содержание
Все сайты C-Rover

Эта находящаяся в частной коллекции небольшая картина была представлена широкой публике относительно недавно, в 1998 году.

Распятие с Петром Мучеником
Распятие со святым Петром Мучеником и Фомой Аквинским
Темпера, дерево. 21,5 х 12 см. Частная коллекция

Она представляет своего рода мистическое видение, воплощающее два полюса доминиканской духовности: страстный и рассудочный, или, в более светском и метафорическом ключе, дионисийский и аполлонический. Здесь перед распятием мы встречаем двух самых важных Доминиканских святых (за исключением основателя ордена, разумеется), символизирующих два крайних полюса доминиканской духовности - Святого Петра Мученика и Святого Фому Аквинского. Они молятся на коленях перед Распятием в четко обозначенном церковном интерьере, похожем на интерьер базилики Брунеллески или Микелоццо.

Напротив апсидной капеллы, возвышаясь над покрытым голубым с красной каймой покрывалом столом высокого алтаря, стоит распятие в натуральную величину, на котором яркими пятнами видна кровь, сочащаяся из ран на руках и ногах распятого Христа. За крестом - черная драпировка, которая драматически отделяет крест от золотого фона капеллы. Справа коленопреклоненный Святой Фома Аквинский протягивает том своих сочинений Христу, который отвечает (словами, начертаными белым на панели) - Bene scripsisti de me Thomma [sic] ("Ты хорошо написал обо мне, Фома"). Слева Петр Мученик держит пальмовую ветвь, символизирующую мученичество, и кровь из раны на его голове заливает его лицо и плечи. Христос ответствует ему - Petre, et ego quis "И я, Петр, страдал так же".

Первое, что бросается в глаза при взгляде на эту панель - ее небольшой размер и свободная, даже несколько "импрессионистская" обработка изображения, что-то среднее между рисунком кистью и законченной картиной. Некоторые исследователи предполагают, что она украшала реликварий или основание пасхального подсвечника - как описываемая Вазари одна из работ Анджелико для церкви Санта Мария Новелла. Однако вертикальное направление волокон деревянной панели и ее относительно небольшая толщина (1,2 см) служит основанием к другому предположению, а именно что она могла быть частью небольшого триптиха, скорее всего, его левой боковой створкой - на картине видна левая стена апсидной капеллы, но не правая. Эта панель, видимо, была подрезана по ширине, о чем можно судить по фрагментам арок, выступающих по обеим сторонам пересекающихся опор, и по наличию вида скошенного алтарного стола, видимого слева внизу картины у боковой части капеллы, необоснованно обрезанного по краю панели. Судя по тематике, это был триптих, посвященный доминиканскому ордену, и его владелец был членом этого ордена. Поскольку невозможно определить, насколько была уменьшена ширина панели и была ли она изначально заключена в раму, трудно оценить размеры центральной панели или соответствующего крыла справа от этого гипотетического триптиха.

Для датровки этой панели была предложена дата начала 1430-х годов, недалеко от даты произведения, что может считаться её композиционной моделью, а именно известнейшей фрески Мазаччо Троица в церкви Санта Мария Новелла. Однако ясность, точность и симметричный баланс архитектуры на этой панели, а также ощутимое воссоздание атмосферы, создаваемой ее тонкими световыми эффектами, исключают столь раннюю дату и вместо этого приводят доводы в пользу того, чтобы "разместить" ее в карьере художника значительно позже, после того, как он завершил фрески в верхнем коридоре в Сан Марко и, возможно, уже и роспись шкафа для Серебряной посуды Аннунциата в 1448-50 гг. Смягченые типы фигур и небрежное, схематичное обращение с краской также предполагают датировку ближе к концу деятельности художника.



предыдущая следующая
c-rover
2009 - 2023
содержание