содержание
Все сайты C-Rover

Монастырь Сан Доменико находится на середине пути между Флорецией и Фьезоле. Он был основан в конце 1406 года, а его строительство было в основном завершено в 1418 году.

Фра Анджелико был монахом этого монастыря - он поступил туда в 1429 году и пребывал в нем вплоть до 1438 года, когда начались события, связанные с его переходом в монастырь Сан Марко. Впрочем, по-видимому, он продолжал работать в мастерской Монастыря Сан Доменико вплоть до 1440 года. Для этого монастыря Анджелико написал несколько фресок и три алтаря, находившихся в церкви.

Фотографии представляют современный вид монастыря - колокольня и портик перед входом в церковь были сооружены в начале 17 века.

Монастырь Сан Доменико
Монастырь Сан Доменико во Фьезоле

В 1808 монастырь был экспроприирован Наполеоном в рамках проводимой им кампании по подавлению религиозных орденов. В 1879 году доминиканцам удалось добиться возврата монастыря, но у них не было средств для выкупа фресок Анджелико у тогдашнего их владельца, поэтому фрески были отделены от стен и проданы.


Богоматерь с Младенцем
Эрмитаж, Санкт Петербург


Фреска Богоматерь с младенцем
Богоматерь с Младенцем и святыми Домиником и Фомой Аквинским
1424-30. Фреска. 196 х 184 см. Эрмитаж, Санкт Петербург

Первоначально фреска была расположена в верхней части лестницы, ведущей в спальню. В 1879 она была куплена флорентийскими художниками Алессандро Маззонти и Козимо Конти, которые в 1882 году продали ее к великому князю Сергею в Россию.

Симметричная композиция изображает мадонну на троне в окружении святых. Слева от Марии – святой Доминик, держащий в руках лилию, символ целомудрия. Справа - великий теолог Фома Аквинский, и на страницах книги, которую он держит, можно прочитать текст псалмов. В отличие от святых, чьим образам приданы индивидуальные черты и характеры, образ Марии сильно идеализирован. Именно ее божественный облик придает картине дух глубокого лирицизма.

Фра Анджелико не стремится здесь показать динамичное действие или пространственную глубину, которые так привлекали его современников. Но он достигает здесь такой скульптурной монументальности какая присуща разве что таким изысканным интеллектуалам как Пьеро делла Франческа.

Эта фреска была в значительной степени переписана.


Распятие
Лувр, Париж


Фреска Распятие
Распятие со святым Домиником
1440-45. Фреска. 435 х 260 см. Лувр, Париж

В этом Распятии работы Фра Анджелико нашли воплощение и простая человечность, и такое качество, как трехмерность, лаконично подчеркнутая боковым светом. Умирающий Христос, уронивший голову на плечо, очень сильно напоминает изображение на выполненном Мазаччо алтаре в Пизе. Когда фреска была перенесена из монастыря Сан Доменико и отреставрирована, то небо позади фигур оказалось более темным, что усилило суровый реализм образов и локализовало свет, который сразу же объединил и усилил действие.

Тема этой работы позаимствована Фра Анджелико с одной из его фресок в монастыре Сан Марко.

В 1566 году фреску отреставрировал Франческо Марианти. Головы Богоматери и Святого Иоанна были частично переписаны.

Фреска Распятие до 1879 года находилась в трапезной монастыря Сан Доменико в Фьезоле. Представление о её изначальном местоположении даёт картина Лоренцо Гелати (1824–1895, Флоренция)

Фреска Распятие
Лоренцо Гелати. Фра Анджелико в трапезной Сан Доменико

В 1879 году фреска была приобретена Флорентийским дилером Стефано Бардини и продана им Лувру в 1881 году.


Распятие
Сан-Доменико, Фьезоле


Фреска Распятие
Распятый Христос
1433-34. Фреска. 363 х 212 см. Сан-Доменико, Фьезоле

Самой ранней из росписей Фра Анджелико является фреска Распятый Христос в Доме Соборов монастыря Сан Доменико, в комнате, где монахи, иногда вместе с мирянами, собирались для встреч. Для достижения большего реализма художник написал опустившуюся голову Христа и его тело в таком ракурсе, чтобы оно реалистично смотрелось с точки зрения стоящего на коленях молящегося. Стройное идеализированное тело Христа написано анатомически подробно и блестяще смоделировано. Надпись на надвершии креста - на иврите, греческом и латинском - гласит: "Иисус из Назарета, Царь Иудейский».

Эта фреска была обнаружена под побелкой в 1882 году. Она напоминает небольшую работу Мазаччо для капеллы св. Юлиана в пизанской церкви дель Кармине, выполненную в 1426 году.


Мадонна с Младенцем
Сан-Доменико, Фьезоле


Фреска Мадонна с Младенцем
Мадонна с Младенцем
Ок. 1435. Фреска. 116 х 75 см. Монастырь Сан Доменико, Фьезоле

Эта фреска изначально находилась над входом в церковь Сан Доменико в Фьезоле. В 1587 году она была снята и вместе со всем участком стены, на котором он написана, была перенесена к месту над дверным проемом на первом этаже монастыря. В 1858 году ее грубо перекрасили, и в результате, она серьезно не рассматривалась как работа Анджелико вплоть до 1960, когда хорошо под ней не была обнаружена хорошо сохранившаяся синопия. Фреска была реставрирована, отделена и перенесена на оргалитовую основу.


Синопия фрески Мадонна с Младенцем
Синопия фрески Мадонна с Младенцем
Ок. 1435. Синопия фрески. 116 х 76 см. Монастырь Сан Доменико, Фьезоле

Это синопия фрески Мадонна с Младенцем — подготовительный рисунок, наносимый под интонако (верхний слой штукатурки, по которому выполнялась роспись). Эта синопия была обнаружена под фреской, над входом в помещение для послушников монастыря в Фьезоле. Во время реставрации 1960 года была восстановлена оригинальная поверхность фрески, а синопия была удалена и сохранена. Она демонстрирует безошибочный стиль Фра Анджелико.


Для монастыря Сан Доменико кроме фресок Анджелико написал три алтаря, находившихся в церкви монастыря.

Церковь Сан Доменико
План старой церкви Сан Доменико (1430 год)

На этом плане церкви Сан Доменико красным показано место над входом, где изначально находилась фреска Мадонна с Младенцем.

Цифрами обозначено положение алтарей написанных Фра Анджелико:

1 - Алтарь церкви Святого Доминика (Этот алтарь, переделанный Лоренцо ди Креди в 1501 году в ренессансный алтарь, находится сейчас на месте бокового алтаря)

2 - Алтарь «Благовещение» (сейчас в музее Прадо, Мадрид)

3 - Алтарь «Коронация Богоматери» (сейчас в Лувре, Париж)

В этой церкви находилась также картина Перуджино "Мадонна с Младенцем на троне с Иоанном Крестителем и Святым Себастьяном", которая выставлена сейчас в Галерее Уффици.



предыдущая следующая
c-rover
2009 - 2022
содержание