содержание Фра Анжелико
Другие живописные работы

<База Данных
предыдущая Мадонна с Младенцем
( Работы разных лет )
следующая

Образ Мадонны с Младенцем - тема, к которой Анжелико обращался неоднократно. В этом разделе собраны его работы разных лет на этот сюжет.


Мадонна с младенцем Мадонна с Младенцем, со святыми
Ок. 1411-13. Темпера, дерево. 42,55 x 21,27 см. Музей Искусств, Сан Диего

Эту панель всегда считали, и в музее Искусств Сан Диего она и значится, работой Лоренцо Монако. Однако, в последнее время было высказано предположение (Лоуренс Кантор, 2005), что она может быть работой молодого Фра Анжелико (тогда ещё Гвидо ди Пьетро), который в то время мог работать в мастерской Лоренцо Монако - есть основания полагать, что художественная карьера Анжелико началась ещё в 1410 году и была связана со студией Лоренцо Монако вплоть до смерти последнего в 1423 или 1424 году.

Богоматерь с Младенцем показана восседающей на троне в окружении Святых Петра и Павла, Иоанна Крестителя и святого Антония Великого (Антония Аббата). Будучи обычной по своей композиции эта панель, тем не менее, несет в себе значимые элементы новизны - показанные в полуобороте фигуры святых как бы образуют полукруг вокруг сидящей Марии, что необычно и ново для своего времени. Отделённые от основной сцены меньшие по размерам фигуры мёртвого Христа и молящихся Марии и Иоанна Евангелиста в навершии панели, обычно трактуемые как подобие декоративного мотива для заполнения верхней части ланцетных окон готической церкви, в данном случае исполнены не как простой элемент орнамента, а как реалистичная трехмерная прорезающая стену арка граненого камня - новшество, абсолютно уникальное для того периода времени.

Автор этих нововведений явно выделяется из круга художников того времени и превосходит Лоренцо Монако по своему темпераменту. Учитывая некоторые параллели данной панели с ранними работами Анжелико, такими как "Мадонна с Младенцем и ангелами" из Эрмитажа, а также "Ангела и Мадонны Благовещения" из частной коллекции, можно предположить здесь авторство молодого Фра Анжелико.

Панель была подарена музею в 1946 году Анной и Эми Путман.


Мадонна с младенцем Мадонна с Младенцем, с двумя ангелами
Ок. 1420. Темпера, дерево. 80,5 x 47 см. Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам

Дева Мария изображена на золотом фоне, сидящей на троне, который угадывается только по покрывающей его ткани с растительными и животными мотивами. Правой рукой Мария придерживает Иисуса, нагота которого едва прикрыта полупрозрачной вуалью. По сторонам стоят два ангела с цветами в руках, в ногах стоят вазы с цветами. Цветы символизируют непорочность Марии.

О первоначальном владельце картины или местом, где она была написана, ничего не известно. На левой и правой стороне пределлы (основания панели) были гербы, вероятно, покровителя или покровителей, но они, к сожалению, уже не различимы. Вероятно, это был небольшой алтарь - табернакли были очень популярны во Флоренции конца 14 - начала 15 веков.

Говорят, что этот табернакль в 1918 году был продан мэром Фукеччио (небольшой городок к западу от Флоренции). В 1932 году он был приобретн Ван Беннингом.

Долгоя время эта картина не имела ясной аттрибутики - одно время ее приписывали художнику из города Марке Арканджело ди Кола да Камерино, потом - неизвестному флорентийскому художнику. Наконец, в 1928 году Роберто Лонго аттрибутировал эту панель как работу молодого Фра Анжелико. Эта аттрибутика была поддержана рядом итальянских критиков, а в 2005 году она уже твердо была отнесена к работам Фра Анжелико.

Картина была сильно повреждена подновлениями 19 века. Здесь можно посмотреть как выглядела эта панель до реставрации. Ее очистка для выставки работ Фра Анджелико 2005-6 года в Нью-Йорке открыла неожиданно высокое качество этой панели.

Мадонна с младенцем Мадонна с Младенцем (Madonna di Cedri)
Ок. 1420. Темпера и золото, дерево. 102 х 58 см. Национальный музей Сан Маттео, Пиза

Ранняя работа Фра Анжелико, вдохновленная изысканной элегантностью поздней Готики. Мадонна сидит не на троне, а на лежащей на земле зеленой шитой золотом подушке, покрытой ковром. Ковер расшит растительными мотивами с изображениями ибиса, фон - абстрактно золотой, выполненый в плотной параллельной технике граффити. Дева как будто окружена сияющем солнцем - прием, типичный для живописи поздней Готики.

Над головой Марии - голубь, символизирующий Святого Духа. В треугольном навершии изображен благославляющий Христос Искупитель с книгой в руке, на страницах которого начертаны Альфа и Омега. Вместе с Сыном в объятиях Девы они составляют богословское сообщение, связанное с Воплощением и искуплением Троицы.

Эта картина относится к типу Мадонна Смирения, иконографическая тема которой была связана с ролью Церкви (символом церкви является Богородицы), где она должна быть представлена бедной и скромной, близкой к верующим. Мадонна Смирения сидит на земле, в отличие от Мадонны Вседержительницы, сидящей на троне. Каноническая иконография Мадонны Смирения была широко распространена в Италии с начала четырнадцатого века, первым примером является картина Симоне Мартини в Авиньоне. Орнамент тонкой работы, украшающий ковер, с растительными мотивами и изображением ибиса до сих пор имеет аналоги в современном книжном оформленим. Ибис, аист, был связан с Девой как убийца змей, символов греха Евы.

В 1791 году Джованни дельи Алессандри передал эту картину в церковь Cedri (в переводе - церкви Кедра) в Пизе. В 1952 году ее передали в Национальный музей. В 1973 году она была аттрибутирована как работа Фра Анжелико.

Картина заключена в оригинальную раму. Пределла покрыта равномерным слоем темного пигмента. По одной из версий эта картина является частью разрозненного ныне алтаря, по другой - задумана Фра Анжелико как отдельная самостоятельная работа. Полагают, что эта работа была заказан Фра Анжелико по случаю бракосочетания известным Флорентийским семейством Guigni - слева внизу, у основания рамы видно изображение двух рук, что является частью их герба. Второй герб (герб второго семейства, представитель которого участвовал в бракосочетании) уже неразличим.

Мадонна с младенцем Мадонна с Младенцем и ангелами
Ок. 1425. Темпера, дерево. 80 х 51 см. Эрмитаж, Санкт Петербург

Эта картина, написанная яркими чистыми красками, полна поэтического настроения. Хрупкая светловолосая Мадонна и грациозные ангелы с их ярко раскрашенными крыльями очаровательны. Слишком маленький размер фигур ангелов, золотой фон и отсутствие пространственной глубины – явное наследие средневекового искусства. Картина относится к типу "Мадонны смирения", распространенному во Флоренции в конце XIV - начале XV в.

Картина "Мадонна с Младенцем" в музее Эрмитаж датируется 1425 годом, однако некоторые специалисты относят ее к 1418 году, так как она интерпретирует тему в стиле, связанном с Лоренцо Монако. Богородица показана смиренно сидящей на земле, а не на величественном престоле, она нежно держит младенцем Иисуса на коленях.

Ранее эта работа приписывалась Джентиле да Фабриано, а затем художнику из Марке Арканджело ди Кола да Камерино. Как работу Фра Анжелико ее аттрибутировал Роберто Лонги в 1928 году и сейчас эта панель обычно воспринимается как одна из самых ранних и самых готических картин художника. Аттрибутировние этой Мадонны как работы Анджелико подтверждается сравнением её с центральной панелью алтаря Сан Доменико ди Фьезоле.

Передана в Эрмитаж из Строгановского дворца в 1922 году.


Мадонна с младенцем Мадонна с Младенцем и двумя Ангелами (Мадонна с гранатом).
Ок. 1426. Темпера, дерево. 83 х 59 см. Музей Прадо, Мадрид

Эта прекрасно сохранившаяся работа Фра Анжелико - одна из красивейших работ мастера во всей его художественной карьере. Своё название она получила потому, что Мария держит в руке гранат, который привлекает внимание Младенеца Иисуса и которого он касается. Здесь плод граната несёт двоякую смысловую нагрузку - то, что его держит в руках Мадонна, символизирует её целомудрие, в то время как Младенец Христос, прикасаясь к нему, предвосхищает свою смерть и воскресение. Эта иконография широко использовалась в 15-го веке во Флоренции, в том числе такими художниками, как Сандро Боттичелли и Леонардо да Винчи.

Для кого Мадонна с гранатом была написана - не известно, но можно сказать, что это была исключительный заказ, учитывая высокое качество используемых материалов. Особенно бросается в глаза обилие золота, и не только в видимых частях картины, таких как занавес, висящей за фигурами, но и в качестве основы для написанной поверх неё покрытой травой земли.

Эта картина была частью коллекции герцогов Альба, и была приобретена 14-м герцогом Альба в 1817 году во Флоренции. Поскольку она покинула Флоренцию ещё до всплеска интереса историков искусства к творчеству Фра Анжелико и оказалась в относительной недоступности в частных руках, она не была широко известна вплоть до 1995 года, когда она была представлена на выставке, посвященной 500-летию Фра Анжелико во Флоренции. Сразу же и единогласно она была признана оригинальной работой Анжелико. В 2012-13 году эта работа была выставлена для широкой публики в рамках выставки "Наследие Дома Альбы. Патронаж на службе искусства" во дворце Сибелес в Мадриде.

В начале 2016 года была достигнута договорённость с Карлосом Фитц-Стюартом, 19-ым герцогом Альба-де-Тормес, о покупке этой работы Мадридским музеем Прадо за $18 млн. Написанная в начале 15-го века во Флоренции, в ключевой момент истории Европейского искусства, одним из важнейших художником того времени, она по праву заняла одно из ключевых мест в художественной коллекции музея Прадо.

Мадонна с младенцем Мадонна с Младенцем и гроздью винограда
Ок. 1426-27. Темпера, дерево. 102 х 59 см. Частная коллекция, Барбара Пясецкая-Джонсон, Принстон

Впервые эта работа предстала перед исследователями в 1963 году и в силу ее высочайшего художественного качества была аттрибутирована как работа лично Фра Анжелико. Скорее всего, она не являлась центральной частью алтаря, а была самостоятельной работой, табернаклем.

Эта картина была, по-видимому, вдохновлена работой Мазаччо и Мазолино "Мадонна с младенцем и Святой Анной" из церкви Сант-Амброзио (сейчас в галерее Уффици, Флоренция), написанной в 1424 году.


Мадонна с младенцем Мадонна с Младенцем и ангелами
Ок. 1425-30. Темпера, дерево. 19,4 х 13 см. Институт искусств, Детройт

Это небольшое деликатное изображение было замечено публикой только в 1956 году, когда оно было приобретено Интститутом Искусств как работа Фра Анжелико. По всей видимости оно было всегда самостоятельным произведением, а не частью алтаря или триптиха.

Ранее находилось в коллекции барона Маурица Ротшильда, Париж.

Мадонна с младенцем Мадонна с Младенцем и святыми
Ок. 1428-1430. Темпера, дерево. 128 x 68 см. Национальная галерея, Парма

Обычно Мадонна изображается с ангелами, но иногда её сопровождают и святые, как на этой большой панели из Пармы. В нижней части картины изображены четверо святых - на переднем плане изображена встреча Святого Доминика и Святого Франциска, а по краям, на заднем плане, преклонили колена Иоанн Креститель и Святой Петр.

Оригинальная рама этой панели утеряна и, кроме того, ее поверхность сильно пострадала от истирания - исчезла глазурь с подушки, где сидит Мадонна, а пол, на котором стоят коленопреклоненные святые, выглядит просто как гладкая золотая поверхность. Эта работа была куплена в 1786 году во Флоренции маркизом Алонсо Такколи-Каначчи (во время гонений на тамошние братства со стороны великого князя Пьетро Леопольдо).

Возможно, раньше эта панель была центральной панелью большого табернакля с откидными крыльями. Есть предположение, что навершия этого табернакля представлены панелями "Благовещение" из собрания Старой Пинакотеки, Мюнхен. Возможно также, что в этот табернакль входила панель "Явление доминиканского хабита" из Лондона.

Мадонна с младенцем Мадонна с Младенцем на троне
Темпера, дерево. Частный музей Беллини, Флоренция

Эта мадонна из частной коллекции выполнена из дорогих материалов - лазурит, на основе которого приготовлялся голубой пигмент, использованный для одежд Мадонны, был чрезвычайно дорог.


Мадонна с младенцем Мадонна с Младенцем
Ок. 1430. Темпера, дерево. 40,3 x 30,8 см. Музей Фогг, Художественный музей Гарвардского университета, Кембридж, Массачусетс

Несмотря на то, что поверхность этой картины истерлась в процессе ее перемещения из коллекции в коллекцию, драпировки на обеих фигурах испорчены, а некоторая грубоватость местами - результат неумелой реставрации, несомненен сильный пространственный эффект от разведенных рук Мадонны, обнимающих Младенца Христа, а изысканная моделировка рук и лиц, отблески света на прозрачной вуали, охватывающей голову и свисающей с правой руки Мадонны, выдают руку настоящего мастера. Эта работа долгое время приписывалась разным художникам, но сейчас она аттрибутирована как работа Фра Анжелико.


Мадонна с младенцем Мадонна с Младенцем
Ок. 1430. Темпера, дерево. 62,8 x 47,2 см. Национальная галерея искусств, Вашингтон

Это панель из церкви Санта Мария Нуова во Флоренции. Мария, держащая Младенца на коленях, восседает на троне в окружении двух ангелов. Это единственная панель с Мадонной, аттрибутированная Фра Анджелико или его школе, на которой Дева смотрит на ребенка, лежащего у нее на коленях. На нимбе Марии надпись: AVE MARIA GRATIA PLENA DO[MINVS TECVM] (Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою – Евангилие от Луки).

Эта панель была сильно повреждена и переписана, особенно Младенец Христос и головы Богородицы и ангела справа. Ее верх обрезан, в утраченной верхней части был, вероятно, арочный верх и третий Ангел, держащий драпировку.

Аттрибутирование этой панели было неоднозначным. Ее то считали автографом Фра Анжелико, то работой Заноби Строцци, то приписывали школе Фра Анжелико. Тем не менее, Миклош Бошковиц в каталоге выставки итальянской живописи в Вашингтоне в 2003 году приписывает кажущуюся слабость рисунка и моделирования позднейшему переписыванию панели и признает ее подлинной работой Анжелико 1430 года.

Приобретена Эдвардом Штейнкопфом в Италии в девятнадцатом веке, позже принадлежала леди Сифорс из замка Брахан в Шотландии. Завещана Национальной галерее Эндрю Меллоном в 1937 году.


Мадонна с младенцем Мадонна с Младенцем
После 1430. Темпера, дерево. 46 x 38,1 см. Музей Нортона Саймона, Пасадена, Калифорния

Эта панель в свое время была подарена бароном Лаззари монастырю Padri Crociferi, принадлежавшего ордену Святого Лазаря в Мессине, Сицилия. В коллекцию Нортона Саймона она попала в 1940 году.


Мадонна с младенцем Мадонна с Младенцем
Ок. 1430-33. Темпера, дерево. 37 x 28 см. Государственная галерея, Франкфурт

В маленькой картине Мадонна с Младенцем и двенадцатью ангелами из Франкфурта использованы некоторые мотивы центральной створки алтаря во Фьезоле, обогащенные великолепной перспективной передачей трона с ведущими к нему тремя ступенями и венчающим его восьмигранным шатром. Здесь Анжелико демонстрирует владение передачей пространства и интерес к его изображению. Трон занимает большую часть поверхности картины и производит большой пространственный эффект. Его верхушка имеет форму шестигранного купола с арками, однако нельзя сказать, что он изображает архитектурный авангард своей эпохи. Ему явно не хватает монументальности. Не видно никаких попыток расширить пространство картины в глубину или сделать ее более реалистичной. Фон картины сделан золотым в традициях своего времени.

Эта панель, возможно, была центром небольшого триптиха, написанного для частного лица. Приобретена Франкфуртской галереей в 1831 году у Ф. Беннучи.

Существуют другие версии этой картины, как, например, работа Андреа ди Джусто в музее Бандини во Фьезоле.


Мадонна с младенцем Мадонна с Младенцем
Ок. 1433. Тополь. 70 x 51 см. Государственный музей, Берлин

Этот скромный образ, созданный Фра Анжелико, демонстрирует новый подход к лирицизму Джилберти и Мазолино. Хотя Анжелико и адоптировал подход 14 столетия в изображении благочестивых образов, с Марией, сидящей близко к земле, он уже не снабжает ее подушкой с многочисленными кисточками и богатой парчевой тканью.

Наполовину скрытые занавесом слева и справа от Мадонны стоят святой Доминик (слева) и святой Петр Мученик (справа), поклоняющиеся ей.

К сожалению, это сильно восстановленная картина. Особенно сильной реставрации подверглись изображения Мадонны и Младенца. Святые сохранились лучше.

Эта картина, как полагают, была написана одновременно с триптихом Линайуоли. Приобретена музеем в 1821 году из коллекции Солли.

Мадонна с младенцем Мадонна с Младенцем
После 1433. Темпера, дерево. 100 х 60 см. Галерея Сабаута, Турин

Среди специалистов были большие сомнения, что это работа Фра Анжелика, однако после реставрации 1951 года эти сомнения отпали и аттрибутирование ее как работы Анжелико теперь общепринято. По всей видимости, это его поздняя работа, выполненная в Риме в 1440-х годах.

Одно время эта Мадонна была в коллекции графа Михаила Дмитриевича Бутурлина, жившего в 1825-27 годах во Флоренции. Затем, он продал ее барону Гарриоду, от которого она в 1852 году попала в Галерею.

Кстати сказать, что граф Михаил Дмитриевич Бутурлин был весьма интересной личностью. Многие исследователи считают, что именно он был прототипом пушкинского Евгения Онегина. в 1867 г., выйдя в отставку, он написал мемуары - «Записки графа М.Д. Бутурлина». В них – огромное количество имен, колоритных портретов известных государственных деятелей и военачальников, представителей придворной знати, помещиков, с которыми Михаилу Дмитриевичу пришлось встретиться на жизненном пути. С тонким юмором в ней описана жизнь придворной знати и провинциального дворянства – балы и обеды, мода того времени, семейные устои и сословно-родственные отношения. Часть его воспоминаний посвящена итальянскому периоду его жизни и является ценнейшим свидетельством жизни русских людей в Италии.


Мадонна с младенцем Мадонна с Младенцем и святыми Домиником и Екатериной
Ок. 1435. Темпера и позолота, дерево. 24,4 x 18,9 см. Пинакотека, Ватикан

Эта картина, в силу ее малого размера, почти наверное была предназначена для частного использования. На ней изображена Мария, играющая с Младенцем Иисусом, в весьма типичной иконографии Тосканы конца 13 века. Младенец, стоя на коленях матери, касается ее щеки своей правой рукой. Мария держит розу, символ мудрости. За ней изображены две группы восхваляющих ее ангелов. Ей поклоняются святой Доминик и святая Екатерина Александрийская, изображенные на переднем плане у трона в более мелком масштабе. Святой Доминик, одетый в доминиканский плащ, держит в одной руке лилию, а в другой – книгу, Устав ордена Приоров (доминиканцев). Святая Екатерина, которую можно узнать по ее символу, мученическому колесу, держит в руках пальмовую ветвь, символ мученичества.

Некоторыми учеными эта работа аттрибутируется как работа школы Фра Анжелико. Стилистически она близка картинам пределлы алтаря Святой Троицы (Santa Trinita).

В первой половине девятнадцатого века эта панель была в коллекции «примитивов» графа Гвидо ди Бизенцио в Риме, которая после его смерти в 1847 году была продана лорду Уорду, будущему граф Дадли. Затем в 1872 году английский коллекционер, чтобы пополнить свою коллекцию испанских мастеров, обменял ее на картину Мурильо, которая была подарена папе Пию IX испанской королевой. Так в 1977 году она оказалась в Ватиканской Пинакотеке.

Мадонна с младенцем Мадонна с Младенцем
Ок. 1440. Темпера, дерево. 47 х 52 см. Государственный музей, Амстердам

Декоративная гравировка золотой ткани за Богородицей и подушки, на которой она сидит - великолепна. В правой руке Мария держит лилию, символ чистоты и невинности.

Картина повреждена и сильно ретуширована. Это зрелая работа Фра Анжелико, выполненная, вероятно, в конце 1430-х или начале 1440-х годов. Но ее часто приписывают, по крайней мере частично, мастерской Анджелико. До 1869 она находилась в коллекции Иоганна Готлиба Квандта, в Дрездене, откуда попала в музей Augusteum в Ольденбурге, затем ею владело Общество Рембрандта, а в 1923 году она попала в Государственный музей Амстердама.

Картина была когда-то обрезана. Сохранился фрагмент с левой верхней части картины, изображающий ангела, держащего покрывало за Мадонной.

Мадонна с младенцем Голова ангела (фрагмент)
Ок. 1445-50. Темпера, дерево. 17,1 х 14 см. Художественный музей Уодсворт атенеум, Хартфорд (Коннектикут, США)

Скорее всего, фигуры ангелов, держащих шитое золотом покрывало за Мадонной, находились в верхней, сейчас отрезанной, части панели. Аналогом может быть картина "Мадонна с младенцем" из Национальной галереи искусств, Вашингтон.

Панель с изображением ангела была куплена у французского арт-дилера в 1928 году Нью-Йоркским арт-дилером, который в том же году продал ее Уодсворт атенеум.


Мадонна с младенцем Богоматерь Умиление с ангелами
1433-35. Темпера, дерево. 99 x 49 см. Национальный музей Каталонии, Барселона

Эта панель ассоциируется с работой, описанной Вазари в 1568 и в то время принадлежавшей семейству Гонди (находилась в их доме во Флоренции). Видимо, это была центральная панель алтаря, теперь разрозненного.

Мадонна с сыном, стоящим на ее коленях, одета в красную тунику и голубую мантию и держит в правой руке вазу с розами и лилией. Над ее головой нимб с начертанной на нем надписью AVE MARIA GRATIA PLENA. Младенец, одетый в розовые одежды и подпоясанный небесно-голубым поясом, держит в левой руке цветок лилии, положив правую руку на плечо матери, так что он головой касается ее щеки. На его нимбе – надпись ALFA / OM(ega). Они сидят на троне в окружении пяти ангелов, три из которых держат роскошный занавес, закрывающий фон, а другие два – сидят у ног Мадонны с музыкальными инструментами (портативный орган и лютня).

Образ Марии в этой картине близок идеалу красоты, сформированному искусством Интернациональной Готики, но ее поза и форма придают ее фигуре объемность и основательность, близкую искусству Мазаччо. Следуя традиционной иконографии, мадонна сидит на подушке, а не на троне. Эта картина замечательна своей блестящей и светящейся палитрой, в которой красный, голубой и золотой цвета сочетаются исключительно гармонично. Замечательна также мягкость и одухотворенность контуров фигур, жесты и позы которых изображены с большой натуральностью.

Эта картина в 19 веке находилась в Королевской коллекции в Бельгии - говорят, что это был подарок Георга IV принцессе Шарлотте по случаю ее выхода замуж за Леопольда I в 1816 году. Позже она принадлежала Дж. Пиерпонту Моргану, Нью-Йорк. Затем она попала в коллекцию крупнейшего немецкого промышленника барона Генриха Тиссен-Борнемиса.

Сначала основная часть собрания была размещена на бывшей вилле принца Фридриха Леопольда в Лугано, Швейцария. Но в 1986 году барон Ганс Тиссен-Борнемиса объявил, что ищет новый дом для своего художественного собрания, которое к тому времени считалось крупнейшей частной коллекцией мира. Оно досталось Испании в упорном состязании с другими странами. Решающим оказалось слово жены барона Тиссена, бывшей «мисс Испания», Кармен Серверы. В 1993 года при содействии баронессы Тиссен правительство Испании приобрело коллекцию в собственность за символическую сумму в 44 100 млн песет (232 млн фунтов стерлингов). Панель Анжелико и сейчас формально входит в состав коллекция Тиссен-Борнемисса в Мадриде, но в 2004 году ее передали в Национальный музей Каталонии в Барселоне на постоянное хранение.


Мадонна с младенцем Мадонна с Младенцем
1449-53. Темпера, дерево. 46.7 x 35.1 см. Кунстмузеум, Берн, Швейцария

Эта панель была представлен на выставке в Музее Искусств Метрополитен в 2006 году как работа Фра Анжелико. Однако в ряде серьёзных источников (баз) она не упоминается. Кажется, раньше она считалась работой какого-то другого автора.


Мадонна с младенцем Мадонна с Младенцем
1433-35. Темпера, дерево. (?)99 x 49 см. Частная коллекция, Швейцария

(?) Эта панель представляет другую версию Мадридской (Барселонской) панели "Богоматерь Умиление с пятью ангелами". Она находится в частной коллекции в Швейцарии. В отличие от Мадридской версии здесь Мадонна изображена не фронтально, а с головой, повернутой влево.


Мадонна с младенцем Беноццо Гоццоли(?). Мадонна с Младенцем, с ангелами
Ок. 1440. Темпера, дерево. 34.7 x 29.4 см. Академия Каррара, Бергамо

Это еще один вариант панели "Богоматерь Умиление с пятью ангелами", с фигурами ангелов несколько меньшего размера. Ее иногда приписывают Анжелико, иногда - его неизвестному последователю, иногда - молодому Беноццо Гоццоли. По каталогу музея - эта работа Беноццо Гоццоли. Она поступила в музей в 1866 году.

Мадонна на этой картине изображена не на престоле, а на лугу, перед стилизованным садом (живой изгородью) из разноцветных цветов, в основном лилий, символов чистоты. Два ангела за нею держат вышитый занавес, а два других ангела на переднем плане играют на музыкальных инструментах – лютне и портативном органе.

Завещана Музею академии Гуглиелмо Лохисом в 1859 году вместе со своей коллекцией.


Мадонна с младенцем Мадонна с Младенцем под навесом
Ок. 1449. Темпера, шелк. 254 x 130 см. Базилика Санта-Мария-сопра-Минерва, Рим

Это работа на шелке, она являлась частью процессуального штандарта. Выполнена она в полном соответствии со средневековыми канонами, но некоторые приемы, как, например, мантия мадонны, свешивающаяся с парапета, делают ее удивительно современной. На нимбе Мадонны надпись: "Мария Дева", на державе в руке Младенца: "Азия - Европа - Африка".

Участие Анжелико в работе над этой картиной не подтверждено никакими документами, но старые источники семнадцатого века (Альбертини, Тити) приписывают эту работу Фра Анжелико. В наше время эта работа специалистами приписывалась Беноццо Гоцолли из флоренции - в последнее десятилетие жизни Фра Анжелико часто был его ассистентом. В частности, он помогал ему в работе над фресками в Кафедральном соборе Оривьетто и Риме - в капелле Маджоре и затем капелле Николлини в Ватикане.

Однако, перед выставкой в Капитолийском музее Рима (июль 2009), посвященной 555-летию со дня смерти Фра Анжеклико, эта работа была подвергнута инфракрасной рефлектографии, которая выявила целый ряд стилистических сродственностей с Анжелико, что привело к переаттрибутированию её к Фра Анжелико. Также сравнение этой работы с табернаклем Линайоли и с Мадонной Теней делают ясным по крайней мере его идейное авторство.

Базилика Санта-Мария-сопра-Минерва - единственная готическая церковь Рима. Находится она поблизости Пантеона на месте античного храма Минервы. За малопримечательным фасадом скрывается просторный и пышный интерьер доминиканского храма. Для него Фра Анжелико написал высокий алтарь, и другой алтарь, "Благовещение". Также он расписал помещения прилегающего монастыря фресками со сценами из жизни Христа. Все эти его работы утеряны.

Здесь, в северном трансепте базилики, находится могила Фра Анжелико. Ее мраморное надгробье обнесено бронзовой оградой.


содержание




следующая предыдущая


c-rover
2009 - 2017