содержание
Все сайты C-Rover

Монастырь Сан Марко стоит на месте, на котором с 12 века находился сначала монастырь монашеского ордена валломброзианов, а затем - монастырь ордена сильвестрианцев. В 1418 они были изгнаны и в 1438 монастырь отошел доминиканцам. В 1437 году Козимо деи Медичи – правитель Флоренции, один из старейших представителей могущественного рода тосканских герцогов - приказал архитектору Микелоццо реконструировать старый монастырь. Перестройка Микелоццо дала новую жизнь обветшавшему зданию.

Фра Беато Анджелико было поручено украсить фресками более сорока келий, коридоры и другие помещения монастыря, и эта работа была проведена им и его помощниками (среди которых был Беноццо Гоццоли) в период с 1439 по 1444 год. Церковь была освящена в 1443 году в присутствии Папы Евгения IV.

Сан Марко Келья

Анджелико создал для монастыря Сан Марко росписи, которые ныне привлекают поклонников живописи со всего мира. Фрески и картины фра Беато украшают кельи монахов на втором этаже и некоторые залы. Между 1976 и 1983 годами фрески в коридорах и кельях были очищены и следы старых перекрашиваний удалены, что в значительной степени восстановило оригинальную яркость цветов.

Яркая палитра с преобладанием голубого цвета, почти средневековое простодушие и чистота сразу обнаруживает кисть великого доминиканца. Среди критиков существует общее согласие, что Анджелико был ответственен за концепцию всей серии и контролировал изготовление всех фресок. Но большинство специалистов усматривают участие в работе нескольких - возможно, четырех или пяти - разных художников, в том числе молодого Беноццо Гоццоли (1420—1497), а также Заноби Строцци (1412-1468).

В 1866 году монастырь был закрыт. С тех пор там располагается музей Беато Анджелико - крупнейший в мире монографический музей художника XV в. Многие картины Фра Анджелико свезены в музей из различных церквей и галерей Флоренции.


Большая часть фресок расположена в коридорах и кельях второго этажа музея Сан Марко. План второго этажа представлен ниже.

Для удобства просмотра мы разделили все фрески музея Сан Марко на несколько групп, представив их в нескольких частях нашей презентации.

В первую часть презентации включены фрески, расположенные в северном и восточном коридорах второго этажа. Сюда входят три большие фрески Фра Анджелико:

Эта группа фресок представлена в первой части нашей презентации.

Далее идут фрески 2-го этажа, выполненные в кельях монахов.

Фрески в кельях сгруппированы нами по тематическом признаку. Части 2 и 3 представляют фрески с эпизодами из Евангелия. Они упорядочены в соответствии с последовательностью Евангельских событий, а не по номерам келий, в которых они находятся. В части 4 представлены фрески со сценой Распятия.

Часть 2: Евангельские сцены

Часть 3: Евангельские сцены

Часть 4: Сцены Распятия Христа

По отношению к помещениям, где они написаны, большинство сцен в кельях (прежде всего так или иначе связанных с участием Анджелико) довольно крупномасштабны. Изображения находятся напротив входа на стене с окном, в результате чего в стене словно появляются два проема, один — ведущий в физический мир, а другой — в духовный. Фигуры всюду доминируют над простым, почти лишенном деталей окружением, ибо назначение композиций — не декорирование интерьера, но помощь в медитации; представленные в них религиозные таинства через посредство зрения должны постоянно занимать мысли братьев.

Не будучи ограниченным желаниями влиятельных клиентов и требованиями, предъявляемыми к живописным панно, Фра Анджелико смог здесь выразить своё глубокое почтение к своему Богу, свое знание и любовь к человечеству. Фрески в кельях являются ярким свидетельством благочестия человека, который их создал. Предназначенные для помощи в медитации, они носят успокаивающий характер. Эти фрески скромны, они написаны в простых цветах. Там больше розовато-лилового, чем красного, а блестящий и дорогой синий почти полностью отсутствует. Вместо него используется уныло зеленый и скромный черно-белый в доминиканских одеждах. В этих фресках нет ничего яркого, ничего, что отвлекало бы от духовных переживаний простых людей, которые изображены на них. Каждая фреска как бы выносит некоторое событие из жизни Христа в келью к молящемуся.

Кисти самого Анджелико принадлежат Noli me tangere в келье № 1, Благовещение в келье № 3, Преображение в келье № 6, Осмеяние Христа в келье № 7, Коронование Марии в келье № 9, Введение во храм в келье № 10. Фрески в кельях № 2, 4, 5, 8 и 11 написаны одной и той же рукой — так называемым Мастером кельи № 2. Все пять фресок исполнены под руководством Анджелико, возможно, подготовившим для них не картоны, а небольшие рисунки для отдельных групп в композициях. Фрески в кельях внутренней стороны коридора, выходящей во дворик, значительно ниже по своим художественным качествам, чем фрески келий, расположенных с внешней его стороны. В кельях от № 15 до № 23 изображено Распятие с поклоняющимся ему Святым Домиником, принадлежащее, как кажется, одному и тому же малопримечательному художнику. Четыре сцены (Крещение Христа, Воздвижение креста, Муж скорбей и Бичевание) в кельях №№ 24, 25, 26 и 27 почти не вызывают сомнения в авторстве Мастера кельи № 2. Несение креста в келье № 28 принадлежит другой руке, Распятие в келье № 29 — работа Беноццо Гоццоли. В кельях №№ 36, 37 и 42 представлены Пригвождение к кресту и две композиции Распятие со святыми, которые если не уровнем исполнения, то манерой и общей настроенностью приближаются к искусству Фра Анджелико.


В последнюю группу (Часть 5) входят фрески, расположенные в коридорах и галерее внутреннего дворика первого этажа монастыря Сан Марко.
План первого этажа представлен ниже.


Расположение фресок в помещениях первого этажа монастыря Сан Марко

Часть 5 включает фрески-люнеты над дверями помещений и две большие фрески с изображением сцены Распятия Христа - под арочной крышей зала Капитулов и в галерее дворика, расположенной у входа в монастырь:


Расположение фресок в кельях монастыря Сан Марко

Для быстрого поиска ниже приводится список фресок в кельях второго этажа, упорядоченный по номерам келий:



предыдущая следующая
c-rover
2009 - 2022
содержание