содержание
Все сайты C-Rover

Ранние годы творчества Фра Анджелико (то есть тогда ещё Гвидо ди Пьетро) до его присоединению к братству доминиканцев (в 1419-1422 году), плохо изучены. Есть основания полагать, что его художественная карьера началась ещё в 1410 году и была связана со студией Лоренцо Монако вплоть до смерти последнего в 1423 или 1424 году. Так, например, известно, что в 1417 году Анджелико жил в том же приходе, где эта студия была расположена, а его старший товарищ Баттиста Сангвини учился в этой студии. Кроме того, после смерти Лоренцо Монако именно Анджелико поручались работы по обновлению или доделке ряда работ, оставшихся незаконченными.

Стилевые особенности первой достоверной работы Анджелико - миниатюр миссала 558 (сейчас в библиотеке Сан Марко, Флоренция) - близки декоративному стилю Лоренцо Монако и его мастерской. На то, что Анджелико учился или работал по крайней мере несколько лет в мастерской Лоренци Монако, указывают также и некоторые специфические особенности его художественной техники. Среди них схожесть палитр, используемых обоими мастерами, их почти идентичная манера заполнения углов свободного пространства поля картины общим фоном в виде густого леса. Еще более значимо то, что необычная техника, применённая Анджелико в его "Тебаиде" (что сейчас находится в галерее Уффицы) для отрисовки деревьев в виде маленьких круглых черных пятен с символическим изображением нескольких желтых или светло-зелёных листьев сверху, нигде не встречается в позднем Трещендо - раннем Квадраченто, кроме как на панелях пределл Лоренцо Монако.

С 1417 года Анджелико (Гвидо ди Пьетро) рассматривался уже как самостоятельный мастер, так что в мастерской Лоренцо Монако он мог быть учеником или, что более вероятно, подмастерьем, ранее обучавшимся у другого мастера, где-то в промежутке с 1410 по 1417 год.

В этой связи интерес представляет блестящая работа мастерской Лоренцо Монако алтарь Коронация Богоматери для церкви Санта Мария дельи Анджели (сейчас в галерее Уффицы). Речь идёт о трех панелях пределлы этого алтаря, расположенных с правой стороны.

Панели пределлы алтаря Коронация Богоматери
Фра Анджелико(?). Панели пределлы алтаря Коронация Богоматери
1411-13. Темпера, дерево. Галерея Уффицы, Флоренция

Стиль этих панелей отличается от панелей слева скурпулезной проработкой архитектурных форм и тщательно выверенными ракурсами, кропотливым вниманием к реалистичным деталям. Фигуры святых не такие угловатые, их позы более непринужденные. Полутона при отрисовке складок одежд не такие резкие, они ближе к земным тонам и мягкой пастельности, что потом станет фирменным художественным стилем Анджелико. И, самое главное, здесь использован совершенно другой способ выделения при моделировке форм - если Лоренцо Монако подчеркивает динамизм округлой формы мазками, параллельными контуру, то на этих панелях выделение производится кросс-штриховкой, а эта практика Лоренцо Монако не свойственна, но она типична для зрелого Фра Анджелико.

Всё это даёт основания предположить, что эти работы написаны рукой молодого Фра Анджелико.


Святой Бенедикт, оживляющий молодого монаха
Фра Анджелико(?). Святой Бенедикт, оживляющий молодого монаха
1411-13. Темпера, дерево. 37 x 67 см. Галерея Уффицы, Флоренция

На этой панели безжизненный каменистый пейзаж, свойственный работам Лоренцо Монако, оживлен травянистым покровом. Реалистичность сцены подчеркивается тем, как стоящие на нём фигуры монахов проминают траву под ногами. Потрескавшиеся остатки полуразрушенных стен, поломаные деревянные крепления, груда обломков, обрушившихся на несчастного монаха, тщательно выписаны как видимые с одной и той же точки обзора.


Спасение святого Пласидо и встреча святых Бенедикта и Схоластика
Фра Анджелико(?). Спасение Пласидо и встреча Святого Бенедикта со Святой Схоластикой
1411-13. Темпера, дерево. 37 x 67 см. Галерея Уффицы, Флоренция

Сцена справа представляет сцену последней встречи Святого Бенедикта со Святой Схоластикой, своей сестрой-близнецом. Когда Бенедикт основал свой монастырь в Монте-Кассино, Схоластика основала женский монастырь в Пломбариола (Plombariola), в пяти милях к югу от Монте-Кассино. Так как уставы обоих монастырей запрещали им входить в монастырь другого, они встречались раз в год в доме возле монастыря Монте-Кассино, чтобы обсудить духовные темы. При последней встрече двух святых когда Бенедикт начал готовиться к отъезду, Схоластика, предчувствуя, что это их последняя возможность увидеть друг друга при жизни, заплакала, положила голову на стол и стала молиться, чтобы Бог вступился за неё. После её молитв разразилась буря - ливень с градом были столь сильны, что вынудили Бенедикта с товарищами остаться. Художник изображает, как частицы града над головой Святой Схоластики отскакивают от черепичной крышы так, как это бывает в реальной жизни.

Сцена слева иллюстрирует легенду о спасении Пласидо, воспитанника Бенедикта. Бенедикт принимал у себя сыновей титулованных семей, доверявших ему их воспитание. Двое из них оставили по себе добрые воспоминания: юный Мауро, сын некоего Евтициуса, и малыш Пласидо, отец которого, Тертулл, был патрицием. Однажды Пласидо упал в озеро и начал тонуть. Святой Бенедикт чудесным образом узнал об этом и послал Мауро спасти Пласидо. Чтобы подчеркнуть близость водоёма, в котором тонет Пласидо, художник скурпулёзно изображает кусок рыболовной сети, привязанной к кольцу в стене монастыря - заметим, что в совершенно аналогичной сцене Лоренцо Монако на пределле другого, более раннего алтаря, эта деталь отсутствует.


Поклонение волхвов (королей)
Фра Анджелико(?). Поклонение волхвов (королей)
1411-13. Темпера, дерево. 37 x 67 см. Галерея Уффицы, Флоренция

Сцена на этой панели изображает принесение тремя королями даров Младенцу. Здесь тоже немало весьма реалистичных деталей - любопытный вассал слева, просунувший голову в проём двери; дожидающийся своей очереди поднести дары молодой король, повесивший корону на свою руку. И опять, обе эти детали отсутствуют в совершенно аналогичных сценах как на более ранних, так и на более поздних алтарях Лоренцо Монако.

Такие же особенности и характерные черты, свойственные художественной манере Анджелико, можно найти ещё на двух панелях пределлы, ныне разрозненной, неизвестного алтаря работы мастерской Лоренцо Монако. Это панель, хранящаяся в музее Изящных Искусств Ниццы, а также панель из Пинакотеки Ватикана.


Похороны Святого Епископа
Фра Анджелико(?). Похороны Святого Августина
Ок. 1411. Темпера, дерево. 37 x 67 см. Музей Изящных Искусств, Ницца

На этой панели, также как и на панелях пределлы алтаря Коронации Богоматери, хорошо заметно внимание художника к деталям окружающей обстановки и повествования. Одр святого, показанный в убедительном ракурсе, находится в глубине святилища за двумя стоящими на полу колоннами. Он окружен фигурами в позах, различными способами выражающими свое горе. Однако, в отличие от аналогичной сцены похорон Святого Бенедикта на левой стороне пределлы алтаря из Уффицы, фигуры горюющих образуют пространственно осознанную и последовательную группу. Молодой монах слева несёт процессуальный крест, верхушка которого обрезается перемычкой над колоннами, и образует точное симметричное соответствие разбивке фона картины справа, уравновешивая, в то же время, фигуру внизу картины. То же относится к фигуре монаха, стоящего в проёме двери справа - его фигура и узкое вертикальное окно в стене над его головой обрезаны, что делает всю сцену весьма реалистичной, как бы одномоментным снимком происходящего во времени действия.

Особенно примечательны обрезанные оконными проёмами колонны аркады монастырского дворика, видимые в окнах на заднем плане - это не только впечатляющая для своего времени проработка перспективы, но и важная деталь, дополняющая повествование. Сквозь левое окно также видна снятая плита пола, открывающая вход в подготовленную для погребения гробницу.

О моделировке фигур судить трудно, поскольку многие из них стерты и подвергались неоднократной реставрации. Более-менее сохранились фигуры покойного и священника, читающего над ним из Евангелия, а также частично видимая в проёме двери фигура справа. Об их моделировке можно сказать то же, что и о фигурах с правой части пределлы из Уффицы. Об остальных можно лишь сказать, что их позы не так подчеркнуто готичны, мягче и естественнее, чем позы фигур, которые мы обычно видим у Лоренцо Монако.


Святой Бенедикт встречающий Святого Павла отшельника в пустыне
Фра Анджелико(?). Святой Антоний встречающий Святого Павла Отшельника в пустыне
Ок. 1411. Темпера, дерево. 37 x 45 см. Пинакотека, Ватикан

В отличие от панели из Ниццы, панель из Пинакотеки Ватикана хорошо сохранилась. Её композиция очень проста и допускает не слишком много возможностей для демонстрации тонких натуралистических деталей. Фигура Святого Антония безошибочно может быть связана с техникой, свойственной панелям пределлы из Уффицы, и выполнена в описанной нами технике кросс-штриховки.

Святой Павел Отшельник (Павел Фивейский, Павел Египетский, Павел Пустынник) — первый христианский монах и отшельник. По преданию он прожил 113 лет (228 - 341 годы). Единственным источником сведений о нём является его житие, которое впервые приводит Святой Иероним. Согласно ему Павел Фивейский родился в Египте, в городе Фивы. Оставшись сиротой, он много претерпел от своего корыстолюбивого родственника из-за родительского наследства. Во время гонений императора Деция (249—251) на христиан святой Павел, узнав о коварном замысле родственника предать его в руки гонителей, покинул город и удалился в пустыню. Поселившись в пещере у подножия горы, преподобный Павел, никому не ведомый, прожил в ней 91 год, неустанно молясь Богу днем и ночью. Питался он финиками и хлебом, которые приносил ему ворон, одеждой из пальмовых листьев укрывался от холода и зноя. Незадолго до кончины Павла, состоялась его встреча со святым Антонием, посетившим Павла в его отшельническом месте. Антоний оставался со св. Павлом вплоть до смерти последнего и похоронил отшельника. Согласно житию, св. Павел скончался во время молитвы, стоя на коленях.


И ещё одна панель мастерской Лоренцо Монако заслуживает внимания в данном контексте. Это панель "Мадонна с Младенцем и Святыми", с 1946 года хранящаяся в Музее Искусств Сан-Диего.


Похороны Святого Епископа
Фра Анджелико(?). Мадонна с Младенцем, со Святыми Петром, Павлом, Иоанном Крестителем и аббатом Антонием
Ок. 1411. Темпера, дерево. 42.5 x 21.3 см. Музее Искусств, Сан-Диего

Первое, что стоит отметить - необычная для готических картин этого рода компоновка фигур святых вокруг Мадонны. Они не просто стоят рядом, образуя полукруг вокруг трона, но своей ориентацией в проостранстве, поворотом фигур, вместе с фигурой мертвого Христа, Богоматери и апостола Иоанна на навершии картины создают объёмное обрамление вокруг трона, словно окружая его рамкой (оградой) из гранёного камня. В Готическом искусстве группа из трёх фигур на навершии картины играла чисто декоративную роль, заполняя пространство навершия, служившего для придания форме картины подобия копьеобразному проёму окна католического храма. Здесь же во взаимодействии с фигурами в нижней части картины она служит для формирования трехмерного обрамления вокруг Мадонны, что для того времени совершенно ново.


Как возможные ранние работы Фра Анджелико эти панели впервые были идентифицированы Лоуренсом Кантером (Музей Искусств Метрополитен, Нью-Йорк) в книге, выпущенной в связи с выставкой "Фра Анджелико", прошедшей в музее в 2006 году.



предыдущая следующая
c-rover
2009 - 2022
содержание