фрески верхнего уровня со сценами из жизни Святого Стефана были значительной степени выполнены с участием помощников Фра Анджелико - в росписи люнет чувствуется большой вклад его школы, особенно Беноццо Гоццоли.

Тематика верхнего ряда фресок посвящана первому христианскому мученику, архидиакону Стефану, который был одним из семидесяти апостолов, избранных апостолом Петром для помощи нищим и проповеди христианства. Он принял мученическую смерть приблизительно в 35 году новой эры, ему было в это время около 30 лет. По выражению Астерия, это был «начаток мучеников, учитель страданий за Христа, основание доброго исповедания, ибо прежде него никто не изливал крови своей за Евангелие».

Святой Стефан убедительно проповедовал христианское учение и побеждал иудейских законоучителей в спорах. Обиженные иудеи оклеветали Стефана, будто бы он произносит хулы на Бога и на Моисея. С таким обвинением святой Стефан предстал перед синедрионом и первосвященником. Он произнес пламенную речь, в которой изложил историю еврейского народа и смело обличил фарисеев в гонениях на пророков и в казни ожидавшегося ими Мессии, Иисуса Христа. Во время речи святой Стефан вдруг увидел небо отверстым и Иисуса Христа во славе, стоящего одесную Бога. Он громко провозгласил об этом. Тогда фарисеи, затыкая уши, набросились на него, повлекли его за город и побивали камнями, а мученик молился за своих убийц.

Любопытно, что одним из гонителей Святого Стефана был Савл - впоследствии ставший апостолом Павлом, светочем и столпом христианства.

Перед смертью Стефан произнес: «Господи не вмени им это во грех; Господи, приими дух мой».

Тело святого первомученика Стефана, оставленное на съедение зверям, тайно взял известный еврейский учитель Гамалиил и предал погребению в своем имении. Впоследствии (в V веке) останки святого Стефана были перевезены в Рим и захоронены рядом с останками Святого Лаврентия.

Фрески капеллы Никколина
Люнет восточной стены
1447–49. Фреска. 322 х 472 см. Капелла Никколина, Ватикан

Согласно книге Деяний святых Апостолов, Стефан вместе с ещё шестью единоверцами был избран апостолами диаконом (служителем) для поддержания порядка и справедливости при "ежедневном раздаянии потребностей" . Избрание диаконов произошло после возмущений несправедливыми раздачами, возникших в среде христиан из "эллинистов", то есть евреев, приехавших в Иерусалим из диаспоры и говоривших на греческом языке.

Восточный люнет представляет две разделённые стеной храма сцены – слева представлена сцена возведения святого Стефана в диаконы, а справа - сцена раздачи Стефаном милостыни нищим.


Фрески капеллы Никколина
Святой Петр возводит святого Стефана в диаконы
1447–49. Фреска. Люнет восточной стены капеллы Никколина, Ватикан

Святой Стефан происходил из евреев, живших за границей, т. е. вне Святой Земли. Такие евреи назывались эллинистами, так как в них чувствовалось влияние греческой культуры, доминировавшей в Римской империи. После сошествия Святого Духа на апостолов Церковь стала быстро расти, и возникла необходимость заботиться о сиротах, вдовах и бедных, обо всех, принявших Крещение. Апостолы предложили христианам выделить семь достойных мужей для опеки нуждающихся. Посвятив этих семь человек в диаконы (что значит помощники, служители), апостолы сделали их своими ближайшими помощниками. Молодой Стефан выделялся среди этих диаконов своей крепкой верой и даром слова, потому его назначили архидиаконом, т. е. первым диаконом.

Изображенная на этой фреске сцена представляет процедуру возведения Стефана в диаконы, которую совершает Святой Апостол Пётр. Рядом стоят шестеро остальных избранных кандидатов в диаконы (Филип, Прокорус, Никанор, Тимон, Парменас и Николай Антиохийский). Действие происходит в церкви без крыши, на фоне архитектуры, в которой классические, ранне-христианские элементы (колонны с перемычкой нефа) соседствуют с элементами готическими, современными Фра Анджелико (своды трансепта). Сцена умело освещена слева направо, очевиден Римский характер архитектуры, и это свидетельствует об успешном восприятии и понимании флорентийским художником местных особенностей. Конструктивно обоснованное положение плит пола позволяет четко обозначить оси сцены. В центре находится фигура Святого Стефана, который стоит на коленях перед Святым Петром у алтаря с балдахином (еще один типичный элемент римских базилик). Слегка склоненная округлая фигура Святого Петра (соответствующая форме люнеты) и коленопреклоненная фигура святого Стефана выдвинуты на передний план. За ними, в глубине сцены - фигуры свидетелей церемонии в элегантных свободных позах, напоминающих другие произведения Анджелико, например, алтарь Анналена.

Фрески капеллы Никколина
Святой Петр возводит святого Стефана в диаконы. Фрагмент

Святой Петр передает святому Лаврентию потир - чашу для вина для причатия и, сверху, дискос - один из литургических сосудов (особое блюдо с изображением сцен из Нового Завета). Потир символизирует чашу, из которой Христос совершал причастие святых апостолов. В ней символически вино превращается в истинную кровь Христову, которой причащаются верующие и священнослужители. Дискос символически изображает Вифлеемские ясли, а также гроб, в котором было погребено тело Иисуса Христа. Дискос служит для положения на нём особым образом вырезанной из просфоры средней её части с печатью наверху. Эта четырёхугольная кубовидная сердцевина просфоры, надрезанная с нижней стороны крестообразно до самой печати, называется агнцем — освященный хлеб, приготовленный для последующего претворения его в Тело Христово, что происходит на том же дискосе.


Фрески капеллы Никколина
Святой Стефан, раздающий милостыню
1447–49. Фреска. Люнет восточной стены капеллы Никколина, Ватикан

На этой фреске Святой Стефан, рукоположенный Апостолами в диаконы, изображен исполняющим свои обязанности по распределению помощи нуждающимся новообращенным христианам.

Действие происходит во дворе церкви. Мы видим Стефана, доставшего несколько монет из сумки и дающего их женщине с ребёнком, стоящим перед ним с протянутой рукой. Среди прочих персонажей мы видим монаха, проверяющего список нуждающихся в милостыне, молящегося человека, паломника, а также ремесленника и женщину с корзиной, которые уходят, получив помощь. Линии стен зданий на заднем плане сходятся к гипотетической центральной точке схода. Выше, за стеной виден сад и нескольких домов. Ещё выше поднимаются башни и шпили. Это сцена на открытой улице напоминает некоторые работы Анджелико, выполненные им непосредственно перед поездкой в Рим, такие как Погребение святых Косьмы и Дамиана из пределлы алтаря Сан-Марко.

Согласно изложенному Лукой в его Деяниях Святых Апостолов избрание диаконов произошло после возмущений несправедливыми раздачами помощи, возникших в среде христиан из "эллинистов" (евреев, приехавших в Иерусалим из диаспоры и говоривших на греческом языке), но избрание диаконов решило проблему.

Среди библеистов и историков христианства, впрочем, широко распространена точка зрения, что представленное в Деяниях как временный конфликт из-за непорядка в управлении общиной недовольство, могло быть симптомом первого конфессионального раскола в церковной истории. Многие исследователи видят в семи служителях вождей "эллинистов", не столько подчинённых, сколько в какой-то мере противостоящих местным руководителям христиан лидеров - если христиане из "евреев" (то есть, из говорившей по-арамейски коренной иерусалимской общины) оставались, по всей видимости, строгими приверженцами храмового культа, то в среде христиан из "эллинистов" возникла критика храмового культа, поскольку еврейская сосредоточенность на Иерусалиме и Храме казалась Стефану и его единомышленникам плохо совместимой со вселенским характером христианского благовестия.

Фрески капеллы Никколина
Святой Стефан, раздающий милостыню. Фрагмент

На этом фрагменте изображен устремляющийся к святому Стефану бедный паломник с традиционной палкой (посохом) и широкополой шляпой.


Фрески капеллы Никколина
Люнет северной стены
1447–49. Фреска. 322 х 412 см. Капелла Никколина, Ватикан

На этом люнете представлены две сцены – Проповедь святого Стефана и Диспут перед синедрионом. Слева святой Стефан читает проповедь перед толпой народа, расположенной по всей глубине пространства. Справа, в комнате, встроенной в пространство сцены слева, он говорит перед собранием. Пространственная глубина в этой сцене ограничена стеной с подвешенным перед ней занавесом. Люнет делятся на два эпизода по целесообразной вертикальной разделительной стене в середине, но обе сцены происходят как бы в одном пространстве, в общем архитектурном офрмлении.

Забота Николая V о Церкви воплотилась в его многочисленных проектах реконструкции Рима. Архитектурные декорации цикла прекрасно выражают его видение Ватикана и Рима. На фресках невозможно определить точную топографию города (действие легенды о святом Стефане происходит в Иерусалиме), но современный Рим присутствует повсюду. Здания Анджелико не выдержали бы проверки инженера-строителя: архитектура вымышлена, а стили смешаны, но для папы Николая V — самого практикующего архитектора, перестроившего епископский дворец в Болонье — разнообразие построек и городских пространств производило большое впечатление.

Имеются многочисленные упоминания об обновлении Николем V таких известных достопримечательностей Рима, как его древние стены и замок Сант-Анджело, внешние стены которого, — как пишет Манетти, — папа оштукатурил и покрасил. Здание с круглой башней на фоне правой сцены Святой Стефан, обращающегося к Синедриону может относиться к этому проекту. Николай V также преобразовал Ватиканский дворец, добавив башню к стенам Ватикана и окружив садом, который Манетти назвал «раем». Структуры, подобные этой, появляются в этой двойной сцене - мы видим непрерывный ряд домов и башен, общий фон неба на самом верху.


Фрески капеллы Никколина
Проповедь святого Стефана
1447–49. Фреска. Люнет северной стены капеллы Никколина, Ватикан

Слева на этом люнете представлена сцена проповеди святого Стефана перед народом. На избранных и рукоположенных в диаконы возложили обязанности не только казначеев общины и помощников вдовиц и бедняков - они вместе с апостолами участвовали в распространении Евангелия. Стефан особенно выделялся среди других, он с дерзновением проповедовал Христа, совершая Его именем различные знамения и чудеса.

Успех проповедей Стефана среди народа был настолько большой, что это возбудило против него ненависть ревнителей закона Моисея – фарисеев. Стефан был схвачен и привлечён к суду вступившими с ним в спор представителями синагоги (или синагог) евреев диаспоры.

Композиционно сцена проповеди святого Стефана происходит в квадрате, образованном зданиями, написанными в смелом ракурсе. Справа (в центре всего люнета) изображен святой Стефан в момент, когда он, интенсивно жестикулируя, излагает слова Христа. Возможно, он ссылается на его слова о двукратном повелении любви - к богу и к ближнему, поскольку на пальцах он указывают цифру 2 (Mt22,35-40).

Фрески капеллы Никколина
Проповедь святого Стефана. Фрагмент

Перед Стефаном расположилась толпа сидящих женщин, несколько мужчин стоят на заднем плане. Оригинальным, новым здесь является использование всей глубины фрески для расположения персонажей.


Фрески капеллы Никколина
Диспут перед синедреоном
1447–49. Фреска. Люнет северной стены капеллы Никколина, Ватикан

События эпизода на правой половине фрески происходят в комнате, ограниченной украшенным цветочным барельефом столбом, поддерживающим архитрав. Вьющаяся наверх цветочная гирлянда на столбе не является отсылкой к реальной архитектуре, это просто одна из придумок Анджелико для данного цикла фресок, использованная и в других эпизодах.

Линии мраморных плит пола, сходящиеся к центру люнета, переносят внимание зрителя к фигуре первосвященника, сидящего перед стеной, покрытой богатой золотой драпировкой. Низкая темная комната резко контрастирует с глубокой открытой сценой левой половины фрески. Фигура Святого Стефана монументальна благодаря освещению и светотени, которые делают её округлой и пластичной, как скульптура. Жест поднятой правой руки святого усиливается параллельными ей линиями пола.

На суде Синедриона Стефан произнёс большую речь. Он изложил историю еврейского народа, показывая на ярких примерах, как евреи всегда противились Богу и убивали посланных Им пророков. Говоря о Храме, Стефан привёл слова пророка Исайи, чтобы доказать, что «Всевышний не в рукотворённых храмах живёт». В то время эпитет "рукотворённый" употреблялся по отношению к языческим идолам, и применить его к Храму было неслыханным богохульством. Члены синедриона слушая его, все более разгорались гневом.

Фрески капеллы Никколина
Диспут перед синедреоном. Фрагмент

В конце речи, обвинив своих судей в убийстве пришедшего Праведника (Христа), Стефан, по рассказу книги Деяний, испытал теофанию: «вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога». Эти слова были восприняты как предельное богохульство, так что слушавшие затыкали уши и заглушали речь Стефана криком.

По мнению большинства исследователей, именно критика храмового культа, возникшая в среде христиан из эллинистов, и стала причиной "великого гонения на церковь в Иерусалиме", начавшегося с ареста Стефана.


Фрески капеллы Никколина
Люнет западной стены
1447–49. Фреска. 322 х 473 см. Капелла Никколина, Ватикан

Люнетта западной стены делится на две части монументальной городской стеной Иерусалима, являющейся естественной частью обеих изображенных сцен. Покатые холмы с разбросанными на них деревьями и домами, образуют единый для двух сцен пейзаж, типичный для Анджелико. Примеры такого пейзажа мы видим на других его работах, например пейзаж на Алтаре церкви Святой Троицы "Снятие с Креста" (где, однако, он менее живописен, но более интимен) или на сцене Благовещения Кортонского алтаря.

Обе сцены освещаются одним и тем же источником света, образуя единое целое.

В эпизоде слева святого Стефана, вызвавшего негодование синедриона, волокут к городским воротам, за которыми, в сцене на правой половине фрески, он принимает свою мученическую кончину. Такое разделение не случайно - смертные приговоры всегда приводились в исполнение за пределами городских стен.


Фрески капеллы Никколина
Святой Стефан, ведомый на свое мученичество
1447–49. Фреска. Люнет западной стены капеллы Никколина, Ватикан

Слышавие речь Стефана перед Синедрионом фарисеи были настолько рассержены, что бросились на него и отвели за городскую стену, чтобы побить камнями. Фигуры фарисеев в угрожающих позах толкают и тянут святого из города. Человек слева в неистовом порыве уже поднял камень, чтобы бросить его в святого.

Из описания в книге Деяний не совсем ясно, был ли Стефану вынесен смертный приговор, или его побила камнями разгневанная толпа, не ставшая даже дожидаться окончания суда. Даже если смертный приговор Стефану и был вынесен, его, по закону, нельзя было приводить в исполнение немедленно, без санкции римской власти.

Фрески капеллы Никколина
Святой Стефан, побиваемый камнями
1447–49. Фреска. Люнет западной стены капеллы Никколина, Ватикан

Справа побиваемый камнями святой Стефан запечатлен за молитвой, он просит Иисуса принять его дух и молится об убийцах. Вокруг него камни, поранившие ему лицо, два из них отскочили от его головы. Один из его мучителей держит в вытянутой руке камень, собираясь его бросить.

В Деянии говорится о погребении и «великом плаче» над Стефаном.

Так архидиакон Стефан стал первым мучеником за Христа в 34 году после Р.X. После этого в Иерусалиме началось преследование христиан, от которого они вынуждены были бежать в разные части Святой Земли и в соседние страны. Так христианская вера стала распространяться в разных частях Римской империи. Кровь первомученика Стефана не пролилась даром.

Использование деревьев для показа сходящейся перспективы (справа) началось со фрески Мазаччо "Чудо со статиром" в капелле Бранкаччи во Флоренции, и было подхвачено Донателло в Старой ризнице (в его рондо "Святой Иоанн на острове Патмос" ).

Вид "космического" города на холме справа напоминает фреску Распятие Мазолино в Сан-Клементе.

Фрески капеллы Никколина
Святой Стефан, побиваемый камнями. Фрагмент

Стоящий слева человек - это Савл, которому было поручено стеречь одежды побивающих камнями. В скором времени Савл, поначалу одобрявший это убийство, уверовал в Христа, крестился и стал знаменитым апостолом Павлом — одним из самых успешных проповедников Евангелия (годы жизни около 20-68), автором знаменитых Посланий. Его соподвижниками и последователями были евангелисты Лука и Марк.

Анджелико изображает Савла здесь взрослым мужчиной, и это, однако, неточность. В действительности Савлу в то время еще не исполнилось и 13 лет (возраст совершеннолетия у евреев). Поэтому он и не принимал участия в экзекуции - ему только поручили стеречь одежды исполнителей приговора. Савл происходил из знатной еврейской семьи, имевшей римское гражданство, поэтому у него было также и римское имя - Павел.


Сцены из жизни святого Лаврентия (фрески нижнего уровня)

Фрески нижнего уровня были выполнены, как показывает стилистический их анализ, преимущественно самим Фра Анджелико. Это объясняется тем, что они расположены ближе к зрителю и, таким образом, играют более важную роль в оформлении капеллы, чем фрески верхнего ряда. Эти фрески представляют сцены из жизни Святого Лаврентия - последователя и ученика папы Сикста II, также как и Лаврентий пострадавшего во время гонений на христиан императора Валериана в середине третьего века.

Интерес Николая V к легендам о раннехристианских мучениках привел его к тому, что он поручил флорентийскому священнослужителю Антонио Агли написать новый мартиролог, основанный на новых гуманистических научных основаниях. Агли весьма критически относился к средневековым агиографам (Писателям, описывающим житие святых), которые приукрашивали легенды до крайней степени. Он значительно отредактировал легенды о святых Стефане и Лаврентии, которые агиограф тринадцатого века Якопо да Варагине популяризировал в «Золотой легенде». Тем не менее, текст Агли, который так и не был закончен, не стал основой для ватиканского цикла, поскольку Агли исключил из легенды о Святом Лаврентии центрального персонажа - папу Сикста II. Сикст жил во времена правления Валериана (253–260), тогда как Лаврентий, по общему мнению, принял мученическую смерть при правлении императора Деция (249–251). Это вызвало проблему еще у Якопо да Варагине, который признавал несоответствие дат. Однако этот ватиканский цикл фресок требовал включения папы, и Сикст был изображен, с чертами Николая V.

Лаврентий происходил из города Оска (ныне Уэска) в Тарраконской Испании и был учеником архидиакона Сикста. Когда Сикст стал римским епископом в 257 году, Лаврентий был рукоположен в диаконы. Ему поручили надзор за имуществом Церкви и заботу о бедных. Во время гонений Валериана в 258 году многие священники и епископы были казнены, а христиане-сенаторы или члены знатных семейств лишались имущества и изгонялись из города. Сикст II был одной из первых жертв этих преследований (обезглавлен 6 августа). После казни Сикста Лаврентий был брошен в темницу, и вскоре римский префект потребовал у него отдать государству сокровища Церкви.

Попросив три дня срока, архидиакон роздал почти всё церковное имущество беднякам. На третий день он явился к префекту вместе с толпой нищих, калек, слепых и больных, заявив: «Вот подлинные сокровища Церкви» (в другом варианте — «Востину богата Церковь, богаче вашего императора»). За эту дерзость Лаврентий был подвергнут жестоким пыткам и, отказавшись поклониться языческим богам, заживо изжарен на железной решётке.

С IV века Святой Лаврентий - один из наиболее почитаемых святых христианского мира. Его считают покровителем нищих, библиотекарей и поваров. Считается, что прославившемуся своим смирением Святому Лаврентию в награду дарована возможность каждую пятницу вывести из чистилища одну душу.

Фрески капеллы Никколина
Святой Сикст возводит святого Лаврентия в диаконы
1447–49. Фреска. 271 х 197 см. Нижний уровень восточной стены капеллы Никколина, Ватикан

Эта фреска расположена между двумя заглубленными окнами и это сильно влияет на производимый ею эффект. Несмотря на то, что это единственная из фресок без парного объединенного с ней эпизода, она всё же композиционно согласована со сценой верхнего ряда - сценой возведения в диаконы Святого Стефана. Действие обеих сцен происходит в базилике, в обеих сценах епископ держит в руках потир (чашу для вина - крови Христовой) и дискос (блюдо для просфиры - тела Христова), передавая их новому диакону.

В случае данной фрески, однако, неф церкви укорочен и боковые его конструкции с пятью колоннами с каждой стороны сходятся в ясной центральной перспективе, с явной отсылкой к архитектуре ранних классических базилик. Фигуры персонажей не занимают положения в самом центре, единственным элементом, образующим вертикальную линию по центру фрески, является чаша, которую Сикст передаёт Лаврентию.

В Риме центральная перспектива введена впервые как раз Анджелико в этой фреске и во фреске выше со сценой раздачи милостыни Святым Стефаном. В монументальных произведениях он использовал её первый раз, после некоторых экспериментов в работах небольшого формата, таких как Принесение Христа во храм в пределле Кортонского алтаря (1430 год), или Святые Петр и Павел, являющиеся святому Доминику в пределле алтаря Сан Доменико "Коронация Богоматери" (1430-1432).

Вокруг двух центральных фигур полукругом расположены другие - фигуры священников, диаконов, других священнослужителей. Каждый из них индивидуализирован либо богатым одеянием с золотыми деталями отделки, либо драгоценным предметом, который он держит в руках, книгой, или, как святитель позади папы, прозрачной вуалью, выполненной с большим мастерством. С особенной значительностью здесь выполнено изображение папской тиары на голове Сикста II - с жемчугом, эмалью и драгоценными камнями, а также его кресло, украшенное заклепками и гравировкой.

Здесь, как и в других работах Анджелико, важным элементом картины является ясный рассеянный свет.

Интересно, что в этом цикле фресок папа и прелаты облачены в лазоревые одеяния, которые потом использовались редко, а сейчас не используются вовсе.


Фрески капеллы Никколина
Сцены на северной стене
1447–49. Фреска. 271 х 473 см. Капелла Никколина, Ватикан

Сикст был мучеником, но его управление церковью и забота о ней — центральная черта его легенды. Гуманисты, близкие Николаю V, тоже восхваляли его как мученика, но как мученика своего положения. В жизнеописании понтифика, написанном за четыре года до его смерти, Микеле Каненси, ученый и церковный каноник заявил, что Николай V стал мучеником не от крови, которую он пролил, а от забот и тревог, которые он претерпел, заботясь о своей пастве; французский прелат Жан Жоффруа, произнесший речь на похоронах Николая, назвал его «живым мучеником». Фрески Анджелико подчеркивают это. Изображенная на нижнем ярусе старинной входной северной стены сцена, в которой Сикст передает Лаврентию церковное сокровище, соседствует с Лаврентием, раздающим богатства бедным. Из многих парных повествований в часовне это единственное, в котором сцены разделены нарисованной рамкой, без какой-либо попытки придать соседним сценам какое-то архитектурное или пространственное единство; все остальные имеют непрерывный фон. Граница предполагает разрыв между двумя сценами и, в частности, отсутствие эпизода мученичества папы.

В обеих сценах Анджелико показывает пышную Римскую архитектуру. Обе изложены очень просто, с множеством мелких деталей, но без избыточности.


Фрески капеллы Никколина
Святой Сикст вверяет святому Лаврентию ценности церкви
1447–49. Фреска. 271 х 205 см. Нижний уровень северной стены капеллы Никколина, Ватикан

Перед избранием папой Сикст жил в Испании. Лаврентий встретил Сикста II во время своей учебы в Сарагосе и произвёл на него очень хорошее впечатление: папа послал его в Рим и лично посвятил его в сан архидиакона церкви. Занимая эту должность, Лаврентий заведовал всеми сокровищами церкви, её казной, был хранителем Святого Писания и богослужебных книг. Статус римских диаконов в христианской среде того времени был очень высок, едва ли не выше, чем у епископов других городов. Диаконы были ближайшими сподвижниками и помощниками Папы.

Легенда, переданная Амвросием Медиоланским, утверждает, что Лаврентий встретил Сикста, которого вели на казнь, и спросил его: «Куда ты, отче, грядешь? Зачем оставляешь своего архидиакона, с которым всегда приносил Бескровную Жертву? Возьми своего сына с собой, чтобы и я был общник тебе в пролитии крови за Христа!». Святой Сикст отвечал ему: «Не оставляю тебя, сын мой. Я старец и иду на лёгкую смерть, а тебе предстоят более тяжкие страдания. Знай, что через три дня после моей смерти и ты пойдешь за мной. А теперь пойди, продай церковные сокровища и раздай гонимым и нуждающимся христианам».

На этой фреске эта встреча трактуется как эпизод в здании эпохи Возрождения, разделенный на две части: слева - наружная часть здания со входной дверью, в которую стучатся солдаты императора Валериана, справа - внутреннее поперечное сечение здания (так следует понимать, хотя художник даёт не так много доказательств такого разделения), где Сикст II вверяют сокровища церкви почтительно опустившемуся на одно колено Святому Лаврентию, тогда как прислужник несет шкатулку с подносом столового серебра на ней. Эта вторая сцена расположена во дворе, огражденном слева массивными коринфскими колоннами и соответствующими им очень тонкими колоннами на заднем плане (нарисованными, как кажется, с ошибкой, возможно, из-за участия в работе учеников). Гораздо более убедительно выглядит открываемая дверь с порогом на переднем плане, на который опираются косяки, а также кипарисы, растущие во внутреннем дворе при взгляде на них издалека. Вертикальные темные линии в окне на заднем плане являются стволами деревьев - растущих во дворе кипарисов, верхушки которых видны над задней стеной. Они придставлены на продолжении линии взгляда - этот же приём мы видим на люнете со сценой мученичества Святого Стефана.

Другими архитектурными элементами в этой сцене являются терраса на крыше, вид на верхнюю часть зданий, красивое художественное оформление портала с фронтоном, украшенным барельефом Искупителя в форме раковины и двумя медальонами ангелов, представленных в виде детских голов. Фриз с вьющимися листьями является элементом, придуманным Анджелико (он также встречается и в других фресках в капелле Николая V), он не имеет аналогий ни с классической архитектурой, ни с архитектурой Ренессанса второй четверти ХV века. Архитектура зданий в целом выглядит несколько идеализированной из-за использования интенсивных розовых тонов стен, в то время как вид монастырского двора за окном более правдив и типичен для работ Анджелико.

Что касается персонажей этой сцены, большое внимание посвящено фигурам охранников на переднем плане. В группе справа доминирует фигура папы Сикста, одетого в драгоценный дамасской плащ и богатую тиару, усыпанную жемчугом, эмалью и драгоценными камнями. Его лицо находится в тесном визуальном контакте с лицом Святого Лаврентия, стоящего на коленях на коленях в далматине, написанном в мягком свете цветами на основе розовых и золотых оттенков. Среди второстепенных персонажей интересна фигура монаха, стоящего левее папы, с беспокойством следящего за натиском солдат в дверь, на которую он с тревогой смотрит.


Фрески капеллы Никколина
Святой Сикст вверяет святому Лаврентию ценности церкви. Фрагмент

Изображенному слева папе Сиксту II приданы черты Николая V, заказчика фресок и покровителя Фра Анджелико. Этот "трюк", который потом получил широкое распространение, здесь встречается впервые. Этот открытый Анджелико приём стал обычным позже для художников, работающих при папском дворе. Есть также предположение, что лицо, робко выглядывающее из-за спины понтифика - автопортрет художника.

По легенде, и у папы было 6 пальцев на правой руке, и поэтому он получил имя Сикст. Распространению этой легенды способствовало мнение, что на картине Рафаэля "Сикстинская Мадонна", папа, согласно широко распространенному заблуждению, изображён с шестью пальцами. На самом деле это миф: мнимый "второй мизинец" на самом деле является частью внутренней стороны ладони.

Фрески капеллы Никколина
Святой Сикст вверяет святому Лаврентию ценности церкви. Фрагмент

Фигурам солдат на этой сцене уделено большое внимание - им присущ исключительный пластический рельеф, а также заметны эксперименты мастера с металлическим блеском на броне. Эти двое солдат, пытающихся открыть дверь, являются также намеком на решение папы Николая V объявить 1450 Юбилейным годом.

У евреев Юбилейный год праздновался каждый пятидесятый год (после каждых 7x7 субботних годов). В этот год прекращались все полевые работы, рабы-евреи освобождались, заложенные земли возвращались владельцу или его законным наследникам без выкупа. В католической церкви Юбилейный год впервые был учрежден папой Бонифацием VIII с целью пополнения папской казны. Первый Юбилейный год праздновался в Риме в 1300 и должен был повторяться каждые сто лет. Но празднование Юбилейного года дало такие блестящие результаты, что уже Климент VI объявил его повторение через пятьдесят лет, а папа Урбан VI ограничил Юбилейные года периодом в 33 года, мотивируя это тем, что столько длилась земная жизнь Христа. Затем Юбилейный год праздновался в 1400, 1423 и 1450.

В начале Юбилейного года с пышными церемониями происходило открытие замурованной двери храма Св. Петра (Золотая дверь). После открытия двери блестящие процессии кардиналов с папой во главе проходили через нее, а на следующий год 24 декабря с такими же церемониями происходило закрытие Золотой двери. Тем христианам, кто в Юбилейный год в течение 14 дней молился в храме Святого Петра в Риме, давалось полное отпущение грехов.


Фрески капеллы Никколина
Святой Лаврентий, раздающий милостыню
1447–49. Фреска. 271 х 205 см. Нижний уровень северной стены капеллы Никколина, Ватикан

Святой Лаврентий изображен на фоне входа в монументальную базилику с колоннами. Находящаяся в глубине апсида обрамляет и привлекает внимание к фигуре святого. Эта композиция представляет зрителю ещё один вариант прямой перспективы, которая также использована во фреске верхнего ряда Раздача милостыни Святым Стефаном. Портал на переднем плане украшен коринфскими пилястрами с необычными растительными мотивами, которые также встречаются в других фресках в капелле.

Несмотря на реалистичные ссылки в виде получающих милостыню больных и бедных, во фреске преобладает ощущение порядка и общей гармонии.

Фрески капеллы Никколина
Святой Лаврентий, раздающий милостыню. Фрагмент

На Святого Лаврентия смотрят его подопечные - нищие, увечные, немощные: хромой, слепой, паломник, нищий, матери с детьми, двое маленьких сирот с лохмотьях. Он дает деньги безногому, изображенному на переднем плане.

По красному одеянию святого Лаврентия разбросаны золотые языки пламени, как бы намекая на будущую его смерть от огня.

Фрески капеллы Никколина
Святой Лаврентий, раздающий милостыню. Фрагмент

Фигур персонажей реалистичны но, в то же время, это результат некоторого поэтического обобщения.


Фрески капеллы Никколина
Сцены на западной стене
1447–49. Фреска. 271 х 471 см. Капелла Никколина, Ватикан

На нижнем уровне западной стены представлены две сцены: Осуждение святого Лаврентия императором Валерианом и Мученичество святого Лаврентия. Панель разделена на две части различием в архитектурном фоне, но, несмотря на некоторую разность масштабов изображений зданий и фигур, они гармонично соседствуют друг с другом. Сцены также объединены карнизом наверху стены, общим для обеих сцен. Однако, в этой фреске всё же нет того композиционного единства левой и правой частей, которое мы наблюдаем на люнете верхнего ряда.


Фрески капеллы Никколина
Осуждение святого Лаврентия императором Валерианом
1447–49. Фреска. 271 х 235 см. Нижний уровень западной стены капеллы Никколина, Ватикан

По легенде, изложенной Амвросием Медиоланским, Святой Лаврентий вместо церковных сокровищ, которые требовал от него император, привел к нему толпу бедняков, сказав, что это и есть истинные сокровища церкви, и именно это особенно рассердило императора. В своём изложение, однако, Анджелико опускает бедных, сосредоточившись на сцене осуждения Святого Лаврентия императором в присутствии своих солдат, офицеров и различных второстепенных персонажей.

Эта композиция многое наследует у прежних работ Фра Анджелико. Стена, разбитая на секции пилястрами, покрытый богатым орнаментом занавес, высокий трон изысканной архитектуры – все это знакомо по алтарю Анналена, написанном двумя годами ранее. Несколько солдат и горожан стоят полукругом вокруг императора, создавая ощущение глубины без показа суживающихся прямоугольников на переднем плане.

Эта архитектура на заднем плане, вероятно, является одним из самых интересных элементов этой сцены, своей великолепной полихромией напоминающая Древний Рим, который папство Николая V пыталось воссоздать. Трон императора поднят на несколько ступеней, на которых можно прочесть год "253". Он находится в золотой нише, в окружении розовых пилястр, украшенных орнаментом растительными мотивами (используемым Анджелико и в других фресках цикла), с портиком с гирляндой в виде цветочных спиралей. Над стеной мы видим стоящие над антаблементом вазы с цветами и верхушки растущих за стеной деревьев, среди которых - пальмы, символы предстоящего мученичества.

Фрески капеллы Никколина
Осуждение святого Лаврентия императором Валерианом. Фрагмент

Святой Лаврентий со связанными за спиной руками стоит перед императором, не реагируя на угрозу Валериана подвергнуть его пыткам - орудия пыток лежат на земле, у ног святого. На них красноречиво указывает рука императора.


Фрески капеллы Никколина
Мученичество святого Лаврентия
1447–49. Фреска. 271 х 236 см. Нижний уровень западной стены капеллы Никколина, Ватикан

Лаврентий был подвергнут жестоким пыткам и, отказавшись поклониться языческим богам, был брошен на гридирион (решетка для пытки огнем). Мучение и смерть он принял хладнокровно, а слова, сказанные им своим мучителям, стали крылатыми: "Вот, окаянные, вы уже испекли одну сторону тела моего, поворотите его на другую и ешьте испеченное".

Сцена в правой части фрески повреждена больше всех остальных. Она была частично переписана в конце шестнадцатого века. Хотя её композиция и согласована как с левой сценой, так и со сценой верхнего люнета, всё же здесь не используются в полной мере возможности по объединению сюжетных сцен, как это было на других фресках цикла. Дополнительная изолированность этой сцены от предыдущей возникает также из-за вставленной между ними дополнительной сценки обращения Святым Лаврентием тюремщика Ипполита, видимой в оконном проёме стены разделяющего их здания.

Сцена мученичества решена довольно традиционно, с на переднем плане изображен гридирион с окружающими его фигурами палачей, которые разжигают пламя и удерживают святого на решетке, упираясь шестом в его шею. В верхней части фрески, на балконе за казнью следит император Валериан с двумя группами своих офицеров по бокам. Похожая композиционная схема использовалась Анджелико в его пределле Мученичество Святых Косьмы и Дамиана.

С особой настойчивостью, больше чем в других произведениях Анджелико, здесь представлена богатая архитектура, как, например, ряд скульптур в нишах. Само здание написано скорее реалистичным, чем идеализированным - здесь, возможно, присутствует влияние работ Леона Батиста Альберти.

Фрески капеллы Никколина
Мученичество святого Лаврентия. Фрагмент

Сцена видимая в тюремное окно, представляет обращение святого Ипполита, главного тюремщика. Император заключил святого Лаврентия в темницу и поручил надзирать за ним начальнику тюрьмы Ипполиту. В темнице святой Лаврентий молитвой исцелял собиравшихся к нему больных и многих крестил. Пораженный этим, Ипполит сам уверовал и принял Крещение от святого Лаврентия со всем своим домом.

Некоторые агиографы считают, что в описание смерти святого Лаврентия вкралась ошибка – из-за пропущенной буквы «passus est» «пострадал», превратилось в «assus est» «зажарился», и придерживаются мнения, что диакон Лаврентий был казнён мечом, как Папа Сикст, но для нас сегодня эти детали не важны. Подлинность существования, как и подлинность факта мученичества святого Лаврентия не вызывает сомнений даже у историков нехристиан.



предыдущая следующая
c-rover
2009 - 2023
содержание