содержание
Все сайты C-Rover

Среди всех картин раннего Флорентийского Кватроченто, находящихся в публичных коллекциях, эта небольшая панель является одной из самых известных и наименее понятных. На ней изображена находящаяся в мучительном движении фигура распятого Христа, окруженная полукольцом римских всадников-кавалеристов, с четырьмя Святыми на переднем плане, поддерживающими упавшую у подножия креста без чувств Богоматерь. Эта панель известна как Распятие Григгса (Griggs Crucifixion) - по имени последнего её владельца, Нью Йоркского коллекционера Мейтланда Фуллера Григса, в 1944 году завещавшего её музею Метрополитен.

Crocefisisone Griggs
Распятие
Ок. 1420. Темпера, дерево. 63,8 x 48,3 см. Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк

Аттрибутирование этой работы долгое время было противоречивым. Когда эта панель вошла в 1925 году в коллекцию Григгса, она считалась произведением Мазолино, но затем её автор стал рассматриваться как самостоятельная художественная личность, художник с условным именем Мастер Распятия Григгса. Его стали рассматривать как раннего флорентийского подражателя стилям Джентиле да Фабриано и Мазаччо и приписали ему также авторство еще нескольких панелей.

Позже, однако, было обнаружено, что некоторые из приписываемых этому художнику панелей являются частью документально зафиксированного алтаря 1423-24 годов работы Джованни Тоскани (умер в 1430 году), и, поэтому, некоторые специалисты Мастером Распятия Григгса стали считать Джованни Тоскани. Действительно, атрибуция большинства приписываемых ему картин как работ Джованни Тоскани верна, но несколько сильных панелей явно принадлежат другому, более талантливому художнику. Самыми важными среди них являются Фьезольские Нимфы из колледжа Боудоин, Кающийся Святой Иероним из Принстона, ну и настоящая панель - давшая имя предполагаемому автору работ всей этой группы.

Предположение, что Распятие Григгса могло быть написано Фра Анджелико в начале его карьеры, было впервые выдвинуто Беллоси на основании сходства этой работы с пределлой высокого алтаря из Сан-Доменико в Фьезоле (сейчас находится в Лондоне). Такая атрибуция получила в последнее время довольно широкое признание, особенно среди итальянских критиков, однако в настоящий момент всеобщего одобрения она всё ещё не имеет. Тем не менее, она определённо верна.

Действительно, основное возражение исследователей к принятию Распятия Григгса как работы Фра Анджелико, связано с предположением, что группа конных солдат вокруг креста, а также повёрнутая вверх голова палача слева, держащего шест с губкой, были вдохновлены фигурами алтаря Джентиле да Фабриано «Поклонение волхвов». И это значило бы, что эта работа должна была бы выполнена после алтаря Джентиле да Фабриано. Но он был закончен в 1423 году, а к тому времени стиль Анджелико был уже существенно более зрелым.

Однако, зависимость этой работы от алтаря Джентиле да Фабриано совсем не очевидна - ни один из столь блестяще представленных в Распятии пространственных эффектов нельзя считать несовместимым с работами Анджелико, выполненных до 1423 года, до этого алтаря. Множество деталей панели Распятие типичны для Анджелико - безупречный, показанный в три четверти оборота ракурс солдата на лошади слева, тщательная отрисовка колец на его поясе, детальное изображение сбруи его лошади. То же относится к натурализму, с которым выписаны перчатки, висящие на перевязи меча правого крайнего солдата, напряженное положение стопы его сапога в стремени - все эти признаки эмпирического подхода к повествованию, так свойственного Анджелико. Композиция представленной нам сцены Распятия амбициозна, но, как и следовало бы ожидать от ранней работы, она ещё не решена с той степенью интеллектуальной строгости, которая характерна для более поздних картин Анджелико.

Группа всадников образует пространственный круг вокруг креста, видимый зрителю из точки, сильно удалённой вправо и несколько не по центру. Перспективные соотношения, создающие эту пространственную иллюзию, тщательно выдержаны, но они несколько нарушаются сочетанием двух разных линий обзора: сверху вниз на скорбящих святых на переднем плане, и снизу вверх к головам солдат и к мускулистой, но трогательной фигуре Христа, одиноко стоящей в верхней половине панели. Каждая из этих линий обзора тщательно выверена и последовательна в своей конструкции, но переход от одной к другой заметен, не является "бесшовным". Это даёт повод некоторым ученым предположить, что скорбящие фигуры на переднем плане были, возможно, добавлены другой рукой или скопированы Анджелико из какого-то другого источника и не вполне удачно вставлены в данный контекст.

При датировке Распятия Григгса следует иметь ввиду не его возможную связь с алтарём Поклонение Волхвов Джентиле да Фабриано, а, скорее, его связь с высоким алтарём для церкви Сан-Доменико самого Анджелико - типы фигур Распятия особенно близки фигурам этой, более камерной его работы. Дата алтаря Сан-Доменико не зафиксирована какими-либо документами и широкого согласия среди ученых на её счет нет, несмотря на то, что она служит важной реперной точкой для датировки большинства работ ранней карьеры художника. Традиционно алтарь Сан Доменико датируется концом 1420-х годов, или даже первыми годами следующего десятилетия; однако, есть основания полагать, что алтарь был если не установлен, то написан уже в 1420 или 1421 году (см. статью Аннеке де Врис).

Усложняет проблему датировки не лишенное оснований предположение, что к моменту получения этого заказа Анджелико уже принес свою клятву послушника в Сан-Доменико - из всех произведений Анджелико одно только Распятие Григгса им, как это кажется, подписано и предполагаемая его подпись (в виде надписи золотым травлением на уздечке лошади в дальнем правом углу картины) гласит: "Fr[ater] Ihones" (Iohannes), то есть Фра Джованни. Это подразумевает, что картина была написана уже после того, как художник вступил в доминиканский орден.

Однако, дата его вступления в орден неизвестна. Последняя запись, в которой Фра Анджелико фигурирует под своим светским именем, Гвидо ди Пьетро, датируется 1418 годом, а первое упоминание его религиозного имени в ордене, Фра Джованни, датируется 1423 годом. Иногда считают, что молодой художник начал своё послушание в 1419 году, когда был основан монастырь Сан Доменико в Фьезоле, и что после предписанного года служения в качестве кандидата в послушники он принял свои торжественные обеты в 1420 году. Возможно это было и так, но установленным фактом это не является. Может также быть, что его кандидатский год начался только в 1422/23 году, но равно возможно и то, что он решил присоединиться к доминиканскому ордену в 1418 году, и, пройдя кандидатский год в Санта-Мария-Новелле во Флоренции, присоединился к Ордену в Фьезоле как рукоположенный священник и монах в 1419 году.

Остается также загадочным и первоначальное назначение Распятия Григгса. Сюжет, форма и пропорции этой панели, также как и низкий угол обзора говорит о том, что, возможно, эта небольшая панель была когда-то частью изображения на пике алтаря. Оригинальная основа панели была утончена и обрезана по всем четырем сторонам, но рентгенограммы показывают, что поле изображения никогда не имело больший размер и его первоначальная форма соответствует его нынешнему состоянию. Начиная примерно с середины высоты всей композиции слева и справа видны следы контуров областей, занятых капителями. Это приводит к гораздо более "приземистым" пропорциям поля изображения, чем это свойственно типичным самостоятельным табернаклям или триптихам того периода. Обширные антрвольты (угловые пазухи) также нетипичны для табернаклей начала пятнадцатого века. Имеются также нечеткие следы возможного удаления угловых молдингов рамы в верхнем правом и левом углах, а они встречаются чаще на фрагментах алтарей, чем на самостоятельных религиозных изображениях. Следует также отметить, что если эта панель была вершиной алтаря, то некоторая неловкость решения вопроса о соотношении масштабов фигур и точек обзора, не учитывающая переднего и среднего плана самой композиции, может быть объяснена необходимостью компенсации узкого угла её обзора.

Примечание:

Данный текст подготовлен, в частности, с использованием материалов статьи Лоуренса Кантера в Каталоге выставки Фра Анджелико в Музее Метрополитен в 2005 году.



предыдущая следующая
c-rover
2009 - 2022
содержание