содержание
Все сайты C-Rover

Предполагается, что эти три панели, изображающие Рай, вершащего Суд Христа и Ад, когда-то составляли единую композицию Страшного Суда. Оба крыла обрезаны по ширине, на что указывают фрагментарные фигуры вдоль их внутренних краев, а центральная панель была обрезана сверху и снизу. Эта картина повторяет сюжет знаменитой панели "Страшный Суд", написанной Фра Анджелико для церкви Санта Мария дельи Анджели, которая находится сейчас в музее Сан Марко (см. предыдущий раздел). Существует также третья версия этой же сцены, представленная центральной панелью триптиха из Национальной галереи античного искусства в Палаццо Корсини в Риме (см. следующий раздел). Другие версии этой темы включают фреску в соборе Орвието и изображение на Шкафу для серебряной посуды Аннунциата.

Берлинский «Страшный Суд» впервые упоминается с указанием имени Фра Анджелико в знаменитой римской коллекции кардинала Йозефа Феша (1763–1839), который, по общему мнению, приобрел эту панель у какого-то булочника. На аукционе коллекции Феша в 1845 году она была продана князю Шарль-Люсьену Бонапарту (1803–1857), племяннику Наполеона I. Затем она принадлежала английскому коллекционеру лорду Уорду, графу Дадли, который в 1884 году продал его музею Кониглиш (ныне Галерея искусств).

Триптих Страшный Суд
Триптих «Страшный Суд»
1450. Темпера, дерево. 103 x 65 см (центральная панель), 103 x 28 см (боковые панели). Государственный музей, Берлин

В каталоге картин в Берлине 1898 года впервые было указано на существование в галерее Сабауда в Турине копии этой панели Анджелико, которую выполнил в 1567 году нидерландский художник Бартоломеус Спрангер (1546-1611).

Страшный Суд
Барталомус Спрангер. Страшный Суд
(Копия панели Фра Анджелико "Страшный Суд")
1567. Масло на медной пластине, 116 х 148 см, Галерея Сабаута, Турин

С тех пор принято считать, что выполненная на меди картина Спрангера (по размерам она лишь немногим выше и шире берлинских панно) отражает внешний вид оригинальной композиции берлинского Страшного Суда. Заказанная Спрангеру доминиканцем папой Пием V (годы правления 1566–1572) копия «Страшного Суда» изначально располагался над могилой папы в доминиканском монастыре, основанном им в его родном городе Боско-Маренго, недалеко от Алессандрии. Согласно личному другу Спрангера, историографу шестнадцатого века Карелу ван Мандеру, художник получил заказ на картину от самого папы и завершил ее, находясь в резиденции в Бельведере, папской резиденции напротив Ватиканского дворца. Это означает, что самое позднее к середине шестнадцатого века картина Анджелико, если даже и не принадлежала папе, находилась в Риме.

К копии Спрангера, возможно, можно добавить никогда не публиковавшуюся панель Страшного Суда из частной коллекции на Сицилии, которая впервые была указана Кроу и Кавалькаселем как сильно переписанная современная копия берлинской картины. Согласно этим источникам, картина, находившаяся тогда недалеко от Катании, в церкви капуцинов в Леонфорте, была подарком семьи Бранчифорти Траббиа. В каталоге Берлинского Государственного музея 1931 года отмечается, что эта панель, принадлежавшая тогда барону Лидестри из Артезинеллы, появилась в продаже в Риме в 1914 году. В 1970 г эта картина, находящаяся в частной коллекции семьи Ли Дестри ди Рейн, была передана в аренду Городскому музею «Замок Урсино» в Катании. В 1972 году владельцы отправили ее в Центральный институт реставрации в Риме для технического освидетельствования. О последующей истории или местонахождении этой панели ничего не известно.

На центральной панели "Страшного Суда" Анджелико доминирует фигура Христа, заключенного в мандорлу херувимов и серафимов. Она окружена небесным трибуналом, в который входят Дева Мария и святой Иоанн Креститель, апостолы, два евангелиста, святые Доминик, Стефан, Григорий и Бенедикт и хор ангелов.

Триптих Страшный Суд
Страшный Суд. Центральная панель. Фрагмент

Священное писание пророчествует, что все предстанут перед Христом, и он «отделит одних от других как пастырь отделяет овец [верующих] от козлов [неверующих]; и поставит овец по правую свою сторону, а козлов — по левую». Христос возглавляет собрание как судья, сидя на троне в окружении апостолов. Он изображен в момент, когда он выносит свой суровый приговор грешникам. В нижней части композиции, под Христом, разделенные рядом открытых гробниц, из которых выходят души умерших, находятся блаженные, которых приветствуют их ангелы-хранители, и проклятые, которых бесы влекут в ад.

Триптих Страшный Суд
Страшный Суд. Левая панель

На вертикальной панели слева изображены несколько рядов святых (в основном доминиканцев), в танце движущихся в небеса, сопровождаемые ангелами. Их ведут через цветущий луг к вратам Рая, о чем свидетельствуют линии, вырезанные на золотом фоне.

Триптих Страшный Суд
Страшный Суд. Левая панель. Фрагмент

Эта картина демонстрирует яркий красочный стиль Фра Анджелико – сияющие пастели одежд резко выделяются на фоне зеленой травы пейзажа, ведущему вверх к золоту небесного царства. Костюмы декорированы филигранной чрезвычайно тонкой каймой, постоянно присутствующей в его картинах, начиная с работ в качестве иллюстратора книг.

Триптих Страшный Суд
Страшный Суд. Правая панель

На правой панели, под святыми и ангелами, в горе находится Ад, разделенный на отдельные зоны в соответствии с видением Данте в «Божественной комедии». Латинские надписи обозначают изображенные там пороки, начиная с гордыни (SVPERBIA), которая окружает голову сатаны. Слева и справа от сатаны, снизу вверх, расположены скупые (AVARY) и похотливые (LIBIDINOSI), гневливые (IRACVNDI) и завистливые (INVIDI), ленивые (ACCIDIOSI) и прожорливые (GVLOSI). Чудовище в центре в нижней части картины может быть Левиафаном из Ветхого Завета.

Эта работа Фра Анджелико близка духу Тречендо (14-му веку итальянской истории культуры), в частности школе Оркагна (1308-1368, итальянский художник, скульптор и архитектор). Считается, что она была создана в Риме, когда художник был популярен и имел большую мастерскую. Предполагается также возможность, что эта работа выполнялась с участием его учеников, в том числе Заноби Строцци. Наиболее сопоставимой как стилистически, так и композиционно с этой берлинской картиной большинством исследователей была выделена картина «Страшный Суд» из палаццо Корсини (см. следующий раздел). Считается, что обе работы были написаны в первый римский период творчества художника, между 1447 и 1448 годами, но берлинская картина рассматривается как несколько более ранняя, стилистически более близкая к произведениям первой половины 1440-х гг., чем к римским произведениям художника.

По своим блестящим колористическим эффектам, однако, а также по описательно подробным изображениям входа в Рай и адских мук берлинская картина, с другой стороны, находится также близко к знаменитому "Страшному Суду" Анджелико для церкви Санта Мария дельи Анджели, обычно датируемому 1431–1432 годами, хотя, возможно, и написанному почти десятилетием ранее (см. предыдущий раздел). Берлинский Страшный Суд перекликается с этой версией в изображении ада и сада с танцующими ангелами. В то же время, он представляет собой радикальный отход от этой более ранней картины, сосредотачиваясь на фактическом моменте суда, а не на его завершении, что выражается в отсутствии резкого разделения между блаженными и проклятыми и присутствии ангела на заднем плане, изображенного в процессе того, как он выталкивает сопротивляющуюся душу с одной стороны на другую.

Триптих Страшный Суд
Страшный Суд. Центральная панель. Фрагмент

Помимо этого, в то время как в более ранней картине акцент делается на блаженных, на которых обращен взгляд Христа — как если бы он участвовал в их приветствии на небесах, — в центре внимания на берлинской панели, несомненно, находятся проклятые. Зритель противостоит здесь Христу как суровому судье на пизанских фресках, который обращается только к проклятым, опустив одну руку в осуждении, а другую подняв, чтобы показать раны от креста; эти внешние признаки Страстей, как указывает Фома Аквинский, свидетельствовали о человеческой стороне природы Христа и, тем самым, давали Ему власть судить человечество, осуждая тех, кто отверг Его Благодать, и тех, кто несправедливо преследовал Его.

Стилистически берлинский «Страшный Суд» можно сравнить с произведениями Анджелико середины-конца 1430-х годов, в которых встречаются такие же округлые фигуры, в отличие от более утонченных форм, отмечающих картины следующего десятилетия, а также блестящая палитра и драгоценные декоративные эффекты. Интенсивная эмоциональность жестов и мимики, отличающая бурную толпу бегущих и гонимых душ, заставляет вспомнить, в частности, повествовательную живость пределлы табернакля Линайоли, а также драматически заряженные сцены — в первую очередь «Мученичества святых Космы и Дамиана» частью пределлы более позднего алтаря Сан-Марко. Однако самые строгие соответствия, пожалуй, можно найти в маленькой Мадонне с Младенцем в Ватиканской пинакотеке, датированной Кантером второй половиной 1430-х гг., для которой характерна почти идентичная фигура, типы и такое же свободное обращение с формами и более схематичным определением черт лица.

Датировка берлинского «Страшного Суда» между 1435 и 1440 годами открывает несколько возможностей в отношении определения покровителя (донатора) этой работы, который, судя по преобладающему присутствию доминиканцев среди блаженных, скорее всего, был членом этого ордена.

Триптих Страшный Суд
Страшный Суд. Левая панель. Фрагмент

На левой панели, справа, под воротами в Рай бородатый святой-августинец, предположительно сам святой Августин, указывает на прибытие папы и доминиканского кардинала в сопровождении ангела в левом углу сада, ведущего в Рай. Идентификация донатора этой картины как доминиканского кардинала, находящегося на видном месте рядом с папой, заслуживает внимания, особенно в свете указующего жеста святого Августина, явно направленного на них. Учитывая, что картина была выполнена во время понтификата Евгения IV (годы правления 1431–1447), можно с уверенностью предположить, что именно Евгений IV — папа, изображенный спиной к зрителю (а раз так - он не может быть донатором картины). Роль, отведенная здесь святому Августину можно объяснить с точки зрения первой принадлежности Евгения IV к ордену августинцев как бывшего каноника Сан-Джорджо-ин-Альга в Венеции. Заманчиво предположить в этом контексте, что кардинал, изображенный здесь, мог быть знаменитым Хуаном де Торквемада, получившим этот титул во Флоренции в 1439 г. (тем, кто позже заказал панель "Христос на Кресте", что находится сейчас в Художественном музее Фогга). Если не настаивать на поздней дате исполнения этой картины, остается также возможность отождествить ее донатора с единственным другим известным доминиканским кардиналом во время правления Евгения IV, испанцем Хуаном де Казановой Арагонским, который, как и Торквемада после него, носил титул Магистра Сакри Палати (главного теолога Ватиканского дворца) - он получил кардинальскую шапку в 1431 г. и умер во Флоренции в 1436 г. Независимо от личности кардинала, скорее всего, картина была заказана во Флоренции, во время длительного пребывания папы в доминиканском монастыре Санта-Мария-Новелла, между 1434 и 1436, а затем между 1439 и 1443 годами. Тот факт, что копия Спрангера берлинского «Страшного Суда» была выполнена в Риме для доминиканского папы Пия V, предполагает, однако, что картина могла предназначаться для украшения частной часовни кардинала-донатора или резиденции в том же городе, возможно, расположенной в одном из из двух главных доминиканских монастырей - монастыре Санта-Мария-сопра-Минерва или в монастыре Сан-Систо.


Заноби Строцци(?). Страшный Суд.

Берлинская панель "Страшный Суд" и панель "Страшный Суд" для церкви Санта Мария дельи Анджели послужили прообразом для еще одной малоизвестной, точнее, мало обсуждаемой панели, которая находится сейчас в частной коллекции в Лондоне(?).

Страшный Суд
Заноби Строцци(?). Страшный Суд
1448-50. 103,5 х 131,5 см, Масло, дерево, Частная коллекция, Лондон(?)

Эта панель долгое время считалась работой Фра Анджелико. В 1854 она появилась на аукционе в Лондоне при распродаже коллекции Джоли де Баммевиль и аттрибутировалась как работа Фра Анджелико. В 1897 в Париже на распродаже работ из коллекции Эмиль Гавер эта панель также аттрибутировалась Фра Анджелико. Потом панель купил южноафриканский горнодобывающий король Сэр Джозеф Робинсон, разместивший ее в своей резиденции в Дадли Хауз в Лондоне. Когда в 1910 году Робинсон вернулся в Южную Африку его художественная коллекция осталась в Лондоне, и, за исключением кратковременного появления ее на художественном рынке в 1923 году, вплоть до 1958 года эта панель оставалась недоступной исследователям.

Единственным искусствоведом, имевшим доступ к этой панели в то время был Беренсон, который в 1932 году включил эту картину в список работ, которые он приписывал мастеру, идентифицированному позже как Заноби Строцци. В 1958 году она была выставлена в Королевской Академии Искусств и версия Беренсона была поддержана. Но в каталоге выставки коллекции Натали Лабиа в 1978 году эта панель была включена в список как работа Фра Анджелико, правда, снабженная знаком вопроса.

Последние обсуждения этой темы специалистами подтверждают версию Беренсона. Сравнение большей части картины с документированными произведениями Строцци конца 1440-х - начала 50-х годов показывает их схожесть. Маленькие, похожие на кукольные головы фигур, глубоко прорисованные черты лица, свободные, плавные волны драпировок - все это напоминает рисунки в манускриптах, выполненные Строцци в 1448-49 годах.

Композиция этой панели выведена, как уже упоминалось, из панели Анджелико "Страшный Суд" для церкви Санта Мария дельи Анджели и Берлинской панели "Страшный Суд". Также как и на первой, мы видим в левой части картины Райские Врата и обрезанные верхушки деревьев слева внизу, Христос также помещен в сияние овальной формы, мандорлу, образованную красными Серафимами, окружаемыми ангелами. Более того, в расположении двойного ряда сидящих Апостолов и Евангелистов, по дуге, определяющем общую композицию, можно увидеть признаки того, что, возможно, когда-то верхняя часть этой панели тоже имела выпуклую, непрямоугольную форму. В то же время фигура Христа явно смоделирована с Берлинской панели, на которой суровый судья запечетлен в момент, когда он выносит приговор грешникам. Также как и там, блаженные и грешники не разделены слишком резко, и на заднем плане ангелы так же направляют души с одной стороны на другую.

Имея ввиду вероятное авторство Заноби Строцци, мы все же включили эту работу в наш сайт.



предыдущая следующая
c-rover
2009 - 2023
содержание