содержание
Все сайты C-Rover

Фьезоланские нимфы
Сцены из "Фьезоланских нимф" Бокаччо
Ок. 1415-20. Темпера, дерево. 28,9 x 126,5 см. Музей искусств колледжа Боудойн, Брансуик

Эта панель начала 15 века происходит из Флоренции. Она была подарена музею коллежда Боудойн (Bowdoin College Museum of Art, Brunswick, USA) фондом Самуэля Кресса в 1961 году и происходит из его коллекции. Ранее эта работа приписывалась флорентийскому художнику Джованни ди Франческо Тоскани (1370/80-1430), однако кураторами выставки "Фра Анджелико" 2006 года в Нью Йорском музее искусств Метрополитен она была аттрибутирована как ранняя работа Фра Анджелико. Считается, что Анджелико написал ее, когда он был совсем еще молодым человеком и работал под управлением другого мастера. Как это часто бывает с ранними картинами известных художников, эта аттрибуция не может носить абсолютного и окончательного характера и будет, видимо, еще активно обсуждаться специалистами.

Данная панель, видимо, изначально украшала деревянный свадебный сундук для предметов домашнего обихода (cassone), который во время свадбы торжественно вносился свадебной процессией в новый дом невесты. Такие сундуки обычно украшались сценами, дававшими некие моральные инструкции молодой супружеская паре.

Сундук Cassone

Пример сундука кассоне

На рассматриваемой нами панели из музея колледжа Боудойн изображены нимфы, богини, влюбленный пастух и его взволнованные родители - герои романтической и обольстительной поэмы Джованни Бокаччо "Фьезольские нимфы".

Джованни Боккаччо (1313 — 1375,) — знаменитый итальянский писатель и поэт, уроженец Флоренции. Поэма Фьезоланские нимфы (1345) навеяна Метамарфозами Овидия. В центре поэтического повествования находится трогательная любовная история пастуха и охотника Африко и нимфы Мензолы.

В незапамятные времена во Фьезоле женщины особо чтили богиню Диану, которая покровительствовала целомудрию. Многие родители после рождения детей отдавали их Диане. Богиня охотно принимала всех в свои леса и рощи и часто собирала нимф у светлого ручья или в лесной тени и подолгу беседовала с ними. Однажды в мае богиня приходит держать совет среди своего воинского стана. Она уже в который раз напоминает нимфам, что рядом с ними не должно быть мужчин и каждая обязана себя блюсти, «та ж, кто обольстится, / Та жизни от руки моей лишится». Девушки потрясены угрозами Дианы, но ещё больше потрясен юноша Африке, случайный свидетель этого совета. Его взор прикован к одной из нимф, он любуется её красотой и чувствует в своем сердце огонь любви. Но Диане пора в путь, нимфы следуют за ней, и их внезапное исчезновение обрекает влюбленного на страдания.

Ночью во сне юноше является Венера и благословляет его на поиски прекрасной нимфы, обещая ему свою помощь и поддержку. Ободренный сновидением, влюбленный, едва рассветает, отправляется в горы. Но день проходит напрасно, Мензолы нет, и огорченный Африко возвращается домой. Отец, догадываясь о причине печали сына, рассказывает ему семейное предание. Оказывается, дед юноши погиб от руки Дианы. Богиня-девственница застала его на берегу реки с одной из своих нимф и, разъяренная, пронзила стрелой сердца обоих, а кровь их превратила в чудный источник, сливающийся с рекой. Отец пытается освободить Африко от чар прекрасной нимфы, но уже поздно: юноша страстно влюблен и не склонен к отступлению.

Венера, вновь явившись Африко во сне, советует ему переодеться в женское платье и обманным путем проникнуть к нимфам. Ему удается под видом девушки войти в доверие к нимфам, он ласково беседует с ними, а потом они все вместе направляются к ручью. Нимфы раздеваются и заходят в воду, Африко же, после долгих колебаний, тоже следует их примеру. Раздается отчаянный визг, и девушки бросаются врассыпную. А Африко, торжествуя, сжимает в объятиях рыдающую от ужаса Мензолу. Девичество её против воли похищено, и несчастная призывает смерть, не желая принимать её от руки Дианы. Африко, не переставая утешать и ласкать возлюбленную, рассказывает ей о своей любви, обещает счастливую жизнь вдвоем и уговаривает её не бояться Дианиного гнева. Тихо уплывает печаль из сердца Мензолы, и на смену ей приходит любовь.

Однако вскоре нимфа вспоминает о своем позоре и не приходит на встречу с Африко, о которой они договорились. Напрасно прождав её целый месяц юноша обращается к реке с просьбой носить отныне его имя, и вонзает себе в грудь копье. А Мензола смогла убедить подруг, что сразила юношу стрелой и спасла свою честь. Но от премудрой нимфы Синедеккьи Мензола узнает, что зачала, и решает поселиться отдельно от всех в пещере. Меж тем во Фьезоле прибывает Диана и в сопровождении трёх нимф спускается к пещере. У Мензолы уже родился сын, и она играет с ним у реки. Диана в гневе превращает Мензолу в реку, которую нарекают её именем, а сына разрешает отдать родителям Африко.

В первой сцене панели из колледжа Боудойн Диана держит совет в зеленом саду, предупреждая нимф о необходимости остерегаться мужчин.

Слева изображена Диана, сидящая перед скалистой пещерой. Она увещевает своих нимф, чтобы они исполняли её законы целомудрия, в то время как молодой Африко, прячась в лесу позади нее, слушает и высматривает нимфу Менсолу. Как пишет Боккаччо, Диана сияет «светом, подобным пламени, на которое нельзя было смотреть».

Фра Анджелико(?). Фра Анджелико(?). Сцены из Фьезольских Нимф. Фрагмент
Сцены из "Фьезольских Нимф". Фрагмент
Музей искусств колледжа Боудоин, Брансуик

Диана и ее нимфы одеты не в полупрозрачные льняные одежды, как это описано в поэме, вместо этого на них модные наряды из дорогостоящей ткани с высокими воротниками и длинными рукавами. Менсола стоит вдалеке справа, в группе нимф «вероятно, пятнадцатилетнего возраста. Ее золотистые светлые волосы вьются, она одета в льняные одежды. У нее было ангельское лицо, ловкие движения и такие блестящие глаза, что никто видевший их не мог быть несчастен. В руке она держала свой остроконечный дротик». Героиня рассказа, Менсола, справа, указывает на вторую сцену, в которой Венера, богиня любви, является во сне красавцу Африко.

Фра Анджелико(?). Фра Анджелико(?). Сцены из Фьезольских Нимф. Фрагмент
Сцены из "Фьезольских Нимф". Фрагмент
Музей искусств колледжа Боудоин, Брансуик

Мы видим Африко далее, в центре панели, спящим на своей койке. Там же мы видим и его мать Алимену сидящую на земле снаружи, держа в руказ прялку и веретено. В соответствии со стихотворением, дом Африко изображен в виде простой хижины, "возведенной без раствора. Они построили свои дома из камней и дерева, и некоторые окружили их заборами из земли и прутьев". Однажды ночью во сне Африко увидел Венеру, "окруженную блистающим светом", которая внушила ему любовь к Менсоле; Венера призвала его не бояться Дианы и последовать за нимфой. Африко попытался это сделать, но не смог её найти, и когда он вернулся после этого домой, его встретили родители, Гирафон и Алимена, которые предупредили его, чтобы он не имел дела с Дианой и ее нимфами (эта сцена представлена в следующем эпизоде).

Фра Анджелико(?). Фра Анджелико(?). Сцены из Фьезольских Нимф. Фрагмент
Сцены из "Фьезольских Нимф". Фрагмент
Музей искусств колледжа Боудоин, Брансуик

Уважая заботу родителей, но не обратив на их предупреждение внимания, Африко возобновил поиски на следующий день и наткнулся на Менсолу в овраге.

Фра Анджелико(?). Фра Анджелико(?). Сцены из Фьезольских Нимф. Фрагмент
Сцены из "Фьезольских Нимф". Фрагмент
Музей искусств колледжа Боудоин, Брансуик

Но когда он признался ей в своей любви, нимфа убежала. "Она держала в руке свое копье и, отбежав немного, осторожно оглянулась назад. Затем, оправившись от страха, она запустила копье своей сильной и точной рукой, намереваясь нанести Африко смертельную рану ... Но услышав, как копьё свистит в воздухе, она взглянула в его влюбленное лицо и ей показалось, что он чувствует себя словно в раю. Тут она пожалела о том, что запустила копье, и, сжавшись, посмотрела на него и сказала: «Ладно, увы, будьте осторожны, но пока я не могу вам помочь!»"

Не в силах снова найти Менсолу, Африко затосковал о ней и даже заболел. Он снова помолился Венере и воззвал о помощи. Богиня посоветовала ему одеться женщиной, присоединиться к нимфам и соблазнить возлюбленную. Африко украл у матери платье и отправился на поиски нимф. Повстречавшись с ними он помог им в охоте на дикого кабана и они приняли его к себе, так что ему удалось подружиться с Менсолой.

Фра Анджелико(?). Фра Анджелико(?). Сцены из Фьезольских Нимф. Фрагмент
Сцены из "Фьезольских Нимф". Фрагмент
Музей искусств колледжа Боудоин, Брансуик

«Пройдя недалеко, они натолкнулись на двух нимф, купающихся нагими в озере ... Вскоре все они начали раздеваться, а в это время Африко и Менсола разговаривали. «Милая подруга, - сказала ему Мензола, - ты будешь купаться с нами?»... Не успел он полностью раздеться, как все нимфы зашли в воду. Сняв одежду, он пошел к ним ... бросился в воду и схватил ту, которая ему больше всех нравилась. Остальные нимфы выскочили из воды ... Однако они не стали одеваться, а сразу убежали ... оставив свои луки и стрелы они разбежались в разные стороны»

Сундук кассоне, на которой находилась данная панель не сохранился. Он, возможно, дополнял эту историю заключительными сценами, в том числе сценой превращения нимфы Менсолы в одноименную реку. Возможно, что данная панель была просто обрезана справа.



предыдущая следующая
c-rover
2009 - 2022
содержание