содержание
Все сайты C-Rover

Здесь приведены две панели одинакового размера, стилевое подобие которых позволяет предположить, что они были элементами одной и той же пределлы неидентифицированного алтаря. В силу различия тематики их сюжетов они редко рассматриваются вместе.

Нет также и однозначного мнения об их авторстве. Относительно каждой из них ряд специалистов считает соответствующую панель авторской работой самого Фра Анджелико, а другие полагают, что это работа художника его школы. Мы более склонны отнести их к работам школы Фра Анджелико, а именно работам Заноби Строцци периода около 1445 года. Но, поскольку во многих публикациях, также как и, разумеется, в каталогах музеев, они отнесены к автографам Анджелико, мы их здесь приводим с их музейным аттрибутированием.

Иоанн Креститель
Усекновение головы Иоанна Крестителя. Пир Ирода
Ок. 1430. Темпера, дерево. 21 x 32 см. Лувр, Париж

После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, правителем Галилеи. Пророк Божий открыто обличал Ирода в том, что тот, сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа. В день своего рождения Ирод устроил пир. Дочь Иродиады - Саломея плясала перед гостями и угодила имениннику. В благодарность девице, он пообещал дать все, что она захочет, даже половину своего царства. По совету матери, Саломея попросила у Ирода в награду принести ей на блюде голову святого. Иоанну Крестителю тут же отрубили голову и принесли Саломее.

Несмотря на то, что поверхность этой панели несколько истёрта, её выразительность впечатляет. Замершая во взмахе меча фигура палача за распростёртым телом Иоанна Крестителя (творчески переработанная художественная идея Мазаччо). Повествовательное и символическое противопоставление симметрично расположенных напротив друг друга фигур несущего свой страшный трофей солдата и танцующей Саломеи. Жестокая библейская героиня в своём чопорном, на кончиках пальцев ног танце с выразительным жестом поднятых рук, с их пространственной сложностью, с трепетом причудливых рукавов её платья, символизирующих мирскую суету. Гости, ждущие за столом подачи очередного блюда и - немая сцена, лица и жесты двух сидящих слево от Ирода персонажей. Реалистичные мелкие детали - посуда и приборы на праздничном столе, висящая на стене за спинами пирующих драпировка.

Панель из коллекции английского поэта Самуэля Роджерса (который был богатым человеком и приобрел ее во флоренции). После его смерти в 1855 году она была продана. В 1878 году панель была завещана Лувру парижским коллекционером Горацием Хиз де ла Саль.

Долгое время считалось, что это работа школы Фра Анджелико. Сейчас музей аттрибутирует её как автограф мастера. В пользу её аттрибуции как работы Заноби Строцци периода около 1945 года уверенно выступает Лоуренс Кантор.


Вторая панель иллюстрирует эпизод из жизни святого Антония.

Святой Антоний
Святой Антоний, искушаемый грудой золота
Ок. 1435-40. Темпера, дерево. 19.7 x 28 cм. Музей изящных искусств, Хьюстон, США

Святой Антоний (251—356) считается основоположником монашества. После смерти своих родителей он роздал свои богатства бедным и удалился в египетскую пустыню, где оставался много лет в одиночестве. Там он подвергался многочисленным искушениям Сатаны, который не мог вынести его благочестивого образа жизни. В данном случае Сатана испытывает святого Антония мирским богатством, представленным грудой золота. Антоний поднимает правую руку в жесте, возможно, передающим боязнь повернуться к золоту спиной.

Эта панель находилась в коллекции Маржела фон Немеса в Мюнхене, а в 1930 году была куплена Перси С. Штраусом, который подарил ее музею в 1944 году.

Высказывалось предположение, что панель "Святой Антоний, искушаемый грудой золота" примыкала к нижней или верхней части другой, бОльшей панели, изображающей Святого Антония - из коллекции Бурков. Но, очевидно, это не так - панель Святой Антоний из собрания Бурков не имеет стилистического отношения к Хьюстонскому Искушению Святого Антония. Даже иконографические связи между этими двумя произведениями незначительны: изображение святого на этих двух панелях отличается по типу фигуры, а также одеждой, хабитом, в который одет святой. Поэтому маловероятно, что они происходят из одного и того же алтаря или другого составного произведения.

По мнению Лоуренса Кантора Хьюстонское искушение Святого Антония - типичная работа Заноби Строцци временного периода около 1445 года и она почти наверняка была частью той же пределлы, что и панель из Лувра (Париж), на которой представлен «Танец Саломеи».

Другие панели Заноби Строцци, имеющие соответствующий этой пределле размер или формат, неизвестны, также как неизвестны и его алтари, изображающие святых Антония Аббата и Иоанна Крестителя.



предыдущая следующая
c-rover
2009 - 2022
содержание