содержание Фра Анжелико
Другие живописные работы

Менеджер Данных
предыдущая Панель со сценами из жизни святых
( Ок. 1430-1435 )
следующая

Еще одна работа школы Фра Анжелико на тему Фиваида относительно недавно была реконструирована из набора ранее разрозненных панелей.

По поперечной щели наверху панелей установлено, что несколько картин являются фрагментами написанной в начале 1430-х годов большой панели, которую приписывают скорее кругу Фра Анжелико, чем самому художнику. В нее входят работы из королевского музея Изобразительных искусств Антверпена (Встреча святого Ромуальда с Оттоном III), музея Конде в Шантийи (Экстаз святого Доминика), из Музея искусств в Филадельфии (Григорий Великий, отклоняющий тиару) и из музея Томаса Анри в Шербуре (Святой Августин за молитвой).

Несмотря на различные толкования сюжетов и личностей святых, изображенных на этой большой панели, сейчас полагают, что она представляет сюжеты из жизни важных святых - четырех докторов церкви. По часовой стрелке начиная от левого верхнего угла: св. Амросий, св. Иероним, св. Григорий Великий, св. Августин.


Сцены из жизни святых Фиваида. Реконструкция первоначальной панели
Ок. 1430-1435. Темпера, дерево. 46 х 92 см.

Вначале считалось, что это пределла алтаря, но потом стало понятным, что это фрагменты единой панели, посвященной жизни святых отшельников, разрезанной на фрагменты на двух уровнях. Хранящиеся в музеях 4 фрагмента представляют собой угловые части большой панели размером примерно 46 х 92 см. Они представляют сюжеты о четырех Отцах Церкви - святом Амвросии, святом Иерониме, Григории Двоеслове и святом Августине. Пятый, центральный фрагмент с небольшими сценками из жизни монаха отшельника находится во французской частной коллекции.

Должен быть, как минимум, еще один фрагмент пейзажа с изображением неба и горизонта, но если он не содержал фигур святых, то, возможно, он был уничтожен. Как можно себе представить, всю плоскость пропавшей панели занимало море, залив которого омывает песчаный пляж. Можно предположить, что на отсутствующей панели были и другие сцены, например с отшельником поселившимся на острове в нижней ее части, или, возможно, на ней был просто выход в океан.

Панель Филадельфии продолжает деревню, изображенную внизу и справа на панели Шантийи. Корзина, которую монах спускает на конце веревки, видна на панели Филадельфии. Изображенный на них пейзаж похож на гористую местность вблизи Шантийи.

Эта большая прямоугольная панель изображает эпизоды жизни отшельников на фоне гористого района Фиваида. Это пустынный район Египта в окрестностях города Фивы, который был выбран святым Антонием и его последователями для ведения их отшельнической жизни. Такие картины, Фиваиды, были элементом, украшающим мебель или стены общих помещений в монашеских орденах. Присутствие на ней сцены со Святым Ромуальдом позволяет предположить, что эта Фиваида была написана для камальдолийского ордена. Панель была разделена на части в коммерческих целях, видимо, в самом начале 18 века.


Сцены из жизни святых Встреча святого Ромуальда с Оттоном III
Темпера, дерево. 22 х 27 см. Королевский музей изобразительных искусств, Антверпен

Это левый верхний фрагмент. Он происходит из коллекции Комтесс де Лосс, во Флоренции. В 1825 году он был куплен Антверпенским музеем.

Долгое время сюжет этой панели трактовался как "Отказ Амвросия Медиоланского в доступе в церковь императору Феодосию". Амвросий Медиоланский (340-397) – миланский епископ, проповедник, один из четырёх великих латинских учителей церкви. Он обратил в христианство и крестил блаженного Августина. Авторитет Амвросия был настолько велик, что он оказывал влияние на политику императора Феодосия Великого, тем самым создав значимый прецедент в отношениях государства и церкви. После того, как Феодосий жестоко расправился с восставшими фессалоникийцами, убив 5 тысяч человек, Амвросий наложил на него епитимию и предложил публично покаяться. Авторитет епископа был таков, что император вынужден был подчиниться.

В начале 20 века музей принял другую интерпретацию сюжета этой картины - поскольку справа в глубине на картине присутствуют изображения трех монахов в белом, преверженцев ордена Камальдулов, основанного Святым Ромуальдом - стали трактовать эту сцену как Встречу святого Ромуальда с Оттоном III.

Святой Ромуальд родился в Равенне в аристократической семье и вел в молодости разгульный образ жизни. Глубокая внутренняя перемена в нём произошла в 20-летнем возрасте, когда он стал свидетелем того, как его отец убил на дуэли человека. Ромуальд удалился в бенедиктинское аббаство и принял там монашеские обеты. Затем он покинул монастырь и переселился в окрестности Венеции, став отшельником. Когда до императора Оттона III дошли слухи об аскете, которого почитают святым, он настоял, чтобы Ромуальд стал аббатом монастыря Сант-Аполлинаре-ин-Классе. В 1001 году император провел там Великий пост, глубоко переживая крушение своего замысла о восстановлении Римской империи. Святой Ромуальд убеждал императора уйти из мира в монастырь и Оттон III всерьёз стал раздумывать об этом.

Однако, вряд ли Святой Ромуальд мог быть изображен одетым как настоятель, в украшенной драгоценностями епископской митре и расшитой ризе. Ромуальд никогда не был епископом и всегда изображался в скромном белом плаще, как отшельник. Поэтому, наиболее вероятно, что изображенный на картине святой - это все-таки Амвросий Медиоланский.


Сцены из жизни святых Экстаз святого Доминика в пустыне
Темпера, дерево. 18,5 х 28,3 см. Музей Конде, Шантийи

Когда в 2003 году эта панель была очищена, то стало ясно, что небесное воинство в правом верхнем ее углу - это результат ее прошлой реставрации. Это помогло идентифицировать ее как часть Фиваид. Эта панель находилась раньше в коллекции Рейсета и была приобретена музеем в 1879 году.

С интерпретацией сюжета этой картины, верхнего правого фрагмента из музея Конде, произошла история, аналогичная Антверпенской. Еще в конце 19 века в музее считали, что она изображает святого Иеронима, церковного писателя, аскета, создателя канонического латинского текста Библии. Иероним молится перед крестом, ему представляется хор ангелов, изображенный в верхней части картины.

Но в 20 веке ученые мужи обратили внимание на выглядывающего из углубления в скале неподалеку от святого Иеронима монаха (который, на самом деле, поднимает на веревке корзину с едой, изображенную на фрагменте ниже). Поскольку монах одет как бенектинец - предположили что святой, изображенный на картине не Иероним, а Бенедикт. Поэтому по крайней мере в трех последних каталогах музея эта картина значится как Экстаз святого Бенедикта в пустыне, в своей пещере в Субиако.

Бенедикт был сыном знатного римлянина из Нурсии. Юношей он был отправлен в Рим на учёбу, но не закончив обучение сбежал от столичной суеты и поселился в горах неподалеку от Субиако. Он прожил отшельником в пещере 3 года, люди начали совершать паломничества к его пещере. Постепенно в голове у Бенедикта сложились представления о том, как должна быть устроена монашеская жизнь. Он переселился на юг, на гору Кассино, где им был основан знаменитый монастырь Монте-кассино. Эта община положила начало ордену, впоследствии названному орденом бенедиктинцев. Бенедикт составил его устав, который стал фундаментом всего западного монашества.

Однако, святой Бенедикт никогда не бил камнем себя в грудь и изображался он обычно одетым в белый или черный хабит (плащ). К тому же, его отшельнические годы прошли во времена его молодости, а святой на картине из Шантийи весь седой. Так что наверняка это все-таки святой Иероним, которого всегда изображали одетым в простую короткую коричнево-серую одежду и бьющим себя камнем в грудь (как на картине Фра Анжелико "Кающийся святой Иероним" из музея Искусств Принстонского университета).


Сцены из жизни святых Монахи и отшельники на фоне пейзажа
Темпера, дерево. 27,5 x 38,5 см. Частная коллекция, Франция

Эта панель находится во французской частной коллекции. Одно время этот фрагмент был передан на хранение в музей Конде, Шантийи. Это пятый известный фрагмент, обнаруженный в 2001 году, с небольшими сценками из жизни монахов и отшельников, распологавшийся в центре оригинальной большой панели. На нем изображены элементы пейзажа, схожие с другими панелями - река, холмы, скалы, кущи. Рядом с изображением монастыря - сцены из жизни монахов-аскетов: вот монах несет воду, другой тащит сухое дерево. В центре справа - поучительная сцена "встреча трех живых и трех мертвых", обращающая внимание зрителя на быстротечность и тщетность земных радостей.

В 2012 году этот фрагмент был выставлен на продажу на аукционе в Марселе и его пытался купить Музей Томаса Анри города Шербурга (в этом музее уже имеется один из фрагментов этой большой панели), однако он не осилил цены в 445 тыс евро, за которую панель и была в итоге продана.


Сцены из жизни святых Григорий Великий (Григорий Двоеслов) отклоняет предложенную ему папскую тиару
Ок. 1435. Темпера, дерево. 27,9 х 19,7 см. Музей искусств, Филадельфия

Нижний правый фрагмент представляет Григория святого (540-604), прозванного Двоесловом или Беседником. Он родился в древнем Риме и происходил из сенатского рода, богатого и честного. По смерти своего отца Григорий начал раздавать оставшееся после него богатое имение на милостыню и создание святых обителей. В Сицилии устроил он шесть монастырей и снабдил их всем необходимым, а седьмой создал в Риме в честь святого апостола Андрея, превратив в монастырь свой дом. В этом монастыре он и принял пострижение.

Когда умер папа римский Пелагий, все единогласно избрали на престол святого Григория; а он, избегая такого великого сана и почестей человеческих, покинул Рим и скрывался в пустынных местах. Весь народ искал желанного пастыря Григория, и не находил его, и великая была в том скорбь. И тогда сошел с неба всем видимый огненный столб на то место, где скрывался в пустынных горах святой Григорий. И все пошли туда, и нашли его, и повели его в Рим, хотя не было на то его воли. Так Григорий святой был поставлен папою древнему Риму в царство Маврикия.

С интерпритацией сюжета этой картины было меньше проблем, хотя одно время святого, изображенного на картине, принимали за папу Селестина V, жившего в 13 веке и отрекшегося от престола после пяти месяцев правления, чтобы вести монашескую жизнь.

Построение сцены этой картины тесно связано с соседними фрагментами. Хоровод ангелов над головой святого Иеронима на фрагменте выше испускает столб света, падающего на место, где находится святой Григорий. Правая рука святого указывает на центральный фрагмент большой панели, где изображается жизнь отшельников, и в сочетании с положением его другой руки, около щеки, формирует ясный жест предпочтения свободной отшельнической жизни суете предлагаемой ему должности.

Эта панель была преобретена Джонсоном в 1913 году у Людовико де Спиридона как работа школы Фра Анжелико.


Сцены из жизни святых Обращение святого Августина
Темпера, дерево. 21,5 х 34,4 см. Музей Томаса Анри, Шербур

На нижнем левом фрагменте изображен Августин (Аврелий) — один из знаменитейших и влиятельнейших отцов христианской церкви, он родился в 354 году в африканской римской провинции Нумидия. Первоначальным своим образованием он обязан своей матери, христианке святой Монике, умной, благородной и благочестивой женщине, влияние которой на сына, однако, нейтрализовалось отцом-язычником. В молодости своей Августин был настроен самым светским образом и весь отдавался вихрю наслаждений. Жажда чего-то высшего пробудилась в нём лишь после чтения «Hortensius» Цицерона. Он набросился на философию, но не найдя нигде удовлетворения, чуть не пришёл в отчаяние.

В 384 г. Августин отправился в Милан, чтобы выступить здесь в качестве учителя красноречия. Здесь, благодаря местному епископу Амвросию, он ближе ознакомился с христианством. Не находя покоя он метался в духовных терзаниях и, Наконец, пережил духовный кризис, приведший к его глубокой вере и радикальной перемене в его образе мыслей и жизни.

Нетрудно догадаться, что эта интерпретация сюжета картины была не единственной. Некоторые искусствоведы считали, что на этой картине изображен вовсе не святой Августин, а изображены здесь страдания святого Юлиана. Этот Юлиан в молодости уехал от своих родителей и женился на девушке из знатного рода. Когда родители приехали к нему в гости, он был на охоте. Жена накормила их и уложила спать. Тем временем Сатана, обернувшись человеком, встретил Юлиана и сказал тому, что его жена ему изменяет, и если Юлиан поспешит, он застанет её в постели с любовником. В гневе Юлиан ворвался в спальню, увидел под одеялом очертания мужчины и женщины, и в ярости изрубил их мечом. Когда же он вышел из спальни, то встретился с женой, сообщившей ему радостную весть о приезде родителей.

Юлиан был безутешен, но жена поддержала его, сказав, что искупление он найдёт во Христе. С того времени Юлиан потратил всё своё богатство на возведение больниц и домов для паломников и нуждающихся путников. Известен как Святой Юлиан Странноприимец. Он является святым покровителем путников и содержателей постоялых дворов.

Сюжет, изображенный на картине, однако, полностью соответствует истории об обращении Августина, изложенной в Золотой Легенде. Борясь с остатками своих старых языческихи верований Августин выбежал в сад и упал под фиговое дерево, громко плача. А его друг Алипий, которому Августин поведал о своих духовных терзаниях, за ним наблюдал со стороны. За головой Августина изображен золотой нимб, олицетворяющий голос Бога, велевшего ему обратиться к Библии.

Эта панель была подарена Шегбурскому музею Томасом Анри в 1835 году. Сейчас музей носит его имя.


содержание




следующая предыдущая


c-rover
2016