содержание
Все сайты C-Rover

Фра Беато Анджелико было поручено украсить фресками более сорока келий, коридоры и другие помещения монастыря Сан Марко, и эта работа была проведена им и его помощниками в период с 1439 по 1444 год.

Фрески монастыря Сан Марко были созданы под руководством Анджелико в период с 1439 по 1444 год. Сцены в кельях предназначены для помощи монахам в их медитации. Они находятся напротив входа на стене с окном, в результате чего в стене словно появляются два проема, один — ведущий в физический мир, а другой — в духовный.

Келья

Фигуры всюду доминируют над простым, почти лишенном деталей окружением, они носят успокаивающий характер. Эти фрески скромны, написаны в простых цветах, в них нет ничего яркого, что отвлекало бы от духовных переживаний.

В ранном разделе представлены фрески с изображением Распятия Христа, самого распространенного сюжета сцен в кельях:

Анджелико был ответственен за концепцию всей серии и контролировал изготовление всех фресок, но специалисты усматривают участие в работе нескольких - четырех или пяти - разных художников, в том числе Беноццо Гоццоли и Заноби Строцци.

Фрески в кельях внутренней стороны коридора, выходящей во дворик, значительно ниже по своим художественным качествам, чем фрески келий, расположенных с внешней его стороны. В кельях от № 15 до № 23 изображено Распятие с поклоняющимся ему Святым Домиником, принадлежащее, как кажется, одному и тому же малопримечательному художнику. Сцены Распятия с Богоматерью и святыми в кельях 4 и 25 почти не вызывают сомнения в авторстве Мастера кельи № 2. Распятие в келье № 29 — работа Беноццо Гоццоли.


к.15-21 - Распятия со Св. Домиником

В ходе работ по оформлению келий монахов непосредственное участие Фра Анджелико в исполнении фресок, по-видимому, уменьшалось, а доля участия Беноццо Гоццоли и других его помощников увеличилась. Это особенно очевидно в изображениях Распятия со святым Домиником в кельях послушников в южном коридоре (кельи с 15 по 21), строительство которых началось в 1441 году.

Фрески Сан Марко
Оформление келий с 15 по 21

Фрески были выполнены очень быстро - работа над каждой из фресок завершалась всего за два дня. Все они, вероятно, почти полностью были написаны либо Беноццо Гоццоли, либо каким-то другим помощником Анджелико, но не самим мастером - это видно по линейному изображению идеализированной фигуры Христа, особенно его грудной клетки, а также по плоскому, упрощенному моделированию хабита святого Доминика.

Фрески Сан Марко
Келья 15
Фрески Сан Марко
Келья 16

Фрески Сан Марко
Келья 17
Фрески Сан Марко
Келья 18

Фрески Сан Марко
Келья 19
Фрески Сан Марко
Келья 20

Фрески Сан Марко
Келья 21

Распятия с молящимся святым Домиником
1440-41. Фрески. 155 x 80 см. Кельи 15-21, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Эти кельи, самые большие жилые кельи в монастыре, предназначались для новых братьев, недавно принятых в монастырь. В каждой из этих келий была фреска на одну и ту же тему - Распятие с молящимся святым Домиником. Стилистическим и композиционным прототипом для них служила фреска "Святой Доминик, охватывающий Крест" в начале Коридора Клириков (2-й этаж (B) ). Однако, каждая из этих семи фресок изображает Святого Доминика в различных позах, соответствующим различным способам моления, которые практиковал и рекомендовал своим ученикам Святой Доминик.

Изображение Иисуса на этих фресках довольно натуралистично, приближающееся к изображению мирского человека. Доминик показан в профиль, в строгой одежде, без лишних эмоций, но его глубокое отношение к Христу ясно проявляется через его позу и набожные жесты. Сцена Распятия здесь вырвана из контекста и не ставит цели показать некоторое реальное событие. Она представлена на плоском белом фоне так, словно это книжная миниатюра. На страницу иллюстрированной книги также намекает и рамка вокруг фрески (в келье 15 сохранилась оригинальная рамка). Присутствие Святых в библейских сценах на фресках Сан Марко было отправной точкой для медитации монаха, помогавшей ему изучать священные тексты и готовиться к проповедованию. Жесты доминиканских Святых во фресках составляют некий дидактический иллюстрированный язык, на котором эти картины "говорят" зрителю, как подражать модели.

Дело в том, что существовало полное иллюстрированное руководство, называемое De modo orandi, написанной во второй половине 13-го века. Оно распостранялось как приложение к Житию Святого Доминика. В нём каждый жест и поза молящегося доминиканского монаха связывалась с конкретным образом или способом молитвы. De modo orandi основывался на убеждении, что конкретное состояние мистического сознания может достигаться принятием конкретного физического положения. Таким образом художник изобразил жесты или действия для вызова девяти внутренних состояний: 1) Почитание, с глубоким поклоном от талии 2) Изнеможение Смирения 3) Бичевание Раскаяния 4) Сострадание, Повторяющееся коленопреклонение 5) Размышление, Стоя вертикально, руки перед грудью, 6) Просящий Бога, Стоя, раскинув руки 7) Положение Экстаза, Руки, поднятые вверх 8) Воспоминание, Читающий 9) Энтузиазм к проповеди. Шесть из них изображены на фресках в кельях 15-21.


к.22 - Распятие с Богоматерью

Фрески Сан Марко
Распятие с Богоматерью
1440-41. Фреска. Келья 22. Монастырь Сан Марко, Флоренция

Скорее всего, фреска в келье 22 написана с участием Беноццо Гоццоли, ученика Фра Анджелико.


к.04 - Распятие с Богоматерью, Иоанном, Домиником и Иеронимом

Фрески Сан Марко
Распятие с Богоматерью, Святым Иоанном Евангелистом,
Святым Домиником и Святым Иеронимом
1440-41.Фреска. 178 х 150 см.
Келья 4, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Фреска этой кельи написана, как думают, одной и той же рукой, что и фреска кельи № 2 (Заноби Строцци?). Однако обе фрески исполнены под руководством Анджелико, возможно, подготовившим для них рисунки для отдельных групп в композициях.


к.23 - Распятие с Богоматерью и Св. Домиником

Фрески Сан Марко
Распятие с Богоматерью и Св Домиником
1440-41. Фреска. Келья 23. Монастырь Сан Марко, Флоренция

Фреска кельи 23 представляет редкий для Италии тип Распятия - с Христом, пригвождаемым к Кресту Добродетелями. На ней изображены парящие вокруг Креста Добродетели с молотками, которыми они забивают гвозди глубже в дерево. Известно около 20 работ с подобной иконографией и только две из них находятся в Италии, остальные - в регионе севернее Альп.

На этой фреске высокое качество живописи присуще фигуре Святого Доминика. Его лицо, эффектно подсвеченное сзади, мягко спадающие складки хитона с явным трехмерным эффектом - это, вероятно работа самого Фра Анджелико. Остальная часть фрески выполнена, видимо, двумя его учениками. Так, судя по некоторой склонности к графическому стилю, фигуру Христа, возможно, рисовал Беноццо Гоццоли. Но и участие в ней самого Анджелико не исключено.


к.25 - Распятие с Богоматерью, Марией Магдалиной и Св. Домиником

Фрески Сан Марко
Распятие с Марией, святым Домиником и Марией Магдалиной
1440-41. Фреска. 176 х 136 см. Келья 25, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Фигура Христа на этой фреске может принадлежать руке самого Фра Анджелико.


к.29 - Распятие с Богоматерью и Петром Мучеником

Фрески Сан Марко
Распятие с Марией и святым Петром Мучеником, Голгофой и черепом Адама
1440-41. Фреска. Келья 29, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Возможно, что исполнение этой фрески, включая её рисунок, Анджелико поручил своим соратникам. Об этом можно судить по слишком широким мазкам, которыми написаны складки мантии Богоматери и скальные камни вокруг, а также некоторым трудностям с изображением левой руки Петра Мученика. Это мог быть Беноццо Гоццоли или Баттисто ди Бьяджо Сангвини.


к.30 - Распятие с Богоматерью и Св. Домиником

Фрески Сан Марко
Распятие с Богоматерью и Св Домиником
1440-41. Фреска. Келья 30. Монастырь Сан Марко, Флоренция

Распятие с горюющей Марией, сидящей на земле - тема, созвучная работам Лоренцо Монако. Это весьма качественная фреска. Фигура святого Доминика, возможно, написана Беноццо Гоццоли, а вот фигуры Марии и Христа могут быть работами самого Анджелико.


к.38 - Распятие с Богоматерью, Иоанном, Космой и Петром Мучеником

Келья 38 служит вспомогательным помещением, своего рода "прихожей" к следующей келье.

Келья
Келья 38

Она открывается в большее, слегка изогнутое примыкающее помещение кельи 39 с большой фреской-люнетом и фреской-табернаклем, встроенным в стену.

Келья
Келья 39

Кельи 38 и 39 были спроектированы и построены специально для Козимо ди Медичи - основателя монастыря, он использовал их для духовного уединения. Эти кельи служили ему его персональной молельней.

Фрески Сан Марко
Распятие Христа со святой Марией и святыми
1440-41. Фреска. 152 х 112 см. Келья 38, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Келья 38 находится непосредственно рядом с дверью северного коридора второго этажа. Это первая келья, мимо которой проходили мирские посетители, следовавшие в библиотеку Сан Марко (первую публичную библиотеку Флоренции), вход в которую находился дальше по коридору. Фрески на стенах келий находились на одной оси с открытыми дверями келий (согласно правилам доминиканского монашества дверцы келий должны оставаться днем открытыми) и ориентированы на зрителя в коридоре, поэтому, когда посетитель библиотеки шел по северному коридору, у него была возможность увидеть их - во время ходьбы или остановки по пути. И первое изображение, с которым придя на второй этаж сталкивались посетители библиотеки, была сцена Распятия с Девой Марией и святыми покровителями Медичи, расположенная в келье 38 с левой стороны северного коридора, то есть фреска, украшающая первую из двух смежных камер Козимо Медичи.

Это фреска, написанная Беноццо Гоццоли, помощником фра Анджелико, является единственной фреской в кельях Сан Марко, в которой в качестве цветового фона использовался ультрамариновый синий пигмент. Цвет фона этого изображения визуально и концептуально создавал связь с фресками, расположенными на первом этаже, прежде всего с расположенным этажом ниже Распятием со святым Домиником, мимо которого посетитель библиотеки обязательно проходил по пути со двора на лестничную клетку. Эта фреска первого этажа является дополнением к Распятию с Девой Марией и святыми покровителями Медичи в келье Козимо. Вместе они как бы обрамляют переход посетителя библиотеки с первого этажа на второй. Находилась ли сцена Распятия на стене коридора или в самой келье - в любом случае светские посетители библиотеки имели к ней четкий визуальный доступ.

Кроме того, фреска кельи 38 на втором этаже сразу же помещает светских посетителей Сан-Марко под патронаж Медичи. Распятие с Девой Марией и святыми наполнена визуальными подсказками, отражающими интересы Медичи, на нескольких уровнях оно передаёт информацию о семье Медичи, её амбициях и социальном статусе, а также о значении их покровительства монастырю Сан-Марко для всего города.

Силуэт распростертого тела Христа на кресте вырисовывается на голом синем фоне в двух верхних третях Фрески. Блики освещают грудную клетку и мышцы живота Христа, создавая впечатление, что его тело выступает наружу из плоскости нарисованного креста в реальное пространство зрителя. Ниже на скалистом переднем плане изображены четыре святых, преклонивших колени в знак преданности Христу. Святые расположены группами по два человека по обе стороны от креста, иерархия здесь устанавливается расположением фигур Девы Марии и Иоанна ближе к кресту.

Слева, святой Косма, покровитель Козимо Медичи, стоит на коленях в профиль рядом с Богородицей, сложив руки в молитве. Дева Мария, одетая в пурпурные одежды, берет на себя роль заступницы, прямо обращая свой взгляд к зрителю и указывая на фигуры справа от зрителя. Там изображен покровитель Джованни, младшего сына Козимо Медичи - Святой Иоанн. Он стоит на коленях, сложив руки в молитве и склонив голову к телу Христа. Последняя изображенная в профиль стоящая на коленях фигура в дальней правой части картины - святой Петр Мученик, покровитель Пьеро, старшего сына Козимо Медичи.

Над этими четырьмя фигурами Христос на кресте склоняет голову вниз, чтобы обратиться к Деве Марии и святому Косме. Он произносит две фразы (две строки слов в левой части изображения, написанных с позиции Христа, то есть "вверх ногами" и "задом наперед"), которые относятся к описанному в Евангелии от Иоанна моменту, когда Христос видит свою мать и ученика у основания креста и вверяет их друг другу как мать и сына. Здесь, однако, эти фразы значительно отличаются от библейского текста - в отличие от взаимного признания между Девой Марией и Иоанном, указанного в Евангелии, здесь Христос призывает свою мать признать двух сыновей (вместо Евангельского “Женщина, узри своего сына” и “узри свою мать”, на фреске написаны фразы “Женщина, узри своего сына” и “Узри своего сына”). Раз святой Иоанн и святой Петр Мученик признаются покровителями сыновей Козимо Медичи, Джованни и Пьеро, то слова благословения от Христа в сочетании с жестом Девы Марии в сторону двух святых на правой стороне изображения указывают на божественно санкционированную защиту Девой детей Козимо. Для зрителя, смотрящего на изображение либо из коридора, либо из кельи Козимо в этом религиозном послании изображения говорилось о привилегированном статусе семьи Медичи по отношению к Христу и святым. Если кто-то обратит свои молитвы к святым покровителям Медичи, изображенным на фреске, они, в свою очередь, передадут их Пресвятой Деве, хранительнице их семьи. То есть Медичи следует рассматривать как ходатаев перед Богородицей.

Близкое визуальное сходство Распятия из кельи 38 и Распятия со Святым Домиником на первом этаже ниже, было также ясно для зрителя-посетителя библиотеки, как и их явные различия. Присутствие Доминика на изображении Распятия было основано не на библейском повествовании, а лишь служило изображением в монастыре основателя Доминиканского ордена - для монахов, его последователей (этот прием широко использовался на фресках Сан-Марко, чтобы облегчить духовную медитацию монахов-доминиканцев в их ежедневных молитвах - изображение на фреске свидетеля-доминиканца более свободно позволяло монаху концептуально взаимодействовать с историческим событием посредством жестов и воображения). Распятие же в келье Козимо служило светским целям - здесь вместо святого Доминика в роли главных героев сцены выступают святые покровители Медичи. Для глаз мирян, свободно приходивших из внешнего мира в библиотеку в сердце монастыря, они были очевидными доверенными лицами Козимо и других членов семьи Медичи. Эта фреска подразумевала, что именно Козимо, а не монахи-доминиканцы, управлял и защищал пространство келий и библиотеки в этом северном коридоре монастыря.


к.43 - Распятие с Богоматерью, Иоанном, Марией Магдалиной и Св. Домиником


Распятие
1440-41. Фреска. Келья 43, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Слева от креста – три человека, упомянутые в Евангелии от Иоанна. Это Мария, мать Христа, Ученик Иисуса, видимо, это Иоанн, и Мария Магдалина. Мария изображена в разбивающем ее сердце горе, она опускает глаза и наклоняется к земле. Мария Магдалина заботится о ней, как если бы она заботилась о своей собственной матери, а Иоанн поддерживает Марию сзади. Иисус еще жив, его бок еще не пронзен копьем – Анджелико представляет сказанное в Евангелии от Иоанна: перед смертью Иисус сказал Иоанну и своей матери, чтобы она была у этого ученика и была бы ему как мать. И здесь основание теологии, которая принимает Марию за мать церкви.

С другой стороны креста – доминиканский монах. Он весь в боли, его чувства выражены положением его рук. Одной рукой он поддерживает другую, которую он держит перед глазами, чтобы не видеть того, что он не может вынести. Кажется, что он плачет. В средневековой набожности дар слез считался очень ценным, рассматривался как большая милость, так как осуществлял сострадание во всей строгости этого слова. Сочувствовать – это значит страдать вместе тем, кто страдает, так что сопричастие Христу означало соучастие в спасении мира.


к.44 - Часть фрески со Св. Домиником (перед утраченным Распятием)


Святой Доминик, молящийся перед Распятием
1440-41. Фреска. Келья 44, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Этот фрагмент фрески был ранее частью большой фрески и композиционно близок к другим фрескам. Остальная часть фрески была потеряна, когда было сделано новое окно, так как старое было заложено при монтаже лестницы. Неизвестно, когда это произошло.



предыдущая следующая
c-rover
2009 - 2022
содержание