содержание
Все сайты C-Rover

Блаженные и Грешники
Блаженные и Грешники
Ок. 1433-34. Темпера, дерево. 46 х 13,5 см. Частная коллекция, США

Боковые створки небольшого личного алтаря представляют души Блаженных, поднимающихся в небо, и Грешников, падающих в ад. Скорее всего центральная панель представляла сцену Страшного Суда.

Души Блаженных, направляющиеся к вратам Рая, сопровождают голубой серафим (внизу) и два красных херувима (наверху). Они изображены на золотом фоне, местами утерянном (с обнажением под ним армянского боле - особой глины с оксидом железа, подобия охры). Блаженные движутся неспешно, стройными рядами, одетые в одинаковые белые одежды все они молоды и красивы. Пара Блаженных у самых ворот Рая была уже изображена Фра Анджелико в иллюстрации Миссала 558, а также на панелях шкафа для серебряной посуды из Сан Марко.

Души Грешников на правой, черной створке, падают в бездну Ада беспорядочной толпой, их одежды нарочито пестры, здесь люди разного положения и званий. Два дьявола, вооруженных длинными крючками, увлекают грешников вниз, третий, наверху раскаленной сковородой толкает их сверху. Оба потока - левый и правый - вместе должны создавать своеобразный круговорот вокруг отсутствующей центральной сцены Страшного Суда.

Эти панели принадлежат частной коллекции, но находится на хранении в Художественном музее в Хьюстоне. Первое упоминание о них относится к 1854 - в своих Воспоминаниях Отец Маршезе указывает, что они попали из колллекции братьев Метцгер из Флоренции в английскую коллекцию. В 1868 году Джон Рамсден выставил эти панели на национальной выставке в Лидсе как крылья триптиха вместе с панелью Мадонна с Младенцем в качестве центральной части. Это предположение оказалось ошибочным и после этого панели были объединены в диптих неоготической рамой в цветочном стиле. С тех пор они оставались забытими до публикации в 1995 году Филлипом Тоддини каталога Лондонской галереи Валпул. Тогда же они были аттрибутированы как работа Фра Анджелико.

Эта работа характеризуется очень качественной интригующей иконографией. В частности очень интересно изображение череды грешников, цепочкой падающих один за другим в огненную яму.

Нужно понимать, что в оригинальном алтаре створки располагались "изображениями внутрь", то есть пи открытых створках панель с грешниками была справа, а панель с Блаженными - слева. Обратные стороны створок покрашены под порфир (багрянец).



предыдущая следующая
c-rover
2009 - 2022
содержание