содержание
Все сайты C-Rover

Композиция Страшный Суд из музея Сан Марко, написанная около 1430 года (она могла быть заказана летом 1431 года для Ораторио дельи Сколари в церкви Санта Мария дельи Анджели), служила верхней частью кафедры, предназначавшейся для священнослужителя во время большой мессы. Этим и объясняется ее необычная форма.

Страшный суд
Страшный суд
1432-35. Темпера, дерево. 105 х 210 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Вершина композиции с изображением Христа-судьи вытянута в виде мандорлы (овала), обрамленной ангелами, и фланкированной по обеим сторонам фигурами Мадонны и Иоанна Крестителя; по двум коротким диагоналям расположены святые и апостол. В боковых прямоугольных ответвлениях композиции изображены Рай и Ад, а в центре представлена сцена Воскресения мертвых, отверстые могилы которой объединены общей перспективой, ведущей взгляд зрителя в глубину пространства, к блекло-синему горизонту, где ангелы трубным гласом призывают души умерших на Суд.

Фра Анджелико пользуется здесь линейной перспективой, но ему пока не удается выдержать пространственный принцип во всех частях композиции: в картине отсутствует ощущение единого пространства, построение подчинено средневековой иконографической схеме. Но уже вполне ощущается ренессансное чувство реальности и красоты мира.

Страшный суд
Страшный суд. Левая часть. Рай

Слева представлен Рай, в котором Праведные преклонили колена в молитве. Среди них мы видим монаха, которого обнимает ангел, а неподалеку - танецующих ангелов на цветущем лугу, которые вводят достойных через ворота в страну вечного блаженства.

Страшный суд
Рай. Фрагмент

Идея танца ангелов, выражающего безмерную радость и небесный покой, позаимствована Фра Анджелико из Алтаря Строцци флорентийского художника Андреа Орканья, жившего и творившего в 14 веке. У этого великого предшественника Анджелико черпал не только живописные идеи, но и религиозное чувство, вдохновение. Но идея Орканья была значительно им развита как в части концепции, так и по типажам, характерам, движениям и драпировкам. Происхождение мотива танцующих ангелов в саду, ведущих к вратам Рая прослеживается в святоотеческих текстах и в гимне пятнадцатого века, повествующем о том, как «на небесах формируется круг из всех святых в саду... все танцуют от любви... одетые в пестрые, белые и красные одежды, на головах у них венки, кажутся молодыми людьми лет тридцати... венки все в цветах». Введение этой темы может быть прослежено конкретно до восстановленных святоотеческих текстов, предложенных Амброджо Траверсари, ведущим ученым-гуманистом и священнослужителем в церкви Санта Мария дельи Анджели, который, возможно, имел непосредственное отношение к заказу этой картины.

Страшный суд
Страшный суд. Центральная часть

Над сценой Страшного суда, как композиционно, так и метафорически, изображен одинокий Христос, занимающий всю верхнюю долю панели, заключенный во внутреннюю мандорлу серафимов, окруженную второй, внешней мандорлой ангелов. В нижних долях находятся участники небесного суда, образуюя дугу, аккуратно охватывающую толпы Праведных и Проклятых внизу. В этой сцене акцент делается на Праведных, на которых обращен взгляд Христа — как если бы он участвовал в их приветствии на небесах.

Большие сходящиеся вдаль прямоугольники открытых могил создают пространственную глубину в нижней части картины. Пустой саркофаг, лежащий сверху на переднем плане несколько смягчает центральную ось. Необычной формировкой частей сидящих картина расширяется в обе стороны, чтобы показать Рай и Ад, но думается, эти сцены выполнены мастерской художника. Рядом с пустыми могилами стоят судимые. Спасенные с сияющими головами выходят налево в Рай. Демоны тащат грешников без нимбов направо и вниз, в Ад. В верхней, небесной части картины, где изображен сидящий Христос-судья, окруженный ангелами, расположены также две группы сидящих апостолов и святых. Однако пространственная глубина земной части картины не повторяется в небесной части – слабое сужение этих двух групп святых не дают небесам иллюзии глубины.

Страшный суд
Страшный суд. Центральная часть. Фрагмент

Самое оригинальное решение Анджелико — двойной ряд пустых гробниц, уходящих в драматической перспективе через середину композиции и обеспечивающих резкий разрыв между Праведными и Проклятыми по обе стороны.

Страшный суд
Страшный суд. Правая часть. Ад. Фрагмент

Страшный суд
Страшный суд. Правая часть. Ад. Фрагмент

Панель церкви Санта Мария дельи Анджели рассматривается исследователями как творческая адаптация Анджелико традиционных прототипов Страшного Суда четырнадцатого века, представленных, в частности, фресками Кампосанто в Пизе, из которых художник почерпнул семь сцен кругов дантовского видения Ада из его "Божественной комедии". Сторона с Адом и Проклятыми точно повторяет образец Страшного Суда в Пизе, но, что примечательно, без надписей, присутствующих в последнем.



предыдущая следующая
c-rover
2009 - 2022
содержание