содержание
Все сайты C-Rover

Флорентийское Аббатство основано в 978 году матерью маркграфа Тосканы Угоди Тоскана. В 1285 году романскую церковь монастыря перестроили в готическом стиле под руководством Арнольфо ди Камбио. В 1310-1330 годах вместо старой колокольни была сооружена огромная шестиугольная шатровая башня высотой 70 метров, по часам которой горожане до сих пор сверяют свои часы.


Святой Бенедикт, призывающий к молчанию

На первом этаже Флорентийского Аббатства в люнете над входом в вестибюль трапезной Апельсинового Клуатра (Chiostro degli Aranci) находилась фреска Фра Анджелико (его мастерской?) "Святой Бенедикт, призывающий к молчанию". К сожалению, у нас есть только черно-белое её изображение невысокого качества.

Фреска Св Бенедикт
Святой Бенедикт, призывающий к молчанию
1435. Фреска. Киостро дегли Аранси. Флорентийское Аббатство

В конце 19 века, когда фреску пытались отделить от стены, она была повреждена и затем частично переписана. В 1956 году ее таки отделили от стены над входом и она сейчас находится на стене в вестибюле трапезной. То, что эту фреску выполнил Фра Анджелико, указывал еще Вазари в своих Жизнеописаниях. Эту аттрибуцию некоторые критики иногда пытаются подвергнуть сомнению, но другие ее подтверждают.


Синопия фрески Мадонна с Младенцем
Синопия фрески Святой Бенедикт, призывающий к молчанию
1435. Синопия фрески. Главное управление Государственных музеев. Флоренция

Это синопия фрески Святой Бенедикт — подготовительный рисунок, наносимый под интонако (верхний слой штукатурки, по которому выполнялась роспись). К сожалению, качество представленного здесь её изображения оставляет желать лучшего.

У этой фрески-люнета есть более поздний аналог - фреска из монастыря Сан Марко "Святой Петр Мученик, призывающий к молчанию", синопия которой имеет значительные аналогии с приведенной выше синопией фрески Флорентийского аббатства.


Фрески Апельсинового клуатра

В эпоху Возрождения во Флорентийском Аббатстве по проекту Бернардо Росселино был создан знаменитый "Апельсиновый клуатр" - Киостро дегли Аранси (Chiostro degli Aranci; 1432 - 1438). Свое название клуатр (внутренний двор монастыря) получил из-за того, что в 1439 году отцы Восточной Церкви, посетившие совет Флоренции, пожертвовали редкое апельсиновое растение, экзотическое для Тосканы, которое было посажено в этом клуатре и успешно выращено. Верхняя лоджия этого клуатра украшена фресками - сохранилось 13 фресок, которые посвящены изображению сцен из жизни Святого Бенедикта.

Chiostro degli Aranci
Киостро дегли Аранси (Апельсиновый клуатр)

Этот цикл фресок начинается в восточном углу северной лоджии и продолжается в направлении против часовой стрелки до первого заглубления южной лоджии.

Chiostro degli Aranci
План-схема Флорентийского Аббатства

Тринадцать сохранившихся сцен из легенды о святом Бенедикте, являются явно лишь частью того, что изначально должно было быть полным повествовательным циклом. Сюжеты сохранившихся фресок взяты из первых пятнадцати глав жития святого Бенедикта, приписываемых святому Григорию Великому, так что оставшиеся двадцать три главы дали бы более чем достаточно материала для заполненея оставшиеся одиннадцать отсеков клуатра.

Четвертая сцена цикла, изображающая "Св. Бенедикта, бросившегося в кусты, чтобы противостоять искушению", была переписана молодым Бронзино в середине 1520-х годов, так что ее автрство точно известно. Две последние сохранившиеся сцены цикла о Бенедикте, «Открытие вымысла Тотилы» и «Прием Тотилы» в юго-западном углу монастыря принадлежат, как общепризнано, другому художнику, нежели остальные одиннадцать - на этого явно второсортного художника мы будем далее ссылаться как на "Мастера Тотилы". Остальные 10 фресок Апельсинового клуатра долгое время ускользали от твердой атрибуции какому-либо известному художнику, несмотря на то, что они, по крайней мере частично, задокументированы и могут быть точно датированы.

До последнего времени специалисты приписывали эти фрески Джованни ди Консальво — или, как его иногда называют в документах, Джованни да Портогалло. Эта загадочная личность впервые упоминается в качестве свидетеля в двух нотариальных актах, составленных в капитуле Сан-Доменико во Фьезоле в 1435 году, причем в первый раз в компании Заноби Строцци. Затем его имя появляется между 1436 и 1438 годами в бухгалтерских книгах Флорентийского Аббатства как получателя весьма скромных платежей за пигменты, связанные с фресками в Апельсиновом клуатре, а также за различные художественные проекты, такие как иллюстрация рукописей. Несмотря на эти неопределенности и неоспоримую трудность интерпретации этих документальных свидетельств, Джованни ди Консальво был принят большинством ученых в качестве вероятного «Мастера Апельсинового клуатра».

Сегодня, однако, исследователи обращают внимание на то, что указанные в документах платежи Джованни ди Консальво покрывают лишь очень небольшую часть фактических расходов работы по фрескам в Апельсиновом клуатре. Кроме того, Джованни ди Консальво не назван "Маэстро" ни в одном документе, который ссылается на него, и несколько ученых утверждали, что он, вероятно, был помощником или подмастерьем в мастерской другого художника, который поручил ему покупать пигменты и передавать платежи. Этот аргумент может быть подкреплен тем фактом, что, вероятно летом 1438 года, Джованни ди Консальво уехал из Флоренции в Португалию и больше не упоминается ни в каких флорентийских записях после этой даты, при том, что выплаты "lo dipintore che dipigne il chiostro" («художнику, расписывающему клуатр») продолжают появляються в бухгалтерских книга Аббатства и за 1439 год.

Внимательное изучение указанных десяти фресок Апельсинового клуатра и их синопических рисунков, обнаруженных в ходе кампании по очистке в 1970-х гг., показывает, что в их замысле и исполнении участвовали по крайней мере три художника, работавшие вместе. И первым из них, занимавшимся их дизайном, был живописец исключительного таланта, которого на основании одних лишь косвенных свидетельств можно идентифицировать как Фра Анджелико. Действительно, Фра Анджелико написал фреску в нижнем клуатре Аббатства — изображение в люнете над дверью трапезной святого Бенедикта, призывающее к тишине, — и, во-вторых, единственный человек, упомянутый в документах в связи с работой над фресками Апельсинового клуатра, Джованни ди Консальво, как известно, часто посещал его студию в Сан-Доменико во Фьезоле. Но прежде всего, пространственная и фигуральная изощренность синопий, особенно синопии девятой сцены, повествующей о "Чуде с отравленным хлебом", безошибочно указывает на авторство Анджелико.

Что касается непосредственно росписи этих фресок, то ни одна из них не "дотягивает" в своем окончательно написанном виде до потенциала лежащего в ее основе рисунка. Степень "раскрытия" исходного замысла, представленного рисунком синопии, у них, однако, разная. Несколько сцен и отдельных групп фигур, как, например, «Чудо с отравленным вином» (последняя фреска на северной стене, пятая в повествовательной последовательности), разочаровывает значительно меньше других. Эта фреска гораздо ближе по деталям и духу к своему синопическому рисунку, чем любая другая фреска, а введение декоративных архитектурных деталей, не указанных в синопии, не ставит под угрозу смысл или пространственную структуру изображаемой сцены.

Чудо с отравленным бокалом вина
Чудо с отравленным бокалом вина. Фрагмент

Более того, одна из фигур, написанная на двух рабочих джорнатах — монах, держащий бокал вина перед святым Бенедиктом — по своим художественным достоинствам явно является работой мастера, и она, видимо, написана самим Фра Анджелико. Другие изображения монахов в «Чуде с отравленным вином» хотя и гораздо более выразительны и качественны, чем большинство фигур на фресках в других местах клуатра, слишком карикатурны по типу лица и производимому впечатлению, чтобы их можно было приписать Фра Анджелико. Но они определенно напоминают фигуры на ранних панелях пределл Заноби Строцци (на дублинском алтаре "Вознесение Богородицы" и "Успении Богородицы", центральной панели пределлы этого алтаря - обе эти картины являются характерными работами Заноби Строцци). Похоже, что Строцци активно участвовал в украшении Апельсинового клуатра, но в ограниченном объеме, поскольку его отличительная манера письма не так легко узнаваема за пределами сцены «Чудо с отравленным вином». Возможно, что Строцци написал также предыдущую фреску цикла, "Святой Бенедикт, получающий хабит и Чудо с колоколом", а также четыре фигуры сопровождающих его монахов-бенедиктинцев на фреске "Чудо с ручкой топора" на западной стене (седьмая фреска в повествовательной последовательности), но мало что еще можно с уверенностью приписать ему. Так что, вероятно, Заноби Строцци можно идентифицировать как второго художника из числа исполнителей фресок.

Как правило, Заноби Строцци был более умным и точным имплементатором рисунков Фра Анджелико в тех работах, над которыми они сотрудничали, чем своеобразный художник остальных фресок Апельсинового клуатра. Нельзя с уверенностью сказать, что этот третий художник не мог быть Джованни ди Консальво, тем более, что эта загадочная фигура упоминается вместе с Заноби Строцци в документах, почти одновременных с платежами за фрески Апельсинового клуатра. Однако более заманчиво предположить, что это был другой художник, о котором известно, что он работал с Заноби Строцци и который упоминается в документах вместе с ним гораздо чаще: Баттиста ди Бьяджо Сангвиньи. Помимо иллюстраций рукописей, Сангвиньи был ответственен за небольшое количество алтарных изображений, удивительно пустое и невыразительное качество которых, по сути, перекликается с эмоциональным направлением фресок Апельсинового клуатра. Эти картины также используют фигуральный канон, связанный с фресками; оба населены людьми с худощавым удлиненным телом, маленькой головой и большими руками, обычно в неподвижных позах. Заявить определенно, что во фресках Апельсинового клуатра представлен стиль Сангвиньи как художника-монументалиста нельзя, но выдвинуть такую гипотезу можно - идентификация этого третьего «Мастера Апельсинового клуатра»» как Баттиста Сангвиньи или Джованни ди Консальво, возможно, никогда не будет предметом консенсуса.

При определении того, кем был «Мастер Тотилы», четвертый художник, нельзя сбрасывать со счетов возможность того, что это мог быть Джованни ди Консальво. Хоть возможно, что две последние сохранившиеся фрески цикла были добавлены к серии позже и представляют собой работу художника, который вмешался после отъезда Джованни ди Консальво в Португалию в 1438 году, но это не обязательно так. Также вероятно, что многие — а возможно, и все недостающие сцены на южной и восточной стенах — были написаны «Мастером Тотилы».

Но мы в данном случае остановимся лишь на десяти фресках Апельсинового Клуатра (фрески 1-11, исключая фреску 4, написанную Бронзино). Они привлекают исследователей искусства своей сложной сюжетно-тематической организацией в сочетании с относительно наивным стилем изображением персонажей, своей своеобразной красочной палитрой, и своей индивидуальной трактовкой пространства картин, одновременно и новой, прогрессивной, и уже несколько отсталой. Все фрески были отделены от стен и реставрированы в 1956 году. Предположение, что эти фрески были задуманы и спроектированы Фра Анджелико, который делегировал их исполнение своей команде, своим ученикам и помощникам (предположительно Заноби Строцци и Баттиста Сангвиньи), работавший под руководством самого Анджелико, является достаточным основанием, чтобы привести эти фрески на нашем сайте.


1. Святой Бенедикт, покидающий дом своего отца


Святой Бенедикт, покидающий дом своего отца
Святой Бенедикт, покидающий дом своего отца
1437. Фреска. Примерно 220 x 305 см. Киостро дегли Аранси. Флорентийское Аббатство

Сюжеты фресок этого цикла основываются на жизнеописании Святого Бенедикта из книги "Диалоги" папы Григория Великого (григория Двоеслова), практически единственного источника сведений о жизни св. Бенедикта.

Бенедикт был сыном знатного римлянина из Нурсии. Юношей он был отправлен в Рим на учёбу, но не закончив обучение, покинул город вместе с группой благочестивых людей, сбежав от столичной суеты. Известно, что в это время ему было около 20 лет, и у него была сестра-близнец Схоластика, также посвятившая себя Богу.


2. Святой Бенедикт и чудо с починкой сломанного сита


Святой Бенедикт и чудо с починкой сломанного сита
Святой Бенедикт и чудо с починкой сломанного сита
1437. Фреска. Примерно 220 x 305 см. Киостро дегли Аранси. Флорентийское Аббатство

Фреска рассказывает о первом чуде, совершенным Бенедиктом, когда он ушел из Рима и бродил в поисках своего места в жизни в сопровождении служанки. Как-то его служанка по неосторожности разбила чужую вещь. Увидев ее огорчение, он начал молиться, и вещь чудесным образом восстановилась.

Святой Бенедикт и чудо с починкой сломанного сита
Святой Бенедикт и чудо с починкой сломанного сита. Фрагмент

Жители того места, где это произошло, повесили сито над церковной дверью, и оно "много лет оставалось там пред глазами всех и даже до настоящего нашествия лангобардов висело у церковных дверей".


3. Святой Бенедикт, получающий хабит


Святой Бенедикт, получающий хабит
Святой Бенедикт, получающий хабит
1437. Фреска. Примерно 220 x 305 см. Киостро дегли Аранси. Флорентийское Аббатство

По прошествии некоторого времени Бенедикт понял, что хочет стать отшельником. Случайная встреча с монахом Романом из монастыря, расположенного рядом с Субиако, помогла ему. Монах показал Бенедикту пещеру возле искусственного озера на реке Анио и согласился приносить отшельнику еду. Монах Роман спускал еду на веревке, к которой был привязан колокольчик, звоном своим дававший знать святому, когда ему приносили трапезу. Но сатана бросил в веревку камень, оборвав ее вместе с колокольчиком. Тем не менее, замысел врага человечества, надеявшегося прервать снабжение святого едой, был расстроен.

Эта фреска, вероятно, написана Заноби Строцци по рисунку Фра Анджелико.


5. Чудо с отравленным бокалом вина


Чудо с отравленным бокалом вина
Чудо с отравленным бокалом вина
1437. Фреска. Примерно 220 x 305 см. Киостро дегли Аранси. Флорентийское Аббатство

Слава святого Бенедикта широко распространилась, и монахи монастыря в Субиако, аббат которого незадолго перед тем умер, стали усердно просить его быть у них новым аббатом. Он внял их мольбе, но стал требовать от них соблюдения строжайшей добродетели; это привело некоторых монахов в такую ярость, что они решили отравить его, примешав в вино яд. Бенедикт, благословил вино и крестным знамением разбил кувшин, узнав что вино отравлено заговорщиками-монахами.

Чудо с отравленным бокалом вина
Чудо с отравленным бокалом вина (Фрагмент)

Одна фигура на фреске в том виде, в каком она была окончательно написана, — монах, держащий бокал вина перед святым Бенедиктом, — передана с захватывающей дух точностью натуралистических деталей: вес ткани его мантии и падение света на ее складки искусно переданы, а внимательное изучение черт лица монаха (возможно, это портрет аббата Гомецио, заказавшего фрески?) придает картине реалистичность, которая не повторяется и даже не приближается ни к одной другой фреске клуатра. В самом деле, принимая во внимание всю флорентийскую настенную живопись этого периода, только портретные головы в монументальном Распятии в доме капитула в Сан-Марко равны этой фигуре по исполнению, и разумно предположить, что сам Анджелико расписал две рабочие джорнаты, которые требовала эта фигура. Остальную часть фрески по синопии Анджелико написал, вероятно, Заноби Строцци.


6. Святой Бенедикт поправляет рассеянного монаха


Святой Бенедикт поправляет рассеянного монаха
Святой Бенедикт поправляет рассеянного монаха
1437. Фреска. Примерно 220 x 305 см. Киостро дегли Аранси. Флорентийское Аббатство

Один бедный брат решил покинуть монастырь, чтобы жить в миру. Но не успел он выйти за ворота, как видение ужасного лика дьявола, вызванное для него святым аббатом, пригвоздило его к месту и заставило тут же вернуться в монастырь.


7. Святой Бенедикт и чудо с ручкой топора


Святой Бенедикт поправляет рассеянного монаха
Святой Бенедикт и чудо с ручкой топора
1437. Фреска. Примерно 220 x 305 см. Киостро дегли Аранси. Флорентийское Аббатство

Один монах-гот работал однажды на берегу озера. Бенедикт велел ему вырвать колючий кустарник в одном месте, которое они собирались очистить, чтобы разбить там сад. Этот простой человек, обладавший высоким даром «нищеты духа» — первым из блаженств — набросился на работу с такой страстью, что железная часть его инструмента отделилась от ручки и упала в озеро, в этом месте очень глубокое. В монастыре всякая вещь священна. Потерять инструмент, даже если это произошло и не по вине того, кто им пользовался, составляет объективный проступок, в котором надо признаться и который надо исправить. В смирении своем гот поспешил исповедаться в своей неловкости.

Святой Бенедикт и чудо с ручкой топора
Святой Бенедикт и чудо с ручкой топора. Фрагмент

Предупрежденный Мауро, принявшего признание гота, Бенедикт пришел на место его работы. Взяв ручку инструмента, он погрузил ее в озеро. В тот же момент железная часть поднялась со дна и пристала к деревянной. Бенедикт вернул готу восстановленный инструмент со словами: «Вот! Трудись и не унывай».

Фигуры четырех монахов, окружающих святого Бенедикта, написал, вероятно, Заноби Строцци.


8. Святой Бенедикт посылает Мауро спасти Пласидо, упавшего в озеро


Святой Бенедикт посылает Мауро спасти Пласидо
Святой Бенедикт посылает Мауро спасти Пласидо, упавшего в озеро
1437. Фреска. Примерно 220 x 305 см. Киостро дегли Аранси. Флорентийское Аббатство

Бенедикт принимал у себя сыновей титулованных семей, доверявших ему их воспитание. Двое из них оставили по себе добрые воспоминания: юный Мауро, сын некоего Евтициуса, и малыш Пласидо, отец которого, Тертулл, был облечен высокой мантией патриция. Первый из них, едва достигнув необходимого возраста, стал помощником Бенедикта, тогда как другой в это время был еще ребенком. Однажды Пласидо упал в озеро и начал тонуть. Святой Бенедикт чудесным образом узнал об этом и послал Мауро спасти Пласидо.


Синопия фрески Чудо ворона
Синопия фрески Святой Бенедикт посылает Мауро спасти Пласидо, упавшего в озеро
1437. Синопия фрески. Киостро дегли Аранси. Флорентийское Аббатство

Подготовительный рисунок фрески Святой Бенедикт посылает Мауро спасти Пласидо, упавшего в озеро


9. Чудо с отравленным хлебом (Чудо ворона)


Чудо ворона
Чудо с отравленым хлебом (Чудо ворона)
1437. Фреска. Примерно 220 x 305 см. Киостро дегли Аранси. Флорентийское Аббатство

Когда влияние Бенедикта в Субиако стало возрастать и все больше людей приходили, чтобы стать монахами, это стало далеко не всем по вкусу. В частности в Субиако, по другую сторону мраморного моста, настоятель маленького прихода Сен-Лоран, некий Флоран, относился к происходящему с большим подозрением. Священник этот воспылал завистью к Бенедикту. Его враждебность дошла до попытки убийства - Флоран вложил отраву в кусок освященного хлеба. Когда Бенедикту принесли от иерея освященный хлеб, он прибег к помощи ворона, которого обыкновенно кормил. По его приказу птица унесла в клюве отравленый кусок и бросила его вдалеке — там, где никто не мог найти его.


Синопия фрески Чудо ворона
Синопия фрески Чудо с отравленым хлебом (Чудо ворона)
1437. Синопия фрески. Киостро дегли Аранси. Флорентийское Аббатство

Пространственная и фигурная сложность этого подготовительного рисунка фрески (синопии фресок были открыты при их реставрации в 1970-х годах) позволяют определённо говорить о его принадлежносте Фра Анджелико. О том же говорят элегантность и точность, экономность линий рисунка синопии. Действие сцены происходит в глубоко отступающем внутреннем пространстве, если смотреть наискось из центра влево, так что зритель понимает, что часть трапезного стола и, предположительно, еще несколько монахов скрыты от его взора за левой обрамляющей пилястры дверного проема — примечательная сложная метафора для того времени. Целостность пространственной иллюзии поддерживается тщательно продуманным выверенным уменьшением размеров монахов, сидящих вдоль правой стороны стола, хоть это и приводит к тому, что главный герой сцены, святой Бенедикт, оказывается самой маленькой фигурой на фреске. Святой Бенедикт появляется второй раз на этой же фреске, вне трапезной, справа, сидящим в теряющемся профиле на низкой скамье под выступающим тентом, быстро исчезающим «за углом» внешней правой стены, скрупулезно повторяя перспективу главной сцены.

Однако, реализация замысла в красках очевидно не соответствует качеству подготовительного рисунка. Художник, которому было поручено воплотить этот рисунок в красках (возможно, это был Баттиста ди Бьяджо Сангвиньи) был не в состоянии следовать тонкому плану Анджелико. Внешний навес был им полностью скрыт, а несочлененная верхняя поверхность перемычки над дверным проемом была представлена как неправдоподобный аркадный второй этаж, пронизанный крошечными готическими бифорами (характерными для архитектуры средневековья окна, проемы которых небольшой колонной разделены с внешней стороны на два равных пролета). Привлекательное разнообразие поз монахов свелось к невыразительному повторению, с пустыми лицами, неубедительно высовывающимися из жестких капюшонов, а представленный в синопии блестящий жест святого Бенедикта, отдергивающего правый рукав, когда он слегка приподнимается со своего места, чтобы дотянуться через стол к лежащей перед ним на полу буханке хлеба, полностью исчез с фрески, где просто нарисована неподвижно лежащая на столе его рука.


10. Святой Бенедикт и чудо камня


Святой Бенедикт и чудо камня
Святой Бенедикт и чудо камня
1437. Фреска. Примерно 220 x 305 см. Киостро дегли Аранси. Флорентийское Аббатство

Все же святому Бенедикту пришлось покинуть Субиако и вернуться в пещеру. Постепенно в голове у Бенедикта сложились представления о том, как должна быть устроена монашеская жизнь. Он разделил своих учеников, число которых к тому времени сильно выросло, на 12 групп, каждая из которых подчинялась своему настоятелю, а за Бенедиктом оставалось право общего надзора.

В 530 году он решил устроить монастырь в Монте-Кассино, на вершине горы, в ста двадцати километрах на юго-восток от Рима. В этом месте, на котором когда-то был языческий храм, случилось множество драматических происшествий. Так скальный блок, который собирались ввести в постройку, оказалось невозможным сдвинуть с места. Поднятый, наконец, благодаря молитве святого, он открыл глазам окружающих кусок земли, в которой на некоторой глубине оказался закопанным бронзовый идол.

Святой Бенедикт и чудо камня
Святой Бенедикт и чудо камня. Фрагмент

Казалось, что священный языческий предмет источал языки пламени. За этим последовала паника, прекращенная молитвой Святого Бенедикта.


11. Святой Бенедикт воскрешает монаха


Святой Бенедикт воскрешает монаха
Святой Бенедикт воскрешает монаха
1437. Фреска. Примерно 220 x 305 см. Киостро дегли Аранси. Флорентийское Аббатство

Строения, сделанные самими монахами, тоже доставляли хлопот. Так, обрушилась одна из стен строения. Под развалинами оказался погребенным молодой монах, но аббат молитвой восстановил его раздавленное тело. Прямо перед этим ужасным происшествием дьявол явился Бенедикту, молившемуся в своей келье, и объяснил ему, что он собирается сделать.

Община Монте-Кассино положила начало ордену, впоследствии названному орден бенедиктинцев, около 540 года Бенедикт составил свой знаменитый устав, который стал фундаментом не только для бенедиктинцев, но и для всего западного монашества.


Святой Бенедикт воскрешает монаха
Синопия фрески Святой Бенедикт воскрешает монаха
1437. Синопия фрески. Киостро дегли Аранси. Флорентийское Аббатство

Это синопия фрески со Святым Бенедиктом, воскрешающим монаха — подготовительный рисунок, наносимый под интонако (верхний слой штукатурки, по которому выполнялась роспись). Эта синопия выполнена характерным для Фра Анджелико образом - энергичиными жирными линиями, отмечающими только основные контуры, необходимыми для определения общей композиции фрески.



предыдущая следующая
c-rover
2009 - 2023
содержание