|
В данном разделе представлены панели, представляющие сцену "Рождество" - фрагменты алтарей и табернаклей, выполненных Анджелико в 1825-30 годах. Они находятся в разных музеях.
Рождество
Музей института искусств, Миннеаполис
Рождество
Ок. 1425-30. Темпера на тополевом дереве. 28,3 х 16,5 см. Музей института искусств, Миннеаполис
Кроме традиционно изображаемых в сцене Рождества Младенца Христа, Марии и Иосифа, а также непременных вола и осла, в данном случае на картине присутствует и изображение пастухов - две маленькие фигурки в верхней левой части картины. Они выражают крайнюю степень испуга и удивления при виде божественного света над местом рождения Христа, символизируемого золотым фоном картины. Ангелы являют благую весть о рождении Спасителя людям (пастухам) и славят его. Слово «ангел» буквально означает «вестник». Бог посылает ангелов возвещать людям свою волю, для этого они принимают на себя видимый человеческий облик.
Изображаемые на картине Рождества животные – вол и осел, в иконографии связывают с пророчеством Исайи: «Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис., 1:3). Согласно религиозному толкованию, вол символизирует евреев, рожденных в законе, а осел – язычников. Считается, что родившийся Мессия освободит одних от ярма закона, других от ярма идолопоклонства и примет всех.
Эта малоизвестная панель была впервые представлена публике как работа Фра Анджелико в 1924 году, когда она находилась в Мюнхене в коллекции Марселя Немеса (Немеша), венгерского финансиста, коллекционера и арт дилера. Вскоре после этого она была куплена коллекционером из Миннеаполиса Хершелом Джонсом. После его смерти эта панель была завещана мисс Тесси Джонс местному Музею института искусств.
После продажи этой работы в Миннеаполис она стала недоступна европейским специалистам и быстро выпала из списка известных и признанных работ Фра Анджелико. И только в 1976 году её аттрибуция как образца стиля, типичного для Фра Анджелико в 1420-х годах, была восстановлена Миклошем Бошковицем. Позже это мнение было поддержано другими специалистами.
На панели нет следов креплений ни с одной стороны, однако края, как кажется, были обрезаны. Поэтому либо она была одним из крыльев табернакля, как это изначально предположил Миклош Бошковиц, либо, что вероятнее, она была частью диптиха (существовала парная ей панель).
Крылья переносного алтаря
Пинакотека Civiсa, Форли
Предполагается, что эти две небольшие панели, идентичные по размеру и оформлению, когда-то составляли часть личного переносного алтаря. На оборотной стороне каждой картины все еще виден узор под искусственный мрамор, который часто украшал такие предметы, и был бы виден, когда панели были сложены или закрыты. Впервые идентифицированные как автографы Фра Анджелико при их поступлении в Пинакотеку в Форли в конце девятнадцатого века, они сохранили эту атрибуцию - она была принята большинством последующих ученых.
Рождество
Ок. 1425. Темпера, дерево. 29 x 18,9 см. Музей Сан Доминика (Пинакотека Civiсa), Форли
На крыше яслей, в которых расположилось Святое семейство, художник изобразил девять ангелов с нимбами, которых мы видим под острым углом к плоскости картины. На переднем плане изображен Святой Иосиф с благоговейно скрещенными руками, сияющий Младенец Христос, и несколько уменьшенная Дева Мария с руками прижатыми друг к другу в молитвенной позе. Мадонна здесь представлена Фра Анджелико так, как она обычно изображалась в иллюстрированных манускриптах того времени. За ней изображены мул и вол, дружелюбно лежащие на полу. Эти благодушные животные и темный фон яслей предполагают глубину изображаемой сцены. Анджелико заимствовал здесь ночную обстановку Рождества у Джентиле да Фабриано. Выполненное, возможно, с учетом положения панели Рождество в исходной структуре слева, в блестящем проявлении технической виртуозности, хижина с крутым ракурсом здесь повернута так, что ее можно рассматривать с под острым углом справа, с неукоснительно соблюдаемым уменьшением размеров в глубину, характерным для всех архитектурных элементов картин Анджелико.
Моление о Чаше
Ок. 1425. Темпера, дерево. 29 x 18,9 см. Музей Сан Доминика (Пинакотека Civiсa), Форли
Точно также, интеллектуальная адаптация Анджелико сцены "Моление о Чаше" к вертикальному формату панели приводит к более психологически заряженной и сложной версии этого традиционного сюжета. Вместо того, чтобы следовать типичной иконографии для спящих апостолов, которые обычно представляются как изолированная группа на переднем плане, композиция объединяется тщательно организованным размещением фигур в разных, наложенных друг на друга зонах, четко обозначенных по глубине садовой оградой и покатой крышей садовой хижины. Взгляд задерживается на каждой детали повествования - от прекрасно изображенного, лежащего на переднем плане святого Иоанна, облаченного в просторные синие одежды и опирающегося на руку, как павший воин древности - к Святому Андрею и Святому Петру на некотором расстоянии над ним - к молящимся фигурам Христа и ангелу в верхнем левом углу.
Есть существенные расхождения в мнениях ученых о датировке этих работ - одни исследователи относят их к более ранним работам Фра Анджелико, еще подверженных влиянию Мазаччо, другие же их считают зрелыми работами мастера, относя к 1450-м годам. В частности автор самого убедительного и глубокого обсуждение панелей Форли Роберто Лонги в 1940 году отмечал, что отличающие обе эти композиции передовые пространственные и формальные решения в качастве непосредственного источника очевидно имеют мощный монументальный словарь Мазаччо и, соответственно, приписал эти работы периоду наибольшей восприимчивости художника к моделям Мазаччо - между 1425 и 1430 годами. Описывая массивные, прочно сочлененные фигуры в Молении о Чаше как «наиболее мазачевские лица, которые можно найти за пределами творчества Мазаччо», Лонги отметил, в частности, явное соответствие между фигурой задумчивого святого Петра и фрагментом фрески Мазаччо Чудо со статиром - того же апостола, преклонившего колени перед водой.
Впечатляющей является амбициозная, монументальная пространственная структура обеих композиций, несмотря на их уменьшенный масштаб. Обе работы попали в музей в конце 19 века в составе коллекции Миссирини. О предшествующей их истории ничего не известно.
Рождество
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Работа Заноби Строцци(?)
Заноби Строцци. Рождество
Ок. 1435-40. Темпера, дерево. 18,7 х 43,5 см. Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк
Этот очаровательная картина, по видимому, была выполнена в мастерской Фра Анджелико примерно в 1440 году, она была центральной панелью пределлы алтаря.
Данная панель аттрибутируется как работа его ученика Заноби Строцци. Однако очень вероятно, что "спроектирована" эта работа была самим Фра Анджелико. Мы, поэтому, оставили её в нашем списке для общности.
Эта картина была подарена музею Мэй Догерти Кинг в 1983 году.