содержание
Все сайты C-Rover

Кающийся святой Иероним
Кающийся святой Иероним
1419-20. Темпера, дерево. 56,5 x 41,2 см. Музей искусств, Принстонский университет

Эта панель когда-то принадлежала английскому поэту и драматургу Роберту Браунингу, который называл ее "Святой Иероним с печальным взором". Браунинг приобрел ее у семейства Гадди как работу Таддео Гадди (1290-1366), одного из лучших флорентийских художников своего времени, последователя Джотто. Затем ею владел директор Принстонского театра и художественного музея Фрэнк Джевитт Мазер-младший.

Эту работу приписывали сначала Таддео Гадди, затем Массолино, молодому Мазаччо, и Джованни Тоскани. В 1941 году она была аттрибутирована как очень ранняя работа Фра Анджелико, и только в последнее время это мнение стало общепризнанным.

Семейные гербы в нижних углах картины идентифицированы как гербы флорентийских семейств Гадди и Рудольфи. В соответствии с этим предполагают, что она была написана в 1424 году в память о свадьбе Анголо ди Заноби Гадди (потомка художников Агноло и Таддео Гадди) и Мадалены Рудольфи. Впрочем, верность такой датировки может быть поколеблена вероятностью того, что эти гербы могут быть и позднейшим добавлением. Более убедительным кажется предположение, что эта панель имеет отношение к Ордену Святого Иеронима, основанному в 1406 году в Фьезоле, недалеко от Флоренции.

Евсевий Софроний Иероним (343-419) - церковный писатель, аскет, создатель канонического латинского текста Библии. Иероним был человеком большого интеллекта. Он много путешествовал и, будучи молодым человеком, совершил паломничество в Святую землю. Позже он удалился на четыре года в Халкидскую пустыню, где стал аскетом. Здесь он изучал еврейский язык и спутниками себе имел, по его собственным словам, «лишь скорпионов и диких зверей». Подобно другим отшельникам, исповедовавшим суровый аскетизм в своей каждодневной жизни, он переживал яркие сексуальные галлюцинации и описал в одном из писем, как должен был бить себя в грудь, пока эта лихорадка не отпускала его.

В 386 году Иероним обосновался в Вифлееме. За ним туда последовала римская аристократка Паула, которую он обратил в христианство. Она основывала обители и монастыри, и именно здесь в течение долгих лет Иероним переводил Ветхий и Новый Заветы на латинский язык. Его версия — Вульгата — была одиннадцать столетий спустя провозглашена Тридентским собором как официальный латинский текст Библии.

На картине, в которой сохранилась большая часть оригинальной рамы и железного подвесного кольца, изображен святой Иероним, стоящий в пустыне. В одной руке он держит свиток, а другой рукой бьет себя в грудь зажатым в ней камнем. Компанию ему составляет лев, с лапы которого он когда-то удалил шип, а также змея, скорпион и ящерица. Ярким цветовым пятном выделяется красная кардинальская шляпа, лежащая у его ног. Это намек на то, что Иероним некоторое время находился на службе у римского папы (был библиотекарем и секретарем папы Дамаса). В те времена кардинальского сана еще не существовало (а красное кардинальское облачение вообще было введено лишь в 1245 году), но в эпоху Возрождения обычно секретарь папы являлся кардиналом, поэтому с некоторых пор Иеронима начали изображать в кардинальских одеждах или с кардинальской шляпой, даже если он, как и на этой картине, изображался в виде отшельника в пустыне.

Поразительно инновационная поза святого на картине подтверждает, что автором этой работы был исключительный художник. В 1984 году, когда картина реставрировалась, было обнаружено, что в далеком прошлом она была сильно подновлена, при этом были переписаны участки на лице святого, левой руке и обеих ногах; его правое предплечье осталось единственной частью фигуры, не подвергавшейся переписыванию. И здесь в качастве основы ипользован грунт светло-зеленого цвета, что характерно для автографов Фра Анджелико.



предыдущая следующая
c-rover
2009 - 2023
содержание