содержание
Все сайты C-Rover

Эта впечатляющая, исключительно хорошо сохранившаяся картина изначально была центральной панелью триптиха-табернакля, предназначавшегося, по-видимому, для базилики Санта Мария ин Трастевере в Риме.

Распятие
Распятие
Ок. 1446. Темпера, дерево. 96,6 x 42,5 см.
Музей Фогга, Художественный музей Гарвардского университета, Кембридж, Массачусетс

Композиция центрируется монументальной фигурой Христа, распятого на кресте, перекладина которого занимает всю ширину картины и делит ее на две части - нижнюю прямоугольную область и треугольное навершие. В навершии изображен пеликан, разрывающий свою грудь, чтобы накормить своей кровью птенцов - это символ самопожертвования Христа для искупления грехов человечества. В нижней части картины изображены три фигуры - несколько позади креста размещены рыдающие Мария и Иоанн Богослов, а впереди - стоящая на коленях фигура донатора. Это доминиканец, и он кардинал - его красная кардинальская шапка находится перед ним, рядом с ручейком крови.

В верхнем сегменте изображено цветущее дерево, как бы намекающее на легенду о Животворящем Кресте. Легенда с нетривиальным сюжетом гласит, что древесина Истинного Креста произошла из семян Древа Жизни, выросшего в Эдемском саду. Когда Адам умирал, он попросил своего сына Сифа идти к архангелу Михаилу и молить о семени от Древа Жизни. Когда он умер, семя было помещено в уста Адама и было похоронено вместе с ним. Из семян выросло дерево и вышло из его рта. После многих столетий дерево было срублено и его древесина использовалась для строительства моста, по которому прошла Царица Савская при ее поездке к царю Соломону. Там ее озарило знамение, что кусок дерева с моста приведет к замене завета Бога еврейскому народу, на новый порядок. Она рассказала об этом Соломону, который, опасаясь возможного уничтожения своего народа, приказал закопать древесину. Но после четырнадцати поколений, взятое из моста дерево стало Крестом, использованном при Распятии Иисуса. На дереве находится гнездо пеликана, разрывающего свою грудь, чтобы кровью накормить птенцов – символ Христа, отдающего себя за спасение мира. Камень в основании креста изображает Голгофу.

Отмечают стилистическую связь данной работы с картинами для украшения шкафа с серебряной посудой - Armadio degli Argenti. Изображение фигуры распятого Христа на них очень схожи - неестественно стройная, мертвенно бледная фигура, окруженная светящимися алебастровыми всполохами-лучами. Только на этих панелях можно найти удлиненные, похожие на статуэтки фигуры Богородицы и Иоанна Евангелиста, чьи резко очерченные заостренные черты и жесты выражают новый уровень эмоциональной выразительности и глубины, не имеющий аналогов в более ранних работах. Ни на какой другой картине Фра Анджелико натуральность человеческого страдания не выражена так ясно, как на лице Марии из этой панели в музее Фогга - постаревшее от горя лицо пожилой женщины с морщинистыми запавшими щеками, нахмуренными бровями и опущенными уголками рта, со сжатыми губами выдающими усилия с достоинством скрыть свое глубочайшее горе.

По сдержанной силе чувства и ясности замысла это одна из самых впечатляющих поздних работ художника. Вместе с упомянутыми работам эта панель отмечает венец эволюции художественного видения Анджелико в монументальном религиозном искусстве, проникнутом благородством и пафосом человеческого бытия.

В 1904 году парижский профессор Ноэль Валуа, тогдашний владелец Распятия, идентифицировал донора, изображенного на этой панели, как кардинала Хуана де Торквемада (1388-1488), доминиканского церковного деятеля, дяди знаменитого ипанского инквизитора и духовника королевы Изабеллы Томаса де Торквемада (1420-1498). Будучи одним из самых известных теологов своего времени Хуан де Торквемада в 1435 году был призван ко двору папы Евгения IV на должность магистра Священного дворца (Magister Sacri Palatii), главного советника папы по всем религиозным вопросам. В последующие годы он был ярым защитником дела папы на Базельском соборе (1436 г.), где он также отстаивал права Доминиканских Обсервантов Фьезоле в их споре с Сильвестринами по поводу владения монастырем Сан Марко, а позже, в 1438 и 1439 гг был одним из ключевых докладчиков на соборах Феррары и Флоренции соответственно. В конце 1439 года Евгений IV, находившийся в то время в резиденции в Санта Мария Новелла во Флоренции, вознаградил усилия Торквемады, даровав ему титул кардинала титулярной церкви Сан Систо (Титулярные церкви — ранние христианские здания церквей, построенных вокруг Рима и получивших имена основателей или владельцев, уполномоченных в попечении над ними).

Триптих из музея Фогга, возможно, написан Анджелико по заказу Торквемады для церкви Санта Мария ин Трастевере, кардиналом которой он был с 1446 по 1460 год, и предназначался для литургических (богослужебных) целей, на что может указывать намеренно выделеный визуальным акцентом мотив пеликана, евхаристическое значение которого было подчеркнуто еще святым Фомой Аквинским. Затем, вероятно, он находился в покоях кардинала в Санта Мария сопра Минерва. После смерти кардинала унаследовал эту картину, должно быть, Фрай Томас де Торквемада, племянник Торквемады, так как большое Распятие, которое он заказал Педро Берругете между 1495 и 1498 годами для доминиканского монастыря Сеговии, очевидно, вдохновлено этой картиной. Среди следующих владельцев этой картины - Луи Шарль Тимбаль (1821-1880), Париж, который получил ее в Болонье по наследству. В 1904 г. картина была продана упомянутому профессору Ноэлю Валуа. А в 1921 году она была приобретена Художественным музеем Фогга.


Левое крыло этого триптиха было найдено в частной коллекции в Нью-Йорке - это панель Святой Сикст из коллекции известного американского коллекционера и арт-дилера Рихарда Л. Фейгена.


Алтарь Фьезоле
Святой Сикст
Ок. 1453-55. Темпера, золото, дерево. 46,4 x 15,6 см. Коллекция Рихарда Л. Фейгена, Нью Йорк

Эта панель очень высокого качества, на её обратной стороне - герб кардинала Торквемада. Существует мнение, что святой Сикст здесь изображен с чертами папы Евгения IV, однако датировка триптиха понтификатом Евгения IV просто на основании предполагаемого сходства определенных фигур с папой кажутся неубедительной в свете стилистических соображений и часто отмечаемого сходства картины с более поздними работами Анджелико.

Ранее эта панель находилась во французских частных коллекциях. С 1957 года она находится в американских коллекциях. Одно время панель входила в коллекцию Дианы Джонсон, Бел Эйр, Калифорния. В 1972 году она выставлялась на аукционе Сотбис. Сейчас находится в частной коллекции Рихарда Л. Фейгена, Нью Йорк.

Опись начала XVII века сообщает, что на ныне отсутствующем правом крыле был изображен святой Доминик и что этот триптих принадлежал базилике Санта Мария ин Трастевере, чей титул (титул пресвитера-кардинала этой базилики) Торквемада получил в 1446 году.


Существовала панель-двойник Распятия музея Фогга, к сожалению, известная только по фотографиям, с Богоматерью, Святым Николаем и Святой Бригиттой: испанский кардинал на Базельском соборе в 1435 году официально провозгласил легитимность Откровений, написанных святой Бригиттой Шведской, и можно предположить, что Торквемада сам попросил изобразить ее на этой панели. Местоположение этой картины неизвестно.

Распятие
Распятие с Богоматерью и святыми Бриггитой и Николаем
Местонахождение неизвестно



предыдущая следующая
c-rover
2009 - 2023
содержание