содержание
Все сайты C-Rover

Эти композиции были выполнены в мастерской Анджелико в 1430 - 1434 годах для доминиканской церкви Санта Мария Новелла, Флоренция. Они отличаются деликатным цветом, хорошей пространственной перспективой и светимостью, присущей лучшим работам Фра Анджелико. Вазари описывает эти работы как "реликварии", которые помещались на алтарь в дни торжественных богослужений по случаю праздников. По свидетельству Джузеппе Рича (более трех столетий спустя), четыре табернакля для украшения алтаря этой церкви заказал Фра Анджелико один из его флорентийских покровителей, Фра Джованни ди Заноби Мази, известный доминиканский деятель, который одно время (в 1424 году) был ризничим церкви Санта Мария Новелла.

Судя по стилю этих работ, первым (считается, что в 1424 году) был заказан и выполнен табернакль, широко известный как Мадонна делла Стелла. Остальные три реликвария представляют собой значительно более зрелые работы. Табернакль Коронация Богородицы, вероятно, был написан около 1427 или 1428 года — вторым в серии. Реликварий Благовещение и Поклонение волхвов явно является еще более поздней работой, датируемой периодом после 1430 года, когда ослабело влияние на Фра Анджелико творчества Мазаччо. Последний из табернаклей, Успение и Вознесение Богородицы, был выполнен, как считается, до 1434 года (года смерти Джованни Мази). Дата смерти фра Джованни Мази, которую разумно считать последней возможной датой для датировки реликвариев, в хрониках Санта Мария Новелла шестнадцатого века отца М. Биллиотти указана как 1430 год, но Стефано Орланди в 1955 году выяснил, что это 1434 год. Поэтому, авторы до 1955 года считают эти четыре панели одними из самых ранних известных работ Анджелико, тогда как более поздние авторы рассматривают их как работы зрелого художника.

Известно, что в 1754 году все четыре панели все еще хранились в ризнице церкви. Но в 1847 году в описи ризницы указаны только первые 3 дарохранительницы - в 1868 году они были переданы в музей Сан Марко. Табернакль Успение и Вознесение Богородицы в описи 1847 года не указан, известно что в 1816 году он находился в коллекции преподобного Джона Сэнфорда в Найнхеде, Сомерсет, Англия. Затем он был в коллекции лорда Мэтьюэна, а в 1899 году был куплен Изабеллой Стюарт Гарднер (сейчас эта панель находится в Музее Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон, США). Вообще-то каких-то документальных или неопровержимых вещественных доказательств того, что бостонский табернакль является отсутствующим четвертым реликварием нет, за исключением того, что он соответствует другим по размеру и его сюжеты дополняют сюжеты других картин, рассказывая о важных эпизодах из жизни Богородицы, которые в остальных табернаклях этой серии явно отсутствуют (церковь Санта Мария Новелла посвящена Успению Богородицы). Ни один из трех реликвариев, находящихся в настоящее время в Сан-Марко, не сохранил свой первоначальный каркас в неизменном виде, хотя, похоже, значительных изменений в формате они не претерпели. Панель же из музея Гарднер свою первоначальную раму потеряла, вместе с отсеками для реликвий и пределлой.


Мадонна делла Стелла

Композиции для Джованни Мази
Мадонна делла Стелла
Ок. 1430. 60 х 30 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Мадонна делла Стелла (Мадонна Звезды) изображает Богоматерь, нежно обнимающую ребенка, которого она держит на руках у своего лица, на фоне рельефного золотого сияния. Образ стоящей Богоматери с Младенцем идет из библейской и Византийской изобразительной традиции, Мадонны Умиления. В скульптуре такой пример дает представленная в церкви Санта Мария Новелла мраморная статуя Нино Пизано, с которой Фра Анжеликл должен был быть знаком.

Композиции для Джованни Мази
Мадонна делла Стелла. Фрагмент

Выгравированные на золотом фоне радиальные линии, исходящие от Марии, символизируют ее солнечное одеяние, тогда как шестнадцать окружающих её звезд, служащей ее защитой, и звезда над её головой - это ссылка на один из популярных титулов Богородицы, который восходит еще к древнеримским традициям. В римской имперской символике звезда всегда появлялась над головами правителей, символизируя благоволение к ним богов, их небесный статус и божественное провидение. Вот почему с распостранением после 1150 года в Западной церкви культа Богородицы Мария часто прославляется в изобразительном искусстве, литературе и гимнах как Звезда Моря (Stella Maris) или Утренняя Звезда.

Композиции для Джованни Мази
Мадонна делла Стелла. Фрагмент

Мадонна окружена восемью ангелами, которые молятся, кадят ладаном, играют религиозные гимны на музыкальных инструментах. Наверху изображен Христос, передающий золотую корону Богоматери - Мария здесь одновременно представлена и как человеческая мать Христа и как Царица Небесная.

Композиции для Джованни Мази
Мадонна делла Стелла. Фрагмент

В Мадонне делла Стелла Фра Анджелико не делает попытки приблизить божественных персонажей к реальному миру, миру природы. Эта композиция, будучи декорацией, украшением драгоценного реликвария, использует плоские декоративные золотые участки поверхности фона для обозначения движения снаружи, от резной золоченой рамы, через группу ангелов, линию звезд, дальше, через радиальную гравировку фона внутрь, к фигуре самой Мадонны. Нежная, человечная Мадонна стоит в центре этого небесного великолепия, придавая ему эмоциональный смысл, типичный для четырнадцатого столетия, однако общий эффект этой композиции - это эффект искусно обработанной присущей Поздней Готике материальности, стоящей на службе нематериального света и великолепия. В самом деле, композиционная интеграция декоративного мастерства и рисованных фигур здесь еще избегает того, что в скором времени станет характерным для Раннего Возрождения пониманием художественного мастерства как либерального искусства, в отличие от средневекового художественного ремесла. Здесь Фра Анджелико проявляет себя еще в своем "средневековом" качестве. По стилю фигур эта работа соответствует другим картинам Анджелико этого периода, ее самый близкий аналог - это алтарный образ Благовещения из музея Прадо, датируемый около 1425-26.

На пределле этого табернакля представлены поясные изображения святых Доминика, Фомы Аквинского и Петра Мученика.


Коронование Марии

Композиции для Джованни Мази
Коронование Марии
Ок. 1430. 42 х 25 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Табернакль Коронование Марии был достаточно сильно поврежден неумелым ретушированием, так что сейчас сложно судить о его достоинствах. Возможно, по этой причине были сомнения в ее подлинности - некоторые усматривали недостаток композиционного порядка и пространства, тяжеловатость фигур и укороченность пропорций, тяжеловатось очертаний и некоторую общую напряженность всей картины. Однако сейчас это уже не так.

Конечно, если сравнить эту работу с великолепной Коронацией из Лувра, мы найдем ее композицию более сжатой, но это не удивительно. Действительно, типажи Богородицы и Спасителя здесь не имеют той великой простоты, которая поражает нас в более поздних каритнах Анджелико на этот сюжет. Но, возможно, мы видим здесь первоначальный замысел художника, идею, которую он потом развивал и совершенствовал, пока не достиг высшей степени красоты в работе, которая сейчас в Лувре, и далее, в Короновании, хранящемся в галерее Уфицци. Этой работе, как другим табернаклям этой серии, присущи деликатная колеровка, твердая пространственная перспектива, светящаяся живопись работ Фра Анджелико в тридцатые годы.

На пределле этого табернакля представлена сцена поклонения Младенцу Иисусу с ангелами.


Благовещение и Поклонение волхвов

Композиции для Джованни Мази
Благовещение и Поклонение волхвов
Ок. 1430. Темпера и золото, дерево. 84 x 50 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Эти в высшей степени впечатляющие сцены изображены на золотом фоне с искусным узорчатым тиснением и богатыми цветовыми оттенками, которые, как кажется, были вдохновлены изысканными тканями и цветовым блеском алтаря «Поклонение волхвов» Джентиле да Фабриано (капелла Строцци церкви Санта-Тринита во Флоренции, сейчас - в галерее Уффици).

В сцене Благовещения Дева Мария держит на коленях раскрытую книгу, ее руки скрещены на груди, а голова наклонена вперед, в сторону небесного посланника, которые преклонил перед Нею колени. Но обе фигуры, хоть и передают характерное для Фра Анджелико настроение, имеют несколько гипертрофированные пропорции. Шея Марии несколько удлинена, яркие краски имеют вид эмали, как будто для того, чтобы придать картине вид прекрасного, элегантно иллюстрированного молитвенника. Также как и в Мадонне делла Стелла, в верхней сцене табернакля Благовещения и Поклонения Волхвов Фра Анджелико не делает попытки приблизить божественных персонажей к реальному миру. То же мы видим и в фигуре Богородицы в нижней сцене, Поклонении Волхвов.

Композиции для Джованни Мази
Поклонение волхвов. Деталь
Ок. 1430. Темпера и золото, дерево. Музей Сан Марко, Флоренция

Однако в фигурах трех королей и персонажах, их сопровождающих, мы видим примеры исключительной элегантности и изысканной красоты. В целом сцена Поклонения Волхвов может быть отнесена к числу лучших и самым изящных работ, которые оставил нам Фра Анджелико.


Успение и Вознесение Богородицы

Композиции для Джованни Мази
Успение и Вознесение Богородицы
Ок. 1432. Темпера и золото, дерево. 61,8 x 38,5 см. Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон

Эта небольшая картина, будучи весьма утонченной, в силу своей сложности заставляет зрителя напрячь внимание. В нижней сцене, обнесенной стеной, тело Богородицы лежит на носилках, задрапированых роскошной золотой тканью. Она окружена апостолами (здесь все апостолы, за исключением святого Фомы), которые чудесным образом явились, когда она умирала. Слева святой Петр в рясе священника, со скрещенным паллиумом на груди, читает текст Службы для Мертвых. Святой Иоанн Богослов, крайний справа, держит пальмовую ветвь, подаренную ему Богородицей, которую Ангел Благовещения принес ей в знак ее близкого Вознесения. Четверо апостолов на переднем плане наклонились вперед, чтобы поднять носилки, один одергивает для этого свой рукав, другой указывает ему на свободную ручку носилок. В центре композиции изображен Христос, явившийся чтобы принять душу Богородицы, которую, в виде младенца, он держит в своих руках. Сцена в верхней части картины изображает Вознесение Богородицы, произошедшее через три дня после ее похорон. Фра Анджелико изображает Деву поднимаюшейся вверх по склону, окруженную хором музицирующих ангелов. Наверху, в мандорле из голубых херувимов, одетый в ярко синие одежды, Христос поднимает руки, чтобы обнять свою мать.

Фра Анджелико высоко ценился, особенно в девятнадцатом веке, за свои голубые тона, которые в этой картине варьируются от тонких бледных оттенков до насыщенного ультрамарина. Не менее примечательной является обработка поверхности золота, в некоторых областях покрытого глазурью. Идеализированная мистика картины уравновешивается натуралистическими, взятыми из жизни детали, такими как лица и позы учеников.

Одно время существовала тенденция приписывать Фра Анджелико только дизайн этой панели, а ее исполнение (особенно сцену Успения в нижней ее части) относить к его помощникам (или Заноби Строцци). По иронии судьбы, именно характеристики настойчивого натурализма этой работы побудили многих ранних исследователей творчества Фра Анджелико приписать исполнение нижней ее половины помощникам - точная и детальная реалистичность композиции расходилась с господствовавшими тогда представлениями об Анджелико как о мастере абстракции и идеальных форм. Современная реакция на этот традиционный взгляд, надо признать, все еще имеет тенденцию подчеркивать рациональную, интеллектуальную основу творчества Анджелико. Недавние исследования, однако, признали фундаментальную роль натурализма в развитии раннего стиля Анджелико и примирения им противоречивых требований декоративности, символизма и иллюзионизма - развитии, в котором панель Успение и Вознесение Богородицы из музея Гарднер может рассматриваться как одно из ключевых произведений. С недавнего времени специалисты стали принимать эту работу как целиком автограф Фра Анджелико.

По своей сложной пространственной структуре и уровню настойчивой натуралистической детализации эта картина приближается к Луврскому алтарю Коронация Богоматери, во многих отношениях является наиболее оригинальной и сложной из четырех реликвариев церкви Санта Мария Новелла. Такие детали натуралистического наблюдения как смоделированные тени в драпировке из золотой парчи, где она натянута на опоры носилок Богородицы (реализованные в полупрозрачной глазури поверх гравированного сусального золота), тонкая повествовательная психология четырех апостолов, склонившихся, чтобы поднять носилки, или индивидуальные черты и выражения всех девятнадцати фигур нижней сцены, встречаются во флорентийской живописи того времени только в зрелых работах Фра Анджелико.

Табернакль Успение и Вознесение Богородицы находился в 1816 году в коллекции преподобного Джона Сэнфорда в Найнхеде, Сомерсет, Англия (эта панель была предоставлена им Британскому институту в Лондоне - это была первая известная картина итальянского кватроченто, публично выставленная на Британских островах). Затем он был в коллекции лорда Мэтьюэна, а в 1899 году был куплен (у Колнаги, через Бернарда Беренсона) госпожой Изабеллой Стюарт Гарднер и стал первой работой Фра Анджелико, оказавшейся в Америке. Сейчас эта панель находится в Музее Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон, США. Оригинальная рама утеряна. В верхних углах этой панели были добавлены треугольные вставки, чтобы дополнить ее до прямоугольной формы; эти вставки и четырехсантиметровый бордюр треугольного фронтона, ныне прикрытого рамой, закрашены голубым небом и облаками, а двухсантиметровый бордюр по бокам и низу панели замазан. В остальном эта панель отличается от других, главным образом, отсутствием пределлы и каких-либо остатков отсеков для реликвий, которые, впрочем, в любом случае были бы утрачены с разрушением ее первоначальной рамы.

Профессор Истории искусств Дайана Коул Аль, ссылаясь на более поздний niello pax (черненый пакс) Донато ди Леонардо и Антонио ди Сальви в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе, предположила, что панель Успение и Вознесение Богородицы претерпела более значительные изменения, чем просто доработка ее формы. Указанный пакс копирует как общую композицию панели музея Гарднер, так и многие ее детали, опуская некоторые сцены для вписывания ее пространственного содержания в более ограниченную живописную поверхность, доступную гравировке. Предположение Коул Аль о том, что видимые над стеной элементы ландшафта на панели музея Гарднер являются современным дополнением, поскольку их нет на этом паксе, видимо, несостоятельно. Точно так же круглая арка верхней части балтиморского пакса не является надежным ориентиром для вероятной первоначальной формы панели музея Гарднер, поскольку она типична для паксов конца пятнадцатого века, но не для расписных или резных реликвариев начала пятнадцатого века. Вполне вероятно, что панель музея Гарднер не сильно отличалась по форме от панели Мадонна делла Стелла их музея Сан-Марко, которой она наиболее точно соответствует по размеру и пропорциям.



предыдущая следующая
c-rover
2009 - 2023
содержание