содержание
Все сайты C-Rover

Данная работа представляет один из первых образцов тондо, круглых картин, ставших в 1400-х годах популярными местными религиозными художественными произведениями. В данном случае это может быть Блюдо Рождения (deschi da partо) – разрисованное с двух сторон плоское блюдо, используемое для принесения фруктов, сладостей и подарков молодой матери после родов.

Аттрибутирование этого великолепного тондо имеет сложную историю.

В середине семнадцатого века (и, вероятно, гораздо раньше) оно описывалось как работа Фра Анджелико. В девятнадцатом веке оно было продано с атрибуцией к Боттичелли, Фра Анджелико, Филиппо Липпи и Филиппино Липпи. С конца девятнадцатого века до середины ХХ века оно считалось обычно ранней работой Филиппо Липпи, написанной под влиянием Фра Анджелико.

С момента своего приобретения галереей Вашингтона в 1952 году, это тондо упоминалось в каталоге как совместная работа Фра Анджелико и Филиппо Липпи. Лицо Мадонны и линия малых фигур на крутой тропинке рядом со стенами Вифлеема (вверху справа) являются частями, написанными наиболее четко в стиле Фра Анджелико, в то время как фигуры на переднем плане написаны узнаваемо в стиле Липпи.

Эти стилистические вариации нелегко объяснить, так как предположение, что два таких известных художника сотрудничали в работе над одной и той же панелью, неправдоподобно. Самая популярная гипотеза (первоначально опубликованной Бернард Беренсон в эссе 1932 года) заключается в том, что картина была начата в мастерской Фра Анджелико, осталась почему-то незавершенной, и закончена спустя некоторое время Липпи. Альтернативными гипотезами являются: что тондо было начато Липпи и завершено в мастерской Фра Анджелико; что оно была начато и в значительной степени завершено Анджелико, но позже изменено или "модернизировано под Липпи"; что оно было полностью написано в мастерской Анджелико, а стилистические вариации быть вызваны тем, что в работе участвовали помощники. Некоторые критики подозревали участие Беноццо Гоццоли.

Тондо на эту тему находится (как произведение Фра Анджелико) в инвентаризационном списке Палаццо Медичи, составленном после смерти Лоренцо Великолепного в 1492 году. Именно это Вашингтонское тондо зарегистрировано в 1643 году во владении семьи Гуиццардини во Флоренции, чья коллекция целиком была приобретена в 1810 году Франсуа-Оноре Дюбуа, комиссаром полиции в наполеоновской Флоренции.

В 1826 году тондо попало в Англию. В 1874 году оно было приобретено богатым торговцем текстилем сэром Фрэнсисом Куком для его большой коллекции в доме Даути в Ричмонде. Оно было среди двадцати пяти самых важных экспонатов из коллекции Кука, посланных в 1941 году в Америку на хранение. В 1947 году, накануне возвращения коллекции в Англию, тондо купил фонд Кресса за "очень значительную сумму" (по рекомендации Бернарда Беренсона).

Поклонение волхвов
Поклонение волхвов
Ок. 1445. Дерево. Диаметр 137,4 cм. Национальная галерея искусств, Вашингтон, США

Блестяще расцвеченная богато декорированная круглая панель представляет зрителю великолепную картину прибытия волхвов на фоне сельского пейзажа. Проведенная в 1492 году инвентаризация состояния Лоренцо Медичи отметила эту картину как наиболее значимую в коллекции этой могущественной флорентийской семьи и атрибутировала ее как произведение Фра Анджелико. Позднее оказалось, что Поклонение волхвов принадлежит кисти двух художников – Фра Анджелико, видимо, только начал эту картину, а большая часть работы была выполнена его коллегой и товарищем по монастырю Фра Филиппо Липпи.

Несколько элементов картины носят символический характер – например, павлин считается символом бессмертия. В целом картина Поклонение волхвов восхищает своим искрящимся цветом, очаровательными деталями и радостным настроением. Все элементы композиции – фигуры людей, городской пейзаж, ландшафт – расположены по спирали, отражая круглую форму картины.

Поклонение волхвов
Поклонение волхвов. Фрагмент

Этот фрагмент картины изображает Марию с Младенцем работы Анджелико и а также две другие фигуры, выполненные Филиппо Липпи. Если сравнить изображение головы Марии с головой волхва, стоящего коленопреклоненно перед нею, и Иосифа, стоящего справа, то видно, что они смоделированы в совершенно различных манерах.

Фра Анджелико был известен своей набожностью и его безгрешный образ жизни отражался в его художественных произведениях. Изображение Святой Марии характеризует его стиль чистой, простой формой ее головы и благородной утонченностью ее черт. Земной стиль Филиппо Липпи предстает перед зрителем изображением массивных форм и четко прорисованными фигурами.

Поклонение волхвов
Поклонение волхвов. Фрагмент

Кроме восхитительной ангельской Святой Марии и Младенца, кисти Анджелико также принадлежит, вероятно, изображение толпы верующих наверху справа, а также растительный ковер на переднем плане картины.

Поклонение волхвов
Поклонение волхвов. Фрагмент

Фигуры волхвов и их спутников выполнены Филиппо Липпи.



предыдущая следующая
c-rover
2009 - 2022
содержание