содержание
Все сайты C-Rover

Алтарь Боско а Фрати был заказан Козимо Медичи для главного алтаря францисканской церкви Сан Буонавентура в Боско аи Фрати, которую Микелоццо по поручению Козимо перестраивал в 1430-х годах. Эта церковь находится недалеко от виллы Кафаджоло, одной из вилл Медичи, поэтому она пользовалась их покровительством.

Алтарь передан в Флорентийскую Галерею в 1810 году.

Алтарь Боско а Фрати
Алтарь Боско а Фрати
1450, Темпера, дерево. 174 x 174 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Этот алтарь, выполненный после возвращения Фра Анджелико Рима во Флоренцию, демонстрирует новый подход к передаче пространства и соотношению фигур с их окружением.

Алтарь Боско а Фрати
Алтарь Боско а Фрати. Центральная панель
Ок.1450-52, Темпера, дерево. 174 x 174 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Центральная панель алтаря следует стандартному сюжету "Святая беседа". Но в отличие от алтаря Анналена Мадонна восседает не на сложно построенном троне, а просто на широком сидении-подушке, покрытом тканью.

Алтарь Боско а Фрати
Алтарь Боско а Фрати. Фрагмент

Фигура Марии выделена необычно широкой нишей, закрытой золотым занавесом - явная ссылка на традиционный в прошлом золотой фон. За Марией - два ангела, которые типом лица и одеянием напоминают ангелов со свода капеллы Сан Бризио в соборе Орвьето, фрески, выполненной Фра Анджелико и его мастерской в 1437 году.

Занавес продолжается в обе стороны стеной с нишами-арками и колоннами, дающими деликатные тени от источника света слева. Этот архитектурный фон можно найти, с некоторыми вариациями, во многих других работах - в алтаре Сан-Марко (1438-1443), в алтаре Анналена (1430 или 1443-1445), во фреске Мадонна Теней (1440). Полихроматичность архитектуры напоминает также фрески, выполненные Фра Анджелико в Ватикане в капелле Никколини - Осуждение святого Лаврентия императором Валерианом, а глухие сводчатые арки-ниши своими пропорциями напоминают архитектурный мотив из фрески Мученичество Святого Лаврентия. В этой тщательно продуманной композиции Анджелико переносит в станковую живопись монументальный стиль, выработанный им в Риме.

На переднем плане шесть святых, слева — Антоний Падуанский (его имя выгравировано в гало), Людовик Тулузский и Франциск. Все эти святые связаны с францисканским орденом. Справа изображены святые Косьма и Дамиан, а также Святой Петр Мученик. Святые Косма и Дамиан были покровителями Медичи и, в частности, Козимо Старшего. Петр Мученик был доминиканским святым (к этому ордену принадлежал также и Анджелико) и его присутствие свидетельствует о дружбе между двумя нищенствующими орденами.


Пределла этого алтаря обычно рассматривается как работа самого Анджелико.

Алтарь Боско а Фрати
Алтарь Боско а Фрати. Пределла
Ок.1450-52, Темпера, дерево. Музей Сан Марко, Флоренция

В её центре изображен Христос, а по сторонам - святые Доминик, Бернардин Сиенский, Петр, Павел, Джером и Бенедикт.

Алтарь Боско а Фрати
Алтарь Боско а Фрати. Фрагмент

Поскольку Святой Бернардин был канонизирован только в 1450 году, алтарь явно написан не ранее этого времени. Впрочем, нет 100-процентной уверенности, что пределла всегда была частью именно этого алтаря. Так как достоверных документов недостаточно - некоторые историки полагают, что пределла этого алтаря могла быть составлена из панелей со сценами из жизни Святого Франциска (из Пинакотеки Ватикана, Картинной галереи Берлина и из Музея Линданау в Альтенбурге). Но эта гипотеза вряд ли реалистична из-за стилистических и размерных несоответствий. Один из известных искусствоведов предложил также поменять местами пределлу этого алтаря и пределлу алтаря Аналлена (с сюжетами о Косьме и Демьяне), однако каких-либо подтверждающих документов или фактов для этого не имеется.



предыдущая следующая
c-rover
2009 - 2022
содержание