содержание
Все сайты C-Rover

Серии небольших картин с изображением сцен из жизни Христа были заказаны Пьеро де Медичи для украшения створок шкафа, в котором хранилась серебряная утварь, поднесенная Мадонне Аннунциате (Armadio degli Argenti). Заказ был связан с проектом переустройства молельни Пьеро Медичи, располагавшейся между капеллой Мадонны Аннунциаты и монастырской библиотекой. Композиции были размещены на двух дверках, открывавшихся наружу. В 1461-1463 годах Пьеро Медичи решил убрать несколько келий, примыкавших к капелле, и оборудовать там две комнаты для своих нужд. В ходе этой второй перестройки пришлось переделать и шкаф для серебряной утвари - его дверцы объединили, сделав одну створку.

Armadio degli Argenti
Шкаф после переделки (копия)

Первоначольно этот шкаф находился в базилике Сантиссима-Аннунциата в небольшом помещении для моления слева от входа. Затем он был в капелле Ферони и капелле Галли. В 1785 году его передали в Академию.

В 1814 году шкаф был разделен на части (блоки).

Серия картин Armadio degli Argenti - последняя из достоверно документированных работ Фра Беато Анджелико. Неравномерная сохранность панелей привела к широкому разнообразию мнений относительно авторства отдельных сцен и степени вклада Анджелико в их дизайн или исполнение. То, что в этой серии участвовало более одного художника, видно просто из сравнения типов фигур в разных сценах — как, например, в Введении во храм и Усекновении крайней плоти. Какие сцены были написаны самим Анджелико, все ли они были задуманы мастером, кем могли быть его помощники и длилась ли работа в течение длительного периода времени, остаются открытыми вопросами.

Всего сохранилось 35 небольших сцен одинакового размера (38,5 x 37 см), изображающих эпизоды из Нового Завета. Это часть бОльшей коллекции, состоящей из 40 картин одинарного размера и одной картины двойного размера. Эти работы были представлены 4 панелями (блоками) - 2 блока по 9 изображений и 2 блока по 12 изображений.

Относительно 9 картин, составляющих первый блок, у специалистов существует единодушие в оценке их авторства - все они в той или иной степени признаются работами самого Фра Анджелико. Эта панель могла быть написана несколько раньше, чем две другие, возможно, во время краткого возвращения Анджелико во Флоренцию из Рима в 1448 г., когда его мог сопровождать Беноццо Гоццоли, и, в свою очередь, что именно Гоццоли, по крайней мере частично, был ответственен за некоторые из сцен этой панели. Его рука больше не появляется на двух других панелях, которые, кроме того, гораздо более однородны по замыслу и качеству исполнения.

Из второго блока из 9 картин сохранились только 3 - 6 картин из этого блока утеряны. Авторство этих трёх картин ( Брак в Кане, Крещение и Преображение) специалисты уже давно приписывают молодому Алессио Бальдовинетти, итальянскому художнику флорентийской школы (1425-1499). Предполагется, что и утерянные 6 работ этого блока также были выполнены им.

Двадцать три картины блоков 3 и 4 написаны в манере Анджелико, но, как считают специалисты, другой рукой. Отмечается также, что в последних сценах (блок 4) палитра, и, особенно, интенсивное применение желтой краски, отличается от палитры, характерной для Анджелико. Но старые источники приписывают все сцены этой серии панелей руке Фра Анджелико. В то же время очевидно, что некоторые из этих сцен прямо следуют мотивам фресок Анджелико в Сан Марко, например, Осмеяние Христа, Несение креста (Богородица напоминает соответствующую фигуру во фреске на ту же тему), Коронование Богородицы (центральная группа варьирует фресковую композицию из кельи N 9). Думается, что было бы неправильно видеть в данных сценах простое копирование манеры Фра Анджелико. Мастерский замысел ряда мотивов - пейзажный фон, объединяющий эпизоды Распятия и Снятия одежд с Христа, архитектура в сцене Омовения ног, диагональное построение композиции Оплакивания наводят на мысль о том, что сам художник выполнил по меньшей мере композиционные рисунки для цикла.

Очевидно, что общая программа цикла составлена до начала живописных работ самим Анджелико, либо при его участии. Несмотря на то, что сцены по-разному трактованы и состояние их сохранности неравноценно, многие из них имеют ясную композиционную схему, в которой выявлены наиболее существенные черты поздней манеры Анджелико.

Необходимо подчеркнуть, что в композициях нет ничего архаического. Они показывают, что до последних лет жизни Анджелико не был чужд новаторскому в искусстве. Различие же почерков в исполнении сцен для створок шкафа можно было бы убедительно объяснить тем, что работа Анджелико прерывалась из-за нового заказа.

Пределла Святой Франциск Пределла Святой Франциск
Блоки (части) 1 и 2
1450. 112,5 х 115,5 см. Монастырь Сан Марко, Флоренция

Первая картина первого блока является заглавной - вместе с последней картиной последнего, четвёртого блока она составляет своеобразную "обложку" повествования. Она посвящена Ветхозаветным пророчествам о пришествии Христа, тогда как завершающая картина представляет своеобразное обобщение Нового Завета, итога этого пришествия. Остальные картины первого блока посвящены детским годам Иисуса Христа. Второй блок представлен эпизодами из его "общественной" (публичной) жизни.

Третий блок представляет сюжеты Страстной Недели, включая сцены Страстей Господних. Четвёртый блок составлен из сцен Смерти и Воскресения Христа.


Блок 1, Видение Иезекииля


Armadio degli Argenti
Видение Иезекииля

Иезекииль - один из «великих ветхозаветных пророков», родился в Иудее около 622 года до н. э. и был священником. С первым караваном пленных в 597 году до н. э. Иезекииль был уведён в Вавилонию и жил в посёлке Тель-Авив у реки Ховар близ Ниппура, одного из религиозных центров Вавилонии. Здесь, у реки Ховар, пророку были явлены от Бога несколько видений, с которых в 592 году до н. э. началось его пророческое служение.

Одно из них - видение Славы Божией в виде сияющей комбинации из четырёх существ. Каждое из них имело подобие четырёх лиц (человек, телец, орел, лев), четыре взаимно соприкасающихся крыла и сверкающие металлические ноги с копытами (Иез. 1:6). Конструкция завершалась полусферой (Иез. 1:22), тогда как в основании его находились колеса с глазами. Во время движения крылья издавали сильный шум, а во время остановки крылья опускались. Над полусферой располагался престол, на котором восседало «подобие человека» (Иез. 1:26).

В это время Иезекиилю было около 30 лет. Дом пророка в Тель-Авиве, как и дома многих священников в плену, стал местом, где собирались изгнанные иудеи (именно из таких домов собраний в эпоху плена и родилась синагога). К приходившим к нему людям обращал пророк свои пламенные проповеди. Автор ветхозаветной книги Иезекииля; из-за объёма (48 глав) и значимости которой относится к так называемым «великим пророкам». Скончался около 571 года до н. э.

Так вот на этой, первой панели, пророк Иезекииль и Святой Григорий Двоеслов (540 – 604, папа Римский) изображены сидящими в гористой местности с рекой Хобар, текущей между ними. В верхней левой части картины расположен текст из первой книги Иезекииля, выражающий видение пророка, а само видение показанно ниже. Иезекииль отклонился назад, его руки подняты в удивлении. Поскольку в описании видения сказано, что в нём присутствуют четыре существа, которые 'имеют одно сходство: и их вид, и их работа была как если бы одно колесо было в середине другого', (Ezekiel 1, v. 16) - здесь и показано колесо внутри другого колеса с окружностью, объятой пламенем.

Анджелико изображает такое колесо как сделанное из двух концентрических окружностей. Вокруг большего колеса расположена цитата из Книги Бытия, а вокруг меньшего – первые три строфы Евангелия от Иоанна, 'В начале было Слово, и Слово было с Богом, и это Слово было Бог ...', которые вторят словам Книги Бытия. Внешнее колесо содержит портреты пророков и патриархов, которые воплощают Старый Завет, тогда как внутреннее колесо состоит из портретов деятелей Нового Завета. То есть демонстрируется, что Новый Завет уже как бы сожержится в Старом Завете, пророчества Старого Завета направлены в сторону Нового Завета. Новый Завет является воплощением Старого Завета, ничего не добавляя к нему в смысле слов, но добавляя новое понимание уже сказанного. Он является не продолжением Старого Завета, а как бы его центром.

В нижней части картины слева пророк Иезекииль смотрит на небо, а справа - святой Григория доносит видения Иезекииля аудитории, записывая их. Таким образом, разделение между двумя Заветами - Старым и Новым - также является разделением между двумя историческими периодами. Так у Иоанна (1:17) говорится, что "закон был дан Моисеем, ... благодать же и истина пришли чрез Иисуса Христа." Старый Завет представляет Закон, а Благодать представлена Новым Заветом.

Справа наверху картины расположена цитата из трактатов Святого Григория, который интерпретировал видения пророка и использовал их, чтобы подчеркнуть параллели между Ветхим и Новым Заветами. Тема параллелей между этими двумя заветами проходит через все остальные картины этой серии.


Блок 1, Благовещение


Armadio degli Argenti
Благовещение

Силуэты коленопреклоненной Мадонны и ангела вырисовываются на фоне стены с центральным просветом, перст ангела указывает на Святого Духа, натуралистически представленного как летящая в небе птица. Драпировки плаща Марии трактованы с большим изяществом, нимб над ее головой дан в профильном изображении, а не плоской окружностью, как ранее.

В верхнем и нижнем поле композиций помещены ленты с текстами, соответственно, из Ветхого и Нового Заветов. Так в этой сцене пророчество Исайи соотнесено со словами святого Луки о Благовещении: ЕССЕ CONCIPIES IN VTERO ET PARIES FILIVM ЕТ VOCABIS NOMEN EIVS IHESVM (И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус).


Блок 1, Рождество


Armadio degli Argenti
Рождество

В эпизоде Рождества художник разместил хлев как бы в нише ландшафтного окружения и подробней, чем в каком-либо из ранних произведений, обыграл систему перспективных линий в изображении балок и наклоненных вперед яслей. Вертикали опорных столбов делят композицию на три части, в одной из них солома спускается почти до плеч Иосифа, в другой, за фигурой Марии, она наполовину обломана.


Блок 1, Усекновение крайней плоти


Armadio degli Argenti
Усекновение крайней плоти

Картина изображает младенца Христа, принесенного в храм для обрезания. Центральное положение на картине занимает стол, и его сходящаяся поверхность уводит взгляд дальше к хорам. Очертания трех фигур на переднем плане перекликаются на заднем плане с тремя окнами и арками стен хоров. Преимущественно вертикальные складки драпировок всех фигур прорисованы в деталях и перекликаются с канавками пилястр.


Блок 1, Поклонение волхвов


Armadio degli Argenti
Поклонение волхвов

Судя по короне на голове молодого человека слева визит волхвов здесь трактуется как поклонение трех царей (согласно западно-европейской традиции). Апокрифические евангелия (произведения позднееврейской и раннехристианской литературы, не вошедшие в библейский канон) дали им имена — Каспар, Мельхиор и Бальтазар. Есть греческие варианты их имен (Аппелликон, Америн и Дамаскон) и еврейские (Магалат, Галгалат и Серакин). Существуют легенды о четвертом волхве, которого зовут Артабан (как брата персидского царя Дария). В ранних рукописях Бальтазара зовут Вифисарей.


Блок 1, Принесение во храм


Armadio degli Argenti
Принесение во храм

Картина изображает Сретенье Господне. Славянское слово «сретение» переводится на современный русский язык как «встреча». Сретение — это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом. Симеон по преданию был одним из семидесяти двух учёных толковников-переводчиков, которым египетский царь Птолемей II (285—247 годы до н. э.) поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык. Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», он подумал, что это явная описка и вместо «Дева» должно стоять «Жена», и посчитал своим долгом исправить текст. Но ангел Господень остановил руку святого Симеона и уверил его, что он не умрет, пока не убедится в истинности пророчества пророка Исайи. Симеон долго ждал исполнения обещания Божия — он жил, по преданию, около 300 лет.

И вот в день, когда Иосиф и Мария понесли младенца Иисуса в храм, чтобы посвятить его Богу, по внушению Духа Святого Симеон пришёл туда же. Он взял младенца на руки и, славя Бога, сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое. Иосиф и Богородица были удивлены такими словами. Симеон благословил их и, обратившись к Божией Матери, предсказал Ей о Младенце: Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. Однако люди в храме не прислушались к его словам, так как ожидали прихода Спасителя в блеске и славе, и только благочестивая вдова Анна-пророчица, восьмидесяти четырёх лет, служившая Богу постом и молитвой день и ночь все долгие годы своего вдовства, славила Господа и говорила о Нём всем в Иерусалиме.


Блок 1, Бегство в Египет


Armadio degli Argenti
Бегство в Египет

Эта сцена отражает натуралистические тенденции в творчестве Анджелико. Будучи предупрежденным во сне Иосиф с Марией и младенцем Христом убегает от бойни, учиненной Иродом, в Египет. За ними виден ряд деревьев уменьшающегося размера, обозначая перспективу ландшафта. Святое Семейство освещено ярким светом слева. Нимбы видны полностью, и в них, словно в металлических дисках, отражаются свет и тени, отбрасываемые головами персонажей. Художник уделил большое внимание моделировке и точной передаче форм, с немалой пластической убедительностью изобразив, например, ноги под одеянием сидящей на осле Марии.

На лентах с текстами из Ветхого и Нового Заветов строка Псалма: ELONGAVI FVGIENS ЕТ MANSI IN SOLITVDINE (Я удалю убегающего и дам убежище в пустыне) дополняет предупреждение Иосифу о Бегстве в Египет, вложенное Святым Матфеем в уста ангела.


Блок 1, Избиение младенцев


Armadio degli Argenti
Избиение младенцев

Ирод, в короне и со скипетром, смотрит сверху на детоубийство, происходящее по его приказу. Толпа зловещих, одетых в темное солдат вливается через вход под аркой, убивая детей ударами черных кинжалов. Их матери, изображенные в разнообразии поз ужаса и с полными страха глазами, пытаются защитить своих детей, но безуспешно.

Сцена Избиения младенцев напоминает пределлу Сан Марко. Задняя стена на ней повторяет стену из композиции Святые Косма и Дамиан перед Лисием, но в верхней части к ней добавлена сокращающаяся в глубину решетка. Пространство переднего плана картинки глубже, чем обычно у Анджелико, позы и движения женщин переданы художником вполне реалистически, со свободой и выразительностью, которые нигде больше не были им достигнуты.


Блок 1, Христос с докторами


Armadio degli Argenti
Христос с докторами

В Евангелии от Луки читаем: Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же по окончании дней праздника возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.


Блок 2, Бракосочетание в Кане Галилейской


Armadio degli Argenti
Алессио Бальдовинетти. Бракосочетание в Кане Галилейской

Картина изображает первое чудо Христа, когда он, будучи на свадьбе вместе со своей матерью и учениками, превратил воду в вино. Его мать сказала, что вино кончилось, и Иисус приказал наполнить водой шесть сосудов и дать попробовать управляющему пиром. Вода превратилась в вино и управляющий удивленно обратился к жениху: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.

Об этом чуде повествует Евангелие от Иоанна. Чудо превращения воды в вино содержит в себе элементы Евхаристии, и этим объясняется то, что сюжет этот стал общепринятым и широко использовался в качестве темы религиозной живописи уже с первых веков христианства.


Блок 2, Крещение Христа


Armadio degli Argenti
Алессио Бальдовинетти. Крещение Христа

К Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре, пришёл Иисус Христос (в 30-летнем возрасте) с целью принять крещение. Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду» и принял крещение от Иоанна. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!». Таким образом, при участии Иоанна всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса. Крещение, свершившееся тогда, сильно повлияло на Иисуса и рассматривается всеми евангелистами как первое событие в его общественной деятельности.


Блок 2, Преображение


Armadio degli Argenti
Алессио Бальдовинетти. Преображение

Зная о будущем распятии на Кресте на горе Голгофе, Иисус Христос за некоторое время до этого (за 40 дней) взошел на гору Фавор вместе со своими учениками — будущими апостолами Петром, Иоанном и Иаковом. Учеников сморил сон и они заснули у подножия горы. Но когда они проснулись, то увидели, что лицо и одежды Иисуса Христа сияют божественным светом, а сам Он беседует с двумя пророками — Моисеем и Ильей. На горе Фавор лицо Иисуса Христа озарилось светом — оно стало сиять, как солнце, а одежды вдруг стали такими же белыми, как свет. Но тайный смысл Преображения Господня заключается не во внешних изменениях Иисуса Христа, но и в том, что его ученики наконец-то осознали, что рядом с ними живет не просто пророк Божий вроде Моисея, а сам Господь Бог. Это было и преображение мышления единомышленников Иисуса Христа.

Три последние картины ( Брак в Кане, Крещение и Преображение) приписываются молодому Алессио Бальдовинетти, итальянскому художнику флорентийской школы (1425-1499).



предыдущая следующая
c-rover
2009 - 2023
содержание