содержание
Все сайты C-Rover

Фра Беато Анджелико было поручено украсить фресками более сорока келий, коридоры и другие помещения монастыря Сан Марко, и эта работа была проведена им и его помощниками в период с 1439 по 1444 год.

Анджелико создал для монастыря Сан Марко росписи, которые украшают кельи монахов на втором этаже и некоторые залы. Большинство сцен в кельях, по отношению к помещениям, где они написаны, довольно крупномасштабны. Изображения находятся напротив входа на стене с окном, в результате чего в стене словно появляются два проема, один — ведущий в физический мир, а другой — в духовный.

Келья

Фигуры всюду доминируют над простым, почти лишенном деталей окружением, они носят успокаивающий характер, ибо назначение композиций — не декорирование интерьера, но помощь молящимся братьям в их медитации. Эти фрески скромны, они написаны в простых цветах, в них нет ничего яркого, что отвлекало бы от духовных переживаний. Каждая фреска как бы выносит некоторое событие из жизни Христа в келью к молящемуся.

Фрески 2-го этажа, выполненные в кельях монахов, сгруппированы нами по тематическом признаку. Здесь, в части 2, представлены фрески с эпизодами из Евангелия, упорядоченные в соответствии с последовательностью Евангельских событий начиная со сцены Благовещения и до сцены Взятия Христа под стражу.

Анджелико был ответственен за концепцию всей серии и контролировал изготовление всех фресок, но специалисты усматривают участие в работе нескольких - четырех или пяти - разных художников, в том числе Беноццо Гоццоли и Заноби Строцци.

Кисти самого Анджелико принадлежат Благовещение в келье № 3, Преображение в келье № 6, Осмеяние Христа в келье № 7, Коронование Марии в келье № 9, Введение во храм в келье № 10. Фрески в кельях № 5 и 11 написаны одной и той же рукой — так называемым Мастером кельи № 2. Ему же, вероятно, принадлежит и сцена Крещение Христа в келье № 24. Они исполнены под руководством Анджелико, возможно, подготовившим для них не картоны, а небольшие рисунки для отдельных групп в композициях.


к.03 - Благовещение

Фрески Сан Марко
Благовещение
1440-41. Фреска. 190 x 164 см.
Келья 3, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Благовещение в келье № 3 на втором этаже - одна из самых прекрасных фресок Фра Анджелико. Отказавшись от того, что было характерным для Благовещения из Кортоны и других, основанных на нем произведений, Анджелико создал композицию высочайшей строгости. Теперь вместо лоджии в стиле Брунеллески, с садом и входом, ведущим в соседнее помещение, он изобразил напоминающий келью интерьер с глухой стеной, который выполняет двойную функцию: не только служит пространственным окружением для персонажей, но и заставляет зрителя полностью сосредоточиться на замкнутой в себе сцене. Крестовый свод в духе архитектуры Микелоццо, написанный с чистотой почти абстрактной формы, — один из красивейших фрагментов фрески. Трактовка движения фигур, которой уделялось много внимания в раннем алтаpe Благовещения, больше не занимает мастера: Мадонна и архангел в своей строгой сдержанности и неподвижности напоминают почти скульптурную группу. Слева изображен святой Петр Мученик.

Фрески Сан Марко Благовещение. Фрагмент


к.05 - Рождество

Фрески Сан Марко
Рождество
1440-41. Фреска. 193 x 164 см.
Келья 5, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Следуя популярным тогда религиозным традициям, Анджелико изображает в сцене Рождества Иисуса осла и быка – мирных животных, необходимых в жизни любого крестьянина Средних веков, символизируя осуществление пророчества Исайи: Вся природа будет примирена. Младенец Иисус лежит на голой земле, это символ Божественного пришествия в человеческий мир. Вместе со Святым Семейством изображены святой Петр Мученик и святая Екатерина Александрийская.

Частично эта фреска атрибутируется школе Фра Анджелико - изображения ангелов принадлежат, скорее всего, кисти Заноби Строцци.


к.39 - Поклонение волхвов

Особое место среди фресок занимает фреска-люнет "Поклонение волхвов" из кельи № 39.

Келья
Келья 39

Кельи 38 и 39 были спроектированы и построены специально для Козимо ди Медичи - основателя и спонсора строительства монастыря. Фреска в форме люнеты покрывает большую заднюю стену кельи. Она изображает сцену Поклонения волхвов с большой процессией над нишей, используемой как табернакль (табернакль - в переводе "шатёр" — в католических храмах является местом или сооружением для хранения предметов религиозного поклонения, часто богато украшенное резьбой, скульптурными изображениями и т.п.; прообразом табернакля является Скиния с Ковчегом Завета). В табернакле находится фреска "Христос, восстающий из гробницы" с символами Страстей Господних.

Фрески Сан Марко
Поклонение волхвов
1440-41. Фреска. 175 х 357 см. Келья 39, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Келья 39, самая большая в монастыре, служила Козимо персональной молельней. Он использовал эту келью для духовного уединения. Фра Анджелико написал в ней фреску "Поклонение волхвов" - по просьбе Козимо, "чтобы этот пример восточных королей, возлагающих свои короны у вифлеемских яслей, всегда был перед его глазами как напоминание для его собственного наставления и руководство как правителя."

Композиция фрески по своему замыслу ближе к Распятию в Зале капитула, чем к росписи келий. Фигуры не только развернуты в таком же фризообразном порядке, параллельно плоскости стены, как это имеет место в Распятии, но некоторые из них написаны тем же самым помощником, которому были поручены отдельные части росписи в Зале капитула. С достаточной долей вероятности можно утверждать, что этот помощник — молодой Беноццо Гоццоли. Отдельные позы предвещают построение пределлы алтаря Сан Марко, а сама фреска с ее сложно разработанной композицией и светлой декоративной палитрой более светская по духу, чем какая-либо из других росписей келий.

У подножия скалистых гор процессия мудрецов разворачивается по горизонтали в ритмическом рисунке, столь дорогом Фра Анджелико. Пёстрая, многоцветная, одетая в яркие одежды по так называемой “восточной” моде процессия, составленная из мудрецов разных национальностей и их свит, входит в пространство сцены справа от зрителя и продвигается к Деве с Младенцем, сидящим в дальнем левом углу фрески. Иосиф стоит прямо рядом с Девой Марией, а у его ног Мельхиор, старший маг, лежит ниц, поклоняясь младенцу Христу. Он протягивает руку и голову, чтобы поцеловать ногу Христа в знак признания его божественной власти.

Поскольку почти половина графического поля посвящена изображению трех Волхвов, дающих дары Святому Семейству, эта фреска подчеркивает тему благодеяния. Изображение самого молодого Мага, Каспара, занимает видное место и обеспечивает смысловую связь сюжета с покровителем монастыря, Козимо Медичи. Расположенный в центре на переднем плане молодой Маг пересекает границу нарисованной рамки носком своей ноги и, таким образом, входит в пространство зрителя. Единственный держащий в руках свой дар Маг, Каспар, держит свой золотой пиксис (цилиндрический сосуд-коробку с отделяемой крышкой), силуэт которого вырисовывается на фоне скал. Его парчовые одежды создают прямую отсылку к Козимо, поскольку они перекликаются с облачением святого Космы на Распятии со Девой Марией и святыми покровителями Медичи в соседней келье 38. Хорошо известно, что тема Поклонения Волхвов была очень близка Медичи и они хотели бы идентифицировать себя с Волхвами, приносящими дары Богу. Фреска в келье Козимо Медичи должна была служить символом его дара Богу - поддержки доминиканцев в основании монастыря Сан Марко и, соответственно, удобным способом его прославления.

Сейчас общепризнано, что эта фреска - в значительной степени работа ученика и помощника фра Анджелико, Беноццо Гоццоли. Однако, её редко упоминают как предшественницу монументального настенного убранства Часовни Волхвов, написанного этим художником во дворце Медичи более десяти лет спустя, в 1459 году. К тому времени Медичи уже стратегически и прочно установили свою связь с культом Волхвов во Флоренции. Но в 1440-х годах, иконография трех королей в монументальной живописи Флоренции не была обычной практикой. Козимо Медичи стал разрабатывать и утверждать свое родство с Волхвами, несмотря на явное отсутствие во Флоренции такой иконографической традиции. Так, вместо того, чтобы последовать обычаю и освятить церковь Сан Марко в праздник Дня Святого Марка, Козимо устроил так, чтобы папа Евгений IV освятил Сан-Марко 6 января 1443 года (праздник Богоявления), а с помощью монументальной настенной фрески в своей келье связал себя с этой темой в конкретных визуальных терминах. Посетители библиотеки, столкнувшиеся с этим изображением, использовали широкий спектр социальных, религиозных и политических ссылок, чтобы расшифровать и интерпретировать его значение.

Процессия на фреске также представляет в себе свидетельства необычного события, которое имело место во Флоренции между 1439 и 1944 годами - Церковного Собрания по унификации с Греческой церковью. В центре процессии, там где сходятся линии взглядов, изображен мифический астроном с армиллярной (состоящей из колец) сферой, возможно, это Заратустра (основатель зороастризма, жрец и пророк), который по звездам предсказал появление Спасителя.

Стилистическое прочтение фрески затруднено наличием областей, которые либо испорчены, либо не завершены - таких, например, как мантия Богородицы, уже лишившейся верхнего красочного слоя. Уже упоминалось, что исследователи считают эту фреску результатом совместной работы Фра Анджелико и Беноццо Гоззолли с участием помощников. Анджелико наверняка участвовал в этой работе и его участие не ограничивалось работой на общей композиционной концепцией фрески. Молодой маг, Каспар, изображенный в профиль на переднем плане может быть твердо аттрибутирован как работа Фра Анджелико. Его лицо очень напоминает лицо Марии Магдалины на фреске в келье 1 "Не прикасайся ко мне".

Похожие технические и стилистические характеристики могут быть обнаружены и в двух центральных фигурах - человека с бородой, выглядывающего из-за спин, и фигуры Святого Иосифа. Лицо и головной убор Иосифа - прямая визуальная аллюзия на портрет Микелоццо на картине "Снятие с креста", написанной для Палла Строцци и размещенной в ризнице Санта-Тринита. Келья 39 находится на пути в библиотеку монастыря Сан Марко, первой публичной библиотеки Флоренции, основанной Козимо Медичи. Эта аллюзия была бы понятна проходящим мимо кельи читателям библиотеки Сан-Марко: ведь именно Палла Строцци, а не Козимо Медичи первым начал строить первую публичную библиотеку во Флоренции (он намеревался сделать ризницу Санта-Тринита входом в неё). Библиотека, однако, так и не была построена из-за драматического политического конфликта, известного как переворот Альбицци, который привел к его изгнанию в 1434 году. Палла Строцци, тем не менее, был ключевой фигурой в интеллектуальных кругах первой половины пятнадцатого века. Посетители библиотеки Сан-Марко были знакомы с Паллой и, конечно, знали подробности его библиотечных планов. Визуальная цитата портрета Микелоццо с алтаря Паллы привлекает внимание к способности Козимо Медичи, в отличие от Паллы Строцци, довести дело до конца, причем сделать это как вместе с Микелоццо, так и вместе с Анджелико.

Два других короля на фреске, а также фигуры Мадонны и Младенца довольно сильно упрощены, так что могут быть аттрибутированы как работа одного или двух помощников. Фигуры в конце процессии, справа, написаны быстрыми мазками и без большого количества деталей. Они могут рассматриваться как работа того же мастера, который участвовал в написании фрески кельи 38, скорее всего Беноццо Гоззолли.

Келью 39, превосходящую другие размером, кроме Козимо Медичи занимали также папа Евгений IV и другие именитые посетители монастыря.


к.10 - Принесение во храм

Фрески Сан Марко
Принесение во храм
1440-41. Фреска. 158 x 136 см.
Келья 10, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Благодаря реставрации в кельях верхнего этажа монастыря Сан Марко, фрески Фра Анджелико были раскрыты в своем первоначальном состоянии. Колорит их оказался светлее, чем до расчистки, цветовые соотношения — тоньше. Передача пространства и моделировка фигур проявились с большей определенностью, ясней обозначилось различие между фресками, выполненными самим Анджелико. и его помощниками. Наиболее сильно расчистка изменила Принесение во храм. Были удалены записи фона красной краской, что позволило восстановить пространственные интервал между фигурами и архитектуру на заднем плане композиции, в том числе алтарь с возженным на нем пламенем между фигурами Мадонны и Святого Симеона. В своем подлинном виде предстали также фигуры Петра Мученика, блаженной Вилланы и младенца Христа, переписанные в середине XIX века.

Фрески Сан Марко
Принесение во храм. Фрагмент. Святой Симеон с Младенцем Христом


к.11 - Мадонна с Младенцем

Фрески Сан Марко
Мадонна на троне со святыми Августином и Фомой Аквинским
1440-41. Фреска. 179 х 150 см.
Келья 11, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Святой Августин (354-430) считается одним из Отцов христианской церкви. Он был богословом и философом, влиятельнейшим проповедником, сочинения которого оказали значительное влияние на христианское учение. В конце жизни был назначен епископом в Гиппоне (Римская Африка).

Святой Фома Аквинский (1225-1274) – философ и теолог, Учитель Церкви, основатель томизма, член ордена доминиканцев. Считается наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение, в частности идеи Святого Августина, с философией Аристотеля. Известен также своими формулировками пяти доказательств бытия Бога.

Встречается также мнение, что здесь изображены Святой Доминик и Святой Зиновий (что, на наш взгляд, менее вероятно). Святой Зиновий (343-417) – первый епископ Флоренции. Обратился в христианство в молодости. Ему приписывали удивительную способность воскрешения умерших.

Значительная часть фрески кельи 11 могла быть написана тем же мастером, который принимал участие в работе над фреской кельи 2. Его рука заметна также на фресках келий 4, 5, 8, а также 24-26. Возможно, это был Заноби Строцци.


к.24 - Крещение Христа

Фрески Сан Марко
Крещение Христа Иоанном
1440-41. Фреска. 179 х 148 см. Келья 24, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Фреске в келье 24 свойственна некоторая несогласованность фигур, выполненных с каллиграфической тщательностью. Здесь заметен некоторый упор на линии, что повышает декоративность фрески, но снижает её выразительность. Её автором мог быть сотрудник Фра Анджелико Заноби Строцци.

Эпизод крещения, о котором свидетельствуют четыре евангелия, представлен в келье 24 как момент, когда небо и земля воссоединяются. Согласно Библии, небо разверзлось - это представлено множеством облаков вокруг голубя, представляющего Дух Божий. Деятельность Иоанна Крестителя вызвала широкое народное движение, которое готовило приход Царствия Небесного. Обряд крещения был создан, чтобы отпускать грехи. Иисус принял участие в этом движении и Иоанн его назвал «тем, кто должен был прийти». Иисус не нуждался в очищении от греха. Представляется, что его крещение - солидарность с народом, его вход в большое движение ожидания прихода Царствия Небесного, которому Иисусу собирался посвятить всю свою жизнь, отказываясь от любого другого образа жизни. Речь идет о новом этапе жизни Иисуса. Он стоит без одежд, его тело сияет, Иоанн выливает ему воду на голову щедрым и энергичным жестом.


к.32a - Искушение Христа

Фрески Сан Марко
Искушение Христа
1440-41. Фреска. 174 х 137 см. Келья 32а, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Эта фреска была обколота с одной стороны, когда сносили часть кельи, чтобы открыть окно на монастырь. Два последовательных эпизода этой сцены представлены на фоне богатого пейзажа, простирающегося на все пространство фрески. На вершине горы Христос подвергается искушению и отвергает дьявола, чья дьявольская натура проявляется из человеческого облика в виде когтей и крыльев летучей мыши. Внизу ангелы предлагают пищу и питье неподвижно сидящему Христу, погруженному в молитву. Здесь интересно наличие бытовых деталей в этой божественной сцене.

Думается, что нижняя часть фрески написано Анджелико, а её верхняя часть - Гоццоли.


к.32 - Нагорная проповедь

Фрески Сан Марко
Христос и 12 апостолов (Нагорная проповедь)
1440-41. Фреска. 190 х 198 см. Келья 32, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Иисус показан не в ореоле славы, а просто сидящим прямо на земле; вокруг него не толпа, а его ученики, которые сидят вокруг него, внимая его словам. Иисус не поучает, он среди своих друзей как брат среди братьев. Ученики слушают его со вниманием, их глаза обращены к лицу Христа, за исключением одного. В соответствии с живописной традицией эпохи обычно один из персонажей картины изображается смотрящим на зрителя: обменом взглядами осуществляется общение, зритель как бы вовлекается в круг персонажей картины. Это как раз то, что должно случиться с монахом, который молится в своей комнате. Интересно движение рук Иисуса: одна указывает на небо, где находится Бог невидимый и возвышенный, другая держит свиток. Это Тора - Иисус пришел «не уничтожать, но выполнять Закон Моисея».


к.06 - Преображение Господне

Фрески Сан Марко
Преображение Господне
1440-41. Фреска. 193 x 164 см.
Келья 6, Монастырь Сан Марко, Флоренция

В келье № 6 взору предстает едва ли не самая замечательная фреска мастера - Преображение. Величественная фигура Христа с распростертыми руками в световом круге составляет префигурацию Распятия; под этой великолепной скульптурной фигурой, внизу, в позах, выражающих изумление и благоговейный трепет, склонились к земле три апостола. Изображенные под руками Христа головы Моисея и Илии свидетельствуют о том, что Анджелико уверенно владел искусством пластической моделировки.

Христос стоит на камне, предвосхищая свое воскрешение из могилы. Его скульптурная фигура, одетая в сверкающую белую мантию, заключена в белую мандорну (овал). Его пристальный взгляд не направлен непосредственно на зрителя. У основания скалы трое апостолов присели в испуганных позах, но их фигуры не нарушают удивительной созерцательной отстраненности этой драматической сцены, свойственной, впрочем, всем фрескам этого цикла.

По краям фрески стоят Мария и святой Доминик в позах сосредоточенного моления, строгие и безразличные к происходящему вокруг них. Ниже рук Христа изображены головы Моисея и Илии, как символы, помогающие медитации. Нет никаких попыток создать дополнительного пространства в картине, будучи стимулом для молитвы, она не требует большего. С точки зрения Анджелико, слишком сложная пространственная структура, также как и интенсивное использование цвета, могли бы ослабить силу картины.

Фрески Сан Марко
Преображение Господне. Фрагмент


к.33a - Вхождение в Иерусалим

Фрески Сан Марко
Вхождение в Иерусалим
1440-41. Фреска. Келья 33а, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Анджелико поручил работу над фигурами апостолов на этой фреске своим сотрудником, вероятно, Заноби Строцци.

Также как и для фрески кельи 32а, эта фреска была обколота с одной стороны, когда сносили часть кельи, чтобы открыть окно на монастырь.


к.34 - Моление о чаше

Фрески Сан Марко
Моление о чаше; Мария и Марта
1440-41. Фреска. 177 х 147 см. Келья 34, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Сейчас эта фреска аттрибутируется как работа Беноццо Гоццоли, но две яркие женские фигуры, в частности, лицо Марии напоминает лицо Богоматери на фреске Распятие Христа, в которой чувствуется рука Фра Анджелико. Однако левая часть фрески, как кажется, принадлежит тому же помощнику, который работал над фреской "Арест Христа" (Поцелуй Иуды).

В свою последнюю ночь с учениками Христос ушел с ними в Гефсиманский сад, где попросил учеников наблюдать и молиться с ним. Однако, обремененные усталостью, они уснули и оставили его одного. Иисус молился в одиночестве: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.

Фрески Сан Марко
Моление о чаше. Фрагмент

Фрески Сан Марко
Моление о чаше. Фрагмент

Автор вводит в сцену Марфу и Марию, сестер Лазаря. Мария читает Библию, Марфа слушает ее чтение. Женщины в этих обстоятельствах проявляют себя лучше мужчин – они наблюдают и молятся вместе с Иисусом, и они будут первыми свидетелями Воскрешения.

Фрески Сан Марко
Мария и Марфа. Фрагмент


к.35 - Причастие Апостолов

Фрески Сан Марко
Причастие Апостолов
1440-41. Фреска. 186 х 234 см. Келья 35, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Согласно Евангелию, таинство Евхаристии (Святого Причастия) было установлено Христом во время традиционной предпасхальной еврейской трапезы. Однако Анджелико осовременивает эту сцену, представляя современный ему латинский обряд. На столе нет ни блюд с пищей, ни приборов, ни вазы с цветами. От трапезы оставлен только стол и белая скатерть. Апостолы показаны не столько гостями, сколько первопричастниками, которые с набожностью принимают причастие из рук Спасителя. Чтобы не сидеть спиной к зрителю, апостолы на ближней половине стола оставили свои места и встали на колени. Среди них Иуда, с черным нимбом, его фигура скрыта.

Чувства апостолов проявляются в движении их рук – руки находятся на разной высоте, у кого-то они скрещены, у кого-то подняты в просьбе милости и заступничества. Мария стоит на коленях, слева. Открытые окна позволяют увидеть дома вокруг и окна келий. В проеме двери справа видна площадь с колодцем, так что сцена евхаристии как бы помещается в центр всей жизни дома.


к.33 - Поцелуй Иуды

Фрески Сан Марко
Поцелуй Иуды
1440-41. Фреска. 182 х 181 см. Келья 33, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Небо в этой сцене черно, но персонажи хорошо видны на фоне голой земли цвета охры. Иуда приблизился к Иисусу с поцелуем, указывая на него стражникам, готовым его схватить. Святой Петр поражает одного из слуг верховного жреца ножом, но Иисус останавливает сопротивление и дает ученикам возможность убежать и, таким образом, спасти свою жизнь. Этот выбор Иисуса обусловлен его решением пройти дорогой Страстей. Созерцая Иисуса, взгляд которого останавливается на Иуде, молящийся в этой келье монах вспоминает слова Нагорной проповеди, дороги к спасению – жить в прямолинейности, без гнева и злопамятства, не платя той же монетой.

Эта фреска была создана совместными усилиями Анджелико и его помощников, скорее всего, Заноби Строцци.

Фрески Сан Марко
Поцелуй Иуды. Фрагмент



предыдущая следующая
c-rover
2009 - 2022
содержание