содержание
Все сайты C-Rover

Объединить в единый алтарь панель из частной коллекции Христос на Кресте, с Богородицей, Святой Марией Магдалиной и Святым Иоанном Евангелистом и две панели из другой частной коллекции, представляющие Святую Екатерину Александрийскую со Святым Иоанном Крестителем и Святую Агнессу со святым-епископом (Святым Зенобием?), предложил Лоуренс Кантер в 2005 году (см. его статью в Каталоге Выставки в музее Метрополитен) на основании схожести их стиля, размеров, и подходящей датировки. Эти панели соответствуют периоду в карьере Фра Анджелико начала 1420-х годов, почти современному времени его работы над высоким алтарём Сан Доменико в Фьезоле.

Размер этих панелей необычен. Центральная панель слишком узка для центра обычного складного триптиха, но для центра небольшого алтаря она по своему формату подходит. Относительно большая ширина боковых панелей по сравнению с их высотой тоже подразумевает, что они, вероятно, входили в состав небольшого стационарного алтаря, и это подтверждается наличием у них когда-то узких молдингов, обрамлявших их по всему периметру (редкость для крыльев складных триптихов того периода). Разница в размерах между центральным Распятием и боковыми панелями находится в пределах стандартной практики того времени.

Проекция плоскости земли на центральной панели, угол обзора фигур и обработка золотого фона, по своей простоте необычная для ранних работ Анджелико, почти полностью соответствуют боковым панелям со стоящими святыми. Не менее важным является и сопоставимое состояние этих панелей - поверхность краски на них прекрасно сохранилась, а предыдущие их реставрации в значительной степени ограничивались лишь золотым фоном.

Большая часть обсуждения этих панелей, впрочем, не слишком активного, была сосредоточена на вопросе о том, предшествуют ли они высокому алтарю Сан-Доменико или следуют за ним. Действительно, панели именно этого алтаря дают ближайшую систему отсчета для обсуждаемого триптиха. Баланс всех вероятностей предполагает, что данный триптих следует сразу за Высоким алтарём Сан-Доменико и предшествует Триптиху Святого Петра Мученика, поэтому его исполнение можно отнести к дате около 1421 или 1422 года.

Центральная панель представляет Христа, распятого на Кресте, с Богородицей, Святой Марией Магдалиной и Святым Иоанном Евангелистом возле него. Эта панель входила когда-то в коллекцию Ашбартона.

Распятие с Девой Марией, Иоанном Богословом и Марией Магдалиной
Распятие с Девой Марией, Иоанном Богословом и Марией Магдалиной
Ок. 1419-20. Темпера и золото, дерево. 64 x 38 см. Частная коллекция

Точная анатомия тела распятого Христа, четкие, затененные по сравнению с золотым фоном контуры, развеваемая ветром набедренная повязка, ракурс опущенной головы - все это напоминает Распятие, написанное флорентийским монахом Лоренцо Монако и его мастерской (сейчас в Лувре). В то же время, хотя художественные образы Фра Анджелико и выведены явно из работы Лоренцо - их интерпретация у Фра Анджелико отлична, что особенно заметно при взгляде на фигуры Скорбящих в нижней части картины. Художник создает здесь иллюзию глубины, изменяя углы, под которыми изображаются фигуры и используя перспективу.

Особенно интересна поза Иоанна Евангелиста, который склонил голову к левому плечу, пристально вглядываясь в распятого Христа. Этот прием встречается здесь впервые во флорентийской живописи того времени.

Прекрасно сохранившиеся боковые панели, на одной из которых изображены Святая Екатерина и Иоанн Креститель, а на другой - Святая Агнесса и некий епископ-святой, были когда-то частью коллекции князей Эстергази (Венгрия), а затем, через коллекцию Государственного музея Лихтенштейна в Вадуце, перешли к своему нынешнему владельцу. Впервые они были представлены публике в 1974 году.

Святая Екатерина и Святой Иоанн Креститель
Святая Екатерина и Иоанн Креститель
Ок. 1421-22. Темпера и золото на дереве, переведенные на фанеру. 50,3 x 30,5 см. Частная коллекция

Святой Зенобий и Святая Агнесса
Святой Зенобий и Святая Агнесса
Ок. 1421-22. Темпера и золото на дереве, переведенные на фанеру. 50,6 x 30,2 см. Частная коллекция

Все панели этого алтаря являются замечательными примерами интереса Анджелико к натурализму и его выдающегося технического мастерства в рисовании красками. Инфракрасная рефлектография показывает, что эскизное изображение фигур четырех стоящих святых под красочным слоем - очень простое и схематическое, но спадание складок мантий на мраморный пол представлено на них в деталях, сложных, уверенных и тщательно обдуманных. Гравированные линии короны, изгибающейся вокруг головы Святой Екатерины, тщательно нарисованные гвозди креплений спиц колеса ее мученичества к ободу и вставленная в его ступицу кованая железная рукоятка - эти детали в своей непосредственности достаточно убедительны, чтобы отвлечь внимание зрителя от таких изобразительных условностей, как проекция ног Крестителя, параллельных плоскости изображения, или резкая пышная раскраска мраморной мостовой. Эти панели так же амбициозны в своем пространственном иллюзионизме (хоть и не так агрессивны), какими будут первые зрелые работы Мазаччо через несколько лет. Проекция колеса Святой Екатерины, резко уходящая вглубь пространства, или - в центральной панели - угол зрения вверх к коленям, груди и лицу распятого Христа, а также вид Святого Иоанна Богослова сзади, его голова, резко повернутая назад через левое плечо, всё это - новинки флорентийской живописи того времени и некоторое продвижение вперёд по сравнению с более ранними работами Анджелико, такими, например, как Распятие Григгса.

Вопрос о возможном первоначальном предназначении алтаря остается открытым. Святой епископ в правой панели обычно идентифицируется как Николай Барийский, но отсутствие каких-либо атрибутов, характерных для этого святого, делает эту идентификацию сомнительной. По крайней мере так же вероятно, что он призван изобразить святого Зенобия, который вместе с Иоанном Крестителем был одним из святых-покровителей Флоренции, но для которого в живописи, кроме его его епископских облачений, нет фиксированной иконографии. Присутствие Святых Екатерины Александрийской и Агнессы вместе с Иоанном Крестителем и Зенобием(?) Может свидетельствовать о покровительстве какого-то женского учреждения, но поскольку на центральной и боковых панелях нет изображений монашествующих святых - трудно определить, к какому ордену может относиться это учреждение. Екатерина и Агнесса показаны вместе в правой части пределлы Триптиха Святого Петра Мученика и снова вместе появляются на пределле реликвария Благовещение и Поклонение Волхвов из Санта-Мария-Новелла. Этот реликварий был заказан Анджелико выдающимся доминиканцем Фра Джованни ди Заноби Мази, имена святых которого могут быть отождествлены с двумя святыми с этих панелей. Хотя Фра Джованни Мази и происходил из богатой флорентийской семьи, о возможном его покровительстве над работами вне упомянутых Вазари четырех расписанных реликвариев ничего не известно.



предыдущая следующая
c-rover
2009 - 2022
содержание