содержание
Все сайты C-Rover

Эти два изображения первоначально были лицевой и оборотной стороной единой живописной панели. Для чего она была предназначена – не вполне ясно, поскольку она значительно меньше по размерам, чем подносы, которые дарили молодым матерям в 14 веке. К тому же для такого подноса это сочетание сюжетов (Богоматерь с Младенцем и Лик Христа) - необычно.

Впервые эти панели были описаны в 1869 г. английским дипломатом и историком искусства Джозефом Арчером Кроу и Джованни Баттиста Кавалькаселем, одним из основателей современного итальянского искусствоведения - они увидели их в коллекции парижского скульптора и художника барона Трикети, когда две стороны когда-то единой панели уже были разделены. В 1886 году обе работы были проиллюстрированы рядом в каталоге продажи коллекции мадам Ли-Чайльд в Париже, так что они оставались вместе почти до конца девятнадцатого века, но с этого момента их истории разошлись: Богоматерь с Младенцем оставалась в значительной степени доступной для ученых и публики, сначала в коллекции французского политика Эдуарда Эйнара в Лионе, а затем, с 1914 года, в Музее изящных искусств в Бостоне (она была подарена музею в 1913 году госпожой В. Скотт Фитц), в то время как Лик Христа «исчез» до его нового открытия в одной из частных коллекций только в 1983 году.

Мадонна с младенцем
Мадонна с Младенцем на троне со Св. Петром, Павлом, Георгием, четырьмя ангелами и донатором
Ок. 1446–49. Темпера, дерево. 24,9 х 24,8 см. Музей изящных искусств, Бостон

Несмотря на то, что композиционный центр картины из бостонского музея занимает Мадонна, взгляд некоторых персонажей устремлен на коленопреклоненную фигуру в церковном одеянии, изображенную слева. Это донатор, по чьему заказу, видимо, была выполнена эта работа. Святые Петр и Павел представляют его Младенцу Иисусу. По мнению некоторых исследователей несколько обособленно стоящий справа рыцарь - это Святой Георгий и его присутствие на картине объясняется тем, что в течение 1435 года доминиканцы из Фьезоле владели монастырем Святого Георгия (San Giorgio sulla Costa) в Ольтрарно (пригороде Флоренции). Соответственно, донор слева - это Тоннеро ди Кастеллани, священник прихода Сан-Джорджо, который отказался от своей должности для того, чтобы доминиканцы могли завладеть церковью. Хотя это предположение и принято рядом ученых, оно маловероятно по ряду причин. Во-первых, коленопреклоненный донор изображен в горностаевом альмусе (накидке на плечо, похожей на капюшон), что указывает на его звание каноника — достоинство, в которое, как известно, Тоннеро де Кастеллани не был возведен — и его представляют святые Петр и Павел, которые не являются ни святыми покровителями Кастеллани, ни покровителями другого его прихода, Сант Андреа а Мошиано. Кроме того, дата 1435 год совершенно не соответствует стилю картины, который более соответствует поздним работам Анджелико римского периода. Кроме того, восьмиугольная форма панели, ее масштаб и то, что она была расписана с обеих сторон, свидетельствуют о том, что она была изготовлена не во Флоренции, в где-то еще, поскольку во Флоренции эта категория объектов не имела прецедентов и не породила последователей.

Некоторые исследователи видят в здесь руку Беноццо Гоццоли, начавшему работать с Фра Анджелико лишь где-то с 1447 года. Хотя только трое ученых усомнились в приписывании этой картины Фра Анджелико, следует признать, что ее ослабленные, невесомые фигуры и сравнительная неопределенность их пространственных отношений, а также декоративное использование подсветки, особенно в листве на заднем плане, можно соотнести более с самыми ранними известными работами Беноццо Гоццоли как художника, чем со зрелой работой Анджелико. Однако, если те ранние картины Гоццоли были задуманы как подражания работам Анджелико, то в случае с этой бостонской панелью разумно предположить, что молодой художник, видимо, работал непосредственно по детальным рисункам от Фра Анджелико, учитывая, что перспектива трона Богоматери здесь более амбициозна и более точно решена, чем в любой независимой картине Гоццоли.

Лик Христа
Лик Христа
Ок. 1435-37. Темпера, дерево. 29,5 х 29 см. Адриано Риболзи, Монтекарло. Частная коллекция

Римское происхождение этой работы, соответствующее присутствию святых Петра и Павла слева на лицевой панели, также подтверждается сюжетом оборотной стороны. Лик Христа (Volto Christi), был образом, очень почитаемым в Риме, особенно в представленной здесь форме - греческий тип Мандилион («истинная икона», истинное изображение лика Христа - кусок ткани, на котором изображение лица Иисуса Христа чудесным образом запечатлено без человеческого вмешательства). От других изображений Святого Лика это изображение отличается выражением отрешенного, нестрадающего достоинства.

Изображение Лика Христа c восьмиугольной окантовкой - важный элемент серебряного оклада главной иконы Латеранской базилики в Риме, изображения Христа на троне, которое установлено на алтаре Sancta Sanctorum (Святая Святых), в частной молельне папы. У этого алтаря на протяжении всего позднего средневековья папа служил пасхальную мессу, и именно здесь новоизбранный папа принимал облачение и ключи от Латеранской и Ватиканской базилик. Можно предположить, что донатор, изображенный на бостонской панели, был каноником либо Латеранской базилики, либо собора Святого Петра, и что заказ этой картины мог примерно совпасть с избранием Николая V папой 6 марта 1447 г.

Лик Христа на оборотной стороне нашей панели необычен - изображение это сугубо фронтально, плечи присутствуют только частично. Возможно, что в работе принимал участие один из учеников Анджелико, например, Беноццо Гоццоли. Предположительно, Анджелико и Гоццоли (или, возможно, другой помощник Анджелико) работали над этим изображением вдвоем — первый работал как дизайнер а второй как исполнитель. Такие детали, как гладкий вышитый воротник туники Христа или симметричные волны волос, падающие на его плечи, лишены той изысканности, которую можно ожидать от автографа Анджелико того времени. Внимательное изучение глаз Христа показывает, что левый изображен искусно, выпуклым и тщательно изогнутым, в то время как правый является невдохновенной копией первого. Опять же, вполне разумно предположить, что Анджелико предоставил рисунок для этой фигуры и, возможно, внес некоторые детали ее окончательной формы, но в остальном правильно классифицировать эту картину как продукт мастерской.

Эта панель не слишком часто выставляется, но она была представлена вместе с лицевой панелью на выставке в Музее Искусств Метрополитен в Нью-Йорке в 2005 году и на выставке работ Фра Анджелико в музее Капитолини в Риме в 2009 году.



предыдущая следующая
c-rover
2009 - 2023
содержание